Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 31 июля 2017 г. N 44-3064/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 17953-ЭП/17 от 24.07.2017) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение ремонтных работ в здании СП ГБПОУ "Оптико-механический лицей" по адресу: г. Санкт-Петербург, Московский пр. д. 52 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 30.06.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200137917000004. Начальная (максимальная) цена контракта - 12 228 913, 00 рублей.
Из содержания жалобы следует, что Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении на официальном сайте текста документации об аукционе в формате, не позволяющем осуществить поиск и копирование текста, что делает крайне затруднительным подачу заявки на участие в рассматриваемом аукционе. Также Заявитель указывает на нарушение Заказчиком норм Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, в частности, Заявитель указывает на то, что по ряду позиций Заказчиком установлены нестандартные требования к товарам. Кроме того, Заявитель указал, что Заказчиком не установлено требование о наличии у участников закупки соответствующего допуска СРО.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными Заказчиком документами и сведениями, заслушав пояснения представителя Заказчика приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Постановлением от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
После ознакомления с документами, размещёнными на официальном сайте, в том числе, с приложением N 4 к Техническому заданию, размещённому в формате MS Office с расширением файла .doc, Комиссией УФАС установлено, что формат отображения текста (таблиц) Заказчиком в указанном приложении создаёт препятствия для формирования заявок на участие в аукционах, так как не позволяют осуществить надлежащее копирование и поиск текста в полном объеме, что может повлечь ограничение количества участников закупок.
Следовательно, размещённая Заказчиком на Официальном сайте документация об аукционе, содержит ограничения для ознакомления, поскольку размещена в формате, не обеспечивающем возможность копирования фрагментов текста, что не соответствует ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика не соответствуют ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Пунктом 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В приложении N 1 к Техническому заданию документации об аукционе по позиции 37 установлены, в том числе, следующие требования к товару "Товар: Лак защитный тип 1": Время высыхания пленки до степени 3 при (202)
С не более 20 ч. Также Заказчиком установлено требование о соответствии товара по позиции 37 требованиям государственного стандарта ГОСТ 5631-79 "Лак БТ-577 и краска БТ-177. Технические условия".
Вместе с тем, на заседание Комиссии УФАС установлено, что в соответствии с ГОСТ 5631-79, например, время высыхания пленки до степени 3 при (202)
С не более 24 ч.
На основании изложенного, Комиссией УФАС установлено, что Заказчиком по позиции 37 установлены значения показателей, противоречащие ГОСТ, в связи с чем, участник закупки может предложить в составе первой части заявки показатели, соответствующие требованиям ГОСТ, которые, в свою очередь, будут противоречить требованиям, установленным в документации об аукционе.
Таким образом, Заказчик, установив характеристики товара, используемого при выполнении работ, не соответствующие действующему ГОСТ, допустил нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В остальной части жалобы, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными, поскольку в части описания объекта закупки Заказчиком применено описание товаров, не противоречащее требованиям НТД и использованы общеупотребимые показатели измерения и обозначения единиц измерения показателей. Доказательств, свидетельствующих об обратном, подателем жалобы в нарушение ст. 105 Закона о контрактной системе не представлено.
4. Комиссия УФАС также критически относится к доводу Заявителя о том, что Заказчиком не установлено требование о наличии в составе заявок участников рассматриваемого аукциона допуска выданного саморегулируемой организацией.
Так из п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участнику о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
В соответствии с извещением и документацией о закупке объектом закупки является выполнение ремонтных работ в здании СП ГБПОУ "Оптико-Механический лицей" по адресу: г. Санкт-Петербург, Московский пр. д. 52.
Как следует из ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на момент размещения на официальном сайте извещения о проведении рассматриваемого аукциона, лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30 декабря 2009 года утверждён Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Таким образом, условием допуска к участию в аукционе в случае осуществления закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства с указанием конкретного вида работ по организации строительства в соответствии с Перечнем.
Вместе с тем, в нарушение требований ст. 105 Закона о контрактной системе, подателем жалобы не представлено доказательств того, что работы являющиеся предметом рассматриваемого аукциона, входят в вышеуказанный перечень работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, в рассматриваемом случае, материалами дела не подтверждается нарушение Заказчиком требований п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
5. Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на момент заседания Комиссии УФАС доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки и повлекли ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГСК" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе,
3. Предписание об устранении нарушений не выдавать, так как нет доказательств того, что нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 31 июля 2017 г. N 44-3064/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2017