Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 августа 2017 г. N 2-57-8921/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителя ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ: А.К. Осипова, а также представителя ООО "Строительная компания Атюс": П.В. Ханжина,
рассмотрев жалобы ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на выполнение комплекса ремонтных работ в Госпиталях для ветеранов войн N2, N1 Департамента здравоохранения города Москвы, (Закупки NN 0373200053817000041, 0373200053817000040) (далее - аукционы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов.
Заказчиком представлены запрашиваемые письмами Московского УФАС России (исх. NN МГ/37386/17, МГ/37384/17 от 27.07.2017) документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалоб на предмет установления в инструкциях по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов) (далее - инструкции) требований к оформлению заявки на участие в аукционе: "В случае перечисления характеристик в графе "Требуемое значение" через знак "/", "точку с запятой", союз "или" разделяющий товары (материалы) необходимо выбрать один из указанных типов, видов, марок и т.п. товаров (материалов), и предоставить в графе "Значение, предлагаемое участником" только для данного товара (материала) сведения о показателях качества (за исключением случаев, когда знак "/" стоит в других символах, Пример: "и/или"), при этом по невыбранным типам, видам, маркам и т.п. товаров (материалов) в отношении того или иного значения требуемого параметра находящегося в графах: "Требуемый параметр" и/или "Требуемое значение" участник закупки указывает "не используется", "не применяется", кроме того, согласно доводам жалобы, вышеуказанное положение является необъективным, поскольку, в случае, указания например определенного типа товара другие типы и их показатели по определению не будут иметь отношение к предлагаемому товару.
Также в составе жалоб Заявитель указывает на формирование Заказчиком в инструкции правил чтения условных обозначений таким образом, что могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно:
"В случае указания в графе "Требуемое значение" показателей с использованием знаков "," и/или "\" и/или союза "и" участнику закупки необходимо предоставить в графе "Значение, предлагаемое участником" все значения перечисленные через знаки "," и/или "\" и/или союз "и". При этом использование знаков "," и/или "\" и/или союза "и" не отменяет использование знаков "/", "точка с запятой", союза "или" и "В случае перечисления характеристик в графе "Требуемое значение" через знак "/", "точку с запятой", союз "или" разделяющий товары (материалы) необходимо выбрать один из указанных типов, видов, марок и т.п. товаров (материалов), и предоставить в графе "Значение, предлагаемое участником" только для данного товара (материала) сведения о показателях качества (за исключением случаев, когда знак "/" стоит в других символах, Пример: "и/или")";
"В случае перечисления температурных характеристик одновременно со словами "от -" и "до +" или со словами "от +" и "до +" или со словами "от минус" и "до плюс", участник должен предоставить именно диапазон значений в любой удобной для участника закупки форме, при этом граничные значения являются допустимыми, во всех других случаях относительно температуры необходимо предоставить конкретное значение (в данном случае, к другим случаям относятся исключительно перечисления температурных характеристик без указанных одновременно слов "от -" и "до +" или "от +" и "до +" или "от минус" и "до плюс")"и "В случае указания характеристик со словами "от" и "до" участник должен предоставить конкретное значение, при этом граничные значения являются не допустимыми (за исключением температурных характеристик и значений которые не могут изменяться)";
"В случае указания в графе "Требуемый параметр" характеристики с формулировкой "диапазон значений" участник закупки в графе "Значение, предлагаемое участником" должен предоставить значение данного параметра в диапазоне, при этом минимальные значения являются допустимыми, и максимальные значения допустимыми являются", "В случае указания в графе "Требуемый параметр" характеристики с формулировкой "диапазон" участник закупки в графе "Значение, предлагаемое участником" должен предоставить значение данного параметра в диапазоне, при этом минимальные значения являются допустимыми, и максимальные значения допустимыми не являются" и "В случае указания в графе "Требуемый параметр" характеристики с формулировкой "в диапазоне", участник закупки в графе "Значение, предлагаемое участником" должен предоставить значение данного параметра в диапазоне не включая крайние значения", что согласно доводам жалобы вводит участников закупки в заблуждение, поскольку, Заказчиком используются нестандартные условные обозначения одновременно со стандартными условными обозначениями и идентичными им по своему смысловому значению.
В жалобах Заявитель также указывает на следующие запутанные и неоднозначные положения инструкции: "В случае перечисления характеристик в графе "Требуемое значение" исключительно одновременно через знак "/" и союз "и", то знак "/" имеет приоритет над союзом "и" (например: 1/2 и 3/4 - участником закупки должно быть указано два значения, одно значение слева и одно значение справа от союза "и", соответственно значение слева и справа указанное через знак "/" должно быть выбрано с учетом правила чтения знака "/")" и "В случае перечисления характеристик в графе "Требуемое значение" исключительно одновременно через знаки "точка с запятой" и "запятая", то знак "точка с запятой" имеет приоритет над знаком "запятая" (например: 1; 2 и 3 - участником закупки должно быть указано два значения, одно значение слева и одно значение справа от знака "запятая", соответственно значение слева указанное через знак "точка с запятой" должно быть выбрано с учетом правила чтения знака "точка с запятой")", что препятствует корректному формированию заявки на участие в аукционе.
Так же инструкции содержат следующее положение: "В случае указания в графе "Требуемый параметр" характеристики с формулировкой "может быть", участник закупки в графе "Значение, предлагаемое участником" должен предоставить два значения из перечисленных заказчиком через символ "и/или" в графе "Требуемое значение" на свой выбор, при этом и по иным требуемым параметрам такой позиции, связанным с выбранными значениями, участник должен предоставить значения для каждого выбранного значения, соответствующее выбранным двум значениям", что согласно доводам жалобы противоречит смысловому содержанию условного обозначения "и/или", т.к. перечисление значений через данное сочетание само по себе указывает на возможность указания как одного значения из перечисленных, так и двух, так и трех, так и всех перечисленных значений, кроме того, сочетание "может быть" устанавливается не вместе с требуемыми значениями, а отдельно от них в графе "Требуемый параметр", что также является неправомерным, поскольку, графа "Требуемый параметр" не корректируется участниками закупки.
В жалобах Заявитель также указывает на следующие необъективные и нестандартные положения инструкции: "( )1 в графе "Требуемое значение" означает, что участник закупки должен выбрать три значения, указанных в соответствующем нормативно-техническом документе, на свой выбор, при этом и по иным требуемым параметрам такой позиции, связанным с выбранными значениями, участник должен предоставить значения для каждого выбранного значения, соответствующее выбранным трем значениям" и "Если Заказчик требует несколько видов и размеров, сортов, марок, цветов, то это значит, что требуется несколько типов материалов, например Заказчик требует марку МА-15 и МА-25 цвет бежевый и синий, то это должно быть в общей сложности 4 разных товара (материала), а именно: МА-15 цвет бежевый, МА-15 цвет синий, МА-25 цвет бежевый, МА-25 цвет синий, данное требование относится ко всем пунктам рекомендуемой формы 2", поскольку установление требований к товарам таким образом не отражает потребность Заказчика и может вводит участников закупок в заблуждение.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных нестандартных и неоднозначных положений инструкции.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам, используемым при выполнении работ установлены в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. В составе жалоб Заявитель также указывает, что аукционные документации, размещенные Заказчиком в Единой информационной системе (далее - ЕИС), содержат ограничения для заполнения первых частей заявок поскольку, рекомендуемые формы 2 размещенные Заказчиком в составе документаций не обеспечивают возможность копирования требуемых фрагментов текста.
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Правила функционирования ЕИС (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414.
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Одновременно с этим в соответствии ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Таким образом, вышеуказанные положения Закона о контрактной системе устанавливают обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в ЕИС.
На заседании Комиссии Управления установлено, что рекомендуемые формы 2 сформированы Заказчиком в формате "pdf" и обеспечивают возможность копирования текса.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалоб, а также заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность указанных доводов жалоб, свидетельствующих о невозможности формирования и подачи заявок на участие, а также подтверждающих нарушение Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалоб Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар, используемый при выполнении работ. При этом конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявок на участие в аукционах, что также препятствует корректному заполнению первых частей заявок на участие в аукционах и приводит к ограничению количества участников закупок.
Согласно доводам жалоб, Заказчиком в аукционных документациях неправомерно установлены требования к показателям товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а именно к следующим товарам: "Краска тип 3", "Электроды", "Светильник светодиодный потолочный", "Плитка керамическая", "Светильник тип 1", "Радиаторы биметаллические", "Влагозащищеный светильник накладной", "Кирпич", "Смесь тип 1", "Смесь сухая тип 1", "Смесь тип 6", "Смесь тип 5", "Светильник тип 4", "Дисперсия поливинилацетатная", "Внешний блок", "Внутренний блок", "Извещатели пожарные дымовые", "Палатный контроллер", "Светильник светодиодный", "Шурупы с потайной головкой", "Электроды", "Горячекатаная арматурная сталь тип 2", "Кабели силовые тип 1", "Гвозди строительные", "Гипсовые вяжущие", "Шурупы с полукруглой головкой", "Кирпич", "Олифа", "Кабели силовые тип 3", "Кабели силовые тип 2", "Труба тип 2", "Болты строительные с гайками и шайбами тип 1", "Труба тип 1", "Отвод", "Отступ", "Тройник прямой", "Дисперсия поливинилацетатная".
Так, например Заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупок в первых частях заявок конкретных значений крупности заполнителя товаров "Смесь тип 1", "Смесь сухая тип 1", "Смесь тип 6", "Смесь тип 5". Также, например согласно ГОСТ 1145-80 "Шурупы с потайной головкой. Конструкция и размеры" все шурупы обладают условными обозначениями. Пример условного обозначения шурупа исполнения 1, диаметром резьбы 3 мм, длиной 20 мм из низкоуглеродистой стали без покрытия: "Шуруп 1 - 3 х 20 ГОСТ 1145-80", при этом, Заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупок в первых частях заявок в том числе например конкретного значения диаметра и глубины крестообразного шлица, глубины вхождения калибра в крестообразный шлиц товара "Шурупы с потайной головкой", что по мнению Комиссии Управления является неправомерным, поскольку, в силу таблицы 1 ГОСТ 1145-80 нормы вышеуказанных параметров установлены в зависимости от диаметра резьбы шурупа. Таким образом, при указании участником закупки в первой части заявки диаметра резьбы шурупа, а также с учетом выраженного согласия участника закупки на использование при выполнении работ товара "Шурупы с потайной головкой" на условиях аукционной документации и соответствующего требованиям ГОСТ 1145-80 Заказчику станут известны, в том числе значения вышеуказанных показателей и установление Заказчиком в технической части аукционных документациях требований в том числе к вышеуказанным показателям носит необъективный характер.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Согласно представленным возражениям, Заказчиком установлены требования к товарам согласно государственных стандартов, однако в составе возражений отсутствуют как доказательства, документы и сведения подтверждающие возможность определения конкретных значений по установленным параметрам вышеуказанных товаров на этапе подачи заявок на участие в электронных аукционах без проведения испытаний определенной партии товара после его производства так и обоснование необходимости установления необъективных требований к товарам.
Кроме того, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам, используемым при выполнении работ установлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Строительная компания Атюс" на действия ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ обоснованными в части установления неправомерных положений инструкций, а также установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Члены комиссии: Д.С. Грешнева
А.С. Спирякова
Исп. Грешнева Д.С.
(495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 августа 2017 г. N 2-57-8921/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2017