Резолютивная часть объявлена "12" августа 2015 г.
Решение в полном объеме изготовлено "20" августа 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
Стельмах С.В. - заместитель руководителя; |
Члены Комиссии: |
Полякова Ю.А. - начальник отдела контроля органов власти; |
|
Саврасов М.Г. - главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти. |
|
|
при участии: <_> - представителя муниципального бюджетного учреждения "Единый центр организации пассажирских перевозок" Новокузнецкого городского округа.
в отсутствие: представителя управления по транспорту и связи администрации Новокузнецкого городского округа, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела N 38/А-16-2015 о нарушении антимонопольного законодательства.
рассмотрев дело N 38/А-16-2015, возбужденное по признакам нарушения управлением по транспорту и связи администрации Новокузнецкого городского округа (654005, г. Новокузнецк, пр. Кирова, 71), муниципальным казенным предприятием "По организации пассажирских перевозок" Новокузнецкого городского округа (654080, г. Новокузнецк, пр. Строителей, 55) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
По результатам осуществления Кемеровским УФАС России полномочий по контролю за соблюдением органами местного самоуправления требований Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях управления по транспорту и связи администрации Новокузнецкого городского округа, муниципального казенного предприятия "По организации пассажирских перевозок" Новокузнецкого городского округа были выявлены признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении 31.12.2014 ограничивающего конкуренцию соглашения о предоставлении субсидий из местного бюджета на возмещение экономически-обоснованных затрат (убытков), связанных с выполнением работ (оказанием услуг) для нужд Новокузнецкого городского округа, а именно: затрат, связанных с оказанием услуг по организации и диспетчерскому регулированию движения городского пассажирского транспорта.
Приказом Кемеровского УФАС России от 28.05.2015 г. N 101 по признакам нарушения управлением по транспорту и связи администрации Новокузнецкого городского округа, муниципальным казенным предприятием "По организации пассажирских перевозок" Новокузнецкого городского округа пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" было возбуждено дело N 38/А-16-2015 г., создана Комиссия по рассмотрению дела N 38/А-16-2015 г. о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением от 28.05.2015 г. дело N 38/А-16-2015 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 02.07.2015 г. на 11 часов 00 минут.
19.06.2015 г. в адрес Кемеровского УФАС России от управления по транспорту и связи администрации Новокузнецкого городского округа, муниципального казенного предприятия "По организации пассажирских перевозок" Новокузнецкого городского округа поступили письменные пояснения по изложенным в материалах дела N 38/А-16-2015 обстоятельствам.
Из представленных пояснений следует, что субсидии муниципальному казенному предприятию "По организации пассажирских перевозок" Новокузнецкого городского округа для оказания услуг по организации и диспетчерскому регулированию движения городского пассажирского транспорта для нужд Новокузнецкого городского округа были предоставлены, в том числе на основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Более подробно доводы изложены в пояснениях.
Также управлением по транспорту и связи администрации Новокузнецкого городского округа было заявлено ходатайство о прекращении рассмотрения дела N 38/А-16-2015 о нарушении антимонопольного законодательства.
В обоснование ходатайства управление по транспорту и связи администрации Новокузнецкого городского округа ссылается на то, что во исполнение распоряжения администрации г. Новокузнецка от 12.03.2015 N 664 и соответствии со статьями 57-59 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 29 и 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", постановлением администрации г. Новокузнецка от 30.11.2010 N 114 "О совершенствовании правового положения муниципальных учреждений" муниципальное казенное предприятие "По организации пассажирских перевозок" Новокузнецкого городского округа было реорганизовано в муниципальное бюджетное учреждение "Единый центр организации пассажирских перевозок" Новокузнецкого городского округа.
Письмом от 26.06.2015 г. N 11/6458 Кемеровское УФАС довело до сведения лиц, участвующих в деле, информацию о том, что рассмотрение дела N 38/А-16-2015 о нарушении антимонопольного законодательства состоится 12.08.2015 г. в 11 ч. 00 м.
На заседании Комиссии, состоявшемся 12.08.2015 г., представитель муниципального бюджетного учреждения "Единый центр организации пассажирских перевозок" Новокузнецкого городского округа по существу дополнительных пояснений не давала, поддержала доводы, изложенные в представленных 19.06.2015 г. в Комиссию Кемеровского УФАС России письменных пояснениях.
Кроме того, представитель муниципального бюджетного учреждения "Единый центр организации пассажирских перевозок" Новокузнецкого городского округа пояснила, что 13.03.2015 г. распоряжением администрации г. Новокузнецка N 664 муниципальное казенное предприятие "По организации пассажирских перевозок" Новокузнецкого городского округа было реорганизовано в муниципальное бюджетное учреждение "Единый центр организации пассажирских перевозок" Новокузнецкого городского округа.
Согласно пункту 2 распоряжения администрации г. Новокузнецка от 12.03.2015 г. N 664 бюджетное учреждение является правопреемником прав и обязанностей казенного предприятия в соответствии с передаточным актом.
02.06.2015 г. инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка по Кемеровской области муниципальному бюджетному учреждению "Единый центр организации пассажирских перевозок" Новокузнецкого городского округа выдано свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что муниципальное казенное предприятие "По организации пассажирских перевозок" Новокузнецкого городского округа было преобразовано в муниципальное бюджетное учреждение "Единый центр организации пассажирских перевозок" Новокузнецкого городского округа Комиссия Кемеровского УФАС России решила считать ответчиком по делу N 38/А-16-2015 о нарушении антимонопольного законодательства муниципальное бюджетное учреждение "Единый центр организации пассажирских перевозок" Новокузнецкого городского округа.
Изучив материалы дела N 38/А-16-2015 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
31.12.2014 г. между управлением по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка и муниципальным казенным предприятием "По организации пассажирских перевозок" (в настоящее время муниципальное бюджетное учреждение "Единый центр организации пассажирских перевозок" Новокузнецкого городского округа) (далее - МКП ОПП (в настоящее время МБУ ЕЦОПП) было заключено соглашение N 12 о предоставлении субсидий из местного бюджета на возмещение экономически-обоснованных затрат (убытков), связанных с оказанием услуг по организации и диспетчерскому регулированию движения городского пассажирского транспорта для нужд Новокузнецкого городского округа.
Согласно пункту 1.2 указанного выше соглашения субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения экономически-обоснованных затрат (убытков), связанных с оказанием услуг по организации и диспетчерскому регулированию движения городского пассажирского транспорта.
Сумма субсидий на 1 полугодие 2015 год составила 12 786 000 руб. (пункт 1.5. соглашения).
В соответствии с пунктом 5.1 Соглашения настоящее соглашение вступает в силу с 01.01.2015 г. и действует по 30.06.2015 г.
14.01.2015 г. управлением по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка был издан приказ N 3 "Об установлении муниципального задания муниципальному казенному предприятию "По организации пассажирских перевозок Новокузнецкого городского округа" (в настоящее время муниципальное бюджетное учреждение "Единый центр организации пассажирских перевозок" Новокузнецкого городского округа), согласно которому директору МКП ОПП (в настоящее время МБУ ЕЦОПП) поручено довести муниципальное задание до работников предприятия и организовать его надлежащее и качественное исполнение.
Вышеуказанным муниципальным заданием управление по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка определило для МКП ОПП (в настоящее время МБУ ЕЦОПП) состав работ, а именно: организация и координирование движения городского и пригородного пассажирского транспорта, диспетчерское регулирование движения городского и пригородного пассажирского транспорта, обеспечение рулонной билетной продукцией лиц, осуществляющих перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом, изготовление (с привлечением подрядчика) и распространение среди граждан города, предприятий, учреждений, прочих юридических лиц единых месячных проездных билетов для проезда в г. Новокузнецке на всех видах городского пассажирского транспорта, выполняющего социальный заказ на городские и пригородные пассажирские перевозки.
Установлено, что между МКП ОПП (в настоящее время МБУ ЕЦОПП) и рядом хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозку пассажиров транспортом общего пользования на маршрутной сети г. Новокузнецка, были заключены договоры на организацию и диспетчерское регулирование движения пассажирского транспорта (далее - договор).
Согласно пункту 2.1.1 договора МКП ОПП (в настоящее время МБУ ЕЦОПП) обязано осуществлять организацию и диспетчерское регулирование подвижного состава Перевозчика посредством автоматизированной системы диспетчерского управления на основе технологий навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и передвижных диспетчерских пунктов.
В соответствии с пунктом 2.3.11 договора Перевозчик обязан оплачивать услуги, оказываемые МКП ОПП (в настоящее время МБУ ЕЦОПП), на условиях, указанных в п. 3 (стоимость услуг и порядок расчетов) настоящего договора.
Пунктом 3 договора установлено, что стоимость услуг на момент заключения настоящего договора составляет 2 572,02 руб. в том числе НДС (18%) 392,34 руб., в месяц за одно транспортное средство.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее ФЗ N 131-ФЗ) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с подпунктом 32 пункта 2 статьи 45 Устава города Новокузнецка, принятого Постановлением Совета народных депутатов города Новокузнецка от 07.12.2009 г. N 11/117, к полномочиям администрации города Новокузнецка относится: создание условий для предоставления транспортных услуг населению, утверждение маршрутов и графиков движения городского транспорта, привлечение на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятий и организаций, действующих на территории городского округа.
Согласно части 2 статьи 18 ФЗ N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Работы по организации и диспетчерскому регулированию движения городского пассажирского транспорта, на выполнение которых выделяются субсидии, являются потребностью Новокузнецкого городского округа, необходимы для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий органа местного самоуправления, так как направлены, в том числе на создание необходимых условий для транспортного обслуживания населения г. Новокузнецка, следовательно, выполнение данных работ и оказание данных услуг относится к муниципальным нуждам.
Решение вопросов местного значения является расходным обязательством муниципального образования, обусловленным законом, и должно предусматриваться в бюджете города в качестве самостоятельного расходного обязательства на очередной финансовый год и не должны компенсироваться посредством предоставления субсидий.
На основании части 1 статьи 54 ФЗ N 131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 2 статьи 18 ФЗ N 131-ФЗ установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с частью 1 статьи 54 ФЗ N 131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, ФЗ N 44-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 54 ФЗ N 131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.
Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Как следует из пункта 1.1 Соглашения N 12 от 31.12.2014 г. субсидии на возмещение экономически-обоснованных затрат (убытков), связанных с оказанием услуг по организации и диспетчерскому регулированию движения городского пассажирского транспорта для нужд Новокузнецкого городского округа, предоставляются из бюджета г. Новокузнецка.
Согласно части 1 статьи 1 ФЗ N 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Пунктом 3 статьи 3 ФЗ N 44-ФЗ установлено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Статьей 8 ФЗ N 44-ФЗ установлен принцип обеспечения конкуренции, согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Следовательно, применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд.
Процедуры, установленные Законом о контрактной системе по выбору исполнителя на предоставление услуг для муниципальных нужд города Новокузнецка, а именно: по организации и диспетчерскому регулированию движения городского пассажирского транспорта для нужд Новокузнецкого городского округа, администрацией г. Новокузнецка не проводились.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 N 8799/11).
В данном случае создается ситуация, при которой хозяйствующим субъектам, с которыми органы местного самоуправления впоследствии заключат гражданско-правовые договоры, будут предоставлены преимущественные условия осуществления деятельности в сфере организации и диспетчерского регулирования движения пассажирского транспорта на территории г. Новокузнецка.
При этом доступ иных хозяйствующих субъектов к осуществлению работ по организации и диспетчерскому регулированию движения пассажирского транспорта на территории г. Новокузнецка будет невозможен, что, в свою очередь, приведет (может привести) к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В случае проведения уполномоченным органом власти торгов, напротив, будет обеспечена конкуренция между участниками закупок.
Решение вопросов местного значения в сфере организации и диспетчерского регулирования движения пассажирского транспорта даже на территории отдельно взятого муниципального образования не снимает с компетентного органа власти обязанности соблюдать положения ФЗ N 44-ФЗ, Закона N 131-ФЗ и статьи 72 Бюджетного кодекса РФ в части проведения им закупок в случае и в порядке, установленном данными нормативными актами.
Как следует из соглашения о предоставлении субсидий из местного бюджета на возмещение экономически-обоснованных затрат (убытков), связанных с оказанием услуг по организации и диспетчерскому регулированию движения городского пассажирского транспорта для нужд Новокузнецкого городского округа от 31.12.2014 субсидии МКУ ОПП (в настоящее время МБУ ЕЦОПП) предоставляются в связи с оказанием последним работ по организации и диспетчерскому регулированию движения городского пассажирского транспорта. Во исполнение условий соглашений управление по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка перечисляло МКУ ОПП (в настоящее время МБУ ЕЦОПП) денежные средства из местного бюджета, то есть фактически со стороны управления по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка выполнялся заказ на определенные виды работ, а МКУ ОПП (в настоящее время МБУ ЕЦОПП) обеспечивало оказание данных услуг (выполнение работ).
При этом перечисленные работы и услуги относятся к муниципальным нуждам, следовательно, исполнитель данных работ должен определяться путем проведения торгов (потенциальные исполнители работ связанных с оказанием работ по организации и диспетчерскому регулированию движения городского пассажирского транспорта должны быть публичным образом информированы о потребностях муниципального образования и его намерениях заключения такого соглашения).
Федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации не предусмотрено право органов местного самоуправления Российской Федерации устанавливать ограничения прав хозяйствующих субъектов на осуществление предпринимательской деятельности в сфере организации и диспетчерского регулирования движения городского пассажирского транспорта.
Согласно пункту 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Реализация данного соглашения привела к недопущению возникновения конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в указанных сферах, предоставлению преимущественных условий для МКП ОПП (в настоящее время МБУ ЕЦОПП) в сфере выполнения указанных работ, созданию возможности для последнего в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара (работ и услуг) на соответствующих товарных рынках, а также к обеспечению МКП ОПП (в настоящее время МБУ ЕЦОПП) гарантированным рынком сбыта своих услуг (осуществления деятельности, приносящей доход) на определенном товарном рынке, на котором орган местного самоуправления выступает заказчиком работ для нужд муниципального образования в целях реализации вопросов местного значения.
Действия управления по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка, муниципального казенного предприятия "По организации пассажирских перевозок" (в настоящее время МБУ ЕЦОПП) по заключению 31.12.2014 г. ограничивающего конкуренцию соглашения о предоставлении субсидий из местного бюджета на возмещение экономически-обоснованных затрат (убытков), связанных с выполнением работ (оказанием услуг) для нужд Новокузнецкого городского округа привели (могли привести) к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующие товарные рынки, нарушению их прав и законных интересов в сфере осуществления предпринимательской деятельности, вступают в противоречие с требованиями пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Ссылка представителей управления по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка, муниципального казенного предприятия "По организации пассажирских перевозок" на статью 78 Бюджетного кодекса РФ, приведенную в качестве обоснования правомерности заключения спорного соглашения о предоставлении субсидий из местного бюджета на возмещение экономически-обоснованных затрат (убытков), связанных с оказанием услуг по организации и диспетчерскому регулированию движения городского пассажирского транспорта для нужд Новокузнецкого городского округа от 31.12.2014, не может быть принята, поскольку указанная норма права не устанавливает исключения, и не содержит положений о том, что предоставление субсидий являлось одной из форм размещения заказов для муниципальных нужд и при предоставлении субсидий не требуется проведение торгов. Из указанной нормы не следует, что субсидии выделяются в целях покрытия расходов на оказание услуг и выполнение работ для муниципальных нужд.
Установленные статьей 78 Бюджетного кодекса РФ денежные средства (субсидии) нельзя расценивать как оплату за реализованные товары, работы, услуги. Субсидии являются бюджетными средствами, предоставляемыми юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на безвозмездной основе и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (часть 2 статьи 248 Налогового кодекса РФ).
Между тем, МКП ОПП (в настоящее время МБУ ЕЦОПП) получало субсидии за оказание конкретных услуг и выполнение работ, указанных в соглашении от 31.12.2014 г.
Поскольку выполняемые работы и оказываемые услуги носили возмездный характер, их финансирование за счет местного бюджета не соответствует понятию субсидий, приведенному в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.
Указанное выше также подтверждает, что фактически управление по транспорту и связи администрации Новокузнецкого городского округа выбрало исполнителя работ для муниципальных нужд, а именно: работ, связанных с организацией и диспетчерским регулированием движения городского пассажирского транспорта для нужд Новокузнецкого городского округа, путем выделения субсидий данному хозяйствующему субъекту (МКП ОПП в настоящее время МБУ ЕЦОПП).
Комиссия Кемеровского УФАС России не может согласиться с доводом управления по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка о том, что к рассматриваемым отношениям применима статья 20 Федерального закона от 14.12.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" по следующим основаниям:
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 указанного выше закона собственник имущества казенного предприятия вправе, в том числе доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Вместе с тем частью 1 статьи 1 ФЗ N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Пунктом 3 статьи 3 ФЗ N 44-ФЗ установлено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Статьей 8 ФЗ N 44-ФЗ установлен принцип обеспечения конкуренции, согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Следовательно, применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд.
Кемеровским УФАС России было установлено, что МКП ОПП (в настоящее время МБУ ЕЦОПП) не обладает исключительным правом на выполнение отдельных видов работ (оказание услуг) в соответствии с полномочиями, которые устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации или субъектами Российской Федерации, обязательных для исполнения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд города Новокузнецка, и финансирование работ, за счет бюджетных средств осуществлялось в сумме, превышающей установленный Центральным Банком Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
Кемеровское УФАС России отказывает в удовлетворении ходатайства управления по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка от 19.06.2015 о прекращении производства по делу N 38/А-16-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с тем, что указанный в части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" перечень обстоятельств, наличие которых предусматривает прекращение Комиссией производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства является исчерпывающим, а факт реорганизации юридического лица не является обстоятельством, исключающим производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Таким образом, заключив 31.12.2014 г. соглашение о предоставлении субсидий из местного бюджета на возмещение экономически-обоснованных затрат (убытков), связанных с оказанием услуг по организации и диспетчерскому регулированию движения городского пассажирского транспорта для нужд Новокузнецкого городского округа, управление по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка и муниципальное казенное предприятие "По организации пассажирских перевозок" Новокузнецкого городского округа (в настоящее время муниципальное бюджетное учреждение "Единый центр организации пассажирских перевозок" Новокузнецкого городского округа) нарушили требования пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В процессе рассмотрения дела N 38/А-16-2015 о нарушении антимонопольного законодательства муниципальным бюджетным учреждением "Единый центр организации пассажирских перевозок" Новокузнецкого городского округа в адрес Кемеровского УФАС России были представлены документы, свидетельствующие о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- дополнительное соглашение к соглашению N 12 от 31.12.2014 о предоставлении субсидий из местного бюджета на возмещение экономически-обоснованных затрат (убытков), связанных с выполнением работ (оказанием услуг) для нужд Новокузнецкого городского округа привели от 01.06.2015 г.
Согласно пункту 1 данного соглашения стороны пришли к соглашению о расторжении соглашения N 12 от 31.12.2014 о предоставлении субсидий из местного бюджета на возмещение экономически-обоснованных затрат (убытков), связанных с выполнением работ (оказанием услуг) для нужд Новокузнецкого городского округа с 01.06.2015 г.
Учитывая изложенное Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.
Комиссией Кемеровского УФАС России основания для направления материалов в правоохранительные органы в ходе рассмотрения данного дела не установлены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать управление по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Признать муниципальное казенное предприятие "По организации пассажирских перевозок" Новокузнецкого городского округа (в настоящее время муниципальное бюджетное учреждение "Единый центр организации пассажирских перевозок" Новокузнецкого городского округа) нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Кемеровской области в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии: С.В. Стельмах
Члены Комиссии:
Ю.А. Полякова
М.Г. Саврасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области N 38/А-16-2015 (опубликовано 21 августа 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016