Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области
N 283-15/02А3 (опубликовано 31 декабря 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 29.12.2015
Решение в полном объеме изготовлено 31.12.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - <_> и.о. руководителя управления,
члены Комиссии - <_> главный специалист-эксперт управления,
- <_> ведущий специалист-эксперт управления,
рассмотрев дело N 283-15/02 АЗ, возбужденное по признакам нарушения ООО "Орловская" (ИНН 5720016437, ОГРН 1095741000453; 302520, Орловская область, Орловский район, пгт. Знаменка, ул. Ленина, д. 14; почтовый адрес: 302520, Орловская область, Орловский район, пгт. Знаменка, пер. Зеленый, д. 10 и АО "Региональный информационный центр Орловской области" (ИНН 5753200537; ОГРН 1135749002124; 302030, г. Орел, ул. 2-я Курская, д. 34; далее - АО "РИЦ", акционерное общество) пунктов 1 и 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии: Ответчиков: представителя ООО "Орловская" по доверенности - <_> представителя АО "РИЦ" по доверенности - <_> установила:
Дело N 283-15/02 АЗ было возбуждено в соответствии с приказом Орловского УФАС России от 21.07.2015 N 141 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения ООО "Орловская" и АО "РИЦ" пунктов 1 и 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции по результатам полученных в ходе рассмотрения поступивших в Орловское УФАС России обращений граждан с приложением соответствующих документов, материалов и информации. В поступивших обращениях граждане описывали неправомерные, по их мнению, действия управляющих организаций, выразившиеся, в том числе в передаче полномочий на печатание единых квитанций на оплату коммунальных услуг, содержание и ремонт жилья, передаче лицевых счетов многоквартирных домов в АО "РИЦ", а также в необходимости оплаты помимо коммунальных услуг, оказываемых ими, "комиссии банка".
В соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, Орловское УФАС России приступило к рассмотрению поступивших обращений и для полного и объективного их рассмотрения направило запрос в управляющие организации и в Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области - орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющий функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, правоприменительные функции и функции по контролю в области государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги), лицензирования, функции по лицензированию отдельных видов деятельности на территории Орловской области.
Ответ из Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области поступил в Управление 30.04.2015 по электронной почте. В своем ответе Управление по тарифам сообщило, что в соответствии с Положением об Управлении по тарифам и ценовой политике Орловской области, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 N 408, к полномочиям Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области не относится осуществление контроля платы за предоставляемые коммунальные услуги.
Из ответов управляющих организаций следовало, что в целях обеспечения операции по начислению и сбору платежей за содержание и ремонт общего имущества в жилых помещениях, коммунальные услуги управляющими организациями были заключены агентские договоры с АО "Единый центр процессинга и биллинга Орловской области" (в настоящее время - Акционерное общество "Региональный информационный центр Орловской области", АО "РИЦ").
Управлением был направлен соответствующий запрос в АО "РИЦ". Ответ от АО "РИЦ" поступил в Управление 25.06.2015.
В ходе анализа представленных документов и информации было установлено, что между АО "РИЦ" и рядом управляющих, ресурсоснабжающих и других организаций заключены агентские договоры, в том числе с ООО "Орловская" заключен Агентский договор N 2-ОР от 12.11.2014 (далее - Агентский договор).
Согласно пункту 1.1. Агентского договора "Агент" (АО "РИЦ") принимает на себя обязательства по начислению платежей за поставленные услуги собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных и индивидуальных жилых домах, в отношении которых Принципал (ООО "Орловская") выполняет функции управления или оказывает иные услуги, ведению ранее открытых лицевых счетов и открытию новых лицевых счетов потребителей "услуг по содержанию и ремонту помещений, коммунальных и прочих услуг в жилых помещениях", ведению базы данных Потребителей, формированию и печати платёжных документов - на оплату Потребителями услуг Принципала и пр.
В соответствии с пунктом 2.1.4. Агентского договора АО "РИЦ" "обязано осуществлять сбор платежей Потребителей за оказанные услуги от финансово-кредитных организаций (банков) и других юридических лиц и предпринимателей, имеющих право на осуществление деятельности по приему платежей (платежных агентов), на условиях аккумулирования собранных платежей Потребителей за Услуги на счетах Агента и не противоречащих настоящему Договору".
Пунктом 2.9. Агентского договора предусмотрена обязанность Принципала уплачивать Агенту вознаграждение в соответствии с разделом 5 Договора.
Пунктом 5.1 Агентского договора установлена "стоимость ежемесячного вознаграждения Агента за услуги, оказываемые Принципалу, которая ежедневно удерживается Агентом из сумм, подлежащих перечислению на счет Принципала".
Согласно пункту 2.2.7. Агентского договора ООО "Орловская" обязуется "в период действия настоящего договора не заключать с третьими лицами договоров на прием платежей по платежным документам, изготавливаемым Агентом, без согласования с Агентом".
Пунктом 2.2.8. Агентского договора ООО "Орловская" (Принципал) "обязуется в целях обеспечения взаимодействия в рамках единой с Агентом информационной системы в месячный срок с момента начала фактического исполнения настоящего договора направить Банкам и агентам извещения о расторжении ранее заключенных договоров на прием платежей".
Срок действия Агентского договора N 2-ОР от 12.11.2014 в соответствии с пунктом 7.1. "вступает в силу с 01.01.2015 и будет действовать до 31.12.2015. Срок действия Договора считается автоматически пролонгированным на один год, если ни одна из сторон не уведомит другую об отказе от Договора за 30 дней до даты прекращения его действия".
Как следовало из представленной АО "РИЦ" договорной практики аналогичные условия присутствуют и в договорах, заключенных с рядом других управляющих, ресурсоснабжающих организаций и организаций, оказывающих иные виды коммунальных услуг.
Из представленных гражданами платежных документов на оплату коммунальных услуг усматривалось что, денежные средства поступали на расчетный банковский счет АО "РИЦ" N 40702810747000001792.
В силу части 1 статьи 4 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения по поводу, в том числе внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 155 ЖК РФ установлен порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги.
Частью 7 статьи 155 ЖК РФ определено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ и статьей 171 ЖК РФ.
Частью 7.1. статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из материалов рассмотрения поступивших обращений граждан следовало, что управляющей организацией для жителей являлось не АО "РИЦ", а ООО "Орловская", с которым заключены договоры управления.
Кроме того, поступившие в Орловское УФАС России обращения граждан свидетельствовали о том, что передача полномочий от ООО "Орловская" к АО "РИЦ" по управлению эксплуатацией жилого фонда в части оказания услуг по начислению платежей за поставленные услуги собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных жилых домах, в отношении которых Принципал (ООО "Орловская") выполняет функции управления или оказывает иные услуги, ведению ранее открытых лицевых счетов и открытию новых лицевых счетов потребителей "услуг по содержанию и ремонту помещений, коммунальных и прочих услуг в жилых помещениях", ведению базы данных Потребителей, формированию и печати платёжных документов - на оплату Потребителями услуг Принципала и др., была произведена без ведома жильцов, проживающих в многоквартирных домах, управляемых ООО "Орловская".
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в том числе, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка).
В силу статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается, в том числе договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Пунктом 19 статьи 4 Закона о защите конкуренции регламентировано, что агентский договор "вертикальным" соглашением не является.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Исполнение условий отдельных пунктов Агентского договора, заключенного между ООО "Орловская" и АО "РИЦ", может привести (привело) к ограничению конкуренции в части создания препятствия другим хозяйствующим субъектам доступа на рынок услуг управления эксплуатацией жилого фонда в части оказания услуг по начислению платежей за поставленные услуги собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных и индивидуальных жилых домах, в отношении которых Принципал (ООО "Орловская") выполняет функции управления или оказывает иные услуги, ведению ранее открытых лицевых счетов и открытию новых лицевых счетов потребителей "услуг по содержанию и ремонту помещений, коммунальных и прочих услуг в жилых помещениях", ведению базы данных Потребителей, формированию и печати платёжных документов - на оплату Потребителями услуг Принципала и др., поскольку иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие аналогичную деятельность, поставлены в неравные условия по сравнению с АО "РИЦ", а также о навязывании потребителям коммунальных услуг условий договора, невыгодных для них, в части платы за жилищно-коммунальные услуги не управляющей компании, а лицу (АО "РИЦ"), не являющемуся для жильцов стороной договора управления жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Как следует из пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под признаками ограничения конкуренции понимается, в частности, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Учитывая изложенное, в действиях ООО "Орловская" и АО "РИЦ" в рамках заключенного Агентского договора усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части навязывания неопределенному кругу лиц условий договора, невыгодных для них, и пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части установления запрета ООО "Орловская" на заключение аналогичных договоров.
На основании вышеизложенного Орловским УФАС России в отношении ООО "Орловская" и АО "РИЦ" было возбуждено дело N 283-15/02 АЗ по признакам нарушения пунктов 1 и 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Согласно Определению от 21.07.2015 рассмотрение дела N 283-15/02 АЗ было назначено на 19.08.2015 на 11 час. 00 мин., а Ответчикам по делу в срок до 10.08.2015 было необходимо представить в Орловское УФАС России надлежащим образом оформленные копии документов и информацию:
ООО "Орловская":
1. Указать, кто является разработчиком Агентского договора.
2. Мотивированные пояснения по включению в Агентский договор условий содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства (п. 2.2.7).
3. Копии действующих договоров управления многоквартирными жилыми домами, находящимися в управлении ООО "Орловская".
4. Правоустанавливающие документы (Устав, Свидетельство о государственной регистрации, Свидетельство о постановке на налоговый учет, информационное письмо органа статистики о присвоении кодов, лицензии на осуществление видов деятельности и т.д.).
5. Сведения о принадлежности к группе лиц по основаниям, указанным в статье 9 Закона о защите конкуренции с приложением подтверждающих документов (при их наличии).
6. Сообщить, обращалось ли Общество к иным хозяйствующим субъектам с целью заключения договора по оказанию услуг начисления и сбора платежей за содержание и ремонт общего имущества в жилых помещениях, коммунальные услуги. В случае если обращались, представить соответствующую переписку.
7. Сообщить, обращались ли в Общество иные хозяйствующие субъекты с целью заключения договора по оказанию услуг начисления и сбора платежей за содержание и ремонт общего имущества в жилых помещениях, коммунальные услуги. В случае если обращались, представить соответствующую переписку.
АО "РИЦ":
1. Мотивированные пояснения по включению в Агентский договор условий содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства (п. 2.2.7 и 2.2.8.).
2. Правоустанавливающие документы (Устав, Свидетельство о государственной регистрации, Свидетельство о постановке на налоговый учет, информационное письмо органа статистики о присвоении кодов, лицензии на осуществление видов деятельности и т.д.)
3. Сведения о структурных подразделениях, действующих на территории Орловской области, с указанием адреса местонахождения и обслуживающих районов.
4. Сведения о принадлежности к группе лиц по основаниям, указанным в статье 9 Закона о защите конкуренции с приложением подтверждающих документов (при их наличии).
10.08.2015 в Орловское УФАС России поступило письмо АО "РИЦ" от 07.08.2015 N 328, из которого следовало:
1. Разработчиком Агентского договора является АО "РИЦ".
2. Подпункты 2.2.7 и 2.2.8 Агентского договора относятся только к периоду действия договора, включены с целью организационно-технического порядка для обеспечения возможности Агенту надлежащим образом исполнять свои обязательства перед Принципалом; в настоящий момент пункты 2.2.7 и 2.2.8 исключены из Агентского договора.
3. На территории Орловской области успешно функционируют три обособленных подразделения; кроме того, всем банкам и платёжным агентам, осуществляющим прием платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги, расположенным на территории Орловской области, были сделаны коммерческие предложения о заключении договоров на прием платежей потребителей жилищно-коммунальных услуг.
4. АО "РИЦ" и ООО "Орловская" не являются взаимозависимыми лицами и не подходят под группы лиц, указанных в части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.
К указанному письму АО "РИЦ" были приложены копии устава АО "РИЦ", свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, информационное письмо органа статистики о присвоении кодов, дополнительное соглашение N 3 к Агентскому договору.
10.08.2015 в Орловское УФАС России поступило письмо ООО "Орловская" от 07.08.2015 N 136, из которого следовало, что:
1. Разработчиком Агентского договора является АО "РИЦ".
2. ООО "Орловская" и АО "РИЦ" не являются взаимозаменяемыми лицами и не подходят под группы лиц, указанные в части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.
3. ООО "Орловская" не обращалось к иным хозяйствующим субъектам с целью заключения договора по оказанию услуг начисления и сбора платежей за содержание и ремонт общего имущества в жилых помещениях, коммунальные услуги.
4. В ООО "Орловская" не обращались иные хозяйствующие субъекты с целью заключения договора по оказанию услуг начисления и сбора платежей за содержание и ремонт общего имущества в жилых помещениях, коммунальные услуги.
К указанному письму ООО "Орловская" приложило копии правоустанавливающих документов, лицензии, договоры управления и дополнительные соглашения.
Из представленных Договоров управления следует, что ООО "Орловская" обязано составлять бухгалтерскую, статистическую и прочую отчетность, проводить банковские операции, вести соответствующую техническую документацию на дом, лицевые счета для расчета с собственниками, нанимателями помещений, а также с юридическими лицами (пункт 2.2.4). Согласно пункту 2.2.5. Договоров управления ООО "Орловская" обязано производить начисление и сбор платежей за следующие коммунальные услуги: техобслуживание и текущий ремонт жилья, управление многоквартирным домом, вывоз мусора, отопление, горячая вода. В соответствии с пунктом 2.2.9. Договоров управления ООО "Орловская" обязано выдавать собственнику помещений расчетные документы за оказываемые ему услуги. Пунктом 2.2.10. Договоров управления предусмотрена обязанность ООО "Орловская" по обеспечению изготовления и доставки платежного документа Собственнику (нанимателю) жилого помещения в многоквартирном доме не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Пунктом 2.2.20. Договоров управления предусмотрена обязанность ООО "Орловская" при созыве общего собрания Собственников помещений в многоквартирном доме вносить обоснованные предложения по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в таком доме, а также выносить на обсуждение иные вопросы по управлению. В соответствии с пунктом 4.4. Договоров управления расчеты по Договору управления производятся Собственником квартиры лично (или его представителем, арендатором, нанимателем) путем внесения наличных денежных средств в соответствующий платежный пункт, либо путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Управляющей организации на основании платежного документа.
19.08.2015 АО "РИЦ" письмом от 19.08.2015 N 341 представило информацию по группе лиц в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела 19.08.2015 представители АО "РИЦ" по доверенности сообщили об исключении пунктов 2.2.7 и 2.2.8 из Агентского договора, об этом же сообщил и представитель ООО "Орловская". Также представитель ООО "Орловская" по доверенности сообщил, что никаких негативных последствий в результате заключенного договора не наступило - никто в ООО "Орловская" с предложением о заключении аналогичного договора не обращался и соответственно никто не получал отказ, на момент заключения Агентского договора у ООО "Орловская" не было заключено действующих договоров с банками, соответственно в связи с заключением Агентского договора никакие договоры с банками не расторгались. Кроме того, представитель ООО "Орловская" по доверенности сообщил, что жители управляемых ООО "Орловская" домов по-прежнему могут оплатить стоимость за полученные коммунальные услуги через кассу управляющей компании, и выразил мнение, что дело N 283-15/02 АЗ подлежит прекращению. Представителями АО "РИЦ" было заявлено устное ходатайство об отложении рассмотрения дела N 283-15/02 АЗ с целью подготовки дополнительной информации (доказательств) в свою защиту. Представитель ООО "Орловская" поддержал ходатайство АО "РИЦ".
Комиссией по рассмотрению дела N 283-15/02 АЗ ходатайства АО "РИЦ" и ООО "Орловская" были рассмотрены в установленном порядке.
Рассмотрение дела N283-15/02АЗ было отложено определением от 19.08.2015 по ходатайству АО "РИЦ" и ООО "Орловская" с целью подготовки дополнительной информации (доказательств) в свою защиту.
Указанным определением у Ответчиков были запрошены соответствующие документы и информация, новое рассмотрение дела было назначено на 15.10.2015 на 12 час. 00 мин.
Кроме того, в рамках рассмотрения дела N 283-15/02 АЗ Орловским УФАС России был направлен запрос информации в Управление государственной жилищной инспекции Орловской области (далее - Жилищная инспекция).
Запрошенная информация от Ответчиков и Жилищной инспекции поступила в Управление в установленный срок.
15.10.2015 в ходе рассмотрения дела N 283-15/02 АЗ представители АО "РИЦ" заявили ходатайство о прекращении рассмотрения дела N 283-15/02 АЗ ввиду того, что рассмотрение вопросов по возбужденному делу выходит за рамки полномочий Орловского УФАС России, т.к. функции по контролю за соблюдением жилищного законодательства не входят в компетенцию антимонопольных органов. Данный вывод был сделан АО "РИЦ" ссылаясь на письмо Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 01.10.2015 N АД/53102/15. Как сообщили представители АО "РИЦ", ФАС России рекомендовала акционерному обществу обратиться в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой РФ) по вопросам, изложенным в обращении от 02.09.2015 N 363.
Ранее АО "РИЦ" также было заявлено ходатайство о прекращении рассмотрения дела N 283-15/02 АЗ (письмо от 24.09.2015 N 391).
Заявленные АО "РИЦ" ходатайства были рассмотрены Комиссией в установленном порядке и отклонены в виду того, что рассматриваемое дело N 283-15/02АЗ было возбуждено Орловским УФАС России по усмотренным признакам нарушения антимонопольного законодательства (пунктов 1 и 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции). Возбуждение и рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства входит в компетенцию антимонопольных органов (статья 23 Закона о защите конкуренции). Антимонопольный орган в рамках возбужденного дела устанавливает наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в действиях Ответчиков.
Определением от 15.10.2015 рассмотрение дела N 283-15/02 АЗ было приостановлено до получения ответов на запросы Орловского УФАС России по существу вопросов, рассматриваемых в деле N 283-15/02 АЗ, из ФАС России и из Минстроя РФ.
Ответ Минстроем РФ был направлен в адрес Управления письмом от 17.12.2015 N 41229-ЕС/04 и получен Орловским УФАС России посредством электронной почты 21.12.2015 и по почте 22.12.2015.
Как следовало из данного письма Минстроя РФ, наниматели жилых помещений, собственники жилых помещений, управляющие и ресусроснабжающие организации в своих действиях обязаны руководствоваться жилищным законодательством РФ.
Изучив полученный ответ Минстроя РФ, Комиссия по рассмотрению дела N 283-15/02 АЗ пришла к выводу о том, что полученных материалов достаточно для дальнейшего рассмотрения дела N 283-15/02 АЗ и принятия по нему решения.
Определением от 22.12.2015 рассмотрение дела N 283-15/02 АЗ было возобновлено и назначено к рассмотрению на 29.12.2015. Указанным определением у Ответчиков была запрошена дополнительная информация.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается Комиссией в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению; в случаях, связанных с необходимостью получения дополнительной информации, указанный срок рассмотрения дела может быть продлен Комиссией, но не более чем на шесть месяцев.
Трехмесячный срок рассмотрения дела N 283-15/02 АЗ истекал 24.12.2015.
Определением от 23.12.2015 срок рассмотрения дела N 283-15/02 АЗ был продлен на период получения всех необходимых для принятия решения документов и информации, но не более чем на шесть месяцев, т.е. до 24.06.2016.
Из поступившего в адрес Управления письма АО "РИЦ" от 28.12.2015 N 667 следовало, что за период действия Агентского договора (январь - ноябрь 2015 года; Агентский договор являлся действующим по состоянию на 29.12.2015) в безналичном порядке на расчетный счет АО "РИЦ" поступили денежные средства от граждан (физических лиц) в размере 13 081 072,57 рублей, а наличными (через кассу) - 8 545 995,64 рублей. Кроме того, по запросу Управления АО "РИЦ" были представлены копии квитанций, предъявленных АО "РИЦ" в период действия Агентского договора к оплате за предоставленные ООО "Орловская" услуги абонентам - физическим лицам. С помощью системы "Сбербанк Онлайн" членами Комиссии по рассмотрению дела N 283-15/02 АЗ было установлено, что при оплате квитанций физическими лицами (оплата по платежному коду), денежные средства поступают не на специальный счет АО "РИЦ", а на расчетный счет акционерного общества (л/сч 5700071060967, л/сч 5700071042208, л/сч 5700071058722, л/сч 5700071058722, л/сч 5700071051987, л/сч 5700071027306), что позже было подтверждено представителями АО "РИЦ" в ходе рассмотрения 29.12.2015 дела N283-15/02 АЗ.
Как следует из договора специального банковского счета платежного агента N 40821810647000000017 от 06.05.2014, заключенного АО "РИЦ" с ОАО "Сбербанк России" (далее - Банк), в Банке АО "РИЦ" открыт специальный счет N 40821810647000000017 для осуществления расчетов по приему платежей физических лиц в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон о платежных агентах), нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (Банка России), Перечнем тарифов и услуг, оказываемых клиентам Банка и его филиалами, а также другими условиями указанного выше договора.
Однако, в системе "Сбербанк Онлайн" при указании специального счета АО "РИЦ" (с/сч N 40821810647000000017) не было найдено ни одного получателя, соответствующего условиям поиска (запроса).
Письмом от 25.12.2015 N 210 ООО "Орловская" сообщила, что общее количество абонентов - физических лиц, которым ООО "Орловская в период действия Агентского договора представило коммунальные услуги составляет 6 300, из которых 14 абонентов в период действия Агентского договора производили оплату на расчётный счет ООО "Орловская". Прием денежных средств (наличными) непосредственно от граждан (физических лиц) за оказанные коммунальные услуги в период действия Агентского договора ООО "Орловская" не осуществляло.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела N283-15/02 АЗ о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что действия АО "РИЦ" и ООО "Орловская" по заключению ограничивающего конкуренцию соглашения, которые приводят к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, для которых ООО "Орловская" является управляющей организацией, невыгодных условий договора, которые содержат необоснованное требование о перечислении (передаче) денежных средств за оказанные управляющей организацией жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет АО "РИЦ", не являющейся для них стороной договора управления, а равно участию в них, нарушают пункт 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а также приводят к установлению запрета ООО "Орловская" на заключение аналогичных агентских договоров с иными хозяйствующими субъектами, нарушают пункт 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 1 статьи 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В силу частей 1 и 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указанный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
В силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из трех способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
В силу пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги определен в статье 155 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 указанной статьи и статьей 171 ЖК РФ.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (часть 15 статьи 155 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан, в том числе:
- предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
- заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;
- производить в установленном Правилами N 354 порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
- производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.
Согласно пункту 32 Правил N 354 исполнитель имеет право, в том числе:
- требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней);
- приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном Правилами N 354, подачу потребителю коммунальных ресурсов;
- привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя: для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета; для доставки платежных документов потребителям; для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.
Из содержания вышеприведённых положений действующего законодательства Российской Федерации следует, что, заключив двухсторонний договор управления многоквартирным домом, стороны договора должны выполнять его условия в соответствии со взятыми на себя обязательствами и требованиями законодательства, регулирующего правоотношения сторон данного договора, в частности, порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги.
В случае невыполнения условий договора управления многоквартирным домом и требований законодательства утрачивается смысл заключения договора.
Согласно Методическим рекомендациям по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утверждённых приказом Минрегиона России от 19.09.2011 N454 (зарег. в Минюсте России от 16.11.2011 N 22321), в графе платёжного документа "Получатель платежа" указываются банковские счета и банковские реквизиты исполнителей коммунальных услуг, и может быть указана такая информация о ресурсоснабжающей организации в том случае, когда было принято решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива.
Таким образом, в платёжном документе в графе "Получатель платежа" может быть указан либо расчётный счёт исполнителя коммунальных услуг, либо расчётный счёт ресурсоснабжающей организации, которым принято на общем собрании решение собственников помещений МКД вносить плату за отдельные жилищно-коммунальные услуги.
В материалах дела N 283-15/02 АЗ имеются копии платёжных документов, представленные АО "РИЦ" в качестве примера, предъявленных акционерным обществом к оплате потребителям жилищно-коммунальных услуг, оказываемых ООО "Орловская" (л/сч 5700071060967, л/сч 5700071042208, л/сч 5700071058722, л/сч 5700071058722, л/сч 5700071051987, л/сч 5700071027306).
Несмотря на то, что в указанных платёжных документах исполнителем жилищно-коммунальных услуг названо ООО "Орловская" и указаны ее реквизиты, получателем платежа является АО "РИЦ", так как при оплате плательщиком Платежного документа (далее - ПД) по его платежному коду через систему "Сбербанк Онлайн" денежные средства поступают на расчетный счет АО "РИЦ", указанный также в платежном документе (р/с 40702810747000001792 в отделение N8595 Сбербанка России г. Орла, подтверждающие документы, полученные через систему "Сбербанк Онлайн", имеются в материалах настоящего дела).
При таких обстоятельствах, анализируя представленный в дело агентский договор, Комиссия Орловского УФАС России пришла к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (пункт 1 статьи 420 ГК РФ).
К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (пункт 3 статьи 420 ГК РФ).
Пунктом 3 статьи 308 ГК РФ предусмотрено, что обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Статьёй 180 ГК РФ установлено, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части. Заключённый между ООО "Орловская" и АО "РИЦ" Агентский договор в части возложения на потребителей собственников (нанимателей) помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Орловская", обязанностей оплачивать жилищно-коммунальные услуги на расчётный счет Агента - АО "РИЦ", являются ничтожными.
Доводы Ответчиков о том, что заключённые агентские договоры (в рассматриваемой части) соответствуют требованиям статьи 1005 ГК РФ, и агенты вправе требовать перечисления денежных средств за отдельные жилищно-коммунальные услуги на свои расчётные счета, также отклоняются Комиссией Орловского УФАС России.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Согласно пункту 1.1 Агентского договора ООО "Орловская" (Принципал) поручает, а АО "РИЦ" (Агент) принимает на себя обязательство совершать от своего имени, но за счет Принципала (ООО "Орловская") сбор платежей Потребителей за поставленные услуги. В то же время, как следует из условий договора, Агент осуществляет сбор платежей Потребителей за оказанные услуги от финансово-кредитных организаций (банков) и других юридических лиц и предпринимателей, имеющих право на осуществление деятельности по приему платежей (платежных агентов) на условиях аккумулирования собранных платежей Потребителей за услуги на счетах Агента (пункт 2.2.4. Агентского договора) и осуществляет организацию сбора и учет поступления платежей Потребителей за услуги, указанные в Приложении 1 к Агентскому договору (пункт 8 Приложения N 2 к Агентскому договору).
Намерение сторон такого соглашения о приёме платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги на расчётный счёт АО "РИЦ" также подтверждается полученными через систему "Сбербанк Онлайн" документами.
Следовательно, при внесении собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах платы за жилищно-коммунальные услуги на расчётный счёт Агента, последний по смыслу статьи 1005 ГК РФ должен приобретать определенные права и обязанности перед потребителями жилищно-коммунальных услуг.
Исполнение обязательства потребителя жилищно-коммунальных услуг по внесению платы должно быть обусловлено исполнением исполнителя жилищно-коммунальных услуг встречного обязательства по предоставлению жилищно-коммунальных услуг потребителю (пункт 1 статьи 328 ГК РФ).
Однако, как следует из позиции АО "РИЦ", требуя от собственников (нанимателей) помещений в многоквартирных домах, управляемых ООО "Орловская", внесения платы за жилищно-коммунальные услуги на свой расчётный счёт, АО "РИЦ" не вступает с последними ни в какую сделку и не приобретает перед ними никаких обязательств, а получает лишь плату за коммунальные услуги, предоставленные ООО "Орловская".
Таким образом, заключенный между АО "РИЦ" и ООО "Орловская" Агентский договор в части возложения на потребителей собственников (нанимателей) помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Орловская", обязанностей оплачивать жилищно-коммунальные услуги на расчётный счёт Агента - АО "РИЦ", затрагивает способ исполнения обязательств в рамках правоотношений потребителей жилищно-коммунальных услуг и исполнителя (в частности управляющей организации - ООО "Орловская") и не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 67 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Пунктом 69 Правил N 354 установлено требование к оформлению платежного документа, и перечислена информация, которая подлежит указанию в платежных документах, в том числе наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.
Из вышеприведенных положений действующего жилищного законодательства Российской Федерации следует, что собственники и наниматели помещений в многоквартирном доме должны вносить плату за жилищно-коммунальные услуги управляющей организации, которая управляет данным домом. Плата за все или некоторые коммунальные услуги может вноситься ресурсоснабжающим организациям только на основании решения собрания собственников жилья.
При этом частью 15 статьи 155 ЖК РФ предусмотрена возможность участия платежных агентов и банковских платежных агентов, которые не являются стороной договорных отношений между управляющей организацией и собственниками жилых помещений, при осуществлении расчетов и при взимании платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон о платежных агентах) платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
В соответствии с частями 14, 15 статьи 4 Закона о платежных агентах платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов и сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Частью 4 статьи 8 Закона о платежных агентах установлено, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 указанного закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 Закона о платежных агентах, не допускаются.
Таким образом, как следует из норм частей 7, 7.1 и 15 статьи 155 ЖК РФ денежные средства от потребителей жилищно-коммунальных услуг должны поступать: 1) на счет исполнителя коммунальных услуг; 2) на счет ресурсоснабжающей организации (в случае принятия собственниками жилых помещений в многоквартирных домах соответствующего решения). При этом денежные средства могут поступать на счета исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации либо непосредственно, либо через специальный счет платежного агента, либо через счет банковского платежного агента.
Одновременно Комиссией Управления учитывается, что упоминание в пункте 15 статьи 155 ЖК РФ представителя управляющей организации не означает включение его в расчеты за оказанные коммунальные услуги как самостоятельного (действующего от своего имени) субъекта со своим расчетным счетом, так как в силу статьи 182 ГК РФ не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, ООО "Орловская" является управляющей организацией для ряда многоквартирных домов.
ООО "Орловская" в материалы дела N 283-15/02 АЗ предоставило типовые договоры управления многоквартирным домом, заключаемые обществом с собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирных домах, находящихся в их управлении.
В соответствии с пунктом 2.2.4. Договора управления ООО "Орловская" обязано составлять бухгалтерскую, статистическую и прочую отчетность, проводить банковские операции, вести соответствующую техническую документацию на дом, лицевые счета для расчета с собственниками, нанимателями помещений, а также с юридическими лицами. Согласно пункту 2.2.5. Договора управления ООО "Орловская" обязано производить начисление и сбор платежей за следующие коммунальные услуги: техобслуживание и текущий ремонт жилья, управление многоквартирным домом, вывоз мусора, отопление, горячая вода. В соответствии с пунктом 2.2.9. Договора управления ООО "Орловская" обязано выдавать собственнику помещений расчетные документы за оказываемые ему услуги. Пунктом 2.2.10. Договора управления предусмотрена обязанность ООО "Орловская" по обеспечению изготовления и доставки платежного документа Собственнику (нанимателю) жилого помещения в многоквартирном доме не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Пунктом 2.2.20. Договора управления предусмотрена обязанность ООО "Орловская" при созыве общего собрания Собственников помещений в многоквартирном доме вносить обоснованные предложения по установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в таком доме, а также выносить на обсуждение иные вопросы по управлению. В соответствии с пунктом 4.4. Договора управления расчеты по Договору управления производятся Собственником квартиры лично (или его представителем, арендатором, нанимателем) путем внесения наличных денежных средств в соответствующий платежный пункт, либо путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Управляющей организации на основании платежного документа.
Так же ООО "Орловская" предоставило информацию об отсутствии протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в его управлении, о внесении платы за жилищно-коммунальные услуги непосредственно на расчетный счет АО "РИЦ".
Таким образом, учитывая условия Договоров управления многоквартирным домом, заключаемых ООО "Орловская" с собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирных домах, а также положения действующего жилищного законодательства (в том числе частей 7, 7.1 и 15 статьи 155 ЖК РФ, пункта 63 Правил N 354), ООО "Орловская" обязано было принимать от собственников (нанимателей) помещений в многоквартирных домах, находящихся в их управлении, плату за жилищно-коммунальные услуги самостоятельно либо через третьих лиц, являющихся платежными агентами или банковскими платежными агентами.
12.11.2014 между ООО "Орловская" и АО "РИЦ"" заключен Агентский договор, в соответствии с пунктом 1.1. которого ООО "Орловская" (Принципал) поручает, а АО "РИЦ" (Агент) принимает на себя обязательство совершать от своего имени, но за счет Принципала следующие юридические и фактические действия, за которые Принципал обязуется уплатить Агенту вознаграждение:
"- начисление платежей за поставленные Услуги собственникам и нанимателям помещений (далее - Потребителям) в многоквартирных и индивидуальных жилых домах (Приложение N 1), в отношении которых Принципал выполняет функции управления или оказывает иные услуги;
- ведение ранее открытых лицевых счетов и открытие новых лицевых счетов Потребителей "услуг по содержанию и ремонту помещений, коммунальных и прочих услуг в жилых помещениях" (далее - Услуг);
- ведение базы данных Потребителей; жилых помещений (объектов потребления Услуг);
- формирование и печать платежных документов - на оплату Потребителями услуг Принципала;
- начиная со второго месяца фактического оказания услуг по настоящему договору конвертирование счетов-квитанций;
- передача Принципалу, до 10-го числа текущего месяца, платежных документов (конвертируемых счетов-квитанций) на оплату Потребителями, расположенными в пгт. Знаменка Орловского района Орловской области, услуг Принципала;
- доставлять, до 10-го числа текущего месяца, платежные документы на оплату Потребителями, расположенными в Станово-колодезьском, Сабуровском, Большекуливском, Лавровском, Образцовском сельских поселениях Орловского района, услуг Принципала до Потребителей;
- организацию информационного взаимодействия с кредитными организациями по сбору платежей Потребителей за поставленные услуги;
- сбор платежей Потребителей за поставленные услуги;
- перечисление собранных платежей Потребителей за поставленные услуги Принципалу;
- обработку информации и ведение баз данных о начисленных и оплаченных платежах Потребителей;
- составление ежемесячных отчетов о начисленных и оплаченных Потребителями платежах за поставку услуг, о перечисленных Принципалу денежных средствах;
- прием и оформление документов для регистрации Потребителей или снятия Потребителей с регистрационного учета (далее - регистрационный учет);
- работу с Потребителями по вопросам начислений, перерасчетов (в сроки согласно действующего законодательства РФ), при обращении Потребителей в Центр обслуживания населения Агента - разъяснение вопросов и прием от Потребителей показаний индивидуальных приборов учета".
В соответствии с пунктом 2.1. Агент обязуется:
"2.1.1. Приступить к исполнению обязанностей по настоящему договору в срок до 15 календарных дней с момента предоставления Принципалом всех данных, необходимых Агенту для выполнения работ (Приложения 1, 4, 5).
2.1.2. Организовать выполнение работ в соответствии с Приложением N 2 к настоящему Договору и в соответствии с действующим законодательством, соблюдая интересы Потребителей, принципала.
2.1.3. Ежемесячно не позднее 6 (шестого) рабочего дня месяца, следующего за расчетным месяцем (расчетным месяцем считается календарный месяц), представлять Принципалу документы о начисленных платежах и оплаченных Потребителями услугах согласно Приложению N 3 к настоящему Договору.
2.1.4. Осуществлять сбор платежей Потребителей за оказанные услуги от финансово-кредитных организаций (банков) и других юридических лиц и предпринимателей, имеющих право на осуществление деятельности по приему платежей (платежных агентов) на условиях аккумулирования собранных платежей Потребителей за услуги на счетах Агента и не противоречащих настоящему Договору;
2.1.5. Осуществлять перечисление Принципалу собранных платежей Потребителей за услуги по мере поступления платежей, но не реже 1-го раза в течение 2 (двух) рабочих дней с предоставлением информации Принципалу о поступивших и перечисленных денежных средствах с использованием сети "Интернет", либо факсимильной связи;
2.1.6. Осуществлять обработку реестров платежей Потребителей за оказанные услуги от финансово-кредитных организаций (банков) и других лиц, имеющих право на осуществление деятельности по приему платежей (платежных агентов).
2.1.7. Ежемесячно, не позднее 15 (пятнадцатого) числа месяца, следующего за расчетным, представлять отчет Агенту, счет, акт выполненных работ, счет-фактуру на начисленное агентское вознаграждение по настоящему Договору.
2.1.8. Ежеквартально проводить сверку взаимных расчётов по исчисленному и оплаченному агентскому вознаграждению.
2.1.9. Обеспечить зависящие от Агента условия для сохранения сбора коммунальных платежей от населения на уровне, соответствующем среднемесячному сбору за последние 9 месяцев до заключения настоящего договора, за оказанные Принципалом услуги Потребителям. В случае снижения указанного уровня сбора, Стороны проводят служебное расследование для выяснения причины данного снижения.
2.1.10. Предоставить Принципалу заверенные печатью и подписью руководителя Агента копии документов, дающие право на осуществление деятельности, связанной с агентским договором, в соответствии с Приложением N 7.
2.1.11. Агент в трехдневный срок с момента начала фактического оказания услуг (формирование и печать платежных документов) обязуется предоставить Принципалу адрес, логин и пароль для доступа к Информационной системе Агента посредством браузера по сети "Интернет".
2.1.12. Агент вправе заключать субагентские договоры только после соответствующего согласования с Принципалом.
2.1.13. Предоставлять Принципалу в течение пяти дней со дня получения запроса, всю интересующую информацию, связанную с исполнением данного договора.
В соответствии с Приложением N 2 к Агентскому договору, перечень работ и услуг, выполняемых Агентом, содержит:
"1. Обработка информации и формирование информационной базы данных о начисленных и оплаченных платежах Потребителей.
2. Поддержание информационной базы данных в актуальном, с учетом происходящих изменений, состоянии.
3. Расчет стоимости поставленных услуг в соответствии с действующим законодательством РФ.
4. Обработка документации, поступающей от Принципала, связанной с исполнением настоящего Договора.
5. Начисление платежей за поставленные услуги Потребителям в многоквартирных жилых домах, жилых домах, домовладения, которым Принципал предоставляет услуги, в разрезе счетов и вида услуги с учетом недопоставок и корректировок и передача Платежных документов Потребителям.
6. Формирование и распечатка счетов на оплату Потребителям поставленных услуг, согласно форме ЕПД, утвержденной сторонами и соответствующей примерной форме, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 19.09.2011 N 454.
7. Обработка оплаченных счетов, электронных реестров платежей, поступивших от банков, других лиц, имеющих право на осуществление деятельности по приему платежей (платежных документов).
8. Организация сбора и учет поступления платежей Потребителей за услуги, указанные в Приложении 1.
9. Формирование итоговой отчетности.
10. Работа с Потребителями:
- операции с финансово-лицевыми счетами (далее - ФЛС) - открытие, закрытие, разделение;
- подготовка и выдача различных справок - выписки из ФЛС, справки о задолженности, выдача повторных счетов на оплату Потребителям поставленных услуг, выдача баланса по ФЛС;
- внесение сведений о движении Потребителей в информационную базу данных;
- внесение сведений о собственниках жилого помещения, жилых домов, домовладений в информационную базу данных;
- корректировка статуса жилого помещения (муниципальное, в собственности), площади жилого помещения (общая, жилая);
- примем и оформление документов для регистрации Потребителей или снятия Потребителей с регистрационного учета для дальнейшего предоставления в Отдел Федеральной миграционной службы;
- оформление выписок из домовой книги;
- подготовка и выдача справок - о составе семьи, о зарегистрированных лицах, на день запроса".
Материалами дела N 283-15/02 АЗ установлено, что при оплате плательщиком ПД по его платежному коду через систему "Сбербанк Онлайн" денежные средства поступают на расчетный счет АО "РИЦ" (р/с 40702810747000001792 в отделение N8595 Сбербанка России г. Орла), а не на открытый специальный банковский счет (подтверждающие документы, полученные через систему "Сбербанк Онлайн", имеются в материалах настоящего дела).
Следовательно, АО "РИЦ" не может являться платежным агентом по приему платежей физических лиц, осуществляющих плату за коммунальные услуги через систему "Сбербанк Онлайн", в силу требований статей 4 и 8 Закона о платежных агентах.
Частями 14, 15 статьи 4 Закона о платежных агентах предусмотрено, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов и сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона о платежных агентах "прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 указанного закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 Закона о платежных агентах, не допускаются".
Таким образом, без учета мнения потребителей жилищно-коммунальных услуг стороны Агентского договора (АО "РИЦ" и ООО "Орловская") пришли к соглашению о том, что денежные средства, собираемые за оказанные ООО "Орловская" жилищно-коммунальные услуги, поступают не на расчетные счета ООО "Орловская", а на расчетный счет АО "РИЦ" (пункт 2.1.4. Агентского договора). При этом при осуществлении сбора указанных денежных средств на свой расчетный счет АО "РИЦ" выступает от своего имени.
В результате указанных действий АО "РИЦ" и ООО "Орловская" собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных жилых домах искусственно были созданы обязательства перед АО "РИЦ", которое не является ни исполнителем коммунальных услуг, ни ресурсоснабжающей организацией, ни представителем управляющей организаций, ни платежным агентом и которое в нарушение требований действующего жилищного законодательства самостоятельно производит расчеты за исполнителя коммунальных услуг.
Более того, Агентским договором АО "РИЦ" и ООО "Орловская" произвольно установили иной порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, противоречащий условиям заключенных между ООО "Орловская" и его абонентами договоров управления и установленному ЖК РФ, тем самым в одностороннем порядке определив общие условия обращения товара на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, что согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.
ООО "Орловская" фактически отказалось от осуществления своих функций (самостоятельных действий) по приему платежей за оказанные им жилищно-коммунальные услуги на свой расчетный счет и допустило к выполнению названных функций посторонних (с точки зрения ответственности перед жильцами) лиц, что также привело к изменению общих условий обращения товара на указанном товарном рынке и также является признаком, ограничивающим конкуренцию (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Указанные обстоятельства подтверждаются аналитическим отчётом о результатах проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, составленным Управлением при рассмотрении настоящего дела (выписка имеется в материалах дела).
Заключение Агентского договора фактически привело к навязыванию собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Орловская", необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные ООО "Орловская" жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет АО "РИЦ", так как порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, как существенное условие договора управления, был изменен без воли собственников (нанимателей ) помещений в многоквартирных домах. Более того, порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, установленный Агентским договором, противоречит действующему жилищному законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (за исключением действий (бездействия), указанных в пунктах 1 (за исключением случаев установления или поддержания цены товара, являющегося результатом инновационной деятельности), 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции), соглашения и согласованные действия, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 11, статьей 11.1 Закона о защите конкуренции, сделки, иные действия, предусмотренные статьями 27 - 29 Закона о защите конкуренции, могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием), соглашениями и согласованными действиями, сделками, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:
1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;
2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что заключенные им соглашения, предусмотренные частями 2-4 указанной статьи, могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьей 12 или с частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции.
Доказательств, предусмотренных вышеприведенными положениями Закона о защите конкуренции, Ответчики не предоставили. Комиссией Управления таких обстоятельств также не установлено.
Комиссия считает, что АО "РИЦ" также не является представителем ООО "Орловская", в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Частями 2 и 3 указанной нормы установлено, что не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени, лица, лишь передающие выраженную в надлежащей форме волю другого лица, а также лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок. Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела при осуществлении сбора денежных средств за оказанные ООО "Орловская" жилищно-коммунальные услуги на свой расчетный счет АО "РИЦ" выступает от своего имени, что подтверждается платежными документами, предоставляемыми АО "РИЦ" к оплате потребителям жилищно-коммунальных услуг. В платежных документах отсутствуют сведения о том, что АО "РИЦ" принимает платежи за жилищно-коммунальные услуги от имени конкретной управляющей организации, оказывающей эти услуги, и является ее представителем.
Таким образом, в силу части 2 статьи 182 ГК РФ АО "РИЦ" не является представителем управляющих организаций и, соответственно не вправе в силу части 15 статьи 155 ЖК РФ осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов и банковских платежных агентов.
Следовательно, заключенный между ООО "Орловская" и АО "РИЦ" Агентский договор в части возложения на потребителей - собственников (нанимателей) помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Орловская", обязанностей оплачивать жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет Агента - АО "РИЦ", не соответствует требованиям действующего законодательства.
Тот факт, что у ООО "Орловская" имеется возможность осуществлять прием платы за коммунальные услуги, минуя расчетный счет АО "РИЦ", путем приема денежных средств непосредственно на расчетный счет ООО "Орловская", не исключает факт нарушения требований пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции и не является надлежащим основанием для признания допустимыми Агентского договора, заключенного между АО "РИЦ" и ООО "Орловская" без учета воли собственников (нанимателей) помещений в многоквартирных домах, который приводит к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении у ООО "Орловская", необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные ООО "Орловская" жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет АО "РИЦ".
Более того, указанный факт лишь дополнительно свидетельствует о наличии фактической возможности у ООО "Орловская" самостоятельно осуществлять прием платежей за оказанные им жилищно-коммунальные услуги и одновременно - о необоснованном отказе (платежный код в платежном документе не предусматривает такой возможности) ООО "Орловская" от самостоятельного осуществления при наличии такой возможности указанных действий путем включения в отношения, связанные с расчетом за жилищно-коммунальные услуги, самостоятельного субъекта со своим расчетным счетом - излишнего посредника, не предусмотренного действующим жилищным законодательством.
При таких обстоятельствах, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что действия АО "РИЦ" и ООО "Орловская" по заключению ограничивающего конкуренцию соглашения, которые приводят к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении у ООО "Орловская", необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные ООО "Орловская" жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет АО "РИЦ", а равно участию в них, является нарушением пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренцию.
Также Комиссия считает, что условия, содержавшиеся в пунктах 2.2.7. и 2.2.8. Агентского договора, направлены на ограничение конкуренции и могут привести к ограничению конкуренции на рынке оказания коммунальных услуг в части создания препятствий к доступу других компаний на указанный рынок - установления запрета ООО "Орловская" на заключение аналогичных агентских договоров, нарушают пункт 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Факт заключения ограничивающего конкуренцию соглашения подтверждается содержанием Агентского договора, заключенным между АО "РИЦ" и ООО "Орловская".
Факт участия АО "РИЦ" и ООО "Орловская" в ограничивающем конкуренцию соглашении подтверждается платежными документами, предоставляемыми АО "РИЦ" потребителям жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 22 Закона защите конкуренции, одними из основных функций антимонопольного органа являются принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции, обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (подпункт "а" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции), о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт "д" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
В целях пресечения и предупреждения монополистической деятельности АО "РИЦ" и ООО "Орловская", Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункты "а" и "д" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанным хозяйствующим субъектам предписаний за нарушение пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции: о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В силу того обстоятельства, что в ходе рассмотрения настоящего дела пункты 2.2.7. и 2.2.8. из Агентского договора Ответчиками добровольно были исключены, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи указанным хозяйствующим субъектам предписаний о прекращении нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Орловского УФАС России по рассмотрению дела N 281-15/02 АЗ решила:
1. Признать факт нарушения АО "РИЦ" и ООО "Орловская" пунктов 1 и 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, которое приводит к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "Орловская", необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные ООО "Орловская" жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет АО "РИЦ", а равно участию в нем, а также к установлению запрета ООО "Орловская" на заключение аналогичных агентских договоров с другими хозяйствующими субъектами, оказывающими аналогичные виды услуг.
2. За нарушение пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции выдать АО "РИЦ" предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции по факту заключения и участию в ограничивающем конкуренцию соглашении с ООО "Орловская".
3. За нарушение пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции выдать ООО "Орловская" предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции по факту заключения и участию в ограничивающем конкуренцию соглашении с АО "РИЦ".
4. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 4 статьи 11 закона о защите конкуренции, за нарушение пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции предписание Ответчикам по настоящему делу не выдавать.
5. Вопрос об административной ответственности рассмотреть в установленном порядке.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Орловской области.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области N 283-15/02А3 (опубликовано 31 декабря 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016