Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 2 сентября 2015 г. N 2-03/10-2015
Резолютивная часть решения объявлена "19" августа 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено "02" сентября 2015 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
при участии:
МУП "Пензгорстройзаказчик":
- <_> - представителя по доверенности от 07.05.2015 б/н (на заседаниях Комиссии 08.05.2015, 05.06.2015, 30.06.2015, 19.08.2015);
- <_> - представителя по доверенности от 15.12.2014 б/н (на заседании Комиссии 16.07.2015);
со стороны ООО "Гелиос":
- <_> - представителя по доверенности от 06.11.2014 N 350/2 (на заседаниях Комиссии 08.05.2015, 30.06.2015, 19.08.2015);
- <_> - представителя по доверенности от 04.06.2015 N 257 (на заседании Комиссии 05.06.2015);
со стороны ОАО "СКМ Инжиниринг":
- <_> - представителя по доверенности от 06.11.2014 N 350/2 (на заседаниях Комиссии 08.05.2015, 30.06.2015, 19.08.2015);
- <_> - представителя по доверенности от 04.06.2015 N 162 (на заседании Комиссии 05.06.2015);
со стороны ОАО "Пензастрой":
- <_> - представителя по доверенности от 06.05.2015 N 793юр (на заседаниях Комиссии 05.06.2015, 30.06.2015, 19.08.2015);
со стороны МКУ "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы":
- <_> - представителя по доверенности от 12.01.2015 б/н (на заседании Комиссии 16.07.2015);
со стороны Администрации г. Пензы:
- <_> - представителя по доверенности от 16.07.2015 N 1-05-1097 (на заседании Комиссии 16.07.2015);
со стороны ОАО "Пензенский трест инженерно-строительных изысканий":
- <_> - представителя по доверенности от 12.01.2015 б/н (на заседаниях Комиссии 08.05.2015, 05.06.2015, 30.06.2015);
рассмотрев дело N 2-03/10-2015 по признакам нарушения ОАО "Пензастрой", МУП "Пензгорстройзаказчик", ООО "Гелиос" в составе группы лиц с ОАО "СКМ Инжиниринг" пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Пензенское УФАС России, рассмотрев информацию, поступившую из Прокуратуры Пензенской области, о возможном наличии нарушения антимонопольного законодательства при выдаче разрешений на строительство и заключении муниципальных контрактов в действиях администрации г. Пензы, МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы", ОАО "Пензастрой", ООО "Гелиос", МУП "Пензгорстройзаказчик", возбудило дело N 2-03/10-2014 в отношении ОАО "Пензастрой" (ИНН 5836606763, ОГРН 1025801355458, г. Пенза, ул. Бекешская, 39), МУП "Пензгорстройзаказчик" (ИНН 5836011290, ОГРН 1025801361189, г.Пенза, ул. Кулакова, 7) и ООО "Гелиос" (ИНН 5837022136, ОГРН 1045803504196, г. Пенза, ул. Строителей, 1Б) в составе группы лиц с ОАО "СКМ Инжиниринг" по признакам нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении и участии в соглашении между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело (могло привести) к поддержанию цен на торгах при проведении аукционов на право заключения контрактов на строительство и ввод в эксплуатацию многоквартирных жилых домов для граждан, расселяемых из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в июле-августе 2014 года.
В соответствии с представленными документами и материалами установлено, что ответчики, заключившие контракты на строительство указанных многоквартирных домов, заблаговременно приступили к подготовке проектно-сметной документации на строительство указанных домов до заключения контракта.
Определение о назначении дела N 2-03/10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 20.04.2015 дело назначено к рассмотрению на 08.05.2015.
В связи с невозможностью рассмотрения дела в данном заседании рассмотрение дела было отложено до 05.06.2015.
На заседании Комиссии 05.06.2015 представитель МУП "Пензгорстройзаказчик" отрицал факт заключения и участия предприятия в антиконкурентном соглашении, указав, что вся необходимая проектно-сметная документация была подготовлена после заключения контракта на строительства дома, о чем свидетельствуют договоры, заключенные с исполнителями.
Представитель ОАО "Пензастрой" также отрицал факт заключения и участия предприятия в антиконкурентном соглашении, указав, что в мае 2014 года МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы" проводил конкурс на право заключения контракта на строительство и ввод в эксплуатацию многоквартирных жилых домов для граждан, расселяемых из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. По строению N 1 победителем было признано ОАО "Пензастрой". На основании указанного контракта ОАО "Пензастрой" заключило договор с генпроектировщиком ООО "Гражданпроект" на подготовку проектно-сметной документации и выполнение инженерно-геологических, инженерно-экологических изысканий. 17.07.2014 контракт с МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы" был расторгнут по соглашению сторон.
Представитель ООО "Гелиос" и ОАО "СКМ Инжиниринг" пояснил, что в мае 2014 года ОАО "СКМ Инжиниринг" стало известно о том, что в мкр. "Шуист" в г. Пензе имеется свободный земельный участок, который планируется к предоставлению под строительство многоквартирного жилого дома с целью последующего приобретения в муниципальную собственность г.Пензы квартир для расселения граждан из жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. ОАО "СКМ Инжиниринг" приняло решение о начале проектирования многоквартирного дома в мкр. "Шуист", для чего заключило договор 20.05.2015 N 740.В.14 на выполнение инженерно-геологических, инженерно-экологических изысканий и разработку проектно-сметной документации со специализированной организацией ООО "Гражданпроект". Разрабатываемую проектную документацию ОАО "СКМ Инжиниринг" планировало предложить компании, которая будет осуществлять строительство дома. После заключения ООО "Гелиос" контракта N 2014.253565 от 01.09.2014. с МКУ "Департамент ЖКХ г.Пензы" на строительство многоквартирного жилого дома между ОАО "СКМ Инжиниринг" и ООО "Гелиос" был заключен Агентский договор N 167/2 от 01.09.2014, по которому ОАО "СКМ Инжиниринг" передало ООО "Гелиос" результат работ ООО "Гражданпроект" по договору на выполнение инженерно-геологических, инженерно-экологических изысканий и разработку проектно-сметной документации.
В связи с невозможностью рассмотрения дела в данном заседании рассмотрение было отложено до 30.06.2015.
Представители Ответчиков на заседании Комиссии 30.06.2015 поддержали ранее изложенную позицию.
Представители МКУ "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы" пояснили, что в мае 2014 года Учреждением были размещены извещения о проведении аукционов на строительство и ввод в эксплуатацию многоквартирных жилых домов для граждан, расселяемых из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. После проведения конкурсных процедур с победителями были заключены контракты. Место строительства Заказчику не было известно, Исполнители после заключения контрактов обязаны были обратится в Администрацию г. Пензы для выделения земельных участков под строительство.
Ввиду изменения объема квартир, требуемых к постройке на объектах, контракты с исполнителями были расторгнуты по соглашению сторон.
Определением от 30.06.2015 рассмотрение дела N 2-03/10-2015 было отложено до 16.07.2015.
На заседании Комиссии представитель Администрации г. Пензы указала, что потенциальные застройщики, участвующие в конкурсах в мае-июне 2014 на строительство многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, могли установить предполагаемое место строительства из совещаний администрации г. Пензы.
Представитель МУП "Пензгорстройзаказчик" поддержал ранее изложенную позицию, указав, что сотрудники предприятия устно обращались в МКУ "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы" за разъяснениями места расположения объекта закупки и получили ориентировочный ответ (письменные пояснения от 15.07.2015 исх. N 1215).
Представители МКУ "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы" поддержали ранее изложенную позицию, указав, что на момент проведения конкурсных процедур в мае-июне 2014 года Заказчику не было известно точное место строительства объектов.
Определением от 16.07.2015 рассмотрение дела N 2-03/10-2015 было отложено до 19.08.2015.
Представители Ответчиков на заседании Комиссии 19.08.2015 поддержали ранее изложенную позицию.
По вопросу отсутствия в конкурсной документации МКУ "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы" официального указания на место строительства, представитель МУП "Пензгорстройзаказчик" пояснил, что сотрудниками предприятия устно обращались к Заказчику за разъяснением места расположения объекта закупки, на что был получен ориентировочный ответ.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
20.05.2015 на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru Муниципальным казенным учреждением "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы" размещены извещения о проведении трех электронных аукционов на право заключения муниципального контракта на строительство и ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома для граждан, расселяемых из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу:
1. 0355300034014000035 (лот 3) - 10ти этажный многоквартирный дом, общая расселяемая площадь 2970,87, срок строительства до 31.03.2015;
2. 0355300034014000037 (лот 2) 10ти этажный многоквартирный дом, общая расселяемая площадь 5635,04, срок строительства до 31.03.2015;
3. 0355300034014000038 (лот 1) 10ти этажный многоквартирный дом, общая расселяемая площадь 5649,29, срок строительства до 31.03.2015.
Однако, в конкурсной документации проводимых аукционов отсутствовала информация о месте строительства объектов.
На обращение за разъяснением конкурсной документации, касающееся точного адреса строящегося объекта, заказчиком был размещен на сайте закупок ответ о том, что орган местного самоуправления предоставит земельный участок после заключения контракта (п.4.1.2 контракта) в соответствии с п.5 ч.1 ст.24 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 11.06.2014 NПРЕ0355300034014000035-1 была подана 1 заявка от ООО "Гелиос". Заявка единственного участника ООО "Гелиос" признана соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) и документации об электронном аукционе. На основании статьи 71 Закона о закупках с ООО "Гелиос", как с единственным участником, заключен контракт от 14.07.2014 N 2014.182861.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.06.2014 NПР0355300034014000037-1 к участию в аукционе допущено три участника: МУП "Пензгорстройзаказчик", ООО "ССВ" и ООО "МегаСтрой".
Протоколом проведения электронного аукциона от 09.06.2014 NПП0355300034014000037-2 установлено, что ни один из участников аукциона не сделал ни одного ценового предложения, на основании чего, аукцион был признан несостоявшимся.
Победителем было признано ООО "ССВ", с которым был заключен контракт от 14.07.2014 N 2014.148049.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.06.2014 NПР0355300034014000038-1 к участию в аукционе допущено три участника: ОАО "Пензастрой", ООО "ССВ" и ООО "МегаСтрой".
Протоколом проведения электронного аукциона от 09.06.2014 NПП0355300034014000038-2 установлено, что ни один из участников аукциона не сделал ни одного ценового предложения, на основании чего, аукцион был признан несостоявшимся.
Победителем было признано ОАО "Пензастрой", с которым был заключен контракт от 15.07.2014 N 2014.182869.
По данным, представленным МКУ "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы", контракты, заключенные по результатам проведенных аукционов были расторгнуты с исполнителями 17.07.2015 по соглашению сторон.
II. 29.07.2014 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru МКУ "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы" размещены извещения о проведении электронных аукционов на право заключения контракта на строительство и ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома для граждан, расселяемых из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
N 0355300034014000068 (строение 3)Начальная максимальная цена контракта 123 647 969 рублей 50 коп.. Общая площадь строящегося объекта составляет 4202,14 м2
(в срок до 31.03.2015 г. жилой, 10-ти этажный, многоквартирный дом с отделкой жилых помещений "под ключ");
N 0355300034014000069 (строение 2) Начальная максимальная цена контракта 207 279 116 рублей 00 коп. Общая площадь строящегося объекта составляет 7044,32м2
(в срок до 31.03.2015 г. жилой, 10-ти этажный, многоквартирный дом с отделкой жилых помещений "под ключ");
N 0355300034014000070 (строение 1) Начальная максимальная цена контракта 216 204 307 рублей 00 коп. общая площадь строящегося объекта составляет 7347,64 м2.
(в срок до 31.03.2015 г. жилой, 10-ти этажный, многоквартирный дом с отделкой жилых помещений "под ключ").
1. По окончании срока подачи заявок на участие в аукционе N 0355300034014000068 была подана одна заявка на участие в нем, на основании части 16 статьи 66 Закона о закупках, аукцион N 0355300034014000068 признан несостоявшимся.
В соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 15.08.2014 N0355300034014000068-1 заявка ООО "Гелиос" признана соответствующей. В соответствии со статьей 71 Закона о закупках с ООО "Гелиос", как с участником, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, заключен контракт от 01.09.2014 N 2014.253565.
Постановлением администрации г. Пензы от 24.09.2014 N 1111 "О предоставлении земельного участка из состава земель населенных пунктов по адресу: г. Пенза, в районе ул. Клары Цеткин, 23А (стр. 3) в безвозмездное срочное пользование" ООО "Гелиос" предоставлен земельный участок из состава земель населенных пунктов площадью 9130 кв.м. (кадастровый номер 58:29:2014003:2965), расположенный по по адресу: г. Пенза, в районе ул. Клары Цеткин, 23А (стр. 3) (Железнодорожный район), с разрешенным использованием: "под строительство многоквартирного жилого дома выше 5 этажей" в безвозмездное срочное пользование на срок строительства от 01.09.2014 по 31.03.2015.
Между заказчиком и исполнителем утверждено Задание на проектирование "Многоквартирный жилой дом для граждан, расселяемых из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" б/д б/н. В соответствии с которым Генпроектировщиком является ООО "Гражданпроект", а организацией, выполняющей инженерные изыскания, - ОАО "ПензТисиз".
2. По окончании срока подачи заявок на участие в аукционе N 0355300034014000069 была подана одна заявка на участие в нем, на основании части 16 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 Закона о закупках, аукцион N 0355300034014000069 признан несостоявшимся.
В соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 15.08.2014 N0355300034014000069-1 заявка МУП "Пензгорстройзаказчик" признана соответствующей. В соответствии со статьей 71 Закона о закупках с МУП "Пензгорстройзаказчик", как с участником, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, заключен контракт от 02.09.2014 N 2014.242587.
Постановлением администрации г. Пензы от 24.09.2014 N 1094 "О предоставлении земельного участка из состава земель населенных пунктов по адресу: г. Пенза, в районе ул. Клары Цеткин, 23А (стр. 2) в безвозмездное срочное пользование" МУП "Пензгорстройзаказчик" предоставлен земельный участок из состава земель населенных пунктов площадью 7479 кв.м. (кадастровый номер 58:29:2014003:2960), расположенный по по адресу: г. Пенза, в районе ул. Клары Цеткин, 23А (стр. 3) (Железнодорожный район), с разрешенным использованием: "под строительство многоквартирного жилого дома выше 5 этажей" в безвозмездное срочное пользование на срок строительства от 02.09.2014 по 31.03.2015.
Между заказчиком и исполнителем утверждено Задание на проектирование "Многоквартирный жилой дом для граждан, расселяемых из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" б/д б/н. В соответствии с которым Генпроектировщиком является ООО "Гражданпроект", а организацией, выполняющей инженерные изыскания, - ОАО "ПензТисиз".
3. В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0355300034014000070 от 19.08.2014 для участия в аукционе было подано 2 заявки: от ОАО "Пензастрой" и ООО "ГК СУ-10". В соответствии с часть 20 статьи 168 Закона о закупках аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем что в течении 10 минут после начала проведения аукциона ни один из участников не подал предложение о цене контракта. В соответствии часть 3 статьи 71 Закона о закупках ОАО "Пензастрой" (как участник подавший первым заявку, соответствующую требованиям аукциона) признан победителем и с данных участником заключен контракт от 01.09.2014 N 2014.253712.
Согласно письменным пояснениям ООО "ГК СУ-10" от 03.06.2015 исх. N СДО-136а основанием отказа от конкурентной борьбы (отсутствие ценового предложения на аукционе) за право заключения контракта стали невыгодные экономические показатели.
Постановлением администрации г. Пензы от 24.09.2014 N 1094/1 "О предоставлении земельного участка из состава земель населенных пунктов по адресу: г. Пенза, в районе ул. Клары Цеткин, 23А (стр. 1) в безвозмездное срочное пользование" ОАО "Пензстрой" предоставлен земельный участок из состава земель населенных пунктов площадью 10095 кв.м. (кадастровый номер 58:29:2014003:2958), расположенный по по адресу: г. Пенза, в районе ул. Клары Цеткин, 23А (стр. 1) (Железнодорожный район), с разрешенным использованием: "под строительство многоквартирного жилого дома выше 5 этажей" в безвозмездное срочное пользование на срок строительства от 01.09.2014 по 31.03.2015.
Между заказчиком и исполнителем утверждено Задание на проектирование "Многоквартирный жилой дом для граждан, расселяемых из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" б/д б/н. В соответствии с которым Генпроектировщиком является ООО "Гражданпроект", а организацией, выполняющей инженерные изыскания, - ОАО "ПензТисиз".
III. В соответствии с представленными документами и материалами установлено, что застройщики, заключившие контракты на строительство указанных многоквартирных домов, заблаговременно приступили к подготовке проектной документации, а именно:
20.05.2014 года между ОАО "СКМ Ин" (входящим в одну группу лиц с ООО "Гелиос") и генпроектировщиком ООО "Гражданпроект" был заключен договор N 740.В.14 (со стороны ООО "Гражданпроект" данный договор был направлен первоначально в письме от 07.05.2014 исх. N 439) на выполнение инженерно-геологические, инженерно-экологические изыскания и разработку проектно-сметной документацию по теме: "многоквартирный жилой дом для граждан, расселяемых из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (стр N 3 - 1 очередь)". Стоимость работ по договору 2 399 262,00 рублей.
Генпроектировщиком ООО "Гражданпроект", в свою очередь, 19.05.2014 был заключен договор с ОАО "ПензТИСИЗ" на выполнение инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий на объекте "многоквартирный жилой дом для граждан, расселяемых из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (стр N 3)". (стоимость по договору 271 000 рублей.)
В соответствии с накладной от 18.07.2014 N 151 ОАО "ПензТИСИЗ" передало ООО "Гражданпроект" технический отчет об инженерно-экологических изысканиях на указанном объекте, согласно договору.
В соответствии с накладной от 20.07.2014 N 116 ОАО "ПензТИСИЗ" передало ООО "Гражданпроект" технический отчет об инженерно-геологических изысканиях на указанном объекте, согласно договору.
15.10.2014 ОАО "СКМ Ин" по накладной N 349а получило проектно-сметную документацию на указанный МКД строение N 3.
Таким образом, ОАО "СКМ Ин" в составе группы лиц с ООО "Гелиос" до проводимого аукциона начало работу по подготовке к строительству многоквартирного жилого дома для граждан, расселяемых из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей стр. N 3.
14.07.2014 года между ОАО "Пензастрой" и генпроектировщиком ООО "Гражданпроект" был заключен договор N 742.В.14 (со стороны ООО "Гражданпроект" данный договор был направлен первоначально в письме от 07.05.2014 исх. N 438) на выполнение инженерно-геологических, инженерно-экологических изысканий и разработку проектно-сметной документации по теме: "многоквартирный жилой дом для граждан, расселяемых из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (стр N 1)". Стоимость работ по договору 3 318 296, 00 рублей.
В соответствии с накладной от 21.07.2014 N 152 ОАО "ПензТИСИЗ" передало ООО "Гражданпроект" технический отчет об инженерно-экологических изысканиях на указанном объекте, согласно договору.
В соответствии с накладной от 31.07.2014 N 161 ОАО "ПензТИСИЗ" передало ООО "Гражданпроект" технический отчет об инженерно-геологических изысканиях на указанном объекте, согласно договору.
Согласно письменным пояснениям ООО "Гражданпроект" от 13.03.2015 исх. N 205 предпроектные и проектные работы выполнялись до заключения договора с целью гарантированного получения заказа.
15.10.2014 ОАО "Пензастрой" по накладной N 361 получило проектно-сметную документацию на указанный МКД строение N 1.
Таким образом, ОАО "Пензастрой" до проводимого конкурса начало работу по подготовке к строительству многоквартирного жилого дома для граждан, расселяемых из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей стр. N 1.
20.05.2015 МУП "Пензгорстройзаказчик" обратилось в ОАО "ПензТИСИЗ" на выполнение инженерно-геологические на строительство многоквартирного жилого дома (стр. N 2) (письмо от 20.05.2014 исх. N 977).
В письме от 23.05.2014 исх. N 989 МУП "Пензгорстройзаказчик" гарантировало подписание и оплату по договору N И-105-14.
В результате между МУП "Пензгорстройзаказчик" и ОАО "ПензТИСИЗ" был заключен договор N И-105-14 (дата договора 23.09.2014) на выполнение инженерно-геологические, инженерно-экологические изыскания на объекте: "многоквартирный жилой дом для граждан, расселяемых из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (стр N 2)". Стоимость работ по договору 271 000 рублей.
Довод МУП "Пензгорстройзаказчик" о том, что предприятие обратилось за выполнением работ по инженерно-геологическим и инженерно-экологическим изыскания после подписания контракта на строительство выполнение, о чем свидетельствует дата заключенного договора, Комиссией отклонен в связи со следующим.
В соответствии с накладной от 18.07.2014 N 150 МУП "Пензгорстройзаказчик" получило технический отчет об инженерно-экологических изысканиях на указанном объекте.
В соответствии с накладной от 17.07.2014 N 149 МУП "Пензгорстройзаказчик" получило технический отчет об инженерно-геологических изысканиях на указанном объекте.
То есть указанные отчеты были заказаны МУП "Пензгорстройзаказчик" и подготовлены ОАО "ПензТИСИЗ" до даты договора, а именно 17.07.2014 и 18.07.2014 гг.
Между МУП "Пензгорстройзаказчик" и генпроектировщиком ООО "Гражданпроект" был заключен договор N 741.В.14 (дата договора 08.09.2014, но со стороны ООО "Гражданпроект" данный договор был направлен письмом от 11.07.2014 исх. N 691) на разработку проектно-сметной документации по теме: "многоквартирный жилой дом для граждан, расселяемых из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (стр N 2)". Стоимость работ по договору 3 216 051, 00 рублей.
22.10.2014 МУП "Пензгорстройзаказчик" по накладной N 365 получило проектно-сметную документацию на указанный МКД строение N 2.
Таким образом, МУП "Пензгорстройзаказчик" до проводимого аукциона начало работу по подготовке к строительству многоквартирного жилого дома для граждан, расселяемых из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей стр. N 2.
Также в ходе рассмотрения дела было установлено, что застройщики до заключения контрактов направили в Государственное автономное учреждение "Региональный центр государственной экспертизы и ценообразования в строительстве Пензенской области" (далее - ГАУ "РЦЭЦС") заявления о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации на объект.
1 ОАО "Пензастрой" направило заявление о проведении государственной экспертизы объекта "многоквартирный жилой дом для граждан, расселяемых из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в мкр. "Шуист" в г. Пензе (стр. N 1)" 04.08.2014.
Договор на проведение экспертизы объекта "многоквартирный жилой дом для граждан, расселяемых из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в мкр. "Шуист" в г. Пензе (стр. N 1)" между ГАУ "РЦЭЦС" и ОАО "Пензастрой" был заключен 05.08.2014 г.
2. Заявление застройщика МУП "Пензгорстройзаказчик" о проведении государственной экспертизы объекта "многоквартирный жилой дом для граждан, расселяемых из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (стр. общей площадью 7044,32) подало (отписано исполнителю) 26.08.2014 (дата входящей корреспонденции на штампе и дата исходящего номера 25.07.2014).
Договор на проведение экспертизы объекта "многоквартирный жилой дом для граждан, расселяемых из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" между ГАУ "РЦЭЦС" и МУП "Пензгорстройзаказчик" был заключен 11.09.2014 г.
3 ОАО "СКМ Ин" направило заявление о проведении государственной экспертизы объекта "многоквартирный жилой дом для граждан, расселяемых из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в мкр. "Шуист" в г. Пензе (стр. N 3)" 24.07.2014.
Договор на проведение экспертизы объекта "многоквартирный жилой дом для граждан, расселяемых из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в мкр. "Шуист" в г. Пензе (стр. N 3)" между ГАУ "РЦЭЦС" и ОАО "СКМ Ин" был заключен 15.07.2014 г.
Таким образом, на основании установленных фактов, Комиссия приходит к выводу, что застройщики МУП "Пензгорстройзаказчик", ОАО "Пензастрой", ООО "Гелиос" в составе группы лиц с ОАО "СКМ Ин" до проведения конкурсных процедур и заключения муниципального контракта обладали информацией о месте строительстве объектов строения. Указанная информация была использована данными хозяйствующими субъектами в целях заблаговременной подготовки необходимой проектной документации и сокращения времени строительства с момента заключения контракта.
В обосновании своего выбора по объекту строительства застройщики указали следующее.
ОАО "Пензастрой" выбрало строение N 1, поскольку рядом с данным участком у общества расположена строительная площадка N 3 в районе ул. Кл.Цеткин, 39а. Близость строительных площадок позволила минимизировать затраты по подготовке земельного участка для строительства и оптимизировать процессы поставки строительных материалов.
МУП "Пензгорстройзаказчик" в своих письменных пояснениях от 29.04.2015 вх. N 1688 объяснило свой выбор исходя из установленного требования обеспечения заявки и начальной максимальной цены контакта, выбрав средний вариант в пользу строения N 2.
ООО "Гелиос" был выбран самый наименьший объект, а именно строение N 1, поскольку цена за квадратный метр строящегося объекта была ниже рыночной.
Материалами дела доказательств того, что действия ответчиков заранее были известны друг другу и их поведение вызвано результатам достигнутого соглашения, не установлено.
Из изложенного следует, что установленные по делу обстоятельства не позволяют сделать вывод и квалифицировать действия МУП "Пензгорстройзаказчик", ОАО "Пензастрой", ООО "Гелиос" в составе группы лиц с ОАО "СКМ Ин" как заключение и участие в соглашении между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело (могло привести) к поддержанию цен на торгах.
На основании изложенного, основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно пришла к выводу об отсутствии в действиях МУП "Пензгорстройзаказчик", ОАО "Пензастрой", ООО "Гелиос" в составе группы лиц с ОАО "СКМ Ин" нарушения, предусмотренного пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Тем не менее, материалы настоящего дела свидетельствуют о том, что МУП "Пензгорстройзаказчик", ОАО "Пензастрой", ООО "Гелиос" в составе группы лиц с ОАО "СКМ Ин" на этапе проведения аукционов в мае-июне 2014 года получали информацию о месте строительства, которая не доводилась до иных участников аукциона, что позволило им в результате сократить время исполнения контракта.
Согласно письменным пояснениям Администрации г. Пензы от 17.07.2015 исх. N 2-05/5255 и от 12.08.2015 исх. N 2-05-5672 информация о месте строительства объектов многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в микрорайоне "Шуист" в г. Пензе (стр. 1,2,3) до МКУ "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы" не доводилась, в средствах массовой информации не размещалась.
На запрос Пензенского УФАС России МКУ "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы" в письме от 17.07.2015 исх. N 5-1051/1 указало, что при размещении извещений 0355300034014000035, 0355300034014000037, 0355300034014000038 не располагало информацией о предполагаемом месте строительства объектов, так как согласно положений документации земельный участок должен оформляться в порядке, установленном подпунктом 5 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса РФ.
Однако, МУП "Пензгорстройзаказчик" в своем письме от 15.07.2015 исх. N 1215 указало, что сотрудники предприятия устно обращались в МКУ "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы" за разъяснениями места расположения объекта закупки и получили ориентировочный ответ.
Таким образом, МУП "Пензгорстройзаказчик", ОАО "Пензастрой", ООО "Гелиос" в составе группы лиц с ОАО "СКМ Ин" при проведении указанных аукционов смогли заранее приступить к подготовке проектной документации благодаря сведениям, полученным от организаторов конкурсов, в результате приоритетного доступа к информации.
В связи с изложенным в действиях организатора конкурсов "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы", а также Администрации г. Пензы, усматриваются признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, статьей 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях рассмотрение дела N 2-03/10-2015 о нарушении пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении ОАО "Пензастрой", МУП "Пензгорстройзаказчик", ООО "Гелиос" в составе группы лиц с ОАО "СКМ Инжиниринг" прекратить.
2. Передать материалы дела в структурное подразделение Пензенского УФАС для рассмотрения на наличие нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях Администрации г. Пензы и МКУ "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 2 сентября 2015 г. N 2-03/10-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016