Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 27 октября 2015 г. N 1182
Я, должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области "<_>", рассмотрев обращение финансового отдела администрации злынковского района от 24.09.2015 года, представленные МБОУ Вышковская СОШ материалы, протокол об административном правонарушении, составленный в отношении должностного лица заказчика "<_>", установил:
25 сентября 2015 года в адрес Брянского УФАС России поступило обращение финансового отдела Администрации Злынковского района (исх. от 24.09.2015 года), из содержания которого следует, что заказчиком МБОУ Вышковская СОШ в лице "<_>" и ООО ПК "Аквасофт" в лице "<_>" 18 августа 2015 года заключен контракт на N 15 на выполнение работ по объекту: крепление стен металлическими тяжами по адресу: Брянская область, Злынковский район п. Вышков, ул. Школьная, д. 5 (далее контракт N 15 от 18.08.2015 года) на сумму 1251972 руб. 00 коп. Источник финансирования: средства областного и местного бюджета.
Согласно преамбуле контракта N 15 от 18.08.2015 года контракт заключен МБОУ Вышковская СОШ в соответствии с п. 9 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1.2 контракта N 15 от 18.08.2015 года работы выполняются в соответствии с локальной сметой.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что в обоснование заключения контракта N 15 от 18.08.2015 года заказчиком положены следующие обстоятельства: поступление 13.08.2015 года обращения родительского комитета МБОУ Вышковская СОШ сведений о выявлении многочисленных трещин на стенах и потолках здания школы, что угрожает жизни детей. Этой же датой 13.08.2015 года "<_>" направила в адрес отдела образования администрации Злынковского района письмо с просьбой провести работы по укреплению здания школы с целью недопущения увеличения размера трещин до начала учебного года. 13.08.2015 года приказом отдела образования администрации Злынковского района создана комиссия по обследованию помещений МБОУ Вышковская СОШ, по итогам работы которой 14 августа 2015 года составлен акт обследования МБОУ Вышковская СОШ. Согласно акта обследования МБОУ Вышковская СОШ от 14 августа 2015 года комиссией обнаружены многочисленные трещины стен и потолка. 14 августа 2015 года "<_>" направил "<_>" обращение (исх. N 521) о рассмотрении вопроса о возможности проведения работ по укреплению стен здания тяжами. "<_>" 17 августа 2015 года за исх. N 1379 рекомендовало приступить к выполнению работ по укреплению стен здания МБОУ Вышковская СОШ, сообщив о выделении лимитов на финансирование вышеуказанных работ в 2016 году.
Разработка проектной документации объекта осуществлялась в рамках исполнения договора N3-1506-18 на выполнение проектных работ от 08 июня 2015 года.
На момент рассмотрения дела об административном правонарушении согласно актов о приемке выполненных работ от 15.09.2015 года работы выполнены подрядчиком в полном объеме, денежные средства подрядчику не перечислены.
МБОУ Вышковская СОШ в силу п. 7 ст. 3 Закона о контрактной системе является заказчиком. Порядок заключения заказчиками контрактов определяется положениями Закона о контрактной системе, который регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу части 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Однако в нарушение требований части 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик МБОУ Вышковская СОШ осуществил выбор способа закупки на выполнение работ по объекту: крепление стен металлическими тяжами не в соответствии с положениями указанного закона.
Вышеизложенные факты свидетельствует, что заказчиком МБОУ Вышковская СОШ принято решение об осуществлении закупки на выполнение работ по объекту: крепление стен металлическими тяжами по адресу: Брянская область, Злынковский район, п. Вышков, ул. Школьная, д. 5 у единственного подрядчика в соответствии с п.9 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме;
Понятие непреодолимой силы содержится в п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, под которой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, т.е. обстоятельства, которые стороны не могли предвидеть и предотвратить. Так, в частности к непреодолимой силе относятся чрезвычайные события, такие как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях.
Однако потребность в выполнении работ на выполнение работ по объекту: крепление стен металлическими тяжами по адресу: Брянская область, Злынковский район п. Вышков, ул. Школьная, д. 5 возникла не в результате наступления какого-то чрезвычайного обстоятельства, возникшего внезапно, а в результате физического здания школы и о возникшей потребности заказчик знал задолго до заключения контракта.
Данный вывод подтверждается следующим:
1. Заказчиком не обозначено какое-либо обстоятельство, наступление которого повлекло необходимость выполнение работ по креплению стен здания металлическими тяжами. Техническое обследование здания МБОУ СОШ Вышковская СОШ проведено ГУП "Брянсккоммунпроект" по письму заявке заказчика еще от 31 марта 2015 года N 207 и договору N 3-1402-06 от 31.03.2015 года, что подтверждает, что МБОУ Вышковская СОШ задолго до заключения контракта N 15 от 18.08.2015 года знало об неудовлетворительном состоянии здании школы, что и послужило поводом направления соответствующего письма в адрес ГУП "Брянсккоммунпроект" от отдела образования Администрации Злынковского района от 31 марта 2015 года исх. N 207 с просьбой выполнить техническое обследование МБОУ Вышковская СОШ. Согласно п.2.1 Технического обследования, обследование здания школы осуществлялось в присутствии представителей заказчика. Имеющийся протокол оперативного совещания по вопросу принятия мер по обеспечению безопасной эксплуатации МБОУ Вышковская СОШ, состоявшегося 12 августа 2015 года, свидетельствует также, что заказчик до поступления заявления от родительского комитета школы обладало информацией о существующем неудовлетворительном состоянии деревянной части здания школы и необходимости выполнения соответствующих работ.
2. Техническое обследование содержит вывод, что ряд основных конструкций и инженерного оборудования находится:
а) в ограниченно-работоспособном состоянии: фундаменты, стены кирпичной части школы, перемычки, крыша кирпичной части школы;
б) в недопустимом состоянии: стены деревянной части школы, перекрытие деревянной части школы, крыша деревянной части школы;
в) в удовлетворительном состоянии: перегородки;
г) в неудовлетворительном состоянии: общее состояние полов, общее состояние столярных изделий, общее состояние отделки, состояние инженерного оборудования,
д) в работоспособном состоянии: состояние перекрытий кирпичной части школы;
е) в ветхом состоянии: состояние кровли.
Данные выводы обследования свидетельствуют:
Во-первых, о нахождении отдельных конструктивных элементов здания в разной степени состояния (удовлетворительное, неудовлетворительное, ограниченно-работоспособное, недопустимое состояние, работоспособное, ветхое), которое возникло не в результате внезапно возникшего, непредвиденного события или аварии, а в результате физического износа здания, длительного отсутствия ремонта.
Во-вторых, о физическом износе кирпичной части школы в размере 54/57 процентов. Основные несущие конструкции здания находятся в ограниченно работоспособном состоянии. Здание школы длительно не ремонтировалось, эксплуатироваться не может. Здание подлежит незамедлительному ремонту. Для устранения выявленных дефектов ГУП "Брянсккоммунпроект" указывает на необходимость выполнения следующих работ и мероприятий: исключить возможность попадания воды под фундаменты, выполнить усиление аварийных участков кирпичных стен, выполнить крепление стен здания металлическими напряженными поясами, выполнить ремонт кирпичной кладки парапетов, отремонтировать полы, выполнить наружные и внутренние отделочные работы и другие работы.
Вышеперечисленные работы указывают на необходимость выполнения работ капитального характера, при этом необходимость крепления стен здания является одним из необходимых для выполнения работ, но не единственным.
3. Подготовкой проектно-сметной документации по усилению стен здания МБОУ Вышковская СОШ металлическими напряженными поясами заказчик занимался также задолго до заключения контракта, в марте -июле 2015 года.
4. Положительным заключением ГАУБО "РРЦС БО" от 14.08.2015 года, которое осуществлялось на основании письма МБОУ Вышковская СОШ от 20 июля 2015 года и договора N224 от 12.08.2015 года.
Брянским УФАС России не установлено также наступление на объекте аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, послуживших основанием для заключения МБОУ Вышковская СОШ контракта N 15 от 18.08.2015 года в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено оснований для признания действий должностного лица заказчика в состоянии крайней необходимости, выразившихся в принятии решения об осуществлении закупки у единственного подрядчика, осуществленными в состоянии крайней необходимости, с учетом приведенного в ст. 2.7 КоАП РФ понятия крайней необходимости и обстоятельств данного конкретного дела.
Согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Из анализа положений ст. 2.7 КоАП РФ следует, что для квалификации деяния, содержащего признаки административного правонарушения, как совершенного в состоянии крайней необходимости необходимо доказать следующие обстоятельства в совокупности:
- наличие опасности, непосредственно угрожающей заказчику, а также охраняемым законом интересам общества или государства;
- такая опасность не могла быть устранена иными средствами;
- причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Из материалов дела следует, что у заказчика имелась возможность задолго до принятия решения о заключении контракта у единственного подрядчика совершить предусмотренные Законом о контрактной системе действия по проведению электронного аукциона, срок размещения извещения которого на официальном сайте РФ составляет 7 календарных дней, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Направленный прокурором Злынковского района исковое заявление не может быть положено в основу обоснования заключения контракта с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Учитывая, сумму контракта - 1251972 руб. 00 коп и положения Распоряжения Правительства РФ N 2019-р от 31.10.2013 года "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" заказчику надлежало в качестве способа определения подрядчика выбрать аукцион в электронной форме и в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе разместить в единой информационной системе (на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru) извещение и документацию об аукционе в электронной форме. Однако план-график закупок на 2015 год не содержит информации о таком электронном аукционе.
Принятие заказчиком решения о выборе способа определения подрядчика с нарушением требований законодательства о контрактной системе нарушило права и законные интересы участников закупки, осуществляющих деятельность в сфере строительных работ и ремонта и претендующих на заключение контракта.
На основании вышеизложенного установлено событие административного правонарушения, выразившееся в принятии заказчиком решения об осуществлении закупки у единственного подрядчика, в то время как определение подрядчика должно осуществляться путем проведения аукциона в электронной форме.
Поскольку муниципальный контракт N 15 от 18 августа 2015 года заключен "<_>", то указанное лицо является субъектом административного правонарушения.
Время и дата совершения административного правонарушения: 18.08.2015 года.
Место совершения административного правонарушения: п. Вышков Злынковского района Брянской области.
В соответствии с частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 27.10.2015 года, составленным в отношении "<_>", а так же другими материалами дела.
Срок давности привлечения "<_>" к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
На рассмотрении дела об административном правонарушении представитель "<_>", действующий на основании доверенности, "<_>" пояснила, что "<_>", не признала факт нарушения законодательства о контрактной системе, что подтверждается письменными пояснениями (вх. N 6112 от 27.10.2015 года), а также указала о причине совершенного правонарушения- наличие искового заявления прокурора Злынковского района о понуждении к действию по проведению капитального ремонта МБОУ Вышковская СОШ.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность в соответствии со статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется. Правонарушение совершено по неосторожности.
Оценивая доказательства по делу в их совокупности, должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области "<_>", учитывая, должностным лицом заказчика принято решение об осуществлении закупки у единственного подрядчика на выполнение работ по объекту: крепление стен металлическими тяжами по адресу: Брянская область, Злынковский район п. Вышков, ул. Школьная, д. 5, в то время как определение подрядчика должно осуществляться путем проведения аукциона в электронной форме, что повлекло нарушение прав и законных интересов участников закупки, претендующих на заключение контракта, не способствовало снижению цены контракта, в то время как это бы произошло при проведении конкурентной процедуры определения подрядчика, руководствуясь статьями 7.29, 23.66, 29.9, 29.10, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Признать и.о. директора МБОУ "Вышковская СОШ "<_>", за принятие решения об осуществлении закупки у единственного подрядчика, в то время как определение подрядчика должно осуществляться путем проведения аукциона в электронной форме, виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 ст. 7.29 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Реквизиты счетов для зачисления административных штрафов:
N счета получателя: 40101810300000010008
ИНН получателя платежа: 3234034811
Наименование банка получателя платежа: ГРКЦ Банка России по Брянской области
БИК: 041501001
ОКТМО: 15623000
КБК: 161 116 33050 05 6000 140
КПП: 325701001
Идентификатор плательщика 16147201510270294545
Наименование получателя: УФК по Брянской области (УФАС России по Брянской области)
Сумма платежа: 100%.
Назначение платежа: административный штраф по постановлению Брянского УФАС России о наложении штрафа об административном правонарушении от "27" октября 2015 года.
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа "<_>" надлежит представить в Брянское УФАС России надлежащим образом заверенные копии платежных документов по факсу 8(4832) 64-32- 74.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
"<_>"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 27 октября 2015 г. N 1182
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016