На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 08.12.2016 N 1733/16 "О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "РостовОблСтрой" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях
ФГКУ "2 Центр заказчика-застройщика войск Национальной гвардии (войсковая часть 6895, г. Ростов-на-Дону)" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ГУП "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на строительство комплекса зданий военного городка войсковых частей 5138, 3701 пос. Кадамовский, Ростовской области (тренировочное здание, сети электроснабжения) (номер извещения 0858400000517000003) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в приложении "Требования к качеству материалов (товаров)" к приложению с описанием объекта закупки документации об Аукционе (далее - Приложение N 1) требования к закупаемым товарам, не позволяющие заполнить заявку на участие в Аукционе.
Заказчик в письменном возражении на обращение от 24.04.2017
N 493не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 15.03.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 36 875 710 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 05.04.2017;
4) дата окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 05.04.2017;
5) дата проведения Аукциона - 10.04.2017;
6) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавал 1 участник закупки;
9) по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе заявка признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно обращению Заявителя Заказчиком в Приложении N 1 установлены требования к раствору готовому кладочному цементному марки 50 и изолятору(позиции N 20, 27), которые на момент подачи заявки невозможно установить без наличия такого товара, а именно: для раствора готового кладочного цементного марки 50" (позиция N 20) установлено:"Водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90 %, глиносодержащих растворов - не менее 93 %. Расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10 %"; дляизолятора (позиция 27)установлено: "Изоляторы должны выдерживать воздействие переменного тока частоты 50 Гц напряжением такого значения, при котором на поверхности изолятора образуется непрерывный поток электрических искр, не переходящих в электрическую дугу. Изоляторы должны быть стойкими к термоударам и выдерживать трехкратный цикл резких изменений температур при перепаде: 70 °С".
Вместе с тем, в приложении N 4 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электроном аукционе" документации об Аукционе установлено, что "в случае, когда отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний, участник закупки указывает значения показателей в неизменном виде в сопровождении соответствующих слов, терминов и знаков".
Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Приложении N 1 установлены требования к асфальтобетонным смесям дорожным, аэродромным и асфальтобетону (позиции N 25), в том числе требование о соответствии
ГОСТ 9128-2013, а также требование к типу смеси, а именно: "горячие или теплые". При этом тип "теплые" для такого закупаемого товара не предусмотрен ГОСТ 9128-2013. Кроме того, для данного товара установлены противоречивые требования, а именно: "(мелко или крупнозернистые, песчаные) марка III, тип Б", вместе с тем, согласно
ГОСТ 9128-2013 "Тип Б" означает, что смесь "щебеночная".
В Приложении N 1 установлены требования к асфальтобетонным смесям дорожным, аэродромным и асфальтобетону (позиции N 25), в том числе: "Асфальтобетонные смеси дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие или теплые для плотного асфальтобетона мелко или крупнозернистые, песчаные) марка III, тип Б". Кроме того, установлено требование о соответствии ГОСТ 9128-2013.
Согласно пункту 4.1.1 ГОСТ 9128-2013 асфальтобетонные смеси и асфальтобетоны в зависимости от вида минеральной составляющей подразделяют на щебеночные, гравийные, песчаные.
Также в соответствии с пунктом 4.1.3 ГОСТ 9128-2013 асфальтобетонные смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на следующие виды - крупнозернистые, мелкозернистые, песчаные.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлено требование "мелко или крупнозернистые, песчаные" не к минеральной составляющей, а к размеру минеральных зерен.
Согласно таблице ГОСТ 9128-2013 смеси в зависимости от вязкости используемого битума и температуры при укладке подразделяют на горячие и холодные.При этом тип "теплые" для таких смесей не предусмотрен
ГОСТ 9128-2013.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком при установлении требований к асфальтобетонным смесям дорожным, аэродромным и асфальтобетону (позиции N 25) использовано значение "теплые", не предусмотренноеГОСТ 9128-2013.
В Приложении N 1 установлены требования к товару бетон (позиции N 4-7, 17), в том числе установлены требования о соответствии
ГОСТ 26633-2015, а также требования к показателю "крупность заполнителя". Также установлены требования к показателю "прочность" бетона (позиции N 4-7, 17), а именно: "B 7,5 (M100), B 12,5 (M150), B 15 (M200)".
Согласно таблице 2 ГОСТ 26633-2015 предусмотрены показатели: "содержание фракций в крупном заполнителе, %" и "наибольшая крупность заполнителя, мм".
При этом показатель "крупность заполнителя" не предусмотрен
ГОСТ 26633-2015.
Кроме того пунктом 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 предусмотрены показатели качества бетона по прочности (на сжатие): "B3,5; B5; B7,5; B10; B12,5; B15; B20; B22,5; B25; B27,5; B30; B35; B40; B45; B50; B55; B60; B70; B80; B90; B100; B110; B120". При этом значения M100, М200, М150 не предусмотрены ГОСТ 26633-2015.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком при установлении требований к бетону (позиции N 4-7, 17) использован показатель "крупность заполнителя", а также значения показателя "прочность", не предусмотренные ГОСТ 26633-2015.
В Приложении N 1 к документации об Аукционе для горячекатанной арматурной стали (позиции N 8-10) установлено требование о соответствии предельных отклонений диаметра гладких профилей ГОСТ 2590-88.
Комиссией установлено, что согласно информации из каталога стандартов, размещенного на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, ГОСТ 2590-88 утратил силу с 01.07.2009 и заменен на ГОСТ 2590-2006. При этом извещение о проведении Аукционе размещено на Официальном сайте 15.03.2017.
В Приложении N 1 к документации об Аукционе к бетонным блокам для стен подвалов (позиция N 16) установлено требование к маркам таких блоков, а именно: "ФБС 24-6-6-Т, ФБС 24-4-6-Т, ФБС 12-6-6-Т, ФБС 12-4-6-Т,ФБС 9-6-6-Т, ФБС 9-4-6-Т", также указано требование о соответствии
ГОСТ 13579-78. Кроме того присутствуют требования к конструкции марок монтажных петель П1, П2, П2а, П3, П4 и к выборке стали для изготовления таких монтажных петель.
В соответствии с ГОСТ 13579-78 в блоках марок ФБС 24-6-6-Т,ФБС 24-4-6-Т, ФБС 12-6-6-Т, ФБС 12-4-6-Т, ФБС 9-6-6-Т, ФБС 9-4-6-Т устанавливаются петли марок П3, П2а, П2, П2, П2, П1 соответственно. При этом петли марки П4 не устанавливаются в указанные марки блоков.
В Приложении N 1 к документации об Аукционе к кирпичам по позициям
N 19, 21-23 установлено требование к маркам - 125, 125, 100, 150 соответственно, также установлено требование о соответствии
ГОСТ 379-2015.
Согласно пунктам 4.1.4, 4.1.5 ГОСТ 379-2015 по прочности изделия подразделяют на марки M100, M125, M150, M175, M200, M250, M300,по морозостойкости изделия подразделяют на марки F25, F35, F50, F75, F100.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлено к каким именно видам марок кирпичей установлены требования, а именно к маркам по прочности или маркам по морозостойкости.
Так, например, Заказчиком в Приложении N 1 по позиции 22 "кирпич керамический" установлено требование к марке - 100. При этом в соответствии с ГОСТ 379-2015 данное значение соответствует двум видам марок: F100 и M100. Таким образом, не представляется возможным определить к какой марке установлены требования.
В соответствии с Приложением N 1 "Характеристики отдельных товаров (материалов) должны соответствовать требованиям государственных стандартов - ГОСТов, в том числе ГОСТ 10178-85, ГОСТ 8736-2014,ГОСТ 5781-82, ГОСТ 379-2015, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 530-2012,ГОСТ 7415-86, ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 7473-2010,ГОСТ 2590-2006, ГОСТ 13579-78, ГОСТ 6465-76, ГОСТ 30547-97,ГОСТ 22245-90, ГОСТ 13873-81, ГОСТ 1232-82, ГОСТ 31996-2012,ГОСТ 16442-80, ГОСТ 8509-93".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не установлено какие именно ГОСТы соответствуют тому или иному товару, в связи с чем, участникам закупки не представляется возможным сопоставить ГОСТ
с товаром при заполнении заявки на участие в Аукционе, что не позволяет надлежащим образом подать заявку на участие в Аукционе.
Кроме того в соответствии с требованиями Приложения N 1 и инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе для ряда товаров установлено требование о необходимости указывать показатели, предусмотренные в ГОСТах.
Так, для эмали ПФ-115 установлено требование о соответствии требованиям и нормам, указанным в таблице 1 ГОСТ 6365-76. При этом в соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе участнику закупки необходимо в составе первой части заявки указать показатели и их значения, приведенные в ГОСТ 6365-76.
Вместе с тем, в составе документации об Аукционе отсутствует таблица 1 ГОСТ 6365-76, а также необходимые показатели, соответствующие требованиям и нормам, установленным ГОСТ 6365-76.
Комиссия приходит к выводу о том, что подобные требования в Приложении N 1 не позволяют участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, поскольку не позволяют полностью определить в отношении каких показателей товаров участники закупки должны представить свои предложения в заявке на участие в Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, не установившего надлежащим образом требования к товарам, используемым при выполнении работ (оказании услуг), не соответствуют пунктам 1, 2 части 1 статьи 31,части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В приложении N 4 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электроном аукционе" документации об Аукционе установлено, что:
"Значения конкретных технических характеристик (показателей) товаров, предлагаемых участником закупки, должны соответствовать требованиям государственных стандартов и (или) технических условий, распространяющихся на данные товары (при их наличии).
В случае использования Заказчиком при описании объекта закупки государственных стандартов с указанием ссылок на таблицы в этих стандартах (например "указанных в таблице 3. ГОСТ 8736-2014") и иных нормативных документов в составе первой части заявки необходимо представить конкретные показатели товаров, соответствующие значениям, выбранным из указанных таблиц и документации об аукционе в электронной форме, в том числе в случае если государственный стандарт или иной нормативный документ предусматривает не конкретное значение показателя, а диапазон допустимых значений, за исключением случаев предусмотренных настоящей инструкцией".
Таким образом, согласно указанному требованию инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе участнику закупки необходимо указать конкретное значение показателя даже в том случае, если в соответствии с ГОСТом данный показатель является неконкретным, что может привести к ненадлежащему заполнению заявки, в результате чего участником закупки может быть представлена информация, противоречащая ГОСТам, указанным в документации об Аукционе или иным требованиям к данным товарам.
Согласно изложенному, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик не установил надлежащим образом в документации об Аукционе инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Нарушения, указанные в пунктах 1, 2 настоящего решения, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 11.04.2017 N КГОЗ-055/17, по настоящему решению предписание не выдавать.
3. В связи с тем, что сведения по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 11.04.2017 N КГОЗ-055/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России, сведения по настоящему решению для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2017 г. N ПГОЗ-083/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2017