Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 25 февраля 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: ;
члены Комиссии: ,
рассмотрев дело N 1 от 20.01.2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью "Ритек" (далее - ООО "Ритек") рекламы финансовой услуги - кредита, размещённой на 4 странице рекламного каталога под заголовком "Эксперт. Лучшее из возможного!" за декабрь 2009 - январь 2010 года, распространённого тиражом 95 000 (девяносто пять тысяч) экземпляров через почтовые ящики Великого Новгорода и содержащей признаки ненадлежащей,
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Ритек" - ,
УСТАНОВИЛА:
В ходе мониторинга специалистами Новгородского УФАС России рекламы на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации установлено, что на 4 странице рекламного каталога под заголовком "Эксперт. Лучшее из возможного!" за декабрь 2009 - январь 2010 года, распространённого тиражом 95 000 (девяносто пять тысяч) экземпляров через почтовые ящики Великого Новгорода, рекламируется финансовая услуга - кредит.
Услуга по предоставлению кредита является финансовой услугой в силу статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, в соответствии с пунктом 2 которой финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 (далее - Закон о рекламе) реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Как следует из письма ООО "Ритек" исх. N 4148 от 29.12.2009, рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО "Ритек". Форма распространения - рекламный буклет (далее по тексту).
Как следует из письма ООО "Ритек" исх. N 125 от 12.01.2010 и приложенных к нему документов (копии договора NПК-Т-6306-08 от 24.11.2008, копии договора N АП19/62 от 01.11.2007, копии договора о сотрудничестве N 43-01/08 от 26.06.2008, копии соглашения N 02/02-09 ВН от 09.02.2009), кредитование потребителей в период распространения данного рекламного буклета осуществлялось следующими организациями: Открытым акционерным обществом "ОТП Банк" (далее - ОАО "ОТП Банк"), Обществом с ограниченной ответственностью "Хоум Кредит энд Финанс Банк" (далее - ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк"), Открытым акционерным обществом АКБ "Росбанк" (далее - ОАО АКБ "Росбанк"), Обществом с ограниченной ответственностью "Русфинанс Банк" (далее - ООО "Русфинанс Банк").
Следовательно, в соответствии с требованиями части 1 статьи 28 Закона о рекламе рассматриваемый рекламный буклет с содержащимися в нём данными о предоставлении финансовой услуги - кредита - должен был содержать наименования лиц, ее оказывающих - ОАО "ОТП Банк", ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк", ОАО АКБ "Росбанк", ООО "Русфинанс Банк".
Срок рассмотрение дела N 1 от 20.01.2010 был продлён Определением о продлении срока рассмотрения дела в связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств(исх. N 567/03 от 11.02.2010 Новгородского УФАС России). Данным определением рассмотрение дела было назначено на 25.02.2010 в 14 часов 30 минут.
В процессе подготовки к рассмотрению дела N 1 от 20.01.2010 на основании приказа Новгородского УФАС России от 17.02.2010 N 13 инспекцией Новгородского УФАС России была проведена выездная проверка распространения наружной рекламы (щитов, перетяжек, стендов, плакатов) на территории Великого Новгорода на предмет соблюдения требований Закона о рекламе, в том числе по адресу: Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, д. 39, магазин "Эксперт" ООО "Ритек". Проверка осуществлялась с применением фотоаппарата.
В результате проверки и анализа полученных фотоснимков установлено, что на рекламной конструкции (наружной рекламе) ООО "Ритек", расположенной по адресу: Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, д. 39 распространена реклама следующего содержания: "Эксперт. Лучшее из возможного. Выгодное кредитование". Данная реклама финансовой услуги - кредита - также не содержала наименований лиц, её оказывающих - ОАО "ОТП Банк", ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк", ОАО АКБ "Росбанк", ООО "Русфинанс Банк".
Как следует из письма ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк" (исх. N 1-4-4-7/1065 от 25.02.2010), за период с 01.12.2009 по 31.01.2010 ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк" заключено 407 (четыреста семь) договоров о предоставлении кредитов заёмщикам, приобретающим товары в ООО "Ритек".
Как следует из письма ОАО АКБ "Росбанк" (исх. N 80-54-10/244 от 25.02.2010), за период с 01.12.2009 по 31.01.2010 между ОАО АКБ "Росбанк" и физическими лицами в рамках потребительского кредитования было заключено 374 (триста семьдесят четыре) договора.
На рассмотрении дела присутствовал представитель ООО "Ритек" по доверенности - Кирсанова Л.А., о месте и времени рассмотрения дела N 1 от 20.01.2010 ООО "Ритек" надлежащим образом уведомлено (вх. N 838 от 17.02.2010 Новгородского УФАС России). Ею в полном объёме были поддержаны представленные ранее письменные объяснения ООО "Ритек", из которых следует, что информация о предоставлении финансовой услуги - кредита, содержащаяся в рассматриваемом рекламном буклете, носит навигационный характер, позволяющий потребителю легко найти рабочее место специалиста организации, оказывающей услуги кредитования. Также ей было заявлено ходатайство о назначении лингвистической экспертизы (вх. N 976 от 25.02.2010 Новгородского УФАС России) словосочетания "лёгкий кредит", применительно при написании указателя местонахождения рабочих мест сотрудников банков-партнёров в магазинах "Эксперт".
Рассмотрев вышеуказанное ходатайство, Комиссия по рассмотрению дела не находит оснований для его удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 09.03.2006 N 36 "О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14.05.2003 N 114" лингвистическая экспертиза это исследование продуктов речевой деятельности.
В соответствии с пунктом 12.1 перечня экспертных специальностей, по которым в Министерстве внутренних дел Российской Федерации проводится аттестация на право самостоятельного производства судебных экспертиз (в ред. Приказа МВД от 28.12.2006 N 1098), лингвистическая экспертиза - это исследование текста письменного документа или устного высказывания с целью решения вопросов смыслового понимания.
Экспертиза является одним из способов или средств получения доказательственной информации и назначается, когда эту информацию невозможно получить иными способами. Лингвистическая экспертиза относится к классу необязательных экспертных исследований, не имеет заранее предустановленной силы и должна оцениваться наряду с иными доказательствами по делу.
В соответствии с пунктом 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, лицами, участвующими в деле, являются стороны, заинтересованные лица, эксперты, переводчики. В качестве экспертов могут быть привлечены сотрудники органов и (или) организаций, обладающие специальными знаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела.
В данном случае, предмет ходатайства о проведении лингвистической экспертизы, заявленный представителем ООО "Ритек" Кирсановой Л.А., не относится к вопросам, касающимся рассматриваемого дела, не направлен на постановку решения вопросов смыслового понимания как текста рассматриваемой рекламы, так и отдельных фраз или словосочетаний. Наблюдается направленность на проведение ассоциативных линий с иной информацией, не являющейся рекламой, а именно с навигационными указателями внутри розничных магазинов "Эксперт" ООО "Ритек".
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе). Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, определившего содержание вышеуказанной рекламы, а также осуществившего её производство и распространение, т.е. её рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя - ООО "Ритек".
Следовательно, ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе в данном случае несет рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель - ООО "Ритек".
Исследовав материалы дела N 1 от 20.01.2010, заслушав объяснения представителя ООО "Ритек", Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.
В рекламе финансовой услуги - кредита, распространенной на 4 странице рекламного буклета под заголовком "Эксперт. Лучшее из возможного!" за декабрь 2009 - январь 2010 года, распространённого тиражом 95 000 (девяносто пять тысяч) экземпляров через почтовые ящики Великого Новгорода, а также на рекламной конструкции (наружной рекламе), размещённой по адресу: Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, д. 39, рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем которой является ООО "Ритек", имеется нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в ней наименований лиц, предоставляющих кредит - ОАО "ОТП Банк", ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк", ОАО АКБ "Росбанк", ООО "Русфинанс Банк".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу финансовой услуги - кредита, размещённую на 4 странице рекламного буклета под заголовком "Эксперт. Лучшее из возможного!" за декабрь 2009 - январь 2010 года, распространённого тиражом 95 000 (девяносто пять тысяч) экземпляров через почтовые ящики Великого Новгорода, а также на рекламной конструкции (наружной рекламе), находящейся по адресу: Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, д. 39, рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем которой является ООО "Ритек", поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Ритек" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме --09 марта 2010 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 25 февраля 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016