Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 25 октября 2011 г. N 590-11-А
Резолютивная часть решения оглашена 19 октября 2011 года
В полном объеме решение изготовлено 25 октября 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе <> рассмотрев дело N 590-11-А в отношении ООО "Арийское" по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в недобросовестной конкуренции на рынке розничной реализации алкогольной продукции, связанной с осуществлением ООО "Арийское" розничной реализации алкогольной продукции в отсутствие лицензии на указанный вид деятельности, что может причинить убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам, возбужденное по заявлению ГУ МВД России по Пермскому краю Отдела внутренних дел по Октябрьскому муниципальному району (далее также - Заявитель) (исх. N 10563-11 от 22.07.2011 г.)
- в отсутствие представителя ООО "Арийское" (в материалах дела имеется документальные подтверждения надлежащего извещения ООО "Арийское" о времени и месте рассмотрения дела N 590-11-А),
- в отсутствие представителя ГУ МВД России по Пермскому краю Отдела внутренних дел по Октябрьскому муниципальному району (в материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения Заявителя о времени и месте рассмотрения дела N 590-11-А),
У С Т А Н О В И Л А:
В Пермское УФАС России поступило заявление ОВД РФ по Октябрьскому муниципальному району Пермского края (исх. N 11948 от 15.07.2011 г; вх. N 10563-11 от 22.07.2011 г) о недобросовестной конкуренции на рынке розничной продажи алкогольной продукции со стороны ООО "Арийское".
Как следует из указанного заявления, в результате проведения мероприятий соблюдения законодательства РФ в сфере оборота алкогольной продукции, сотрудниками ОВД РФ по Октябрьскому муниципальному району Пермского края установлен факт реализации алкоголя без лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в магазине "Свежий хлеб" (адрес: 617800, Пермский край, п. Октябрьский, ул. Ленина, 63), деятельность в котором осуществляет ООО "Арийское".
В заявлении ОВД РФ по Октябрьскому муниципальному району Пермского края указывает, что приведенные выше действия ООО "Арийское" противоречат требованиям антимонопольного законодательства РФ, а именно, ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции" и просит принять меры, предусмотренные антимонопольным законодательством.
ООО "Арийское" представило документы и материалы, истребованные определением о назначении дела N 590-11-А о нарушении антимонопольного законодательства (исх. N 9278-11 от 19.09.2011 г.).
Исследовав имеющиеся материалы дела, Комиссия Пермского УФАС приходит к следующим выводам.
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N171-ФЗ).
В соответствии с п. 2, п. 10 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений Закона.
Статьей 23 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.
Согласно п. 3.14 Положения о министерстве развития предпринимательства и торговли Пермского края, утвержденного Постановлением правительства края от 22.12.2006 г. N 102 - п (далее - Положение N 102-п) полномочия по лицензированию, в том числе розничной продажи алкогольной продукции на территории Пермского края осуществляет министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края (п. 3.14.3).
В соответствии с п.11 ч.1 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возложена обязанность по предотвращению и пресечению административных правонарушений.
Розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только организациями при наличии соответствующих лицензий (п. 1 ст. 16 Закона N 171-ФЗ).
На основании ч. 10 ст. 18 Закона 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона только организациям
08 июля 2011 года следователем ОВД по Октябрьскому муниципальному району Пермского края лейтенантом полиции в присутствии 2 понятых был составлен протокол осмотра помещения - магазина "Свежий хлеб", находящегося по адресу: Пермский край, п. Октябрьский, ул. Ленина, 63. Осмотром установлена продажа алкогольной продукции, в том числе водки "Мерная застолье" (0,7 л.), водки "Купецкая люкс" (0,5 л.), водки "Даводка" (0,5 л.), водки "Кедровица на кедровой живице" (0,5 л.), настойки горькая "Жгучий перчик" (0,5 л.) без соответствующей лицензии в указанном магазине.
12 июля 2011 г. по факту реализации алкогольной продукции без соответствующей лицензии в отношении ООО "Арийское" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Таким образом, материалами дела установлено, что ООО "Арийское" осуществляло розничную продажу алкогольной продукции без соответствующей лицензии и Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Соответственно, осуществление ООО "Арийское" розничной реализации алкогольной продукции без лицензии на данный вид деятельности, нарушает требования действующего законодательства.
Поскольку рынок розничной реализации алкогольной продукции на территории Пермского края является конкурентным, указанные действия ООО "Арийское" предоставляют необоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности названному Обществу и способны причинить убытки конкурентам, добросовестно осуществляющим деятельность на рассматриваемом товарном рынке, в виде неполученных ими доходов (упущенной выгоде), которые могли быть получены ими в обычных условиях конкуренции, при воздержании ООО "Арийское" от совершения описанных выше действий.
Указанные действия ООО "Арийское" также противоречат обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
В силу п. 9 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" действия хозяйствующих субъектов, которые одновременно соответствуют нескольким условиям, а именно: направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат требованиям законодательства РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или способны причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации, признаются недобросовестной конкуренцией.
Следовательно, объективную сторону недобросовестной конкуренции составляет противоправное поведение хозяйствующего субъекта, нарушающего законодательно установленные запреты, обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости.
Действия ООО "Арийское" по осуществлению розничной реализации алкогольной продукции без лицензии на данный вид деятельности соответствуют всем условиям, необходимым для квалификации этих действий в качестве недобросовестной конкуренции.
Запрет на недобросовестную конкуренцию на территории РФ установлен ст. 14 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, действия ООО "Арийское" на рынке розничной реализации алкогольной продукции квалифицированы Комиссией как форма недобросовестной конкуренции.
ООО "Арийское" не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о прекращении розничной реализации алкогольной продукции в отсутствие соответствующей лицензии.
Следовательно, оснований для прекращения настоящего дела в порядке ст. 48 Федерального закона "О защите конкуренции" не имеется.
Руководствуясь частью 1 статьи 14, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции",
Р Е Ш И Л А:
1. Признать действия ООО "Арийское" по розничной реализации алкогольной продукции, в том числе в 08 июля 2011 года, в магазине "Свежий хлеб", расположенном по адресу: Пермский край, п. Октябрьский, ул. Ленина, 63, без лицензии на данный вид деятельности, актом недобросовестной конкуренции, запрещенным частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "Арийское" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение в полном объеме изготовлено 25 октября 2011 года
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N 590-11-А
25 октября 2011 года г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе <> руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 25.10.2011 г. по делу N 590-11-А о нарушении ООО "Арийское" ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "Арийское" немедленно с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: прекратить продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России до 30 ноября 2011 г.
Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Пермского края.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает об обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 октября 2011 г. N 590-11-А
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016