Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
N 05-03 4217 (опубликовано 16 июля 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 07 июля 2015 года
Решение изготовлено в полном объеме 15 июля 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель |
- |
Бугаев Д.В. |
Руководитель управления |
Член комиссии |
- |
Нестеренко Е.В. |
Начальник отдела контроля органов власти |
Член комиссии |
- |
Красильникова Е.И. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти |
Член комиссии |
- |
Шахов А.Ю. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти |
в присутствии представителей:
от министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - не явился, извещен,
от Карпогорского лесничества - не явился, извещен,
от ГАУ Архангельской области "Единый лесопожарный центр" - не явился, извещен,
рассмотрев дело N 32-15, возбужденное в отношении министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Карпогорского лесничества по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Архангельское УФАС России из Следственного управления по Архангельской области поступили материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с данными материалами, территориальным органом министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Карпогорским лесничеством (далее Карпогорское лесничество, лесничество) в извещении о проведении аукциона N 110912/0979275/01 по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений лесопользователям для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения в качестве потребителя древесины было указано ГАУ Архангельской области "Единый лесопожарный центр", в качестве дополнительного условия установлено, что победители аукциона передают древесину потребителю по фиксированным ценам.
Формирование аукционных единиц по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений по исключительному случаю: "Осуществление заготовки древесины для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения" под потребителя ГАУ АО "ЕЛЦ" осуществлено на основании письма министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 25.05.2012 N 204-04-20/2252 и формы извещения, предполагающего определение потребителя древесины, и содержащего дополнительное условие: "Победители аукциона передают древесину потребителям по фиксированным ценам" (письмо министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 12.03.2012 N 204-04-30/1084).
Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области были осуществлены действия по непосредственному опубликованию на официальном сайте torgi.gov.ru извещения о проведения аукциона N 110912/0979275/01.
01.06.2015 в отношении министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Карпогорского лесничества было возбуждено дело N 32-15 по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по факту определения ГАУ АО "ЕЛЦ" потребителем древесины при проведении аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений лесопользователям для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения, и установления условия о передаче победителем аукциона древесины потребителю по фиксированным ценам.
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Карпогорское лесничество с вменяемым правонарушением не согласилось по основаниям, изложенным в письме от 19.06.2015.
Государственное автономное учреждение Архангельской области "Единый лесопожарный центр" с вменяемым ответчикам нарушениям антимонопольного законодательства не согласилось по основаниям, изложенным в письме от 16.06.2015 N 01-24/1261.
Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.
Заготовка древесины гражданами и юридическими лицами по общему правилу, установленному частью 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании договоров аренды лесных участков.
Вместе с тем, часть 8.2 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации допускает осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 18 Закона Архангельской области от 27.06.2017 N 368-19-ОЗ "О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений" (в редакции, действовавшей период организации и проведения рассматриваемых аукционов) были определены исключительные случаи осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд. Такими случаями в рассматриваемый период являлись: удовлетворение собственных потребностей государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных предприятий в древесине для отопления, возведения строений и их ремонта; реализация мероприятий, включенных в долгосрочные целевые или ведомственные целевые программы Архангельской области; осуществление заготовки древесины для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения при одновременном соблюдении следующих условий: заготовка древесины осуществляется для переработки древесины на территории Архангельской области; у юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего (планирующего осуществлять) переработку заготовленной в соответствии с настоящим пунктом древесины, отсутствует задолженность перед работниками.
На основании части 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 данного кодекса.
Порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений регламентирован главой 8 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 79 Лесного кодекса Российской Федерации организатором аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений является продавец права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений либо действующая на основании договора с этим продавцом специализированная организация.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.2011 N 650 извещения о проведении аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений подлежали размещению на официальном сайте торгов torgi.gov.ru.
Письмом от 12.03.2012 N 204-04-30/1084 Министерство направило в адрес руководителей лесничеств в электронной форме руководство по размещению информации на официальном сайте, образцы извещений о проведении аукциона, в том числе извещение о проведении аукциона для достижения государственной политики в сфере содействия занятости населения. В данном извещении таблица "ведомость лесных насаждений, выставляемых на аукцион" включает столбец "потребитель древесины", также извещение содержит раздел "Дополнительные условия: Победители аукциона передают древесину потребителям по фиксированным ценам".
В письме от 25.05.2012 N 204-04-20/2252 Министерство сообщило руководителям лесничеств, что формирование аукционных единиц для выставления на аукционы по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений по исключительному случаю: "Осуществление заготовки древесины для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения" необходимо производить под потребителя ГАУ АО "ЕЛЦ". Лоты формируются вне зоны местного потребления по свободным от закрепления лесным кварталам. Принятие лесничеством решения о проведении аукциона по данному исключительному случаю осуществляется на основании: заявления ГАУ АО "ЕЛЦ" или заявления заявителя, заинтересованного в приобретении лесных насаждений, с указанием участкового лесничества, в границах которого предполагается осуществить заготовку лесных насаждений.
Решением комиссии Архангельского УФАС России от 12.11.2013 по делу N 17-13 действия министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, способствовавшие формированию аукционных единиц по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений по исключительному случаю: "Осуществление заготовки древесины для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения" под потребителя ГАУ АО "ЕЛЦ" - направление в адрес лесничеств письма от 25.05.2012 N 204-04-20/2252 и направление в адрес лесничеств формы извещения, предполагающего определение потребителя древесины, и содержащего дополнительное условие: "Победители аукциона передают древесину потребителям по фиксированным ценам" (письмо от 12.03.2012 N 204-04-30/1084), признаны противоречащими части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
28.09.2012 на сайте torgi.gov.ru было опубликовано извещение N 270912/0979275/06 о проведении 16.10.2012 открытого аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений с целью осуществления заготовки древесины для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения.
Аукцион проводился в отношении одного лота: лесные насаждения в объеме 3897 кбм, занимающие площадь 25 га, расположенные на территории Веркольского участкового лесничества, квартал N 157, делянка 8. Начальная цена - 107600 рублей. Размер задатка - 107600 рублей.
В качестве потребителя древесины было указано ГАУ АО "ЕЛЦ". Дополнительным условием в извещении о проведении аукциона было указано, что победители аукциона передают древесину потребителю по фиксированным ценам.
Согласно протоколу приема заявок от 09.10.2012 на участие в открытом аукционе поступила единственная заявка от ГАУ АО "ЕЛЦ".
Задаток за участие в аукционе за ГАУ АО "ЕЛЦ" по был внесен <> (платежное поручение от 05.10.2012 N 1).
В связи с тем, что к окончанию срока подачи заявок поступила единственная заявка, соответствующая установленным требованиям, аукцион был признан несостоявшимся, ГАУ АО "ЕЛЦ" было предоставлено право на заключение договора купли-продажи лесных насаждений по начальной цене.
26.10.2012 между Карпогорским лесничеством и ГАУ АО "ЕЛЦ" был заключен договор купли-продажи лесных насаждений N 6. В качестве платы по договору был засчитан задаток за участие в аукционе, который соответствовал начальной цене договора.
В последующем, 12.11.2012 между ГАУ Архангельской области "ЕЛЦ" и <> был заключен договор купли-продажи древесины N 7-12 в отношении лесных насаждений, составляющих предмет аукциона по лоту N 2. Стоимость древесины составила 915795 рублей.
Таким образом, лицо, заинтересованное в приобретении лесных насаждений и имеющее финансовые средства, обеспечивающие возможность участия в аукционе, а также возможность осуществлять заготовку древесины, отказалось от участия в аукционе в пользу ГАУ Архангельской области "Единый лесопожарный центр", в результате чего лесные насаждения были проданы ГАУ АО "ЕЛЦ" по начальной цене. В свою очередь, древесина была продана ГАУ АО "ЕЛЦ" лицу, внесшему задаток за участие в аукционе и осуществившим заготовку древесины, по значительно более высокой цене.
Именно определение в извещении о проведении аукциона потребителем древесины ГАУ Архангельской области "ЕЛЦ" и установление условия о передаче победителем аукциона древесины по фиксированным ценам повлекло отказ хозяйствующих субъектов от участия в рассматриваемом аукционе.
Так в аукционах по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений лесопользователям для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения, проведенных Карпогорским лесничеством в 2012 году, в извещениях о проведении которых содержалось указание на потребителя древесины и дополнительное условие о передаче победителем аукциона древесины потребителю по фиксированным ценам, принимало участие исключительно ГАУ АО "ЕЛЦ".
В свою очередь в 2013 году, при проведении Карпогорским лесничеством аукционов по данному исключительному случаю, в извещениях о проведении которых отсутствовало указание на потребителя древесины и дополнительное условие о передаче победителем аукциона древесины потребителю по фиксированным ценам, принимали участие иные хозяйствующие субъекты.
Указанные обстоятельства свидетельствуют, что поведение хозяйствующих субъектов обусловлено внешним фактором - наличием при проведении аукционов условия о передаче победителем древесины потребителю по фиксированным ценам и указание в качестве потребителя ГАУ АО "ЕЛЦ", которое и принимало участие в торгах.
Участник аукциона, определенный в извещении о проведении аукциона в качестве потребителя древесины, ставится в преимущественное положение по сравнению с иными потенциальными участниками, что свидетельствует об отсутствии равных условий при проведении рассматриваемых аукционов.
В соответствии со статьей 50 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области использования лесов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30, при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах.
В силу пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции одними из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов - участников соответствующего товарного рынка и иные обстоятельства, свидетельствующие об одностороннем воздействии на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Защита определенной конкурентной среды (соперничества хозяйствующих субъектов) не может рассматриваться в отрыве от правомерности целей (результатов) соперничества и его условий, правовых требований к конкурентам. Недопустимо неправомерное ограничение конкуренции в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые действуют на товарном рынке в соответствии с правовыми нормами и законными интересами других лиц, желают и готовы выйти на соответствующий товарный рынок, понимая, что деятельность на нем должна отвечать определенным юридическим, техническим (технологическим) и экономическим стандартам.
С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
Основополагающие для антимонопольного регулирования понятия не исключают случаи, когда необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает именно при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара, а само обращение товара отнесено на относительно близкую перспективу. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот, как в случае проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.
Лесные насаждения представляют собой ограниченный ресурс, заготовка которых осуществляется на основании договоров аренды лесных участков, либо, в исключительных случаях, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Возможность заключения договоров аренды лесных участков либо договоров купли-продажи лесных насаждений обусловлена приобретением такого права по результатам аукциона. Соответственно, проведение аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений предопределяет возможность осуществления деятельности по заготовке древесины. Учитывая изложенное, сложившиеся правоотношения рассматриваются применительно к влиянию на конкуренцию при проведении аукциона (конкуренции за право доступа к ресурсу), а товарным рынком, на который в конечном итоге могут оказать влияние рассматриваемые действия, является рынок лесозаготовки и лесопереработки.
Определение при проведении аукциона потребителем древесины ГАУ АО "ЕЛЦ" и установление условия о передаче победителем аукциона древесины по фиксированным ценам создают для ГАУ АО "ЕЛЦ" преимущества по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, поскольку учреждение, являясь участником аукциона, могло бы формировать предложение о цене предмета аукциона, основываясь на том, что древесина в любом случае будет передана ему по установленной им цене.
Аукционы, в которых потребителем древесины определено ГАУ АО "ЕЛЦ" и установлено условие о передаче победителем аукциона древесины потребителю по фиксированным ценам, не обеспечивают условий равенства конкурентной борьбы и не направлены на выявление наилучшего предложения, поскольку по результатам аукционов лесные насаждения продавались по начальной цене.
Кроме того, целью проведения аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений по исключительному случаю "Осуществление заготовки древесины для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения" под конкретного потребителя ГАУ АО "ЕЛЦ" являлось получение учреждением дохода в связи с недостаточным финансированием его деятельности. Указание на нарушение условий договоров купли-продажи лесных насаждений, заключенных между территориальными органами министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ГАУ АО "ЕЛЦ", нарушения требований статьи 18 областного закона от 27.06.2007 N 368-19-ОЗ, пункта 8.2 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, получение ГАУ АО "ЕЛЦ" необоснованного дохода, недополучение средств областным бюджетом содержится в акте контрольно-счетной палаты Архангельской области от 13.05.2013 проверки исполнения областного бюджета министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области за 2012 год и акте контрольно-счетной палаты Архангельской области от 13.05.2013 встречной проверки соответствия действующему законодательству (ст. 18 областного закона от 27.06.2007 N 368-19-ОЗ) договоров купли-продажи лесных насаждений в ГАУ АО "ЕЛЦ" за 2012 год.
Частью 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 данного Кодекса. Однако указанная норма Лесного кодекса Российской Федерации не допускает возможности отказа от конкурентных процедур при заключении договора купли-продажи лесных насаждений, предусмотренных частью 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации, или возможности установления иного порядка организации и проведения аукционов по исключительным случаям, помимо порядка, регламентированного главой 8 Лесного кодекса Российской Федерации.
Ссылка ответчика на определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2014 N 1-АПГ14-9 отклоняется комиссией Архангельского УФАС России, поскольку указанное определение не содержит выводов о возможности отказа от конкурентных процедур при заключении договора купли-продажи лесных насаждений.
Положения части 8.2 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации и статьи 18 Закона Архангельской области от 27.06.2017 N 368-19-ОЗ "О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений" (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) не предусматривали возможности определения потребителя древесины и установления условия о передаче победителем аукциона древесины потребителю по фиксированным ценам.
Таким образом, определение в извещении о проведении аукциона потребителем древесины ГАУ АО "ЕЛЦ" и установление условия о передаче победителем аукциона древесины по фиксированным ценам ограничивает право хозяйствующего субъекта на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, и по сути является указанием о заключении договоров в приоритетном порядке.
С учетом изложенного, определение ГАУ Архангельской области "Единый лесопожарный центр" потребителем древесины при проведении аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений лесопользователям для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения и установление условия о передаче победителем аукциона древесины потребителю по фиксированным ценам противоречит требованиям части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Субъектами правонарушения выступают как Карпогорское лесничество, так и министерство природных ресурсов и лесопромышленного Архангельской области, которыми осуществлялись действия, связанные с организацией и проведением аукциона N 270912/0979275/06, в том числе непосредственное опубликование министерством на официальном сайте torgi.gov.ru извещения о проведении указанных аукционов.
Согласно пункту 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе полномочия по организации и проведению соответствующих аукционов.
На основании Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 31.05.2011 N 183-пп (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере лесных отношений, в сфере лесопромышленного комплекса, в сфере охраны и использования объектов животного мира, за исключением водных биологических ресурсов, и среды их обитания (кроме ведения Красной книги субъекта Российской Федерации), в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Министерство осуществляет владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности Архангельской области, в том числе заключение договоров аренды таких лесных участков. Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные государственные учреждения Архангельской области.
В соответствии с пунктом 1 Типового положения о территориальном органе министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного указом Губернатора Архангельской области от 06.09.2012 N 138-у (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), лесничество, лесопарк министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области являются территориальными органами министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, осуществляющими отдельные полномочия министерства на подведомственной территории, определенной положением о конкретном лесничестве, лесопарке. На основании пункта 6 Положения лесничество, лесопарк осуществляют на подведомственной территории следующие полномочия в пределах компетенции министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области: заключение договоров купли-продажи лесных насаждений на землях лесного фонда, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов. Аналогичные положения содержались в разделе IV Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, действовавшем до 27.07.2012.
Согласно Административному регламенту предоставления государственной услуги по предоставлению права на заготовку древесины, а также елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников на основании договоров купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в Архангельской области и Ненецком автономном округе, утвержденному указом Губернатора Архангельской области 26.03.2012 N 39-у (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), основанием для начала выполнения административной процедуры "организация проведения аукциона" является подписание руководителем лесничества (лесопарка) распоряжения об организации аукциона. Сотрудник лесничества (лесопарка), ответственный за работу с документами, подготавливает извещение об аукционе, документацию об аукционе. Руководитель лесничества (лесопарка) (далее - организатор аукциона) обеспечивает размещение извещения о проведении аукциона и документации об аукционе на официальном сайте.
Приказом Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 29.02.2012 N 51 руководители территориальных органов министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - лесничеств, лесопарка были назначены ответственными за подготовку к размещению на официальном сайте торгов информации о торгах на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений. Главный специалист-эксперт отдела использования лесов управления лесного хозяйства назначен ответственным за размещение на официальном сайте торгов информации о торгах на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.
Кроме того, из объяснений должностных лиц министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области следует, что в случае, если в проектах извещений о проведении аукционов, направленных министерству лесничествами, отсутствовал конкретный потребитель ГАУ АО "ЕЛЦ", министерство возвращало данные извещения обратно в лесничества для доработки (исправления), а именно: включения ГАУ АО "ЕЛЦ" в категорию потребителя.
Таким образом, министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и территориальным органом министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Карпогорским лесничеством нарушены требования части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в определении ГАУ Архангельской области "Единый лесопожарный центр" потребителем древесины при проведении аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений лесопользователям для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения и установлении условия о передаче победителем аукциона древесины потребителю по фиксированным ценам при организации и проведении аукциона N 270912/0979275/06.
Решая вопрос о выдаче предписания, комиссия отмечает, что формирование аукционных единиц по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений по исключительному случаю: "Осуществление заготовки древесины для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения" под потребителя ГАУ АО "Единый лесопожарный центр" имело место только в 2012 году. При организации аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений лесопользователям для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения в 2013 году указание на потребителя древесины и дополнительное условие о передаче победителем аукциона древесины потребителю по фиксированным ценам отсутствовало.
Помимо этого, действующей редакцией статьи 18 Закона Архангельской области от 27.06.2017 N 368-19-ОЗ "О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений" такой исключительный случай как достижение целей государственной политики в сфере содействия занятости населения не предусмотрен.
Таким образом, необходимость в выдаче предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствует.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Карпогорское лесничество нарушившими части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в определении ГАУ Архангельской области "Единый лесопожарный центр" потребителем древесины при проведении аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений лесопользователям для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения и установлении условия о передаче победителем аукциона древесины потребителю по фиксированным ценам.
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель комиссии: |
|
Д.В. Бугаев
|
Члены комиссии: |
|
Е.В. Нестеренко
Е.И. Красильникова
А.Ю. Шахов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области N 05-03 4217 (опубликовано 16 июля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016