Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
N 3/14-2015 (опубликовано 22 октября 2015 г.)
Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в составе: < --- > рассмотрев жалобу филиала "Тульское региональное управление" (г. Тула) публичного акционерного общества "Московский Индустриальный банк" о нарушении антимонопольного законодательства организатором торгов - Тульским областным гарантийным фондом и членами конкурсной комиссии (300012, г. Тула, ул. Жаворонкова, д. 2) при проведении торгов - конкурса среди банков на получение права размещения на депозите денежных средств Тульского областного гарантийного фонда в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установила:
7 октября 2015 года в Тульское УФАС России поступила жалоба филиала "Тульское региональное управление" (г. Тула) публичного акционерного общества "Московский Индустриальный банк" (далее - Заявитель) на действия Организатора торгов - Тульского областного гарантийного фонда (далее - Фонд) при организации и проведении конкурса среди банков на получение права размещения на депозите денежных средств Тульского областного гарантийного фонда (далее - Конкурс), которая была принята к рассмотрению.
11 сентября 2015 года Организатором торгов был объявлен конкурс среди банков на получение права размещения на депозите денежных средств Тульского областного гарантийного фонда.
Информация о проведении Конкурса была размещена в сети "Интернет" на официальном сайте Тульского областного гарантийного фонда http://tofpmp.ru/.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 N 1605 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. Пунктом 7 указанных правил установлено, что субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, прошедших конкурсный отбор, в порядке и на условиях, которые установлены Министерством экономического развития Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.03.2015 г. N 167 (зарегистрированным в Минюсте РФ от 07.05.2015 N 37164) "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - Условия) утверждены условия участия субъектов Российской Федерации в конкурсном отборе.
Пункт 2.1 Условий устанавливает, что в конкурсном отборе по мероприятию "создание и (или) развитие гарантийных фондов, фондов поручительств как юридических лиц, одним из учредителей (участников) или акционеров которых является субъект Российской Федерации" могут принять участие субъекты Российской Федерации, на территории которых зарегистрированы гарантийные организации, созданные и функционирующие в соответствии с требованиями, установленными пунктами 2.1.2-2.1.50 Условий.
Одним из таких условий определено - размещение средств Гарантийной организации во вклады (депозиты) кредитных организаций в рублях (в соответствии с пунктом 2.1.41 Условий) с соблюдением принципов диверсификации, возвратности, ликвидности и доходности (согласно пункту 2.1.39 Условий).
Руководствуясь внутриведомственными приказами исполнительного органа власти Российской Федерации, Советом Тульского областного гарантийного фонда, как высшим органом управления Фонда (пункт 5.1 устава Тульского областного гарантийного фонда, утвержденного протоколом заседания Совета Тульского областного гарантийного фонда от 06.12.2012 N 34), 11.09.2015 года протоколом N 12 было утверждено Положение "О проведении конкурса среди банков на получение права размещения на депозите денежных средств Тульского областного гарантийного Фонда" (далее - Положение о Конкурсе).
Разделом III Положения о Конкурсе установлены требования к участникам Конкурса, в том числе, к величине собственных средств (капитала) банка, намеривающегося стать участником Конкурса.
Заявитель полагал, что Конкурс был проведен с нарушениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
По мнению Заявителя, Организатор торгов не вправе был устанавливать требование к участникам Конкурса, содержащееся в абзаце 4 п. 3.1 Положения о Конкурсе:
"величина собственных средств (капитала) банка, определенная в соответствии с нормативной базой Банка России, не ниже 90 млрд. рублей".
Комиссия установила, что согласно пунктам 1.1 и 2.2 Устава, Фонд - не имеющая членства некоммерческая организация, основным видом деятельности которой является предоставление поручительств по обязательствам (кредитные договоры, договоры займа, договоры лизинга, договоры банковской гарантии и др.) субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Тульской области.
Источником формирования имущества Фонда в соответствии с пунктом 3.3 Устава являются, в том числе, добровольные имущественные взносы за счет средств бюджета Тульской области, предусмотренные на поддержку малого и среднего предпринимательства, и средств федерального бюджета, полученных в рамках реализации мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Следовательно, Фонд по смыслу части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не является органом исполнительной власти Тульской области, государственным внебюджетным фондом и требования статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на данную организацию не распространяются.
Из пояснений Фонда, представленных на заседании Комиссии следует, что при разработке конкурсной документации в части установления требования к величине (размеру) собственных средств (капитала) банка Фонд руководствовался рекомендациями акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - АО "Корпорация МСП"). Решением Совета директоров АО "Корпорация МСП" от 10.09.2015 N 14/15 были утверждены Правилами размещения средств акционерного общества "Федеральная корпорация развития малого и среднего предпринимательства" на банковских депозитах (далее - Правила). Данные Правила разработаны в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 N 1080 "Об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации, государственной компании" и постановления Правительства РФ от 24.12.2011 N 1121 "О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил кредитные организации должны соответствовать такому требованию, как наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 90 млрд. рублей.
Комиссией было установлено, что Конкурс проводился в соответствии с требованиями приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2015 N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", и кроме того в соответствии со статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В настоящем законодательстве не содержится запрет на установление такого требования к участнику Конкурса, как величина собственных средств (капитала) банка, а также не регламентирует конкретный размер (величину) собственных средств (капитала) банка для соответствующих целей проведения Конкурса.
Методика расчета минимального порогового значения размера собственных средств (капитала) для банков-участников Конкурса отсутствует.
В то же время, установление к участникам Конкурса вышеуказанных требований соотносится с пунктом 2.1.41 Условий о размещении средств Гарантийной организации во вклады (депозиты) кредитных организаций в рублях с соблюдением принципов диверсификации, возвратности, ликвидности и доходности. На правоотношения, связанные с проведение Конкурса, распространяются общие требования.
Таким образом, доводы Заявителя являются не обоснованными.
Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в рассмотрении жалобы, и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
Признать жалобу филиала "Тульское региональное управление" (г. Тула) публичного акционерного общества "Московский Индустриальный банк" о нарушении антимонопольного законодательства организатором торгов - Тульским областным гарантийным фондом (300012, г. Тула, ул. Жаворонкова, д. 2) при организации и конкурса среди банков на получение права размещения на депозите денежных средств Тульского областного гарантийного фонда необоснованной.
Оснований для принятия иных мер в отношении Организатора торгов - Тульского областного гарантийного фонда при организации и проведении конкурса среди банков на получение права размещения на депозите денежных средств Тульского областного гарантийного фонда по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области N 3/14-2015 (опубликовано 22 октября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016