Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 11 сентября 2015 г. N РНП-74-92/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
|
рассмотрев обращение Администрации Брединского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ОГУП Карталинское ПРСД в связи с уклонением последнего от заключения контракта по результатам проведенного аукциона в электронной форме N 0169300037815000012 на ремонт автодороги по ул. Правое Побережье в п. Бреды согласно сметы (далее - аукцион), в присутствии:
- представителя Администрации Брединского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области, действующего на основании доверенности N 7 от 09.09.2015,
- представителя ОГУП Карталинское ПРСД, действующего на основании доверенности N 23-Д от 08.09.2015, установила:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение Администрации Брединского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков ОГУП Карталинское ПРСД.
Согласно представленным документам 30.07.2015 Администрация Брединского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области объявила о проведении открытого аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 602 285, 00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов от 13.08.2015 единственным участником аукциона признано ОГУП Карталинское ПРСД".
Из пояснений общества следует, что неподписание контракта в срок, предусмотренный законодательством о контрактной системе, обусловлено тем, что общество не обладало информацией о расположении общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для выполнения работ, указанных в пунктах 1-7 локальной сметы N 1, в связи с чем общество не имеет возможности выполнять работы без наличия указанной информации.
В пояснениях заказчика указано, что в регламентированный законом срок - до 20.08.2015 ОГУП Карталинское ПРСД" не подписало проект контракта, что является основанием для направления сведений о таком участнике в антимонопольный орган.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон Комиссия руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе заказчик исполнил обязанность по размещению в единой информационной системе без своей подписи проекта контракта для подписания его ОГУП Карталинское ПРСД в регламентированный законом срок, а именно в течение 5 (пяти) дней с момента размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов.
Проект муниципального контракта размещен в единой информационной системе на следующий день после подписания протокола подведения итогов от 13.08.2015 - 14.08.2015 что подтверждается скриншотами с личного кабинета заказчика.
Таким образом, обязанность по направлению проекта контракта заказчик исполнил в полном объеме.
Вместе с тем, ОГУП Карталинское ПРСД не разместило в единой информационной системе со своей стороны проект контракта в регламентированный для подписания контракта срок, а именно 19.08.2015 до 23:59, в связи с чем электронная площадка ЗАО "Сбербанк-АСТ" 20.08.2015 00:01 зафиксировала факт неподписания проекта контракта обществом.
В ходе проведения внеплановой проверки антимонопольным органом установлено следующее.
Согласно части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный: лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил, требования, предусмотренные статьей 37 настоящею Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта, на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, законодательство о контрактной системе содержит императивное правило, в соответствии с которым уклонение выражается в непредоставлении как проекта контракт, так и обеспечительных обязательств, что в свою очередь является основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при осуществлении указанной закупки Комиссией установлены следующие обстоятельства.
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно подпункту б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар в первой части заявки требуется выражение согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 19 информационной карты документации об аукционе указаны требования к составу первой части заявки о предоставлении согласия на выполнение работ на условиях документации, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара (Приложение N 1 к документации об аукционе "Сведения о качестве, технических характеристиках товаров (материалов").
В пункте 9 технического задания (Приложение N 1 к документации об аукционе) указаны требования к товару, используемому при выполнении работ: при устройстве щебеночного основания применяется щебень фракции 40-70; 10-20 прочностью не ниже 800 по ГОСТ 8267-93, при устройстве серповидного щебеночного покрытия применяется щебень фракции 40-70; 10-20 и 5-10 прочностью не ниже 600 по ГОСТ 8267-93; при укладке металлических труб применяются трубы по ГОСТ 10705-80.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 06.08.2015 (далее - протокол) заявка ОГУП Карталинское ПРСД (порядковый номер заявки N 2), а также заявки с порядковыми номерами 1 и 3 допущены к участию в аукционе.
В первой части заявки ОГУП Карталинское ПРСД не содержатся конкретные показатели по всем материалам, указанным в требованиях к материалам, а именно не указаны фракции и прочность щебня для устройства щебеночного основания и покрытия, что не соответствует пункту 19 информационной карты документации об аукционе, подпункту б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В заявках с порядковыми номерами 1 и 3 содержится только согласие на выполнение работ без указания конкретных показателей материалов, что также не соответствует пункту 19 информационной карты документации об аукционе, подпункту б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, решение аукционной комиссии о допуске к участию в аукционе всех участников закупки, в том числе ОГУП Карталинское ПРСД, не предоставивших в полном объеме конкретные показатели применяемых материалов, является неправомерным как противоречащим части 1, пункту 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
При этом, согласно протоколу подведения итогов от 13.08.2015 аукционная комиссия отклонила заявку ИП Овеян Л.В. (порядковый номер 3) ввиду непредставления конкретных показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе, тогда как заявка ОГУП Карталинское ПРСД, в которой также не представлены конкретные показатели товара, установленные заказчиком, признана соответствующей требованиям документации об аукционе, что также свидетельствует о неравном подходе аукционной комиссии при рассмотрении и оценке заявок участников закупки.
Таким образом, неправомерные действия аукционной комиссии по допуску к участию в аукционе ОГУП Карталинское ПРСД и дальнейшие действия комиссии по признанию указанного общества единственным участником аукциона неизбежно приведут к заключению контракта не на условиях, предложенных ОГУП Карталинское ПРСД, так как указанным обществом не представлены конкретные показатели товаров, используемых при выполнении работ, тогда как в силу части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе заказчик направляет участнику закупки проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе.
Вместе с тем, доводы представителя ОГУП Карталинское ПРСД о том, что в документации об аукционе не указана информация о расположении общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для выполнения работ, являются несостоятельными, так как обществом не представлено доказательств того, что заказчик обязан указывать данные сведения при формировании сметной документации.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям несоблюдение аукционной комиссией порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в аукционе является одним из обстоятельств, не позволяющих сделать вывод об уклонении общества от заключения контракта ввиду неправомерности заключения контракта с указанным участником закупки.
Таким образом, действия общества по неподписанию проекта контракта предотвратили негативные последствия по дальнейшему заключению контракта с нарушением требования законодательства о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России при данных обстоятельствах не имеет оснований для включения сведений в отношении ООО "СтройЭнергоРесурс" в реестр недобросовестных поставщиков.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Администрацией Брединского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области в отношении ОГУП Карталинское ПРСД, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 сентября 2015 г. N РНП-74-92/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016