Резолютивная часть оглашена
17.04.2017 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобы ООО "КОМПЛЕКСМОНТАЖСТРОЙ", ООО "НОВОСТРОЙ", ООО "КП-Сервис", ООО "ТОЛЬЯТТИСТРОЙ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ капитальному ремонту нежилого здания ГБОУ СОШ находящегося по адресу: Самарская область, Кинельский район, с. Сырейка, ул.Юбилейная, д. 1 (извещение N 0142300007817000014, начальная (максимальная) цена контракта - 32 861 676,13 рублей),
в присутствии представителей: _
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "КОМПЛЕКСМОНТАЖСТРОЙ", ООО "НОВОСТРОЙ", ООО "КП-Сервис", ООО "ТОЛЬЯТТИСТРОЙ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ капитальному ремонту нежилого здания ГБОУ СОШ находящегося по адресу: Самарская область, Кинельский район, с. Сырейка, ул.Юбилейная, д. 1 (извещение N 0142300007817000014, начальная (максимальная) цена контракта - 32 861 676,13 рублей).
1. Согласно доводам ООО "КОМПЛЕКСМОНТАЖСТРОЙ" Заказчиком утверждена аукционная документация с нарушениями законодательства о контрактной системе:
- документация об электронном аукционе составлена так, что в случае выполнения всех работ по настоящему контракту лично и без привлечения субподрядных организаций, участники которые не имеют лицензии МЧС и по итогу не смогут осуществить полностью все работы по контракту;
- Согласно доводам ООО "КОМПЛЕКСМОНТАЖСТРОЙ", ООО "ТОЛЬЯТТИСТРОЙ" нормативные документы "ГОСТ", указанные в пункте 4.2 раздела 4 "Требования к заявкам на участие в аукционе", не позволяют определить, какому именно нормативному документу должны относиться характеристики товаров и/или материалов.
1) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Частью 3 статьи 52 ГрК РФ определено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно части 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, в соответствии с частями 2-3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
В разделе 1.3. требований к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению в п. 29.1. содержится требование о предоставлении копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а именно наличие п. 33.3 "Жилищно-гражданское строительство", а также копии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности или договора, заключенного с субподрядной организацией, имеющей такую лицензию.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 4.4.2 проекта контракта Подрядчик вправе привлекать для выполнения работ по контракту субподрядчиков, о чем обязуется информировать Заказчика в течение 3 дней со дня заключения договоров с субподрядными организациями. В информации должны излагаться предмет договора, наименование и адрес субподрядчика, прилагаться копия договора, копия свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией (при наличии или в случае, если требование о наличии свидетельства установлено законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом договором).
Таким образом, работы могут быть выполнены участником закупки (имеющим свидетельство саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта) посредством привлечения в ходе исполнения контракта иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией.
На основании изложенного, довод заявителя необоснован.
2) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п. 4 Технического задания Заказчик указал: "Применяемые материалы должны соответствовать нормативам и ГОСТам: ГОСТ 25820-2014, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 19111-2001, ГОСТ 6617-76, ГОСТ 12871-93, ГОСТ 6141-91, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 283-75, ГОСТ 30673-2013, ГОСТ 1145-80, ГОСТ 4029-63, ГОСТ 18188-72, ГОСТ 13344-79, ГОСТ 30266-95, ГОСТ 10178-85, ГОСТ 6141-91, ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467-75, ГОСТ 1144- 80, ГОСТ 1147-80, ГОСТ 24670-81, ГОСТ 24669-81, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 9410-78, ГОСТ 3134-78, ГОСТ 6465-76, ГОСТ 5089-2011, ГОСТ 9179-77, СП 63.13330.2012, ГОСТР 52643-2006, ГОСТ 30136-95, ГОСТ 2590-2006, ГОСТ 8240-97, ГОСТ 3070-88, ГОСТ 7372-79, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 2246-70, ГОСТ Р 54562-2011, ГОСТ Р 53486-2009, ГОСТ 32389-2013, ГОСТ 8292-85, ГОСТ 481-80, ГОСТ 7338-90, ГОСТ 12172-74, ГОСТ 11052-74, ГОСТ 10704-91, ГОСТ 12820-80, ГОСТ 2850-95, ГОСТ 7505-89, ГОСТ 10704-91, ГОСТ 3187-76, ГОСТ 633-80, ГОСТ 1581-96, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 283-75, ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 9179-77, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 3634-99, ГОСТ 631-75, ГОСТ Р 52643-2006, ГОСТ 8292-85, ГОСТ 1144- 80, ГОСТ 1147-80, ГОСТ 24670-81, ГОСТ 24669-81, ГОСТ Р 53486-2009, ГОСТ Р 52087-2003, ГОСТ 30136-95, ГОСТ 2590-2006, ГОСТ 5583-78, ГОСТ 30055-93, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 3070-88, ГОСТ 7372-79, ГОСТ 32389-2013, ГОСТ 21930-76, ГОСТ 481-80, ГОСТ 12820-80, ГОСТ 7827-74, ГОСТ 8240-97, ГОСТ 2162-97, ГОСТ 28196-89, ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 15030-78, ГОСТ 21235-75, ГОСТ 18599-2001, ГОСТ 7796-70, ГОСТ 14791-79, ГОСТ 1779-83, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 380-2005, ГОСТ 2162-97, ГОСТ 1144-80, ГОСТ 20477-86, ГОСТ 10621-80, ГОСТ 17473-80, ГОСТ Р 52643-2006, ГОСТ 30136-95, ГОСТ 2590-2006, ГОСТ 535-2005, ГОСТ 103-2006, ГОСТ 8509-93, ГОСТ 19113-84, ГОСТ 21930-76, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 11955-82, ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 6665-91, ГОСТ 530-2012, ГОСТ 3282-74, ГОСТ 30055-93, ГОСТ 11473-75".
В приложении N2 аукционной документации "Локальные ресурсные сметные расчеты" Заказчик установил требования к товарам.
Таким образом, Заказчик указал список нормативной документации, на основании которой установлены требования к товарам.
На основании изложенного, довод заявителя необоснован.
2. Согласно доводам ООО "НОВОСТРОЙ", ООО "ТОЛЬЯТТИСТРОЙ" Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
В инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе установлено следующее:
"1) Участник направляет заявку на участие в аукционе оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих первую и вторую части заявки.
2) В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в составе первой и второй части заявки, такой участник будет отстранен от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения;
3) Заявка направляется в виде файлов, обеспечивающих возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающих после их сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (электронный вид), или файлов с графическим образом оригинала документа (графический вид).
4) Заявка должна быть составлена на русском языке, за исключением товарного знака, знака обслуживания, фирменного наименования, патента, полезной модели, промышленного образца, которые могут указываться на иных языках.
5) При представлении в составе заявки копии документа, копия должна содержать все страницы оригинала документа; копия должна содержать текст оригинала документа в полном объеме; текст в копии документа должен быть разборчивым, читаемым.
6) При описании конкретных показателей используемого при выполнении работ товара, участнику электронного аукциона следует опираться на значения, установленные в Техническом задании (Раздел V документации об электронном аукционе), Локальных ресурсных сметных расчетах(Приложение N2 к документации об электронном аукционе) которые является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
7) В аукционной документации Заказчик использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услугии качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. В целях установления показателей, позволяющих наилучшим образом определить соответствие товара, применяемого при выполнении работ установленным Заказчиком требованиям, а также исходя из характеристик товара, заявленных заводами-изготовителями в настоящей документации могут быть использованы нестандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология.
8) Применяемые материалы должны соответствовать нормативам и ГОСТам: ГОСТ 25820-2014, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 19111-2001, ГОСТ 6617-76, ГОСТ 12871-93, ГОСТ 6141-91, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 283-75, ГОСТ 30673-2013, ГОСТ 1145-80, ГОСТ 4029-63, ГОСТ 18188-72, ГОСТ 13344-79, ГОСТ 30266-95, ГОСТ 10178-85, ГОСТ 6141-91, ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467-75, ГОСТ 1144- 80, ГОСТ 1147-80, ГОСТ 24670-81, ГОСТ 24669-81, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 9410-78, ГОСТ 3134-78, ГОСТ 6465-76, ГОСТ 5089-2011, ГОСТ 9179-77, СП 63.13330.2012, ГОСТР 52643-2006, ГОСТ 30136-95, ГОСТ 2590-2006, ГОСТ 8240-97, ГОСТ 3070-88, ГОСТ 7372-79, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 2246-70, ГОСТ Р 54562-2011, ГОСТ Р 53486-2009, ГОСТ 32389-2013, ГОСТ 8292-85, ГОСТ 481-80, ГОСТ 7338-90, ГОСТ 12172-74, ГОСТ 11052-74, ГОСТ 10704-91, ГОСТ 12820-80, ГОСТ 2850-95, ГОСТ 7505-89, ГОСТ 10704-91, ГОСТ 3187-76, ГОСТ 633-80, ГОСТ 1581-96, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 283-75, ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 9179-77, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 3634-99, ГОСТ 631-75, ГОСТ Р 52643-2006, ГОСТ 8292-85, ГОСТ 1144- 80, ГОСТ 1147-80, ГОСТ 24670-81, ГОСТ 24669-81, ГОСТ Р 53486-2009, ГОСТ Р 52087-2003, ГОСТ 30136-95, ГОСТ 2590-2006, ГОСТ 5583-78, ГОСТ 30055-93, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 3070-88, ГОСТ 7372-79, ГОСТ 32389-2013, ГОСТ 21930-76, ГОСТ 481-80, ГОСТ 12820-80, ГОСТ 7827-74, ГОСТ 8240-97, ГОСТ 2162-97, ГОСТ 28196-89, ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 15030-78, ГОСТ 21235-75, ГОСТ 18599-2001, ГОСТ 7796-70, ГОСТ 14791-79, ГОСТ 1779-83, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 380-2005, ГОСТ 2162-97, ГОСТ 1144-80, ГОСТ 20477-86, ГОСТ 10621-80, ГОСТ 17473-80, ГОСТ Р 52643-2006, ГОСТ 30136-95, ГОСТ 2590-2006, ГОСТ 535-2005, ГОСТ 103-2006, ГОСТ 8509-93, ГОСТ 19113-84, ГОСТ 21930-76, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 11955-82, ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 6665-91, ГОСТ 530-2012, ГОСТ 3282-74, ГОСТ 30055-93, ГОСТ 11473-75;
9)Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "или эквивалент", "аналог", "типа", "должен (-а) быть", "теоретическая", "около", "не менее", "не более", "не хуже", "или", "не ниже", "не выше", "не превышает", "максимальное", "минимальное", "требуется", "необходим" и производных однокоренных слов т.п., и/или допускать разночтения, двусмысленное толкование.
Знак "-" означает, что участнику необходимо указывать одно конкретное значение, из представленного диапазона значений через знак "-" включая крайние значения. Значения показателей, характеристик, марок, сопровождающиеся скобками, определяют многообразие вариантов, при этом необходимо указать конкретный показатель из приведенных подобным образом (исключение составляют уточняющие параметры). Участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе должен указать значения показателей материалов, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, при этом: значения показателей, сопровождающихся словами "более", "свыше" должны иметь конкретное значение, которое больше установленного; значения показателей, сопровождающихся словами "менее", должны иметь конкретное значение, которое меньше установленного; значения показателей, сопровождающихся словами "от" должны иметь конкретное значение, которое больше установленного; значения показателей, сопровождающихся словами "не более", должны иметь конкретное значение, которое меньше установленного, включая крайнее значение, значения показателей, сопровождающихся словами "не менее", должны иметь конкретное значение, которое больше установленного, включая крайнее значение. Показатели, сопровождающиеся одновременно словами "от_ до_" являются диапазонными, при этом участник выбирает диапазон значений, входящий в требуемый, согласно значений, установленных в действующих государственных стандартах, национальных стандартах (ГОСТ, ГОСТ Р), регулирующих условия выпуска и применения указанных товаров. Показатели: условная вязкость, расход материалов, фракция щебня и других сыпучих материалов, температура эксплуатации, длины досок хвойных пород должны быть указаны в диапазоне, соответствующем требованиям заказчика и нормативно-технической документации. Диапазонное (интервальное) значение показателя, сопровождаемое словами "не ниже", "не уже", необходимо указать равное либо более установленного диапазонное (интервальное) значение показателя. Если диапазонное (интервальное) значение показателя сопровождается словами "не выше", "не шире", необходимо указать равное либо менее установленного диапазонное (интервальное) значение показателя; значения показателей, сопровождающихся знаками "" (больше), "
" (меньше), "
" (больше или равно), "
" (меньше или равно), должны иметь конкретные значения в соответствии с инструкциями, указанными выше; значения показателей, сопровождающихся словами "в диапазоне", должны иметь диапазонное значение, равное установленному диапазонному значению показателей либо быть более или менее установленного диапазонного значения в соответствии с требованиями заказчика и нормативно-технической документации, при этом указываются верхняя и нижняя границы диапазона, которые должны являться включительными значениями. Если слова "от", "до", "не менее", "не более", "менее", "более" и им подобные стоят перед знаком ":", то их следует относить ко всем значениям, указанным после знака ":". Если указанные слова стоят после знака ":", то каждое значение следует применять к характеристике непосредственно рядом с которой оно указано. Значения показателей, отмеченные "*", не конкретизируются. Значения показателей, сопровождающиеся союзом "или", "либо", знаками "/", ";" являются однородными, определяющими многообразие вариантов, при этом необходимо указать одну характеристику или один показатель из приведенных подобным образом; значения однородных показателей, сопровождающихся знаком ",", не конкретизируются, за исключением употребления "," в сочетании с союзом "или". Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. Если ссылочный стандарт устанавливает дополнительные технические требования, в части использования нормативных ссылок на стандарт, к нормативным и техническим показателям на конкретные материалы, участником закупки должны быть учтены нормативные ссылки в части нормируемых показателей материалов. В случае, если в соответствии с нормативно-технической документацией значения показателя не нормируется, не определяется, не применяется, не используется, не регламентируется, отсутствует, необходимо, соответственно, указать значение показателя как "не нормируется", "не определяется", "не применяется", "не используется", "не регламентируется", "отсутствует". Указание участником закупки ненормируемых, неопределяемых, неприменяемых, неиспользуемых, нерегламентируемых, отсутствующих значений показателя для предлагаемого товара (материала) будет расценено как указание недостоверных сведений. Использование союза "и" при перечислении требований к параметрам и характеристикам товара (материала) означает, что данный товар (материал) должен обладать всеми перечисленными параметрами и характеристиками. В случае, если требования установлены к нескольким маркам (типам, видам, отличительным характеристикам) товара (материала), указанным через знак ", " либо союз "и", а при этом установлено требование к параметрам и характеристикам товара (материала), указанным в диапазоне значений (односторонне или двухсторонне ограниченном), то участник закупки должен предложить значение, соответствующее каждой марке (типу, виду, отличительной характеристике) товара (материала).
При указании наименования страны происхождения товара участнику необходимо руководствоваться положениями Общероссийского классификатора стран мира, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 N529-ст. Указание наименования страны не в соответствии с вышеуказанным стандартом не допускается.
10) При заполнении заявки следует использовать обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в документации об аукционе; избегать формулировок, допускающих неоднозначное толкование; заполнять все документы, которые представляются в составе заявки. Сведения, указываемые в заявке, не должны противоречить друг другу; должны быть полными без сокращений (за исключением случаев, когда в самой заявке, в документах, входящих в состав такой заявки, или в нормативных правовых актах Российской Федерации указаны расшифровки сокращений).
11) В случае наличия в настоящей документации указания на товарные знаки следует читать "или эквивалент"".
Таким образом, Инструкция по подготовке заявок требует от участника закупки указывать конкретные показатели, которые могут стать известными лишь на момент получения конкретной партии товара и после его испытаний.
Например, "Метиленхлорид. Сорт высший или первый. Массовая доля воды, %, не более 0,04. Массовая доля остатка после выпаривания, %, не более 0,0008. Массовая доля железа, %, не более 0,0003. Массовая доля кислот в пересчете на HCI, %, не более 0,0008. Массовая доля хлорорганических примесей, %, не более 1,1; в том числе массовая доля хлороформа, %, не более 0,8. Массовая доля хлористого метилена, %, не менее 98,8".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Установление заказчиком требований к конкретизации значений, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства и поставки, приводит к ограничению количества участников, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ при установлении требований к содержанию заявки приводит к увеличению количества участников закупок и значительной экономии бюджетных средств.
Позиция ФАС России по данному вопросу изложена в Письме ФАС России от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 ФАС России: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
В связи с изложенным, довод заявителя обоснован, в действиях заказчика усматривается несоблюдение требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно доводам ООО "КП-Сервис" Заказчиком утверждена аукционная документация с нарушениями законодательства о контрактной системе:
1) не установлен национальный режим при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами;
2) в Приложении N2 "Внутренние отделочные работы" аукционной документации установлены дополнительные требования к оборудованию:
"Рабочий монтажник среднего разряда 3,8", "Краны на автомобильном ходу при работе на монтаже технологического оборудования 10 т", "Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т" и т.д.
1) В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2015 г. N 1457 (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
В указанный Перечень включены в том числе работы и услуги, выполняемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).
Документация о закупке для государственных и муниципальных нужд разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Закона о контрактной системе и действующим законодательством Российской Федерации.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Согласно Письму Минэкономразвития России N 12589-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/28993/16 от 28.04.2016 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о запрете осуществления закупок работ, услуг, выполняемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики" соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления N 1457 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
В соответствии с п. 4.1 раздела IV Требования к заявкам на участие в аукционе аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным п. 3.1.1 документации об электронном аукционе:
2.1. Свидетельство о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке и в соответствии с требованиями Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 или копия такого свидетельства:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту
- 12.8. Антисептирование деревянных конструкций;
- 12.9. Гидроизоляция строительный конструкций;
- 20.8. Монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ включительно;
и/или
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
- 33.3. Жилищно-гражданское строительство;
2.2. Документ, подтверждающий непринадлежность участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики - выписка из Единого государственного реестра юридических лицили копия такой выписки (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 г. N1457).
3) Декларация о соответствии участника требованиям, установленным п.3.1.2- 3.17 настоящей документации
4) Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным п. 3.1.10 документации об электронном аукционе:
Копия исполненного контракта (договора);
Копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 (три) года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
Копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 (три) года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом, заказчик установил ограничения для участия в электронном аукционе для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
На основании изложенного, довод заявителя необоснован.
2) в Приложении N2 "Внутренние отделочные работы" сметной части документации применены следующие :
"Рабочий монтажник среднего разряда 3,8", "Краны на автомобильном ходу при работе на монтаже технологического оборудования 10 т", "Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т" и т.д.
Однако, в п. 4.1 Технического задания указано: "Требования к используемым при выполнении работ оборудованию и машинам не предъявляются".
На основании изложенного, довод заявителя необоснован.
4. Согласно доводам ООО "ТОЛЬЯТТИСТРОЙ" Заказчиком установлены требования к расходным материалам.
Расходные материалы - материалы, необходимые в процессе производства.
Заявитель указал, что заказчиком установлены избыточные требования к расходным материалам: Болты, Винты самонарезающие, Шурупы, Ксилол, Электроды, Пена монтажная, Прокладки ПМБ, Прокладки резиновые и т.д.
Однако, данные материалы используются при выполнении работ.
Таким образом, установление требований в отношении данных материалов правомерно.
На участие в электронном аукционе подано 5 заявок.
Довод заявителя необоснован.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "КОМПЛЕКСМОНТАЖСТРОЙ", ООО "КП-Сервис" необоснованными, жалобу ООО "ТОЛЬЯТТИСТРОЙ" частично обоснованной, жалобу ООО "НОВОСТРОЙ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 17 апреля 2017 г. N 271-12802-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2017