Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
N 950-11-А (опубликовано 24 февраля 2012 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 10 февраля 2012 года.<br>
В полном объеме решение изготовлено 24 февраля 2012 года.<br>
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по
рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в
составе <_> рассмотрев дело N 950-11-А в отношении ИП Теймуровой Л.Р. по
признакам нарушения ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О
защите конкуренции", выразившегося в недобросовестной конкуренции на рынке
розничной реализации алкогольной продукции, связанной с осуществлением ИП
Теймуровой Л.Р. розничной реализации алкогольной продукции в отсутствие лицензии
на указанный вид деятельности, что может причинить убытки хозяйствующим
субъектам-конкурентам, возбужденное по заявлению Управления Министерства
внутренних дел РФ по г. Перми (далее также - УМВД по г. Перми) (исх. N 40/15-755
от 01.11.2011 г; вх. N 15887-11 от 07.11.2011 г),<br>
- в присутствии ИП Теймуровой Л.Р. (на основании выписки из ЕГРИП N 991 от
01.02.2012 г; предъявлен паспорт);<br>
- в отсутствие представителя Управления Министерства внутренних дел РФ по г.
Перми (в материалах дела имеется документальное подтверждение надлежащего
извещения УМВД по г. Перми о месте и времени рассмотрения дела N 950-11-А;
ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало),<p align="center">
У С Т А Н О В И Л А:</p>
<p align="justify">В Пермское УФАС России поступило заявление УМВД по г. Перми (исх. N 40/15-755 от
01.11.2011 г; вх. N 15887-11 от 07.11.2011 г) о недобросовестной конкуренции на
рынке розничной продажи алкогольной продукции со стороны ИП Теймуровой Л.Р.<br>
Как следует из представленных материалов, в ходе проведения проверки
сотрудниками ОППАП ЦИАЗ УМВД по г. Перми был установлен факт розничной продажи
алкогольной продукции без соответствующей лицензии на право ее розничной продажи
в помещении торгового павильона, расположенного по адресу: г. Пермь, ул.
Коломенская, 24.<br>
В заявлении УМВД по г. Перми указывает, что приведенные выше действия ИП
Теймуровой Л.Р. противоречат требованиям антимонопольного законодательства РФ, а
именно, ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции" и просит принять меры,
предусмотренные антимонопольным законодательством.<br>
ИП Теймуровой Л.Р. представила в адрес Управления письменные объяснения от
09.02.2012 г относительно оснований возбуждения данного дела, согласно которым
индивидуальный предприниматель не отрицала факт розничной реализации алкогольной
продукции в отсутствие соответствующей лицензии, указав при этом, что данный
факт реализации алкогольной продукции, в том числе водки "Пермская", был
единичным. Кроме того, как пояснила ИП Теймурова Л.Р., с 19.09.2011 г она
прекратила реализацию алкогольной продукции.<br>
Исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав ИП Теймурову Л.Р., Комиссия
Пермского УФАС России приходит к следующим выводам.<br>
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от
22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон
N171-ФЗ). <br>
В соответствии с п.2, п.10 ст.18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) розничная
продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию, лицензии на розничную
продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в
установленном ими порядке с учетом положений Закона.<br>
Статьей 23 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что государственный контроль за
производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и
условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется
уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.<br>
Согласно п.3.14 Положения о министерстве развития предпринимательства и торговли
Пермского края, утвержденного Постановлением правительства края от 22.12.2006 N
102 - п (далее - Положение N 102-п), полномочия по лицензированию, в том числе
розничной продажи алкогольной продукции на территории Пермского края,
осуществляет министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края
(п.3.14.3).<br>
В соответствии с п.11 ч.1 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О
полиции" на полицию возложена обязанность по предотвращению и пресечению
административных правонарушений.<br>
В силу ч.1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской
деятельностью без образования юридического лица с момента государственной
регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом под
предпринимательской деятельностью в рамках ч.1 ст.2 ГК РФ понимается
самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на
систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве
в установленном законом порядке.<br>
Розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только
организациями при наличии соответствующих лицензий (п.1 ст.16 Закона N 171-ФЗ).<br>
На основании ч.10 ст.18 Закона N 171-ФЗ лицензии на розничную продажу
алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном
ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона только
организациям<br>
Учитывая, что индивидуальные предприниматели не являются организациями,
следовательно, ИП также не являются надлежащими соискателями лицензии на
осуществление розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.<br>
19 сентября 2011 года инспектором ОППАП ЦИАЗ УМВД России по г. Перми старшим
лейтенантом полиции _ в присутствии двух понятых был составлен протокол осмотра
помещения торгового павильона, расположенного по адресу: г. Пермь, ул.
Коломенская, 24. Осмотром установлена продажа алкогольной продукции, в
частности, водки "Пермская" (0,25 литра по цене 56 рублей за бутылку), водки
"Пермская" (0,5 литра по цене 100 рублей за бутылку), портвейна "777" (0,7 литра
по цене 50 рублей за бутылку).<br>
20 сентября 2011 года по факту реализации алкогольной продукции без
соответствующей лицензии в отношении ИП Теймуровой Л.Р. был составлен протокол
об административном правонарушении, 14 октября 2011 года вынесено постановление
по делу об административном правонарушении, которым ИП Теймурова Л.Р. признана
виновной в нарушении ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ и ей назначен административный штраф
в размере 3 000 (три тысячи) рублей.<br>
Таким образом, Комиссией установлено и материалами дела подтверждается, что ИП
Теймурова Л.Р. осуществляла розничную продажу алкогольной продукции, в
частности, водки "Пермская" (0,25 литра по цене 56 рублей за бутылку), водки
"Пермская" (0,5 литра по цене 100 рублей за бутылку), портвейна "777" (0,7 литра
по цене 50 рублей за бутылку) без соответствующей лицензии и признана виновной в
совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16
КоАП РФ.<br>
Соответственно, осуществление ИП Теймуровой Л.Р. розничной реализации
алкогольной продукции без лицензии на данный вид деятельности, нарушает
требования действующего законодательства.<br>
Поскольку рынок розничной реализации алкогольной продукции на территории
Пермского края является конкурентным, указанные действия ИП Теймуровой Л.Р.
предоставляют необоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской
деятельности указанному ИП и способны причинить убытки конкурентам,
добросовестно осуществляющим деятельность на рассматриваемом товарном рынке, в
виде неполученных ими доходов (упущенной выгоде), которые могли быть получены
ими в обычных условиях конкуренции, при воздержании ИП Теймуровой Л.Р. от
совершения описанных выше действий.<br>
Указанные действия ИП Теймуровой Л.Р. также противоречат обычаям делового
оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.<br>
В силу п.9 ст.4 Федерального закона "О защите конкуренции" действия
хозяйствующих субъектов, которые одновременно соответствуют нескольким условиям,
а именно: направлены на получение преимуществ в предпринимательской
деятельности, противоречат требованиям законодательства РФ, обычаям делового
оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили
или способны причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо
нанесли или могут нанести вред их деловой репутации, признаются недобросовестной
конкуренцией.<br>
Следовательно, объективную сторону недобросовестной конкуренции составляет
противоправное поведение хозяйствующего субъекта, нарушающего законодательно
установленные запреты, обычаи делового оборота, требования добропорядочности,
разумности и справедливости. <br>
Действия ИП Теймуровой Л.Р. по осуществлению розничной реализации алкогольной
продукции без лицензии на данный вид деятельности соответствуют всем условиям,
необходимым для квалификации этих действий в качестве недобросовестной
конкуренции.<br>
Запрет на недобросовестную конкуренцию на территории РФ установлен ч.1 ст.14
Закона о защите конкуренции. <br>
На основании изложенного, указанные действия ИП Теймуровой Л.Р. на рынке
розничной реализации алкогольной продукции квалифицированы Комиссией как форма
недобросовестной конкуренции.<br>
Оснований для прекращения настоящего дела в порядке ст.48 Федерального закона "О
защите конкуренции" не имеется.<br>
В связи с тем, что ИП Теймуровой Л.Р. представлены документальные доказательства
(пояснения), свидетельствующие о прекращении розничной реализации алкогольной
продукции в отсутствие соответствующей лицензии, Комиссия считает возможным
предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не
выдавать.<br>
Руководствуясь частью 1 статьи 14, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4
статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите
конкуренции", <p align="center">
Р Е Ш И Л А:</p>
<p align="justify">1. Признать действия ИП Теймуровой Л.Р. по розничной реализации алкогольной
продукции, в частности, водки "Пермская" (0,25 литра по цене 56 рублей за
бутылку), водки "Пермская" (0,5 литра по цене 100 рублей за бутылку), портвейна
"777" (0,7 литра по цене 50 рублей за бутылку), 19 сентября 2011 года в торговом
павильоне, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Коломенская, 24, без лицензии
на данный вид деятельности, актом недобросовестной конкуренции, запрещенным
частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите
конкуренции".<br>
2. Передать материалы дела уполномоченному лицу для решения вопроса о
возбуждении в отношении ИП Теймуровой Л.Р. административного дела по части 1
статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.<br>
Решение в полном объеме изготовлено 24 февраля 2012 года.<br>
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня
принятия.<br>
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения
антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях установлена административная ответственность.</p>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю N 950-11-А (опубликовано 24 февраля 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016