Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
от 24 сентября 2015 г. N РНП - 03 - 60
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<_>
при участии:
представителя ООО "Вектор-НТ" <_> доверенность от 17.09.2015 N 7,
представителя ГКУ "Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия" <_>, доверенность от 12.01.2015,
рассмотрев обращение ГКУ "Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия" (далее - Заказчик, Учреждение) (вх. от 10.09.2015 N 5000) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Вектор-НТ" (далее - в т.ч. Общество) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта от 02.02.2015 N 2-р, заключенного по результатам проведенного электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на строительство дополнительных примыканий на км 81-км 82 (с. Нестерово) автомобильной дороги Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан - Новый Уоян в Прибайкальском районе Республики Бурятия (0102200001614004127) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом б части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), установила:
Из обращения Учреждения следует, что 02.02.2015 между Заказчиком и ООО "Вектор-НТ" по результатам Аукциона заключен государственный контракт N2-р на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на строительство дополнительных примыканий на км 81-км 82 (с. Нестерово) автомобильной дороги Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан - Новый Уоян в Прибайкальском районе Республики Бурятия.
Как поясняет Заказчик, при заключении контракта сторонами согласованы все существенные условия. Общая стоимость работ по контракту составила 530 636,96 рублей, сроки выполнения работ: начало с момента подписания контракта, окончание - 15.04.2015.
По состоянию на 15.04.2015 обязательства по государственному контракту надлежащим образом ООО "Вектор-НТ" не исполнены.
Руководствуясь частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктом 1 части 2 статьи 450 ГК РФ Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое размещено в единой информационной системе.
06.08.2015 в адрес ООО "Вектор-НТ" направлено уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частями 12, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
По состоянию на 10.09.2015 Обществом обязательства по заключенному контракту не исполнены.
Частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На заседании Комиссии Бурятского УФАС России представитель ООО "Вектор-НТ" просил не включать сведения об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков, ссылаясь на то, что им были предприняты все необходимые действия по исполнению государственного контракта.
Из пояснений следует, что ООО "Вектор-НТ" исполняло принятые на себя обязательства по настоящему контракту добросовестно. Причиной не завершения всех работ по контракту является вина Заказчика, выразившаяся в составлении задания на проектирование, без учета в расчете НМЦК (часть аукционной документации) и сводной смете (Приложение N2 к государственному контракту N 2-р от 02.02.2015) стоимости всех необходимых работ по проектированию и проведению государственных экспертиз проекта.
Для исполнения обязательств по контракту было выполнено:
04.02.2015 - создана комиссия по строительству примыканий.
04.02.2015 по 08.02.2015 - завершены полевые работы по инженерно-геодезическим изысканиям и проведены согласования с заказчиком и администрацией с Нестерово. Подписан акт выбора трассы.
10.02.2015 - заключен договор на проектные работы N 3 по разработке проекта оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) с ИП <_>
16.02.2015 г. - заключен договор на межевание и кадастровые работы с ООО "Базис".
25.02.2015 - завершены камеральные работы по инженерно-геодезическим изысканиям. Направлены на согласование заказчику: План съездов, ведомости источников материалов и конструкция дорожной одежды.
27.02.2015 - получено постановление Прибайкальской районной администрации от 25.02.2015 N 461 "Об утверждении схемы расположения границ акта выбора земельного участка под строительство".
02.03.2015 по 06.03.2015 - оплачены счета по размещению объявлений в трех газетах о проведении общественных слушаний.
27.03.2015 - направлено заявление в Росприроднадзор РФ о проведении экологической экспертизы.
31.03.2015 - направлены на согласование заказчику основные проектные решения.
06.04.2015 - вышло постановление N23 администрации МО "Нестеровское" сельское поселение "Об утверждении схемы расположения границ земельного участка под общее пользование территории" (проведен повторный отвод земли и выбор трассы).
10.04.2015 - направлен готовый проект в электронном виде на согласование заказчику.
10.04.2015 - получено поручение Росприроднадзора РФ N АА-08-05-31/5160 от 02.04.2015 г. о проведении экологической экспертизы в Управлении Росприроднадзора по Республике Бурятия.
14.04.2015 - направлена доверенность ИП <_> о переданных полномочиях по проведению ОВОС и сдаче проекта на проведение экологической экспертизы.
15.04.2015 - проект сдан заказчику после устранения замечаний на бумажном носителе.
21.04.2015 - выданные замечания заказчика устранены.
12.05. 2015 - по запросу ООО "Вектор-НТ" специалистом - экспертом отдела государственной экологической экспертизы и нормирования рассчитана смета расходов на ее проведение.
01.06.2015 - по электронной почте поступил проект дополнительного соглашения, в связи с изменением лимитов финансирования. С предложением снизить сумму контракта на 20 (Двадцать) руб.
02.06.2015 г. - администрацией с. Нестерово не был предоставлен протокол общественных слушаний в установленном порядке и в соответствии со сроками. Также газета разместила объявление позднее установленного срока. В связи с чем, проект не принимался на экологическую экспертизу.
18.06.2015 - В Управление Федеральной службы в сфере природопользования по Республике Бурятия направлена проектная документация для проведения государственной экологической экспертизы (исх. N 01/15-77 от 18. 06.2015).
02.07.2015 - дополнительное соглашение и приложения направлены в адрес заказчика. Подписанное со стороны заказчика дополнительное соглашение в адрес исполнителя не направлялось.
15.07.2015 - 18.07.2015 - по устному согласованию с руководителем технического отдела <_> принято решение о повторном размещении объявлений в газетах по проведению общественных слушаний.
20.07.2015 - направлено письмо в адрес заказчика о необходимости предоставления инженерных изысканий (гидрометеорологических, геологических, экологических) со стороны заказчика, проводимых им в процессе капитального ремонта автодороги или дополнительного финансирования и продления сроков исполнения контракта. Таких данных у заказчика не оказалось.
03.08.2015 - заказчик дал отрицательный ответ по вопросу проведения дополнительных работ и дополнительных затрат, необходимых для сдачи проекта на проведение экологической экспертизы и выставил претензию.
13.08.2015 - направлено письмо в дополнение к письму от 20.07.2015 о необходимости поиска компромиссного решения по урегулированию вопроса сдачи документации на проведение экологической экспертизы.
26.08.2015 - завершились общественные слушания.
05.09.2015 - получено уведомление об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта.
По состоянию на 15.04.2015 выполнены 3 этапа работ из 4, согласно техническому заданию (Приложение 1 к контракту N 2- р от 02.02.2015), сводной смете на проектные и изыскательские работы (Приложение 2 к контракту N 2- р от 02.02.2015 ) и календарному графику(Приложение 3 к контракту N 2- р от 02.02.2015 ):
1. Топогеодезические работы и инженерные изыскания, межевание- 1 этап работ;
2. Согласование основных технических решений с Заказчиком - 2 этап работ;
3. Проектные работы - 3 этап.
Сдача проектной документации подтверждается Накладной N 01/2015 - 1 от 15 апреля 2015 г. Документация принята экспертом технического отдела заказчика - <_>
Несмотря на истечение срока, установленного в контракте 15.04.2015 ООО "Вектор - НТ" продолжало выполнение работ.
Далее, проектная документация была сдана на экологическую экспертизу. Из-за отсутствия геологических, гидрометеорологических и экологических инженерных изысканий Управлением Росприроднадзора по РБ, отказано в приемке разработанной проектной документации на проведение государственной экологической экспертизы. Данные виды работ не предусмотрены Техническим заданием (Приложение N 1), нет расчета в Сводной смете (Приложение N2), затраты не предусмотрены календарным графиком (Приложение N 3). Сроки, установленные документацией об аукционе, сжатые и не соответствуют действующему законодательству.
Вышеизложенное свидетельствуют о добросовестном поведении Общества, и не предполагает совершение умышленных действий в противоречие требованиям закона. Работы продолжались, необходимые действия выполнялись для достижения исполнения контракта.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта и проведения на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частями 6, 7 статьи 104 настоящего закона предусмотрено, что в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном уклонении от заключения контракта.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом неисполнения контракта, должно быть установлено, что участник закупки не исполнил заключенный контракт немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения ООО "Вектор-НТ", выраженного в умышленном неисполнении контракта.
Бесспорных доказательств, подтверждающих намеренное неисполнение заключенного контракта ООО "Вектор-НТ", в материалах дела не имеется.
ООО "Вектор-НТ" предпринял меры для исполнения контракта, Общество представило в качестве доказательств добросовестного поведения документы, приобщенные к материалам обращения.
Следовательно, ООО "Вектор-НТ" выразил свое намерение исполнить заключенный контракт.
Принимая во внимание вышесказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение ООО "Вектор-НТ" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения такого реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является явно несоразмерным характеру допущенного ООО "Вектор-НТ" нарушения.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", решила:
1. Сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Вектор-НТ" (ИНН 1435193060, место нахождения: 677015, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Семена Данилова, д. 4, корпус 2, офис 3), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 24 сентября 2015 г. N РНП - 03 - 60
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016