Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 31 июля 2017 г. N ЭА-1768/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ИП Листопацкого <_> (далее - Заявитель) на действия администрации МО Брюховецкий район (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Строительство здания амбулатории врача общей практики в ст. Брюховецкой Брюховецкого района (2-й этап)" (извещение N 0118300003117000062) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ИП Листопацкий <_> указывает, что Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки товаров, значения показателей которых определяются по результатам испытаний (позиции "Смесь песчано-гравийная природная", "Бетон тяжелый", "Асфальтобетонные смеси горячие крупнозернистые", "Асфальтобетонные смеси горячие мелкозернистые"), а также установлены характеристики товаров, не соответствующие требованиям ГОСТ (позиция "Бруски").
Представителем Заказчика представлено извещение о проведении закупки, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией МО Брюховецкий район проводился электронный аукцион: "Строительство здания амбулатории врача общей практики в ст. Брюховецкой Брюховецкого района (2-йэтап)" (извещение N 0118300003117000062).
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 105 570,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Приложении N 3 к Разделу 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие требования к характеристикам товаров, в частности:
Наименование товара |
Наименование показателя |
Требования к характеристикам товаров, в том числе, к характеристикам и значениям, которые могут изменяться |
Требования к товарам, используемым при выполнении работ, со значениями характеристик |
|
- максимальными |
- минимальными |
|||
СМЕСЬ ПЕСЧАНО-ГРАВИЙНАЯ ПРИРОДНАЯ ГОСТ 23735-2014 |
Наибольшая крупность зерен гравия Dнаиб в природной песчано-гравийной смеси, мм |
не менее 10 не более 70 |
|
|
Фракция гравия размером: |
от 5 до 10 мм, от 10 до 20 мм, от 20 до 40 мм, от 40 до 70 мм (в соответствии с ГОСТ 23735-2014) |
|
|
|
БЕТОН ТЯЖЕЛЫЙ ГОСТ 26633-2015 ТИП 2 |
Бетонные смеси, предназначенные для изготовления тяжелого бетона |
должны соответствовать требованиям ГОСТ 7473-2010. |
|
|
В качестве вяжущих материалов |
применяются цементы, соответствующие требованиям ГОСТ 22266-2013. |
|
|
|
Вода для затворения бетонной смеси |
должна соответствовать требованиям ГОСТ 23732-2011 |
|
|
|
Бетонные смеси для бетонов |
изготовлены без добавок либо с применением добавок: модификаторов органо-минеральных типа МБ / воздухововлекающих (газообразующих). |
|
|
|
В качестве крупных заполнителей для бетонов |
применяются щебень из плотных горных пород (изверженных; осадочных) по ГОСТ 8267-93. |
|
|
|
В качестве мелких заполнителей |
применяются природный песок, соответствующий требованиям ГОСТ 8736-2014 |
|
|
|
Наибольшая крупность заполнителя (крупный заполнитель) |
|
|
более 40 мм |
|
АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ СМЕСИ ГОРЯЧИЕ КРУПНОЗЕРНИСТЫЕ ЩЕБЕНОЧНЫЕ И ГРАВИЙНЫЕ ДЛЯ ПЛОТНОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА, МАРКА II ГОСТ 9128-2013 |
Смесь в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен |
|
с размером зерен до 40 мм. |
|
Содержание щебня |
[св.40% до 50%] |
|
|
|
АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ СМЕСИ ГОРЯЧИЕ МЕЛКОЗЕРНИСТЫЕ ЩЕБЕНОЧНЫЕ, ПЕСЧАНЫЕ ДЛЯ ПЛОТНОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА, МАРКА I ГОСТ 9128-2013 |
Смесь в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен |
|
с размером зерен до 20 мм. |
|
Содержание щебня |
[св.50% до 60%] |
|
|
Согласно п. 4.3.1 ГОСТ 23735-2014 "Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия" к общим показателям свойств песчано-гравийной смеси относят, в том числе, зерновой состав, наибольшую крупность зерен гравия.
В соответствии с п. 4.3.2 ГОСТ 23735-2014 зерновой состав песчано-гравийной смеси характеризуют содержанием в ней фракций песка размером менее 0,16 мм, от 0,16 до 0,315 мм, от 0,315 до 0,63 мм, от 0,63 до 1,25 мм, от 1,25 до 2,5 мм и от 2,5 до 5,0 мм; фракций гравия размером от 5 до 10 мм, от 10 до 20 мм, от 20 до 40 мм и от 40 до 70 мм; фракций валунов размером от 70 до 100 мм и от 100 до 150 мм.
Пунктом 4.3.5 ГОСТ 23735-2014 определено, что наибольшая крупность зерен гравия в природной песчано-гравийной смеси должна быть не менее 10 мм и не более 70 мм.
В соответствии с п. 5.9 ГОСТ 23735-2014 предприятие-изготовитель должно сопровождать каждую партию поставляемой песчано-гравийной смеси документом о качестве, в котором указывают, в том числе, наибольшую крупность зерен гравия.
Таким образом, установленные Заказчиком характеристики товара по позиции "Смесь песчано-гравийная природная" не противоречат требованиям государственного стандарта и нормам ст. 33 Закона о контрактной системе.
Разделом 4.4 ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" (далее - ГОСТ 26633-2015) установлены требования к материалам для бетона.
Согласно п. 4.5.1 ГОСТ 26633-2015 цементы, крупный и мелкий заполнители, вода и добавки должны соответствовать требованиям стандартов и технических условий с учетом требований ГОСТ 31384.
В соответствии с п. 4.6.1 ГОСТ 26633-2015 в качестве вяжущих материалов следует применять цементы, соответствующие требованиям ГОСТ 10178, ГОСТ 22266, ГОСТ 31108, ГОСТ 33174 и [2].
В соответствии с п. 3.1 ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия" бетонная смесь: готовая к применению перемешанная однородная смесь вяжущего, заполнителей и воды с добавлением или без добавления химических и минеральных добавок, которая после уплотнения, схватывания и твердения превращается в бетон.
Согласно п. 4.1 ГОСТ 7473-2010 по типу бетона бетонные смеси подразделяют на:
- бетонные смеси тяжелого бетона (БСТ);
- бетонные смеси мелкозернистого бетона (БСМ);
- бетонные смеси легкого бетона (БСЛ).
В соответствии с п. 4.3 ГОСТ 7473-2010 условное обозначение бетонной смеси заданного качества при заказе должно состоять из сокращенного обозначения бетонной смеси в соответствии с 4.1, класса бетона по прочности, марки бетонной смеси по удобоукладываемости и, при необходимости, других нормируемых показателей качества, например, марки по морозостойкости, марки по водонепроницаемости, средней плотности бетона и др., и обозначения настоящего стандарта.
Примеры условных обозначений:
бетонной смеси тяжелого бетона класса по прочности на сжатие B25, марки по удобоукладываемости П1, марок бетона по морозостойкости F200 и водонепроницаемости W4:
БСТ В25 П1 F200 W4 ГОСТ 7473-2010.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Таким образом, установление требований к компонентам товара по позиции "Бетон тяжелый ГОСТ 26633-2015 тип 2" свидетельствует о необъективном описании заказчиком объекта закупки, поскольку ст. 33 Закона о контрактной системе не предусмотрено установление требований к материалам и компонентам, из которых изготавливается требуемый товар, кроме того, предметом аукциона является не производство конкретного товара, а выполнение работ.
Согласно п. 4.1.3 ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на следующие виды:
- крупнозернистые |
с |
размером |
зерен |
до |
40 |
мм; |
- мелкозернистые |
" |
" |
" |
" |
20 |
"; |
- песчаные |
" |
" |
" |
" |
10 |
". |
В соответствии с п. 4.1.5 ГОСТ 9128-2013 щебеночные и гравийные горячие смеси и плотные асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на следующие типы:
А - |
с |
содержанием |
щебня |
св. |
50% до 60%; |
Б - |
" |
" |
щебня (гравия) |
" |
40% до 50%; |
В - |
" |
" |
" |
" |
30% до 40%. |
Согласно п. 6.9 ГОСТ 9128-2013 на каждую партию отгруженной смеси потребителю выдают документ о качестве, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и результаты испытаний, в том числе: наименование изготовителя; номер и дату выдачи документа; наименование и адрес потребителя; вид, тип и марку смеси; массу смеси; срок хранения холодной смеси; водостойкость для горячих смесей; слеживаемость для холодных смесей; водонасыщение; водостойкость при длительном водонасыщении для горячих смесей; пределы прочности при сжатии: при 20 °С до прогрева и после прогрева для холодных смесей, при 50 °С и 0 °С для горячих смесей; остаточную пористость и пористость минеральной части: сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения и сцеплению при сдвиге; трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °С и скорости деформирования 50 мм/мин; удельную эффективную активность естественных радионуклидов.
Таким образом, в документе о качестве на асфальтобетонную смесь такие показатели как "Смесь в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен", "Содержание щебня" не указываются.
Установленные Заказчиком требования к товарам затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров и проведения соответствующих испытаний.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Таким образом, Заказчик устанавливает требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, что является нарушением п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Приложении N 3 к Разделу 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие требования к характеристикам товаров, в частности:
Наименование товара |
Наименование показателя |
Требования к характеристикам товаров, в том числе, к характеристикам и значениям, которые могут изменяться |
Требования к товарам, используемым при выполнении работ, со значениями характеристик |
|
- максимальными |
- минимальными |
|||
БРУСКИ ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 18288-87 ТИП 1 |
Толщина, мм |
|
|
Не менее 40 |
Ширина, мм |
|
Не более 150 |
Не менее 75 |
Согласно Инструкции по заполнению заявки, установленной Разделом 8 аукционной документации, слово "не менее" установленное непосредственно перед значением - участникам закупки необходимо предоставить в заявке конкретное значение, более установленного или равное ему, если не указано иное. Слово "не более" установленное непосредственно перед значением - участникам закупки необходимо предоставить в заявке конкретное значение, менее установленного или равное ему, если не указано иное.
Согласно п. 20 ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" брусок это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
Таким образом, участнику закупки необходимо сделать предложение по позиции "Бруски" по показателю "толщина" не менее 40 мм, "ширина" не более 150 мм и не менее 75 мм, что не противоречит требованиям ГОСТ 18288-87, в связи с чем доводы заявителя не находят своего подтверждения.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Листопацкого <_> обоснованной в части нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации МО Брюховецкий район нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что администрации МО Брюховецкий район (единой комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе N 675 от 31.07.2017 г. по делу N ЭА-1769/2017, повторное предписание не выдавать, материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 31 июля 2017 г. N ЭА-1768/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2017