Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 30 января 2012 г. N 864-11-А
Резолютивная часть решения оглашена 27 января 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 30 января 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе <> рассмотрев дело N 864-11-А в отношении ИП Пищальникова А.А. по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в недобросовестной конкуренции на рынке розничной реализации алкогольной продукции ИП Пищальниковым А.А. в отсутствие лицензии на указанный вид деятельности, что может причинить убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам, возбужденное по заявлению Отдела полиции N 7 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ОП N 7 Управления МВД России по г. Перми) (исх. N 24/14-8451 от 05.10.2011 г; вх. N 14774-11 от 14.10.2011 г.)
- в отсутствии ИП Пищальникова А.А. (в материалах дела имеется документальное подтверждение надлежащего извещения ИП Пищальникова А.А. о месте и времени рассмотрения дела N 864-11-А),
- в отсутствии представителя ОП N 7 Управления МВД России по г. Перми (в материалах дела имеется документальное подтверждение надлежащего извещения ОП N 7 Управления МВД России по г. Перми о месте и времени рассмотрения дела N 864-11-А)
Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
У С Т А Н О В И Л А:
В Пермское УФАС России поступило заявление ОП N 7 Управления МВД России по г. Перми (исх. N 24/14-8451 от 05.10.2011 г; вх. N 14774-11 от 14.10.2011 г.) о недобросовестной конкуренции на рынке розничной продажи алкогольной продукции со стороны ИП Пищальникова А.А.
Как следует из указанного заявления, в результате проведения мероприятий соблюдения законодательства РФ в сфере оборота алкогольной продукции сотрудниками ОП N 7 Управления МВД России по г. Перми установлен факт реализации алкоголя без лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в закусочной, расположенной по адресу: г. Пермь, Комсомольский проспект, 98, деятельность в которой осуществляет ИП Пищальников А.А.
В заявлении ОП N 7 Управления МВД России по г. Перми указывает, что приведенные выше действия ИП Пищальникова А.А. противоречат требованиям антимонопольного законодательства РФ, а именно, ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции"; и просит принять меры, предусмотренные антимонопольным законодательством.
Исследовав имеющиеся материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России приходит к следующим выводам.
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N171-ФЗ).
В соответствии с п. 2, п. 10 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений Закона.
Статьей 23 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.
Согласно п. 3.14 Положения о министерстве развития предпринимательства и торговли Пермского края, утвержденного Постановлением правительства края от 22.12.2006 г. N 102 - п (далее - Положение N 102-п) полномочия по лицензированию, в том числе розничной продажи алкогольной продукции на территории Пермского края осуществляет министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края (п. 3.14.3).
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возложена обязанность по предотвращению и пресечению административных правонарушений.
В силу ч. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом под предпринимательской деятельностью в рамках ч. 1 ст. 2 ГК РФ понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только организациями при наличии соответствующих лицензий (п. 1 ст. 16 Закона N 171-ФЗ).
На основании ч. 10 ст. 18 Закона 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона только организациям
Учитывая, что индивидуальные предприниматели не являются организациями, следовательно, ИП также не являются надлежащими соискателями лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
14 сентября 2011 г. по факту реализации алкогольной продукции без соответствующей лицензии в отношении ИП Пищальникова А.А. составлен протокол об административном правонарушении, 15 сентября 2011 г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым ИП Пищальников А.А. признан виновным в правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ и ему назначен административный штраф в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.
Таким образом, Комиссией установлено и материалами дела подтверждается, что ИП Пищальников А.А. осуществлял розничную продажу алкогольной продукции, в том числе: водки "Лабиринт премиум" - 0,5 л., люксовой водки "Пермская" - 0,5 л., без соответствующей лицензии и признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении обжаловано не было и вступило в законную силу.
Соответственно, осуществление ИП Пищальникова А.А. розничной реализации алкогольной продукции без лицензии на данный вид деятельности, нарушает требования действующего законодательства.
Поскольку рынок розничной реализации алкогольной продукции на территории Пермского края является конкурентным, указанные действия ИП Пищальникова А.А. предоставляют необоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности названному ИП и способны причинить убытки конкурентам, добросовестно осуществляющим деятельность на рассматриваемом товарном рынке, в виде неполученных ими доходов (упущенной выгоде), которые могли быть получены ими в обычных условиях конкуренции, при воздержании ИП Пищальниковым А.А. от совершения описанных выше действий.
Указанные действия ИП Пищальникова А.А. также противоречат обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
В силу п. 9 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" действия хозяйствующих субъектов, которые одновременно соответствуют нескольким условиям, а именно: направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат требованиям законодательства РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или способны причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации, признаются недобросовестной конкуренцией.
Следовательно, объективную сторону недобросовестной конкуренции составляет противоправное поведение хозяйствующего субъекта, нарушающего законодательно установленные запреты, обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости.
Действия ИП Пищальникова А.А. по осуществлению розничной реализации алкогольной продукции без лицензии на данный вид деятельности соответствуют всем условиям, необходимым для квалификации этих действий в качестве недобросовестной конкуренции.
Запрет на недобросовестную конкуренцию на территории РФ установлен ст. 14 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, действия ИП Пищальникова А.А. по осуществлению продажи алкогольной продукции без соответствующей лицензии квалифицированы Комиссией как форма недобросовестной конкуренции.
ИП Пищальниковым А.А. не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о прекращении розничной реализации алкогольной продукции в отсутствие соответствующей лицензии.
Следовательно, оснований для прекращения настоящего дела в порядке ст. 48 Федерального закона "О защите конкуренции" не имеется.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия ИП Пищальникова А.А. по розничной реализации алкогольной продукции, в том числе: водки "Лабиринт премиум" - 0,5 л., люксовой водки "Пермская" - 0,5 л., в закусочной, расположенной по адресу: г. Пермь, Комсомольский проспект, 98, в т.ч. в сентябре 2011 г., без лицензии на данный вид деятельности актом недобросовестной конкуренции, запрещенным частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ИП Пищальникову А.А. предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении в отношении ИП Пищальникова А.А. административного дела по части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение в полном объеме изготовлено 30 января 2012 г.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N 864-11-А
30 января 2012 года г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе <> руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 30.01.2012 г. по делу N 864-11-А о нарушении ИП Пищальниковым А.А. ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ИП Пищальникову А.А. немедленно с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: прекратить продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России до 1 марта 2012 г.
Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Пермского края.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает об обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 30 января 2012 г. N 864-11-А
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016