Резолютивная часть решения объявлена 18.10.2011 г.
Решение изготовлено в полном объёме 21.10.2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), в составе:
Председатель |
- |
К.Н. Алешин |
- руководитель Управления; |
Члены комиссии |
- |
Т.А. Спирина |
- заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления; |
|
|
Т.В. Нестеренко |
- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля; |
в присутствии:
представителя МУП "Забота" МО "Город Новодвинск" Артюгина С.В. (по доверенности от 22.08.2011),
Индивидуального предпринимателя Шапкиной Н.А <>
рассмотрев дело N 35-11 по признакам нарушения
МУП "Забота" МО "Город Новодвинск" (ИНН 2903001841) (164900, Архангельская область, г. Новодвинск, ул. 50-летия Октября, д.3, корп.1) |
(наименование организации (органа), Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, адрес ответчика (ов) по делу)
пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), выразившегося в ограничении Индивидуальному предпринимателю Шапкиной Наталье Александровне доступа на рынок оказания ритуальных услуг (услуг по организации похорон), в т.ч. по копке могил и доставке тел умерших до места их захоронения на территории кладбища "Новое", расположенного у города Новодвинска, что привело к ущемлению ее интересов, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступило заявление Индивидуального предпринимателя Шапкиной Натальи Александровны (далее - Заявитель, ИП Шапкина Н.А.) на действия Муниципального унитарного предприятия "Забота" муниципального образования "Город Новодвинск" (далее - МУП "Забота"), связанные с ограничением в допуске Заявителя на кладбище "Новое" и препятствиями со стороны предприятия заниматься захоронением умерших.
Предприниматель Шапкина Н.А. осуществляет деятельность по организации похорон и предоставлением связанных с ними услуг в городе Новодвинске.
Актом, определяющим основы похоронного дела в Российской Федерации, является Федеральный закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - ФЗ "О погребении и похоронном деле").
Статья 49 Гражданского кодекса РФ устанавливает право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
В силу положений ФЗ "О погребении и похоронном деле", государство гарантирует предоставление определенного перечня услуг по погребению и определяет субъекта, предоставляющего данные услуги на безвозмездной основе - специализированная служба по вопросам похоронного дела. Лицам, взявшим на себя ответственность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.
Статьей 25 названного закона определено, что гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 9 ФЗ "О погребении и похоронном деле", супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе установленного данным законом перечня услуг.
При этом в соответствии со ст.1 ФЗ "О погребении и похоронном деле", погребение умершего гарантируется с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников.
Системный анализ норм данного Закона свидетельствует о том, что устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, ФЗ "О погребении и похоронном деле" не исключает возможности выполнения указанной услуги иными, чем специализированные службы, коммерческими организациями.
Так, согласно статье 9 ФЗ "О погребении и похоронном деле" стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок. В силу статьи 10 Закона, в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанном в пункте 1 статьи 9 Закона.
Таким образом, ФЗ "О погребении и похоронном деле" лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.
Как установлено ФЗ "О погребении и похоронном деле", общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления; порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления (статья 18 ФЗ "О погребении и похоронном деле"). Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом не предусмотрена.
МУП "Забота" на основании Договора аренды земельного участка от 03.12.2008, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации МО "Приморский муниципальный район", является арендатором земельного участка площадью 11,8119 га, переданного в аренду для эксплуатации кладбища. Договор аренды заключен сроком на 25 лет. В пункте 1.3 Договора определено, что на земельном участке расположено кладбище.
ИП Шапкина Н.А., как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по погребению, имеет право доступа на общественные кладбища для оказания названных услуг в соответствии с волей лиц, осуществляющих погребение умершего и заключивших соответствующий договор с индивидуальным предпринимателем.
МУП "Забота" (ИНН 2903001841) находится в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по наименованию товара, работ услуг "Организация похорон и связанных с ними услуг" (ОКВЭД 93.03) в географических границах рынка МО "Город Новодвинск" с долей более 65% (Приказ Архангельского УФАС России о включении в Реестр N 44/29 от 12.02.2010).
В соответствии с пунктом 10 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции", монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Статья 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в т.ч. создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно статье 10 Гражданского кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В материалах дела имеется Приказ директора Муниципального унитарного предприятия "Забота" Муниципального образования "Город Новодвинск" Шумовского Н.Н. от 10.06.2010 N 40б, запрещающий въезд и движение транспортных средств по территории кладбища "Новое", за исключением спецавтотранспорта (Автокатафалк, траспотрные средства для уборки территории кладбища и вывоза мусора), транспорта инвалидов, участников траурной процессии, случаев установки (замены) надмогильных сооружений.
Таким образом, МУП "Забота", запрещая ИП Шапкиной Н.А. оказывать ритуальные услуги, в т.ч. по копке могил и доставке тел умерших до места их захоронения, ограничивает доступ к оказанию услуг по организации похорон.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30, исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Вместе с тем, на момент возбуждения рассматриваемого дела, доступ к оказанию ритуальных услуг, в т.ч. по копке могил и доставке тел умерших до места их захоронения на кладбище "Новое" (МО "Приморский муниципальный район") для ИП Шапкиной Н.А. отсутствовал.
При указанных обстоятельствах Архангельское УФАС России возбудило дело N 35-11 в отношении МУП "Забота" МО "Город Новодвинск" по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
К заседанию комиссии МУП "Забота" представило письмо N 79 от 22.08.2011, в котором пояснило следующее.
МУП "Забота" считает, что не занимает доминирующего положения на рынке оказания услуг в области похоронного дела, в связи с тем, что:
- отсутствует какая-либо возможность оказывать решающее влияние на общие условия оказания услуг в области похоронного дела;
- отсутствуют установленные факты устранения с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, в том числе и ИП Шапкиной Н.А.;
- доступ на указанный товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, в том числе ИП Шапкиной Н.А., не затруднен.
МУП "Забота" сообщило, что оказанием услуг в области похоронного дела на территории Архангельской области, в т.ч. в г.Архангельске, г. Новодвинске и г.Северодвинске, занимаются более 15 хозяйствующих субъектов, любой из которых, в соответствии с требованиями ФЗ "О погребении и похоронном деле" вправе производить захоронения на любых общедоступных кладбищах, в т.ч. на кладбище "Новое" в г.Новодвинске. Учитывая решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.03.2011 по делу N А05-13235/2010, каких-либо препятствий по захоронению умерших субъектами ритуального рынка в границах кладбища "Новое" со стороны МУП "Забота" нет (за исключением ограничений, связанных с общими правилами функционирования кладбища, - графика работы, плана захоронения и т.д.). Копка могил в границах кладбища "Новое" разрешена повсеместно (в соответствии с планом захоронения), за исключением мест уже подготовленных под захоронения другими участниками похоронного рынка, в т.ч. МУП "Забота".
Вместе с тем, МУП "Забота" обратило внимание на то, что в силу статьи 25 ФЗ "О погребении и похоронном деле", организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления. Исходя из этого, Муниципальное унитарное предприятие "Забота" муниципального образования "Город Новодвинск", в соответствии с Положением о порядке эксплуатации и содержания общественных кладбищ, утвержденным Постановлением Мэра г.Новодвинска от 27.04.2007 N 495 (далее - Положение), является специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования "Город Новодвинск". Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется указанной специализированной службой по вопросам похоронного дела, эксплуатирующей и содержащей кладбище "Новое" (п.2.1 Положения).
Указанное Положение в равной мере распространяется на всех участников рынка организации похоронного дела.
Согласно п.2.2 Положения, специализированная служба по вопросам похоронного дела оказывает гарантированный ФЗ "О погребении и похоронном деле" перечень услуг по погребению в пределах определенных размеров пособия на погребение.
К гарантированному перечню услуг по погребению относятся: оформление документов. Необходимых для погребения; предоставление гроба без обивки; доставка гроба и других похоронных принадлежностей; перевозка тела (останков) умершего на кладбище; погребение.
Услуги, не входящие в гарантированный перечень услуг по погребению, специализированная служба по вопросам похоронного дела оказывает за счет средств лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица была привлечена Администрация муниципального образования "Город Новодвинск", которая представила письменное мнение по рассматриваемому вопросу (письмо от 26.08.2011 N 01-18/164).
Земельный участок, имеющий кадастровый номер 29:16:222101:21, площадью 11,8119 га (кладбище "Новое"), предоставлен МУП "Забота" в аренду на срок 25 лет, в соответствии с Распоряжением Главы муниципального образования "Приморский муниципальный район" от 15.07.2008 N 612р и на основании Договора аренды земельного участка от 03.12.2008, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Администрации МО "Приморский муниципальный район" и МУП "Забота".
В соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", названный договор был предметом правовой экспертизы, осуществляемой при государственной регистрации, а законность его заключения проверена регистрирующим органом в установленном законом порядке.
3 августа 2010 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу произведена государственная регистрация названного договора аренды.
На земельном участке находится имущественный комплекс - здание сторожки, ворота, деревянный туалет, автодорога, принадлежащий МУП "Забота" на праве хозяйственного ведения, закрепленное собственником указанного имущества - Муниципальным образованием "Город Новодвинск".
МУП "Забота", являясь законным владельцем указанного земельного участка и находящегося на нем имущества, вправе владеть и пользоваться им в соответствии со статьями 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также требовать устранения нарушений своего права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Администрация МО "Город Новодвинск" считает, что принятие мер, обеспечивающих сохранность указанного имущества от посягательств третьих лиц, является законным средством защиты гражданских прав, осуществляемым в виде самозащиты права, в соответствии со статьей 12 ГК РФ, а также отметила, что сведениями о фактах нарушений МУП "Забота" антимонопольного законодательства не располагает.
В заседании Комиссии, состоявшемся 29 августа 2011 г., представитель МУП "Забота" поддержал вышеназванные доводы Предприятия.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, дело N 35-11 Определениями N 02-04/4986 от 29.08.2011, N 02-04/5400 от 26.09.2011 было отложено.
18 октября 2011 г. Комиссия Архангельского УФАС России продолжила рассмотрение дела N 35-11.
Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.
Индивидуальный предприниматель Шапкина Наталья Александровна (истец, заявитель) воспользовалась предоставленным ей правом и обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к МУП "Забота" МО "Город Новодвинск" (ответчик) о запрете ограничивать доступ на территорию кладбища "Новое", расположенного у города Новодвинска, транспортных средств истца, прибывших для проведения мероприятий по погребению умерших, в том числе осуществляющих доставку (перевозку) тел умерших до места их захоронения, а также о запрете ответчику лично или с использованием третьих лиц не допускать работников истца и иных лиц, прибывших по поручению истца на территорию кладбища "Новое" для осуществления копки могил с целью последующего погребения в них умерших.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 04 марта 2011 г. по делу N А05-13235/2010, оставленным без изменения Постановлением апелляционного суда от 27.06.2011, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе МУП "Забота" просило отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению МУП "Забота" суды пришли к ошибочному выводу о том, что спорный земельный участок является общественным кладбищем, поскольку земельный участок предоставлен в аренду МУП "Забота" и эксплуатация кладбища является только целевым назначением аренды, установленным договором аренды. Кроме того, на территории МО "Город Новодвинск" имеется другое действующее кладбище ("Таракановское"). МУП "Забота" также указывает, что обжалуемые судебные акты нарушают права Предприятия на получение прибыли за счет приносящей доход деятельности по организации похоронного дела.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Администрации МО "Приморский муниципальный район" (арендодатель) и МУП "Забота" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 03.12.2008, в соответствии с которым арендатору передается земельный участок с кадастровым номером 29:16:222101:21, площадью 11,8119 га, для эксплуатации кладбища. Место нахождения земельного участка: Архангельская область, Приморский район, муниципальное образование "Лисестровское". Срок аренды 25 лет. Как указано в пункте 1.3 договора, на земельном участке расположено кладбище.
При въезде на территорию кладбища МУП "Забота" установило шлагбаум.
Полагая, что МУП "Забота" ограничивает права заявителя на доступ на территорию кладбища и на оказание услуг по доставке (перевозке) тем умерших до места погребения, Шапкина Н.А. обратилась в арбитражный суд с указанными требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что системный анализ норм Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, не исключает возможность выполнения указанной деятельности другими коммерческими организациями. Земельный участок, переданный в аренду МУП "Забота", на котором располагается кладбище "Новое", является общественным. Законодательством не предусмотрена возможность создания частных кладбищ. Учитывая специфическое назначение земельного участка, у ответчика отсутствует право на ограничение доступа на спорный земельный участок лиц, оказывающих ритуальные услуги.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы деля, кассационная инстанция не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 23.09.2008 по делу N А33-9227/2006, ФЗ "О погребении и похоронном деле" не исключает возможности осуществления ритуальных услуг коммерческими организациями, не являющимися специализированными службами по вопросам похоронного дела, и созданными органами местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 15 ФЗ "О погребении и похоронном деле", места погребения по принадлежности могут быть государственными или муниципальными, законодательством не предусмотрена возможность создания частных кладбищ.
Указанный закон предоставляет право лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.
Учитывая изложенное, по мнению суда кассационной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что поскольку на спорном земельном участке находится кладбище, данный земельный участок является общественным, и в связи с этим ИП Шапкина Н.А., как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по погребению, имеет право доступа на общественные кладбища для оказания названных услуг в соответствии с волей лиц, осуществляющих погребение умерших и заключивших договор с истцом.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 29.04.2009 по делу N А05-3544/2009, признано законным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области, выданное Администрации муниципального образования "Город Новодвинск", об обеспечении беспрепятственного равного доступа на муниципальные кладбища хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по оказанию ритуальных услуг, для проведения работ по подготовке могил и оказания услуг по погребению.
Довод подателя кассационной жалобы о том, что МУП "Забота" вправе ограничивать доступ на территорию спорного земельного участка, поскольку данный участок передан МУП "Забота" в аренду, не принят судом во внимание, поскольку ФЗ "О погребении и похоронном деле" не предусмотрена возможность передачи общественных кладбищ во владение и пользование какого-либо хозяйствующего субъекта, исключающей осуществление иными лицами похоронной деятельности в данном месте погребения.
Также признан несостоятельным довод о том, что установленный судом запрет на ограничение доступа на территорию кладбища предпринимателя и других лиц, действующих по ее поручению, нарушает права МУП "Забота" на получение прибыли за счет приносящей доход деятельности по организации похоронного дела. Предпринимательская деятельность должна вестись участниками гражданского оборота с соблюдением действующего законодательства и при этом не может быть направлена на незаконное ограничение прав третьих лиц.
На основании изложенного, Постановлением Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 сентября 2011 решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.03.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 по делу N А05-13235/2010 оставлено без изменения, а кассационная жалоба МУП "Забота" МО "Город Новодвинск" - без удовлетворения.
Таким образом, МУП "Забота" МО "Город Новодвинск" запрещено ограничение доступа на территорию кладбища "Новое", расположенного у города Новодвинска, транспортных средств предпринимателя Шапкиной Н.А., прибывших для проведения мероприятий по погребению умерших, в т.ч. осуществляющих доставку (перевозку) тел умерших до места их захоронения, а также запретить не допускать работников ИП Шапкиной Н.А. и иных лиц, прибывших по ее поручению на территорию кладбища "Новое" для осуществления копки могил с целью последующего погребения в них умерших.
В соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела N 35-11, Архангельским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке похоронных услуг (услуг по копке могил и доставке тел умерших до места их захоронения) на территории кладбища "Новое" (МО "Приморский муниципальный район") в целях оценки состояния конкурентной среды на указанном рынке и определения долей хозяйствующих субъектов за период 2010 г. и I п/г 2011 г.
По итогам анализа подготовлен Аналитический отчет от 27.09.2011, имеющийся в материалах дела.
Оценка состояния конкурентной среды на исследуемом товарном рынке проведена на основании Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.
В качестве источника исходной информации для проведения анализа использованы сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, оказывающих указанные услуги - МУП "Забота" МО "Новодвинск", ИП Шапкиной Н.А.
В соответствии с ГОСТом Р 53107-2008 "Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения", утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 516-ст, обрядовые похоронные услуги - результат деятельности исполнителя, направленной на удовлетворение потребностей потребителя в проведении обрядовой церемонии погребения останков человека в соответствии с религиозными, национальными обычаями и традициями.
Согласно Приказу Госстроя РФ от 10.01.2000 N 3 "Об утверждении Инструкции о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации", ритуальное (похоронное) обслуживание населения - предоставление населению определенного перечня похоронных услуг на безвозмездной основе или за плату.
В соответствии с п.4.11 Положения о порядке эксплуатации и содержания общественных кладбищ, каждое захоронение регистрируется специализированной службой по вопросам похоронного дела (МУП "Забота" МО "Город Новодвинск"). Книга регистрации захоронений является документом строгой отчетности и хранится в специализированной службе по вопросам похоронного дела.
Согласно данным, представленным МУП "Забота" МО "Новодвинск", на территории кладбища "Новое" в 2010 г. - I п/г 2011 г. деятельность по захоронению осуществляли:
- ИП Шапкина Н.А.
- ООО "Ветераны Отечества"
- ИП Гущина
- МУП "Забота" МО "Новодвинск".
Анализ проводился с целью выявления доминирующего положения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке похоронных услуг (услуг по копке могил и доставке тел умерших до места их захоронения) на территории кладбища "Новое" (МО "Приморский муниципальный район").
Основополагающим критерием для установления наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара является доля товарного рынка, принадлежащего хозяйствующему субъекту.
Положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара находится внутри пределов 35-50%, квалифицируется как доминирующее, если оно доказано с учетом дополнительных параметров, характеризующих товарный рынок и подтверждающих возможность действий хозяйствующего субъекта, в основном, независимо от конкурентов. Кроме того, при оценке рыночной структуры для квалификации в качестве доминирующего положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара находится внутри пределов 35-50% учитывается стабильность во времени доли рынка, принадлежащих изучаемому хозяйствующему субъекту.
По итогам проведенного анализа, доля МУП "Забота" МО "Новодвинск" по количеству захоронений на кладбище "Новое" в 2010 г. составила 47,72%, в I п/г 2011 г. - 48,72%. Следовательно, положение данного хозяйствующего субъекта на данном товарном рынке стабильно.
Таким образом, Архангельское УФАС России на основании проведенного анализа считает, что МУП "Забота" МО "Город Новодвинск" занимает доминирующее положение на рынке похоронных услуг (услуг по копке могил и доставке тел умерших до места их захоронения) на территории кладбища "Новое" (МО "Приморский муниципальный район").
Представителем МУП "Забота" в материалы дела представлен Приказ директора Муниципального унитарного предприятия "Забота" Муниципального образования "Город Новодвинск" Шумовского Н.Н. от 03.10.2011 N 22 о признании утратившим силу Приказа по предприятию от 10.06.2010 N 40б, который запрещал въезд и движение транспортных средств по территории кладбища "Новое", за исключением спецавтотранспорта (Автокатафалк, траспотрные средства для уборки территории кладбища и вывоза мусора), транспорта инвалидов, участников траурной процессии, случаев установки (замены) надмогильных сооружений.
Вместе с тем, в заседании Комиссии по рассмотрению дела N 35-11 о нарушении антимонопольного законодательства Индивидуальный предприниматель Шапкина Н.А. заявила, что в настоящее время (по состоянию на дату рассмотрения дела - 18 октября 2011 г.) ограничения в доступе на кладбище "Новое" (МО "Приморский муниципальный район") для оказания ею похоронных услуг (услуг по копке могил и доставке тел умерших до места их захоронения) в настоящее время нет.
Указанные действия МУП "Забота" произвело после вступления в силу и во исполнение постановления суда кассационной инстанции.
Согласно ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что Муниципальное унитарное предприятие "Забота" муниципального образования "Город Новодвинск", совершив действия по ограничению в допуске Индивидуального предпринимателя Шапкиной Натальи Александровны к оказанию ритуальных услуг (услуг по организации похорон), в т.ч. по копке могил и доставке тел умерших до места их захоронения на территории кладбища "Новое", расположенного у города Новодвинска, а также злоупотребляя доминирующим положением на указанном рынке, ущемило интересы хозяйствующего субъекта и тем самым нарушило запрет, установленный пунктом 9 частьи 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, а также руководствуясь ст. 23, ч.1 ст.39, чч. 1-3 ст. 41 и ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N 35-11. решила:
1. Признать в действиях Муниципального унитарного предприятия "Забота" муниципального образования "Город Новодвинск" наличие факта нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), выразившегося в ограничении ИП Шапкиной Н.А. доступа на рынок оказания ритуальных услуг (услуг по организации похорон), в т.ч. по копке могил и доставке тел умерших до места их захоронения на территории кладбища "Новое", расположенного у города Новодвинска, что привело к ущемлению ее интересов.
2. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства не выдавать по причине устранения со стороны МУП "Забота" МО "Город Новодвинск" ограничения в доступе на кладбище "Новое" (МО "Приморский муниципальный район") для оказания Индивидуальным предпринимателем Шапкиной Н.А. похоронных услуг (услуг по копке могил и доставке тел умерших до места их захоронения) во исполнение Постановления суда кассационной инстанции от 28.0.2011 по делу N А05-13235/2010;
3. Передать материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства N 35-11 должностному лицу Архангельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области N 35-11 (опубликовано 20 октября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016