Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 4 декабря 2013 г. N 08-01-450
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере размещения заказов (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Растворцев С.Н. |
- главный специалист-эксперт отдела государственного заказа, член Комиссии; |
Заргаров А.М. |
- специалист-эксперт отдела государственного заказа, член Комиссии; |
в присутствии представителей:
"_"
рассмотрев жалобу ООО "ЭЛМА" на действия заказчика ГБУЗ "ГКБ N25" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку смеси белковой композитной сухой для нужд ГБУЗ НСО "ГКБ N25", извещение N0351300074313000202, размещено на сайте 20.11.13г., начальная максимальная цена контракта 998 400 рублей, установила:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "ЭЛМА" с жалобой на действия заказчика ГБУЗ "ГКБ N25" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку смеси белковой композитной сухой для нужд ГБУЗ НСО "ГКБ N25".
Суть жалобы сводится к следующему. Податель жалобы считает, что заказчик разместил на официальном сайте аукционную документацию с нарушением требований законодательства о размещении заказов. В техническом задании аукционной документации заказчиком установлены следующие требования к смеси белковой композитной сухой -пищевая и энергетическая ценность 100г. смеси: белки не более - 40,0 г., жиры не менее - 20 г., углеводы не менее - 30г., энергетическая ценность не менее - 444 Ккал. Из анализа указанных параметров смеси в совокупности с требованиями ГОСТ 53861-2010 "Продукты диетического (лечебного и профилактического) питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия" видно, что в техническом задании аукционной документации фактически указаны конкретные требования к показателям к смеси белковой композитной, соответствующие только одному товару, а именно, смеси белковой композитной сухой "ДИСО" "Нутринор". Таким образом, по мнению подателя жалобы, заказчик в аукционной документации установил безальтернативные требования к товару, чем нарушил требования ч.1 ст.41.6 и ч.3.1 ст.34 ФЗ N94-ФЗ.
На основании изложенного, податель жалобы считает, что заказчик разместил на официальном сайте аукционную документацию с нарушением норм законодательства о размещении заказов.
На жалобу поступили возражения от ГБУЗ НСО "ГКБ N25" следующего содержания.
Ст. 39 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон "Об основах охраны здоровья граждан) установлено, что лечебное питание является неотъемлемой частью лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке. Специализированными продуктами лечебного питания являются пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, доказанным лечебным эффектом, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма. Нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Тем самым в соответствии с этой нормой Закона "Об основах охраны здоровья граждан" обязательным условием использования специализированных продуктов питания в лечебных целях является существование у них предварительно доказанного лечебного эффекта, такие продукты должны соответствовать правовым актам уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Оборот пищевых продуктов в Российской федерации регулируется Федеральным законом 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон "О качестве и безопасности пищевых продукт"), статьей 3 которого установлено, что в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Запрещен оборот на территории Российской Федерации пищевых продуктов, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации. Пищевые продукты, сведения о регистрации которых отсутствуют, признаются некачественными и опасными для здоровья.
Статьей 5 Закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, а также соблюдать требования нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов.
Статьей 15 Закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" установлено, что продукты диетического питания должны иметь свойства, позволяющие использовать их для лечебного и профилактического питания человека в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения требованиями к организации диетического питания, и быть безопасными для здоровья человека.
Оборот и государственная регистрация пищевых продуктов, помимо Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов, регулируются также Единым перечнем товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, утвержденным решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299, и Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденным решением комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. N880 (далее - Технический регламент ТР ТС 021/2011).
Пунктом 2 раздела II указанного Единого перечня и статьями 24, 25, 26 Технического регламента ТР ТС 021/2011 предусмотрена обязательность государственной регистрации специализированных пищевых продуктов диетического (лечебного и профилактического) питания.
Пунктом 3.4 Национального стандарта "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования", утвержденного постановлением Госстандарта России от 29 декабря 2003 г. N 401-ст (ГОСТ Р 51074-2003), установлено, что информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой продукт, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.
Из приведенных норм законодательных и иных правовых актов следует, что регистрационными условиями оборота и использования продуктов диетического (лечебного и профилактического) питания являются их предварительно проверенные (установленные) область применения, энергетическая и пищевая ценности (гигиеническая характеристика), отражаемые в общедоступной информации об их государственной регистрации.
Государственной регистрации подлежат не только сами эти продукты, но и их наименование, а также заявленные в отношении них сведения об их потребительских свойствах, в том числе области их применения и гигиенических характеристиках, целью этой регистрации является исключение введения в заблуждение потребителей и покупателей относительно пищевых продуктов и их потребительских свойств.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2012 г. N866 государственная регистрация пищевых продуктов, то есть их допуск в оборот, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор).
Роспотребнадзор осуществляет также ведение Реестра свидетельств о государственной регистрации (единая форма Таможенного союза, российская часть), в который вносятся согласованные с ним условия оборота зарегистрированной продукции, в том числе продуктов диетического (лечебного и профилактического) питания, и выдачу свидетельств об их государственной регистрации, сам этот Реестр расположен на сайте Роспотребнадзора http://fp.crc.ru/ и является общедоступным.
В силу вышеприведенных нормативных положений, регулирующих оборот продукции, включая оборот продуктов диетического (лечебного и профилактического) питания, изменение производителем продукции, иными лицами ее потребительских характеристик, в том числе области применения, гигиенических характеристик и иных показателей без согласования с Роспотребнадзором не допускается, что подтверждается разъяснением Роспотребнадзора в его письме от 13.08.2010 г. N 01/11871-0-29.
Организация питания лиц, находящихся на стационарном лечении в лечебно-профилактических учреждениях, определена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 г. N330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" (далее - Приказ Минздрава России N330).
Приказом Минздрава России N330 утверждена "Инструкция по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях" (далее - "Инструкция по организации лечебного питания"), таблицами N1а, 6, 7 которой предусмотрено использование в питании лиц, находящихся на стационарном лечении в лечебно-профилактических учреждениях, наряду с другими перечисленными в них продуктами питания, таких специализированных продуктов диетического питания, как смеси белковые композитные сухие.
При этом из смысла указанной Инструкции следует, что в отношении смесей белковых композитных сухих установлен только один способ их применения - только в качестве компонента для приготовления готовых блюд для диетического (лечебного и профилактического) питания.
В таблице 7 "Инструкции по организации лечебного питания", озаглавленной как "Замена продуктов по белкам и углеводам", установлена возможность замены по белку молока, мяса (говядины), рыбы, творога, яйца на смесь белковую композитную сухую.
В соответствии с указанной таблицей "Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях", утвержденной приказом Минздрава России N 330 от 05 августа 2003 года, возможны следующие замены продуктов:
1. заменой 100 г молока по белку является 7 г смеси белковой композитной сухой с химическим составом: белки - 2,8 г, жиры - 1,4 г, углеводы -2,1,
При этом, если в 7 г смеси белковой композитной сухой содержится 2,8 г белка, 1,4 г жиров, 2,1 г углеводов, то в 100 г такой смеси содержится 40 г белка (2,8 х100/7), 20 г. жиров (1,4х100/7), 30 г углеводов (2,1х100/7).
2. заменой 100 г говядины 1 к. по белку является 45 г смеси белковой композитной сухой с содержанием на 45 г.сухой смеси белка - 18,0 г, жиров - 9,0 г, углеводов -13,68 г.,
При этом, если в 45 г смеси белковой композитной сухой содержится 18,0 г белка, 9,0 г жиров, 13,68 г углеводов, то в 100 г такой смеси содержится 40 г белка (18,0 х100/45), 20 г. жиров (9,0х100/45), 30 г углеводов (13,68х100/45).
3. заменой 100 г рыбы по белку является 40 г смеси белковой композитной сухой с содержанием на 40 г сухой смеси белка - 16,0 г, жиров - 8,0 г, углеводов -12,2,
При этом, если в 40 г смеси белковой композитной сухой содержится 16,0 г белка, 8,0 г жиров, 12,2 г углеводов, то в 100 г такой смеси содержится 40 г белка (16,0 х100/40), 20 г. жиров (8,0х100/40), 30 г углеводов (12,2х100/40).
4. заменой 100 г творога является 45 г смеси белковой композитной сухой с содержанием на 45 г сухой смеси белка - 18,0 г, жиров - 9,0 г, углеводов -13,68 г.,
При этом, если в 45 г смеси белковой композитной сухой содержится 18,0 г белка, 9,0 г жиров, 13,68 г углеводов, то в 100 г такой смеси содержится 40 г белка (18,0 х100/45), 20 г. жиров (9,0х100/45), 30 г углеводов (13,68х100/45).
5. заменой 40 г яйца является 12,7 г смеси белковой композитной сухой с содержанием на 12,7 г сухой смеси белка - 5,08 г, жиров - 2,5 г, углеводов -3,8.
При этом, если в 12,7 г смеси белковой композитной сухой содержится 5,08 г белка, 2,5 г жиров, 3,8 г углеводов, то в 100 г такой смеси содержится 40 г белка (5,08 х100/12,7), 20 г. жиров (2,5х100/12,7), 30 г углеводов (3,8х100/12,7).
Из пересчета по данным этой таблицы содержания белка, жиров и углеводов на 100 г смеси белковой композитной сухой, следует, что "Инструкций об организации лечебного питания" предусмотрено использование в питании пациентов смеси белковой композитной сухой в 100 г которой содержится 40 г белка, 20 г жиров, 30 г углеводов.
Тем самым Министерством здравоохранения Российской Федерации как федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения определен перечень продуктов диетического питания, в том числе в виде смесей белковых композитных сухих, которые должны применяться в диетическом питании лиц, находящихся на стационарном лечении в лечебно-профилактических учреждениях, и нормы этого питания, позволяющие достичь лечебного эффекта для этих лиц.
В силу требований статьи 39 Закона "Об охране здоровья граждан" и статьи 15 Закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" приказ Минздрава России N330, в том числе утвержденная им "Инструкция об организации лечебного питания", является обязательным для всех лечебно-профилактических учреждений, включая заказчика.
На основании изложенного, заказчик считает, что аукционная документация размещена на официальном сайте в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Как было установлено на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России, заказчик в техническом задании аукционной документации установил требования к поставляемому товару в соответствии с требованиями Приказа Минздрава России N330 от 05.08.2003 г. "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях РФ" и "Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях".
На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать жалобу ООО "ЭЛМА" на действия заказчика ГБУЗ "ГКБ N25" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку смеси белковой композитной сухой для нужд ГБУЗ НСО "ГКБ N25" необоснованной.
При проведении на основании ч.5 ст.17 ФЗ N94-ФЗ внеплановой проверки данного открытого аукциона в электронной форме выявлено следующее нарушение законодательства о размещении заказов.
В соответствии с требованиями ч.3 ст.41.6 ФЗ N94-ФЗ, аукционная документация должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с ч.4 и 6 ст.41.8 ФЗ N94-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. В соответствии с ч.4 ст.41.8 ФЗ N94-ФЗ, в случае, если предметом торгов является поставка товара и в аукционной документации указан товарный знак, заказчиком в аукционной документации должно быть указано следующее требование к составу первой части заявки - согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак. Не установив данного требования к составу первой части заявки, заказчик не исполнил требования ч.3 ст.41.6 ФЗ N94-ФЗ, а именно, не определил требования к содержанию и составу первой части заявки в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов и технического задания аукционной документации.
Руководствуясь ч.6 ст.60, ч.5, ч.9 ст.17 ФЗ N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ЭЛМА" на действия заказчика ГБУЗ "ГКБ N25" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку смеси белковой композитной сухой для нужд ГБУЗ НСО "ГКБ N25" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования ч.3 ст.41.6 ФЗ N94-ФЗ.
3. Выдать аукционной комиссии и заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ N 08-02-369
об устранении нарушения законодательства РФ о размещении заказов
4 декабря 2013 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере размещения заказов (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Растворцев С.Н. |
- главный специалист-эксперт отдела государственного заказа, член Комиссии; |
Заргаров А.М. |
- специалист-эксперт отдела государственного заказа, член Комиссии; |
на основании своего решения N08-01-450 от 04.12.2013 г. по жалобе ООО "ЭЛМА" на действия заказчика ГБУЗ "ГКБ N25" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку смеси белковой композитной сухой для нужд ГБУЗ НСО "ГКБ N25", предписывает:
Для устранения нарушения законодательства о размещении заказов заказчику - ГБУЗ "ГКБ N25" необходимо:
1. Прекратить нарушение ч.3 ст. 41.6 ФЗ N94-ФЗ, а именно, прекратить не устанавливать в аукционной документации требования к составу и содержанию первой части заявки в соответствии с нормами законодательства о размещении заказов и технического задания аукционной документации.
2. Внести в аукционную документацию изменения в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов, решения Новосибирского УФАС России N08-01-450 от 04.12.2013 г. и данного предписания.
3. Продлить срок подачи аукционных заявок в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов.
Для устранения нарушения законодательства о размещении заказов аукционной комиссии необходимо:
Отменить решения аукционной комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному открытому аукциону в электронной форме.
Для устранения нарушения законодательства о размещении заказов электронной площадке www.rts-tender.ru обеспечить возможность исполнения данного предписания аукционной комиссией и заказчиком - ГБУЗ "ГКБ N25".
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 23.12.2013 г. с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание:
Согласно ч.7 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц в размере пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 4 декабря 2013 г. N 08-01-450
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016