Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 27 июля 2017 г. N 840-11829-17/4
Резолютивная часть оглашена
27.07.2017 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "Тольяттистрой" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту спортивного зала в Антоновском филиале ГБОУ СОШ пос. Серноводск, в рамках реализации мероприятий "Ремонт и оснащение спортивных залов, находящихся в муниципальной собственности муниципального района Сергиевский" (извещение N 0142300040817000068, начальная (максимальная) цена контракта 1 421 900 рублей 00 копеек),
в присутствии представителей: от Заказчика - Н.А. Подливахиной (доверенность); от Уполномоченного органа - И.В. Гришиной (доверенность); от Заявителя представители на рассмотрение жалобы не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Тольяттистрой" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту спортивного зала в Антоновском филиале ГБОУ СОШ пос. Серноводск, в рамках реализации мероприятий "Ремонт и оснащение спортивных залов, находящихся в муниципальной собственности муниципального района Сергиевский" (извещение N 0142300040817000068).
Заявитель считает решение аукционной комиссии об отказе в допуске ООО "Тольяттистрой" (заявка N6) к участию в аукционе неправомерным, поскольку заявка подана в соответствии с требованиями аукционной документации и Закона о контрактной системе.
Просит признать жалобу обоснованной, отменить Протокол рассмотрения первых частей заявок, привлечь к административной ответственности виновных должностных лиц.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.07.2017 N0142300040817000068-1 заявке ООО "Тольяттистрой" отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 - непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ; п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе: На основании п.1 ч.4 ст.67 - не предоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона 44-ФЗ (пп. б п. 3 ч. 3 ст. 66) или предоставление недостоверной информации:В пункте 7 "Краски масляные земляные марки МА-15" краски цветные, мумия, сурик железный. Участником не представлен конкретный тип краски.В пункте 10 Олифа комбинированная марки К-3. Не указан сорт олифы. Не представлен конкретный показатель цвета. Участником представлены показатели: "Цвет по йодометрической шкале, мг йода, не темнее: для 1 сорта 220, для 2 сорта 700".В пункте 12 "Проволока сварочная легированная диаметром 4 мм" участником заявки не указана марка проволоки. Так же не указан вид поверхности проволоки: омедненная или не омедненная. В пункте 13 "Портландцемент общестроительного назначения бездобавочный" не представлена марка портландцемента. Участником представлены показатели: "марка по прочности цемента в возрасте 28 сут.: портландцемент - 400 или 500 или 550 или 600".В пункте 14 "Шурупы с полукруглой головкой" не представлены конкретные показатели марки стали, типа шлица, номера шлица; массы 1000 шт. шурупов.В пункте 15 "Электроды Э42" не представлены конкретные показатели, участником указано: "Диаметр 4-6 мм, Э42. Покрытие среднее или толстое. Изготовлены из низкоуглеродистой или высоколегированной сварочной проволоки". В пункте 16 "Гвозди толевые" не представлены конкретные размеры гвоздя.В пункте 19 участником не представлены конкретные показатели шкурки шлифовальной: вид шкурки, ширина шкурки, материал изготовления шкурки.В пункте 21 не представлен срок годности клеевой шпатлевки. В заявке участника указано: "Срок годности не 5 месяцев". Согласно ТЗ срок годности должен быть не менее 5 месяцев.В пункте 22 "Болты с гайками и шайбами строительные". Не представлены конкретные показатели болтов, а именно: класс точности, диаметр, исполнение, длина и т.п. Участником представлены показатели: "Класс точности А/В/С. Диаметр не 12 мм. Исполнение 1-4. Шаг резьбы (крупный/мелкий) не 1,25 мм. Длина не 100 мм". Согласно инструкции по заполнению заявки указание диапазонов не допускается. Применение знака "/" означает, что необходимо указать конкретное значение из числа заданных показателей.В пункте 29 не представлены конкретные показатели марки олифы, сорта натуральной олифы. Соответственно остальные показатели, которые должны относиться к какому-либо одному сорту и марки олифы являются не достоверными.В пункте 32 "Пена монтажная" не представлены конкретные показатели марки пены, объема баллона. Участником представлены показатели: "Момент 65, Момент 65 Профессиональная. Емкость баллона 750, 850 мл. Плотность не 25 кг/м3. Время отвердевания отлипа при 20° С и влажности 30% 5-16 мин.".В пункте 34 "Краска водоэмульсионная" не представлены конкретные показатели краски, способа нанесения. Участником представлены показатели: "Покрытие матовое или глянцевое. Способ нанесения: валик, кисть, распыление".В пункте 37 "Лента бутиловая" не представлены конкретные показатели Ленты. В заявке указано: "Лента бутиловая. Основа из вспененного полиуретана. Пропитка на основе акрилового клея. Цвет: белый, серый. Толщина 2-16 мм в сжатом состоянии, 10-18 мм в расширенном состоянии. Прочность на разрыв не 90 кПа".В пункте 43 "Битумы нефтяные строительные" не представлены конкретные показатели марки битума. Участником представлены показатели: "_ марки БН-90/10, БН 50/50, БН 70/30". А также представлены следующие показатели: "Температура вспышки, °С, не ниже 230; Растяжимость при 25 °С, не 1,0; Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм не больше 60; Температура размягчения по кольцу и шару, °С не ниже 50".В пункте 53 "Самонарезающие остроконечные винты для металла и пластмассы". В заявке участника отсутствуют конкретные показатели всех заданных параметров материала.В пункте 64 "Бруски обрезные хвойных пород" не представлены конкретные показатели размеров брусков. Участником представлены показатели: "Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм. Толщина: 100; 125 мм, не хуже II сорта".В пунктах 67; 68; 91; 94; 106 участником не представлены конкретные показатели длины, ширины, толщины, сорта досок.В пункте 73 "Паста антисептическая" не представлены конкретные показатели плотности и расхода пасты. В заявке участника указано: "Плотность при 20 °С, г/куб. см 1,05 -1,21; pH 1,5 - 3,0. Расход для 1 группы огнезащитной эффективности, г/м2 250 - 350; Расход для антисептирования, г/м2 80 -130".На основании п.2 ч.4 ст.67 - несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе:В пункте 111 "Блок оконный пластиковый" заявки участником указано: " _ одно/двух/трехстворчатый, с поворотной/ откидной/ поворотно-откидной створкой, одно-двухкамерным стеклопакетом (24-32 мм), площадью 3,5 м2". Согласно инструкции по заполнению заявки применение знака "/" означает, что необходимо указать конкретное значение из числа заданных значений. Согласно требованию Заказчика размер окна должен быть площадью более 3,5 м2.В пункте 117 "Эмаль ПФ-115" не представлены конкретные показатели цвета, сорта эмали. В соответствии с инструкцией по заполнению заявки, цветовые показатели подлежат конкретизации. Соответственно остальные показатели являются не достоверными. Согласно ГОСТ 6465-76 показатель "Прочность пленки при ударе по прибору типа У-1, см", для эмали высшего сорта должен составлять не менее 50 см, для эмали первого сорта составляет не менее 40 см. Показатель "Укрывистость высушенной пленки г/м2" так же отличается в зависимости от цвета и сорта эмали.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что первая часть заявки при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе определено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Доводы заявителя в отношении неправомерного отказа в допуске к участию в электронном аукционе проверены Комиссией Самарского УФАС России в полном объеме, указанная в Протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.07.2017 N0142300040817000068-1 аргументация членов аукционной комиссии относительно мотивов отказа в допуске обоснована и соответствует действительности.
Учитывая выше изложенное, аукционная комиссия правомерно отклонила заявку ООО "Тольяттистрой".
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки Комиссией Самарского УФАС России установлено следующее.
Пунктом 2 Приложения N1 к техническому заданию Заказчиком установлено: "Битумы нефтяные "_"Температура вспышки, °С, не должна быть ниже 230; Растяжимость должна быть при 25 °С, не < 1,0; Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм не больше 60; Температура размягчения по кольцу и шару, °С не должна быть ниже 50".
При этом, согласно ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие" для битумов с глубиной проникания иглы при 25 °C температура размягчения по кольцу и шару составляет не ниже 41 °C".
Таким образом, Заказчиком установлен диапазон, не соответствующий ГОСТ.
Пунктом 1 Приложения N1 к техническому заданию Заказчику требуется: "Герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Makrofleks, Souda в баллонах не менее 750 мл или эквивалент. Образование поверхностной пленки в пределах 10 минут (при 20 °С и отн. влажности 60%). Температура использования От +5 °С до +30 °С. Скорость отверждения не > 60 мин. для слоя толщиной 3 см. Водопроницаемость более 65 г/м2/24 часа. Бремя высыхания верхнего слоя 20-25 мин. Ячеистая структура - не < 70% изолированных ячеек. Плотность не менее 25 кг/м3. Термостойкость от - 40 °С до +90 °С ( полностью отвержденная). Огнестойкость не менее ВЗ (в соответствии с DIN 4102 часть 2). Горючесть менее Г2. Изоляционный фактор не менее 0,033 Вт/м* К. Сопротивление при растяжении не менее 0,197 МПа. Сопротивление при сжатии не менее 0,083 МРа. Изменение линейных размеров -0,4/+1,1 (%) (после 20 часов при темп. 40 °С и отн. влажности 95%). Влагопоглощение не более 0,9 %)".
ГОСТ 25621-83 "Материалы и изделия полимерные строительные герметизирующие и уплотняющие. Классификация и общие технические требования" не регламентирует данные показатели.
Следовательно, описание характеристик указанного товара не соответствует объективному описанию объекта закупки.
Согласно Инструкции по подготовке заявки на участие в электронном аукционе: "Участнику размещения заказа в первой части заявки на участие в электронном аукционе на каждую единицу товара (товара, применяемого для выполнения работ), являющуюся отдельно производимым товаром, для которых Заказчиком установлены требования к их характеристикам необходимо предоставить конкретное предложение (т.е. не допускающее двусмысленного толкования и сослагательного наклонения, с отсутствием слов "должен", "эквивалент", "аналог", "превышать", "как минимум" и им подобных). Несоблюдение указанных требований является основанием для принятия Комиссией решения о признании заявки участника не соответствующей требованиям, установленным настоящей документацией об аукционе "_" в документе могут описываться минимальные и (или) максимальные значения показателей товара через дефис, или в связке с предлогом "от...", "до...", словами "выше ...", "ниже...", "min", "шах", "не менее...", "не более...", "менее...", "более...", "не выше...", "не ниже...", "меньше...", "больше...", "не меньше...", "не больше..." или их сочетанием, знаками "-" и им подобные. В этом случае участнику закупки требуется представить сведения о показателях товара в виде конкретного значения, относительно заданной границы показателей".
Таким образом, участникам закупки необходимо указать конкретные показатели характеристик товаров.
Требования Инструкции не могут быть исполнены в силу химико-физической природы отдельных материалов и их непостоянства. Требования их конкретизации в заявках участников закупки провоцируют последних на предоставление недостоверных сведений в отношении материалов, что является самостоятельным основанием к отказу в допуске в силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Например, в соответствии с Приложением N1 к техническому заданию Заказчику требуется: "Гвозди строительные 1,8x50-60 мм с конической головкой, диаметр стержня от 1,8 мм, длина гвоздя от 50 мм. Угол заострения по граням не должен быть более 40°"; "Блок оконный пластиковый "_" Ударная вязкость по Шарпи, кДж/м2 не менее 20" и т.д.
Заказчиком в аукционной документации установлена Инструкция, требующая конкретизации характеристик материалов, которые не могут быть конкретизированы при подаче заявок и исполнении контракта. В документации закупки отсутствует надлежащая Инструкция по указанию характеристик материалов.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы России "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Комиссия Самарского УФАС усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с утверждением документации об аукционе с нарушением Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тольяттистрой" необоснованной.
2. Оператору электронной площадки снять ограничение на подписание контракта Заказчиком.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 27 июля 2017 г. N 840-11829-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2017