Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу
от 5 октября 2015 г. N 04-01/248-2015
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_>
рассмотрев жалобу ООО "Строительные технологии" (г.Тюмень) на действия Уполномоченного органа - Администрации МО Пуровский район в лице аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта "Инженерное обеспечение детского сада на 300 мест в городе Тарко-Сале" (закупка N 0190300001315000547), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба ООО "Строительные технологии" относительно неправомерности признания его заявки на участие в электронном аукционе N 0190300001315000547 не соответствующей требованиям аукционной документации.
Заказчик: Муниципальное казенное учреждение "Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района"
Уполномоченный орган: Администрация Пуровского района.
НМЦ контракта 19 480 202,00 рублей.
Из жалобы установлено. Заявка Общества на участие в аукционе N 0190300001315000547 отклонена по следующим основаниям - первая часть заявки не соответствует требованиям пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и пп. 3 п. 3.2.2 документации об аукционе. Отсутствуют материалы для выполнения следующих работ: "Огрунтовка металлических поверхностей" (п. 34 ведомости объемов работ Часть II Техническое задание документации об электронном аукционе), "Окраска металлических поверхностей" (п. 36 ведомости объемов работ Часть II Техническое задание документации об электронном аукционе), "Погружение. железобетонных свай" (п. 119 ведомости объемов работ Часть II Техническое задание документации об электронном аукционе)".
Заявитель считаем неправомерным отклонение заявки по следующим причинам:
"в соответствии с Инструкцией по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов) (п.п. 3.2.2.1 п. 3 раздела 1.2. части I Документации об электронном аукционе) участнику закупки требуется указать конкретные показатели, характеристики каждого вида товара (материала), применяемого при производстве работ в соответствии с требованиями ЧАСТИ II Технические требования документации об аукционе, нормативной и технической документации, входящих в состав аукционной документации".
Согласно Ведомости объемов работ, на которую ссылаются Технические требования документации об аукционе, в п. 34, 36, 119 Ведомости объемов работ Заказчик указал виды работ: огрунтовка металлических поверхностей (п. 34); окраска металлических огрунтованных поверхностей эмалью (п. 36), погружение дизель-молотом на гусеничном копре железобетонных свай длиной до 8 м в грунты группы 2 (п. 119). Конкретные показатели, характеристики каждого вида товара, который должен применяться при производстве вышеперечисленных видов работ, Заказчик не указал. Соответственно, Заявитель считает, что требовать от участника закупки предоставления такой информации и ссылаться на ее отсутствие в качестве обоснования отклонения заявки неправомерно.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ о контрактной системе документация о закупке, в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги, установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель считает, что Заказчик нарушил требования п.1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, не указав в описании объекта закупки требования к функциональным, техническим, эксплуатационным характеристикам объекта закупки.
Ссылка Заказчика в ЧАСТИ II Технические требования документации об аукционе, нормативной и технической документации, входящих в состав аукционной документации, на проектную документацию 04-01-12, а именно локальные сметы, как документа, определяющего требования к применяемым для производства работ товарам, противоречит действующему законодательству РФ.
Согласно положениям Постановления Госстроя РФ от 05.03.2004 N 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации", Приказом Минрегиона России от 01.06.2012 N 220 локальным сметным расчетом является первичный сметный документ и составляется на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации, т.е. смета это документ, содержащий сводку затрат на производство продукции, выполнение работ, услуг. Следовательно, Локальный сметный расчет является документом, обосновывающим стоимость выполняемых работ и затрат, и не определяет требования к применяемым товарам/материалам.
Таким образом, ссылку на локальные сметы, как на документы, определяющие требования к применяемым для производства работ товарам, Заявитель считает неправомерной.
Заявитель указывает на то, что Ведомость объемов работ, согласно Техническим требованиям к документации об аукционе, содержит ограничения для ознакомления с документом, а именно отсутствует возможность копирования фрагментов текста.
Заявитель считает, что такое ограничение противоречит ч. 2 и 3 ст. 7 Федерального закона N 44-ФЗ о контрактной системе об открытости, прозрачности, полноты и достоверности информации, а также противоречит положениям Приказа Минэкономразвития России от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", на основании которого информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
Заявитель считает, что Заказчик разместил на Официальном сайте Ведомость объемов работ, согласно Техническим требованиям к документации, об аукционе в формате, содержащем ограничения для ознакомления с документом, что является ограничением числа участников аукциона.
Кроме того ООО "Строительные технологии" указывает на противоречия и избыточность требований в Ведомости объемов работ к описанию участниками закупки в заявках на участие в Аукционе характеристик товаров, используемых при оказании услуг, такие как:
"Раздел 1. Дорожные покрытия. 1. Уплотнение грунта щебнем.
Щебень для строительных работ марка не менее 800, фракция от 10 до 20 мм Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе: Должно быть менее 26 Исходная горная порода: Должна быть изверженная интрузивная; изверженная эффузивная; осадочная; метаморфическая; щебень из гравия. Марка по дробимости не менее 600 Потеря массы при испытании щебня, %: -в сухом состоянии не более 34 - в насыщенном состоянии не более 20 Группа щебня: 1-3 Марка по морозостойкости: F50-F300 Стойкость щебня к окружающей среде: Щебень должен быть стойким к воздействию окружающей среды. Потеря массы при испытании щебня, % свыше 13 Содержание зерен слабых пород, % по массе не более 10 Замораживание - оттаивание: число циклов, цикл: 50-300 Содержание пылевидных и глинистых частиц (размером менее 0,05 мм), % не более 2".
Заявитель указывает, что, помимо избыточности требований к щебню, невозможно составить надлежащее и подходящее под требование Заказчика предложение по техническим характеристикам материала.
Заказчик установил требование к исходной горной породе: Должна быть изверженная интрузивная; изверженная эффузивная; осадочная; метаморфическая; щебень из гравия. Марка по дробимости не менее 600 Потеря массы при испытании щебня, %: -в сухом состоянии не более 34 - в насыщенном состоянии не более 20.
Вместе с тем, согласно требованиям ГОСТ 8267-93, вышеуказанное требование Заказчика невозможно выполнить, так как, для Марки по дробимости 600 Потеря массы при испытании щебня, %
Марка по дробимости щебня из осадочных и метаморфических пород |
Потеря массы при испытании щебня, % |
|
в сухом состоянии |
в насыщенном водой состоянии |
|
1200 |
До 11 включ. |
До 11 включ. |
1000 |
Св. 11 до 13 |
Св. 11 до 13 |
800 |
" 13 " 15 |
" 13 " 15 |
600 |
" 15 " 19 |
" 15 " 20 |
400 |
" 19 " 24 |
" 20 " 28 |
300 |
" 24 " 28 |
" 28 " 38 |
200 |
" 28 " 35 |
" 38 " 54 |
Марка по дробимости щебня из изверженных пород |
Потеря массы при испытании щебня, % |
|
из интрузивных пород |
из эффузивных пород |
|
1400 |
До 12 включ. |
До 9 включ. |
1200 |
Св. 12 до 16 |
Св. 9 до 11 |
1000 |
" 16 " 20 |
" 11 " 13 |
800 |
" 20 " 25 |
" 13 " 15 |
600 |
" 25 " 34 |
" 15 " 20 |
Марка по дробимости щебня из гравия и гравия |
Потеря массы при испытании, % |
|
щебня из гравия |
гравия |
|
1000 |
До 10 включ. |
До 8 включ. |
800 |
Св. 10 до 14 |
Св. 8 до 12 |
600 |
" 14 " 18 |
" 12 " 16 |
400 |
" 18 " 26 |
" 16 " 24 |
Из приведённых выше таблиц отчетливо видно, что для марки по дробимости 600 и выше для различных пород щебня, установлены определенные показатели потери массы при испытании щебня.
Заявитель указывает, что подробное и противоречивое изложение в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок товаров ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком, аукционной комиссией требований Закона о контрактной системе при осуществлении рассматриваемой закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе N 0190300001315000547 - 21.09.2015 09:00.
Жалоба ООО "Строительные технологии" поступила в Ямало-Ненецкое УФАС России 28.09.2015 (исх. от 25.09.2015 N 33).
Любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.
Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, жалоба ООО "Строительные технологии", в части обжалования положений аукционной документации на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта "Инженерное обеспечение детского сада на 300 мест в городе Тарко-Сале" (закупка N 0190300001315000547) не подлежит рассмотрению в связи с истечением срока обжалования.
В части необоснованного отклонения заявки ООО "Строительные технологии"
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.09.2015 N0190300001315000547-1 заявка N 2 отклонена на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе и п. 5.1.5 документации об электронном аукционе:
- первая часть заявки не соответствует требованиям пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и пп. 3 п. 3.2.2 документации об аукционе. Отсутствуют материалы для выполнения следующих работ: "Огрунтовка металлических поверхностей" (п. 34 ведомости объемов работ Часть II Техническое задание документации об электронном аукционе), "Окраска металлических поверхностей" (п. 36 ведомости объемов работ Часть II Техническое задание документации об электронном аукционе), "Погружение _ железобетонных свай" (п. 119 ведомости объемов работ Часть II Техническое задание документации об электронном аукционе).
В соответствии с пп. б п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе, помимо прочего, должно содержаться согласие участника на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, указание на товарный знак (его словесное обозначение (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Данные требования относятся ко всем товарам, необходимым для выполнения работ, выполнение которых является предметом электронного аукциона.
В рассматриваемом аукционе описание объекта закупки содержится в аукционной документации (ЧАСТЬ II. Технические требования), в ведомости объемов работ. К работам, выполнение которых является предметом рассматриваемой закупки относится, в частности, грунтовка металлических поверхностей за один раз грунтовкой (п. 34 ведомости объемов работ), окраска металлических огрунтованных поверхностей эмалью (п. 36 ведомости объемов работ), погружение дизель-молотом на гусеничном копре железобетонных свай длиной до 8 м в грунты группы 2 (п. 119 ведомости объемов работ).
Для выполнения данных работ подрядчику необходимо использовать соответствующие товары (грунтовка, эмаль, сваи и т.д.). В заявке ООО "Строительные технологии" с порядковым номером 2 отсутствует информация о товарах, предлагаемых к использованию при выполнении вышеуказанных работ.
Требования к товарам, использование которых предполагается при выполнении работ содержатся в ведомости объемов работ ЧАСТИ II. Технические требования документации об электронном аукционе. В пп. 3.2.2.1 Раздела I.2/ ЧАСТИ I документации об электронном аукционе Инструкция по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов), указано, что все товары (материалы) должны строго соответствовать Техническому заданию, нормативной и технической документации, входящим в состав аукционной документации.
Из возражений Заказчика следует.
Требования заказчика к товару "Щебень для строительных работ" установлены в соответствии с ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" и с учетом требований ст. 33 Закона о контрактной системе. Поскольку указанным ГОСТом установлено несколько вариантов классификации щебня в зависимости от его свойств (вид породы, марка по дробимости, марка по истираемости, группа) для определения конкретных свойств предлагаемого к использованию щебня заказчику необходимо проанализировать все характеристики, указанные в документации об электронном аукционе.
Марка по дробимости "не менее 600" указанная в документации об электронном аукционе, позволяет участнику закупки предложить щебень любой марки от 600 и выше. Показатели "потери массы при испытании щебня, %: - в сухом состоянии не более 34 - в насыщенном состоянии не более 20" соответствуют максимальным значениям данных характеристик для щебня из изверженных горных пород марки по дробимости 600, установленных ГОСТ 8267-93. Щебень из осадочных и метаморфических пород, а также из гравия обладает меньшими значениями потери массы при испытании. Заказчик указывает, что указание данных характеристик в совокупности позволило участникам закупки предложить щебень из изверженных горных пород марки по дробимости 600, либо иные виды щебня, обладающего лучшими характеристиками.
Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронной аукционе регулируется ст. 67 Закона о контрактной системе. Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно ч. 3 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при подаче заявок на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара участник обязан указывать:
А) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
Б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 2 части 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Как следует из Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0190300001315000547 первая часть заявки N 2 не содержала данных по материалам для выполнения следующих работ: "Огрунтовка металлических поверхностей", "Окраска металлических поверхностей", Раздел 9. ФУНДАМЕНТЫ (СВАЙНЫЕ) - по пункту 119 ведомости объемов работ Часть II Техническое задание документации об электронном аукционе: "Погружение _ железобетонных свай".
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что признание первой части заявки ООО "Строительные технологии" несоответствующей требованиям аукционной документации не нарушает положения Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Строительные технологии" (г.Тюмень) на действия аукционной комиссии Администрации МО Пуровский район при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта "Инженерное обеспечение детского сада на 300 мест в городе Тарко-Сале" (закупка N 0190300001315000547) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 5 октября 2015 г. N 04-01/248-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016