Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
N 62/02-11 (опубликовано 12 марта 2012 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 22 февраля 2012 года
Полный текст решения изготовлен 11 марта 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее комиссия Кировского УФАС России), назначенная приказом от 17 ноября 2011 N 220 в составе:
Председателя Комиссии:
Мильчакова В.В. - руководителя УФАС России по Кировской области;
Членов комиссии:
Фуфачевой И.Н. - начальника отдела КРГЗиАКОВ УФАС России по Кировской области;
Видягина С.П. - специалиста отдела КРГЗиАКОВ УФАС России по Кировской области;
Хлебниковой Н.В. - специалиста отдела КРГЗиАКОВ УФАС России по Кировской области.
рассмотрев дело N 62/03-11 по признакам нарушения в действиях КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" (610000, Кировская область, г. Киров, ул. К.Маркса, д. 90), ООО "Дельрус-К" (610042, Кировская область, г. Киров, ул. Березниковская, д. 24), ЗАО "ДЕЛЬРУС" (620086, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Посадская, д. 23) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившегося в согласованных действиях хозяйствующих субъектов, которые привели к повышению цен на торгах при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку медицинского оборудования для государственных нужд Кировской области (Аппарат ультразвукового исследования диагностики с датчиком и насадками для проведения биопсии) (код закупки - 0140200000811001750). установила:
17 августа 2011 г. в адрес Кировского УФАС от УФСБ России по Кировской области была направлена информация о том, что в апреле 2011 г. КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" в соответствии с Распоряжением Департамента здравоохранения Кировской области от 22.04.2010 г. N 209 "Об организации размещения государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд области в Департаменте здравоохранения Кировской области" направил заявку на приобретение аппарата УЗИ с датчиком и насадками для проведения биопсии за счет средств областного бюджета (в рамках областной программы "Модернизация здравоохранения Кировской области" на 2011-2012 годы, мероприятие: "Оснащение оборудованием").
Документация по формированию заявки, в том числе техническое задание и мониторинг цен на аппарат УЗИ была подготовлена менеджерами ООО "Дельрус-К" под конкретный, имеющийся на коммерческой базе в г. Москве (ЗАО "МЕДИЭЙС"), аппарат УЗИ. При формировании указанных документов начальная (максимальная) цена контракта значительно завышена, техническое задание сформировано в целях невозможности доступа к участию в аукционе иных коммерческих организаций с предложением реализации аналогичного аппарата УЗИ. Подготовленную информацию менеджеры ООО "Дельрус-К" передали руководству КОГБУЗ "Областной гериатрический центр", после чего она главным врачом КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" была включена в заявку, направленую в адрес Департамента здравоохранения Кировской области.
Департаментом здравоохранения Кировской области, на основании заявки, полученной от КОГБУЗ "Областной гериатрический центр", была подана заявка в уполномоченный орган - департамент государственных закупок Кировской области для проведения процедуры размещения заказа.
Таким образом, по мнению УФСБ России по Кировской области, в действиях КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" и ООО "Дельрус-К" усматриваются признаки согласованных действий хозяйствующих субъектов, которые привели к повышению цен на торгах.
В рамках рассмотрения и проверки данной информации установлено следующее:
19 июля 2011 г. информация о размещении заказа и аукционная документация открытого аукциона в электронной форме на поставку медицинского оборудования для государственных нужд Кировской области (Аппарат ультразвукового исследования диагностики с датчиком и насадками для проведения биопсии) (код закупки - 0140200000811001750) Департаментом государственных закупок Кировской области были размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов по адресу: http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/shownotif icationId=1173183 с начальной (максимальной) ценой контракта 4 600 000 (четыре миллиона шестьсот тысяч) рублей, временем и датой окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 09 августа 2011 г. в 10 часов 00 минут.
08 августа 2011 г. в 12 часов 15 минут была подана одна заявка на участие в аукционе.
15 августа 2011 г. в 11 часов 40 минут была завершена процедура открытого аукциона в электронной форме, в ходе которой предложений о снижении начальной (максимальной) цены от единственного участника размещения заказа - ЗАО "ДЕЛЬРУС" не подавалось.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 16.08.2011г.N 1750-2 победителем аукциона было признано ЗАО "ДЕЛЬРУС".
Контракт под реестровым номером 01402000005 11 001852 был заключен между Департаментом здравоохранения Кировской области и ЗАО "ДЕЛЬРУС" 29 августа 2011 г. по начальной (максимальной) цене - 4 600 000 рублей.
Контракт исполнен 17 октября 2011 г.
29 августа 2011, в соответствии с приказом ФАС России от 15.07.2011 г. N 523А, приказом руководителя Кировского УФАС России N 137 от 09.08.2011 г. сотрудниками Кировского УФАС России Кузнецовой А.М. и Видягиным С.П. была проведена внеплановая проверка Департамента здравоохранения Кировской области на предмет соблюдения требований ч.3.1 ст.34 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку медицинского оборудования для государственных нужд Кировской области (Аппарат ультразвукового исследования диагностики с датчиком и насадками для проведения биопсии) (код закупки - 0140200000811001750) (далее - Проверка, Акт проверки). В ходе проведения Проверки установлено, что характеристики, указанные в аукционной документации, соответствуют только ультразвуковому сканеру Accuvix V10 (Medison, Ю. Корея). Проверка проводилась путем сравнения информации, опубликованной на сайтах производителей и поставщиков данного медицинского оборудования, технических характеристик аппаратов ультразвукового исследования диагностики с датчиком и насадками для проведения биопсии.
В соответствии с государственным контрактом, заключенным между Департаментом здравоохранения Кировской области и ЗАО "ДЕЛЬРУС", обществом к поставке так же предложен аппарат УЗИ Accuvix V10 (Medison, Ю. Корея).
Проверка сведений о движении денежных средств на расчетном счете ЗАО "ДЕЛЬРУС" в Екатеринбургском филиале ОАО "МДМ Банк" г. Екатеринбург показала, что в период с 03 августа 2011 г. по 20 октября 2011 г. между ЗАО "ДЕЛЬРУС" и ЗАО "МЕДИЭЙС" был произведен ряд расчетов за медицинский товар, по суммам примерно соответствовавшим цене, по которой было поставлено медицинское оборудование в КОГБУЗ "Областной гериатрический центр".
Так же были проверены сведения о движении денежных средств по расчетным счетам ООО "Дельрус-К" и ООО "Новая медицина" в Кировском отделении N 8612 Сбербанка РФ за период с июня по октябрь 2011 г.
Выписки по расчетным счетам организаций были представлены банковскими кредитными учреждениями в электронной форме, с указанием, что представленная информация относится к сведениям, составляющим банковскую тайну.
Проверка сведений о стоимости данного медицинского оборудования показала, что цена на данный аппарат в стандартной комплектации, но категории "Восстановленное и подержанное медицинское оборудование" 2010 г. выпуска, составляет 2 150 000 (два миллиона сто пятьдесят тысяч) рублей (информация о стоимости получена из открытого источника в сети "Интернет" по адресу http://www.euromedcompany.ru/catalog/category/product/20-uzi-s-3d-live-4d /70-medison-accuvix-v10).
Неофициальная проверка сведений о стоимости аппарата УЗИ Accuvix V10 (Medison, Ю. Корея) (через сотрудников медицинских учреждений Кировской области, которые в устной форме обращались с запросами в коммерческие организации, являющиеся официальными дилерами ЗАО "МЕДИЭЙС") показала, что реальная стоимость поставляемого аппарата, с учетом коммерческой наценки организации, составляет сумму в пределах 3 050 000 (три миллиона пятьдесят тысяч) - 3 150 000 (три миллиона сто пятьдесят тысяч) рублей.
Проверка размещений аналогичных заказов на территории Российской Федерации за период с июля 2011 г. по сентябрь 2011 г., включительно, показала, что 12 сентября 2011, на основании проведенного 29 августа 2011 года Минздравом Республики Саха (Якутия) открытого аукциона в электронной форме был заключен контракт на поставку ультразвукового цифрового диагностического сканера Accuvix V10 с принадлежностями по начальной (максимальной) цене - 3 500 000 (три миллиона пятьсот тысяч) рублей. В процедуре размещения заказа был так же один участник - ООО "Дельрус-Приморье". Технические характеристики обоих аппаратов в данном случае являются практически идентичными.
Информация о возможных согласованных действиях сотрудников КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" и ООО "Дельрус-К" была передана для оперативного использования по линии "Для служебного пользования" в ОРЧ ЭБиПК N 2 УМВД России по Кировской области.
На основании указанных материалов приказом руководителя Кировского УФАС России от 17 ноября 2011 г. N 220 возбуждено дело N 62/03-11 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) выразившегося в согласованных действиях хозяйствующих субъектов, которые привели к повышению цен на торгах, в отношении: КОГБУЗ "Областной гериатрический центр", ООО "Дельрус-К", ЗАО "ДЕЛЬРУС".
В соответствии с пунктом 3.39 Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденного Приказом ФАС от 25.12.2007 г. N 447 (далее - Административный регламент) на заседании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства заслушиваются лица, участвующие в деле; исследуются доказательства, а так же заслушиваются мнения и пояснения лиц, участвующих в деле, относительно доказательств, представленных лицами, участвующими в деле.
Согласно пункта 3.40 Административного регламента комиссия принимает решение после исследования доказательств по делу, изучения позиций лиц, участвующих в деле.
В соответствии с пунктами 3.13 - 3.16 Административного регламента документы и сведения, указанные в материалах по рассматриваемому делу, должны быть достоверными, текст документов должен быть на русском языке. Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов (надлежащим образом оформленные и заверенные). Документы и сведения должны быть направлены в антимонопольный орган и зарегистрированы в нем.
Определением о назначении дела N 62/03-11 от 01.12.2011 г. у хозяйствующих субъектов запрашивались следующие документы и сведения:
У ООО "Дельрус-К" и ЗАО "ДЕЛЬРУС" - копии учредительных документов; выписки из единого государственного реестра юридических лиц, подтверждающих государственную регистрацию юридических лиц; данные бухгалтерской отчетности организации (форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках" приложение к балансу за 2009 год с отметкой налогового органа; надлежащим образом заверенная справка (подпись директора и главного бухгалтера, печать организации) об объеме доходов, полученных от осуществления деятельности по поставкам медицинских товаров (без НДС) за 2010 год); сведения о численности работников организаций, с указанием ФИО, занимаемых должностей, сведений о регистрации, контактных телефонах.
У КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" - копия учредительных документов; выписка из единого государственного реестра юридических лиц, подтверждающая государственную регистрацию юридического лица; сведения о численности работников организации, с указанием ФИО, занимаемых должностей, сведений о регистрации, контактных телефонах.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены: УФСБ России по Кировской области; ОРЧ ЭБиПК N 2 УМВД России по Кировской области; Департамент здравоохранения Кировской области.
27 декабря 2011 г. в отношении ООО "Дельрус-К" был составлен протокол об административном правонарушении по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непредставление сведений по требованию территориального органа антимонопольной службы.
10 января 2012 г. производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Дельрус-К" было прекращено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, обществу объявлено устное замечание.
09 декабря 2011 г. в отношении заместителя главы Департамента здравоохранения Кировской области <_> был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях (включение должностным лицом в документацию об аукционе требований к товару, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа)
23 декабря 2011 г. производство по делу об административном правонарушении в отношении <_> было прекращено в связи с отсутствием в действиях <_> состава административного правонарушения.
В ходе административного производства установлено, что техническое задание на поставку аппарата ультразвукового исследования диагностики с датчиком и насадками для проведения биопсии и заявка на размещение заказа составлены и.о. главного врача ГЛПУ "Областной гериатрический центр" <_> 14 апреля 2011 г. Ответственным лицом за подготовку технической части документации являлся врач ультразвуковой диагностики ГЛПУ "Областной гериатрический центр" <_> Департаментом здравоохранения Кировской области заявка ГЛПУ "Областной гериатрический центр" была проверена на предмет соответствия статье 34 Закона о размещении заказов. Технические характеристики, установленные в заявке ГЛПУ "Областной гериатрический центр", департаментом здравоохранения Кировской области на предмет соответствия какому-либо конкретному медицинскому оборудованию не проверялись. Проверка обоснования начальной (максимальной) цены департаментом здравоохранения Кировской области так же не проводилась, поскольку, в соответствии с пунктом 3.2.Порядка взаимодействия департамента здравоохранения Кировской области с подведомственными областными государственными учреждениями по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, обязанность по обоснованию начальной (максимальной) цены государственного контракта, равно как и проведение мониторинга цен возложена на медицинские лечебные учреждения, для которых осуществляется размещение государственного заказа.
18 ноября 2011 г. в Управление по борьбе с картелями ФАС России была направлена информация о признаках согласованных действий хозяйствующих субъектов КОГБУЗ "Областной гериатрический центр", ООО "Дельрус-К", ЗАО "ДЕЛЬРУС", в которой содержалась просьба о проведении внеплановой выездной проверки ЗАО "МЕДИЭЙС".
По результатам проведенной Управлением по борьбе с картелями ФАС России проверки ЗАО "МЕДИЭЙС" в адрес Кировского УФАС направлен ряд документов, включающий в себя устав ЗАО "МЕДИЭЙС", договор о создании акционерного общества от 27 октября 2003 г., протокол N 1/2011 общего собрания учредителей ЗАО "МЕДИЭЙС" от 22 марта 2011 г., выписку из реестра акционеров ЗАО "МЕДИЭЙС" по состоянию на 07 декабря 2011 г., дилерский договор от 01 марта 2009 г., заключенный между ЗАО "МЕДИЭЙС" и ЗАО "ДЕЛЬРУС" (далее - дилерский договор), счет N 451-08/11 от 19 августа 2011 г. и счет-фактура N 00000714 от 12 октября 2011 г., выставленные ЗАО "МЕДИЭЙС" в адрес ЗАО "ДЕЛЬРУС". Указанные документы Кировским УФАС были получены после 13 января 2012 г.
13 января 2012 г. на заседании комиссии Кировского УФАС сторонами по делу, под аудиозапись и протокол, были даны следующие устные пояснения:
Представитель КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" выразил свое несогласие с фактом нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, указал, что техническое задание на поставку аппарата УЗИ было сформировано врачом учреждения самостоятельно, а так же то, что в разработке аукционной документации принимали участие сотрудники Департамента здравоохранения Кировской области.
Представитель ООО "Дельрус-К" выразил свое несогласие с фактом нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, указал, что работники общества в разработке технического задания участия не принимали, общество не планировало участвовать в данном размещении заказа, поскольку медицинское оборудование под склад не содержится.
Представитель ЗАО "ДЕЛЬРУС" выразил свое несогласие с фактом нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, указал, что обществом было принято решение об участии в данном размещении заказа, поскольку имеющиеся в техническом задании характеристики медицинского оборудования соответствовали медицинскому оборудованию, по которому общество может произвести поставку. На вопросы о том, имелось ли у общества на складе данное медицинское оборудование и о связи между рассматриваемыми комиссией Кировского УФАС действиями: "разработка технического задания под конкретное медицинское оборудование" - "участие в разработке технического задания сотрудниками ООО "Дельрус-К" - "участие в процедуре аукциона ЗАО "ДЕЛЬРУС" представитель общества сообщил, что данной информацией не владеет, по данному факту в обществе будет проведена проверка.
Представители Департамента здравоохранения Кировской области пояснили, что представители ООО "Дельрус-К" регулярно посещают медицинские учреждения с целью навязывания своего медицинского оборудования, в частности работник ООО "Дельрус-К" <_>
Определением об отложении дела N 62/03-11 от 13.01.2012 г. у лиц, участвующих в рассмотрении дела, дополнительно запрашивалась следующая информация:
- у КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" письменные пояснения, с приложением подтверждающих свою позицию документов, по следующим вопросам: каким должностным лицом (лицами) КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" и исходя из каких потребностей разрабатывалось техническое задание; обоснование необходимости установления в техническом задании характеристик ультразвукового сканера Accuvix V10, их влияние на потребительские свойства товара; каким образом в разработке аукционной документации принимал участие департамент здравоохранения Кировской области.
- у ООО "Дельрус-К" письменные пояснения, с приложением подтверждающих свою позицию документов, по следующим вопросам: каким образом осуществляется работа менеджеров общества с медицинскими учреждениями на территории Кировской области; принимал ли старший менеджер ООО "Дельрус-К" <_> участие в разработке технического задания на поставку медицинского оборудования для нужд КОГБУЗ "Областной гериатрический центр".
- у ЗАО "ДЕЛЬРУС" письменные пояснения, с приложением подтверждающих свою позицию документов, по следующим вопросам: каким образом обществом было принято решение об участии в данном размещении заказа; каким образом осуществляется работа менеджеров общества с медицинскими учреждениями; имелось ли у общества на складе медицинское оборудование, являющееся предметом аукциона и какая реальная стоимость данного медицинского оборудования (с приложением копий документов: договор, счет по приобретению ультразвукового сканера Accuvix V10); каким образом происходит взаимодействие ЗАО "ДЕЛЬРУС" с региональными подразделениями.
- у Департамента здравоохранения Кировской области письменные пояснения по вопросу: каким образом принимал участие департамент здравоохранения Кировской области в разработке аукционной документации.
26.01.2012 г. у КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" дополнительно запрашивались документы по исполнению государственного контракта на поставку аппарата ультразвукового исследования диагностики с датчиком и насадками для проведения биопсии, включающие в себя копию государственного контракта N 0140200000811001750-0033681-01 от 29.08.2011 г., копию акта приемки, копию технического паспорта на поставленный ультразвуковой сканер Accuvix V10 и иные документы, связанные с исполнением государственного контракта.
Из представленных КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" документов по исполнению государственного контракта следует, что действия по поставке и введению в эксплуатацию аппарата УЗИ от имени ЗАО "ДЕЛЬРУС" осуществлялись сотрудниками ООО "Дельрус-К" <_> <_>, <_> <_>
Лицами, участвующими в деле, на определение об отложении дела N 62/03-11 от 13.01.2012 г. представлены следующие письменные пояснения.
КОГБУЗ "Областной гериатрический центр": техническое задание было разработано заведующим рентгенкабинетом <_> с учетом развития новых технологий и потребностей работы в условиях поликлиники с престарелыми пациентами; при составлении технического задания <_> установил в техническом задании характеристики подходящие не только под аппараты УЗИ Accuvix от Medison, но и под аппараты УЗИ производства компаний Тошиба, Алока, Дженерал электрик, Филипс и другие. Учреждение не может опровергнуть выводы, установленные Проверкой о соответствии технического задания только ультразвуковому сканеру Accuvix V10, поскольку не располагает информацией о технических параметрах аппаратов УЗИ производства компаний Medison, Тошиба, Алока, Дженерал электрик, Филипс и других.; пакет документов в составе заявки и технических характеристик, листа согласования и мониторинга цен был передан 14 апреля 2011 г. в департамент здравоохранения Кировской области. Действия, которые были предприняты Департаментом здравоохранения Кировской области по дальнейшему размещению государственного заказа учреждению не известны.
В подтверждение своей позиции КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" представлено описание о значении каждой из характеристик, установленных в техническом задании. Обоснования необходимости установления в техническом задании характеристик ультразвукового сканера, их влияние на потребительские свойства товара КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" не представлено.
ООО "Дельрус-К": в соответствии с должностной инструкцией старшего менеджера отдела медицинского маркетинга менеджер отдела при работе с медицинскими учреждениями должен проводить маркетинговые исследования по изучению спроса на продукцию, осуществлять поиск, сбор информации и установление контактов с потенциальными клиентами, организовывать встречи и посещать клиентов с целью предоставления рекламной информации о товаре, принимать и обрабатывать заказы клиентов, согласовывать условия продажи товаров клиенту, формировать коммерческие предложения и т.д.; в организации была проведена проверка, в результате которой опрошен, в том числе, старший менеджер отдела медицинского маркетинга <_> Фактов участия <_> в составлении каких-либо технических заданий на поставку медицинского оборудования в КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" не установлено.
В подтверждение своей позиции ООО "Дельрус-К" представлена должностная инструкция старшего менеджера отдела медицинского маркетинга.
Материалов внутренней проверки организации, равно как и документов, подтверждающих опрос старшего менеджера организации <_> в материалы дела не представлено.
ЗАО "ДЕЛЬРУС": общество является коммерческой организацией, информация о данном размещении заказа была получена на официальном сайте закупок Российской Федерации по адресу: http://zakupki.gov.ru, после чего была проанализирована коммерческой службой организации, в связи с чем было принято решение об участии в данном аукционе; на момент принятия решения об участии в аукционе у общества на складе отсутствовало данное медицинское оборудование; общество не имеет обособленных подразделений, а имеет заключенные долгосрочные договоры с постоянными покупателями медицинской техники, действующими под торговой маркой "ДЕЛЬРУС"; медицинское оборудование по предмету аукциона было приобретено по цене, согласно выставленного ООО "Медиэйс" счета от 19 августа 2011 г.
В подтверждение своей позиции обществом представлены счет ООО "Медиэйс" N 451-08/11 от 19 августа 2011 г. и дилерский договор от 01 марта 2009 г. между ЗАО "ДЕЛЬРУС" и ООО "Медиэйс". Данные документы обществом представлены с указанием, что данная информация относится к сведениям, составляющим коммерческую тайну.
Сравнение документов, представленных Управлением по борьбе с картелями ФАС России и документов, представленных ЗАО "ДЕЛЬРУС" показало их полную идентичность.
Департамент здравоохранения Кировской области: поступившая заявка от ГЛПУ "Областной гериатрический центр" была проверена на предмет соответствия статье 34 Закона о размещении заказов. Технические характеристики, установленные в заявке ГЛПУ "Областной гериатрический центр", департаментом здравоохранения Кировской области на предмет соответствия какому-либо конкретному медицинскому оборудованию не проверялись. Проверка обоснования начальной (максимальной) цены департаментом здравоохранения Кировской области не проводилась, поскольку, в соответствии с пунктом 3.2.Порядка взаимодействия департамента здравоохранения Кировской области с подведомственными областными государственными учреждениями по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, обязанность по обоснованию начальной (максимальной) цены государственного контракта, равно как и проведение мониторинга цен возложена на медицинские лечебные учреждения, для которых осуществляется размещение государственного заказа.
На заседании комиссии Кировского УФАС 21 февраля 2012 г. лица, участвующие в деле, под аудиозапись и протокол, подтвердили свои письменные позиции.
ЗАО "ДЕЛЬРУС" дополнительно представлены документы, в соответствии с которыми обществом продекларировано, что в 2011 г. на складе общества аппарат УЗИ Accuvix V10, который был поставлен в рамках исполнения государственного контракта от 29.08.2011 г., отсутствовал; в результате изучения технической части аукционного задания обществом был сделан выбор об участии в данном размещении заказа с аппаратом УЗИ Accuvix V10; в связи с тем, что общество было признано единственным участником аукциона, со стороны ЗАО "ДЕЛЬРУС" было принято решение об увеличении в одностороннем порядке за собственный счет гарантийного срока с одного года до трех лет, о чем было направлено соответствующее письмо в адрес ГЛПУ "Областной гериатрический центр". Стоимость расширенной гарантии до трех лет составляет сумму в размере 420000 (четыреста двадцать тысяч) рублей.
ООО "Дельрус-К" дополнительно представлена сравнительная характеристика аппаратов ультразвукового исследования, даны устные пояснения, в соответствии с которыми представитель общества <_> попытался оспорить результаты внеплановой проверки размещения заказа на поставку медицинского оборудования для государственных нужд Кировской области (код закупки - 0140200000811001975), проведенной в соответствии с приказом руководителя Кировского УФАС России N 138 от 09.08.2011 г. в отношении Департамента здравоохранения Кировской области.
Данные документы и пояснения не были приняты комиссией Кировского УФАС к рассмотрению, поскольку не относятся к рассматриваемому размещению заказа и не являлись предметом Проверки. Кроме того, ООО "Дельрус-К" не является надлежащим субъектом по обжалованию результатов проверок Кировским УФАС Департамента здравоохранения Кировской области.
21 февраля 2012 г. в заседании комиссии Кировского УФАС, в соответствии с частью 1 статьи 46 Закона о защите конкуренции, был объявлен перерыв до 09 часов 00 минут 22 февраля 2012 г.
Изучив представленные УФСБ России по Кировской области, УЭБиПК УМВД России по Кировской области, Департаментом здравоохранения Кировской области, Управлением по борьбе с картелями ФАС России, КОГБУЗ "Областной гериатрический центр", ООО "Дельрус-К", ЗАО "ДЕЛЬРУС" документы и сведения, заслушав пояснения, оценив относимость, допустимость и достоверность представленных сведений с достаточностью и достоверностью каждого доказательства в отдельности и взаимной связью в их совокупности, комиссия Кировского УФАС пришла к выводу об отсутствии в действиях КОГБУЗ "Областной гериатрический центр", ООО "Дельрус-К" и ЗАО "ДЕЛЬРУС" нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по следующим основаниям.
Дело N 62/03-11 было возбуждено 17 ноября 2011 г. по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в (в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 08.11.2008 N 195-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 17.07.2009 N 173-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 27.12.2009 N 379-ФЗ, от 05.04.2010 N 40-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 01.03.2011 N 22-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 18.07.2009 N 181-ФЗ).
Редакцией от 06.12.2011 N 401-ФЗ, вступившей в законную силу 06.01.2012 г., пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции изложен в новой редакции, в соответствии с которой признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к: повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В связи с вышеуказанным, в действиях КОГБУЗ "Областной гериатрический центр", ООО "Дельрус-К", ЗАО "ДЕЛЬРУС" отсутствует нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, поскольку данные хозяйствующие субъекты не являются хозяйствующими субъектами-конкурентами.
Вместе с тем, изучив представленные в материалы дела документы и сведения, заслушав пояснения, оценив относимость, допустимость и достоверность представленных сведений с достаточностью и достоверностью каждого доказательства в отдельности и взаимной связью в их совокупности, комиссия Кировского УФАС пришла к выводу о наличии в рассматриваемых действиях КОГБУЗ "Областной гериатрический центр", ООО "Дельрус-К", ЗАО "ДЕЛЬРУС" нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции (совершение запрещенного антимонопольным законодательством соглашения между хозяйствующими субъектами, приведшее к ограничению конкуренции) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку медицинского оборудования для государственных нужд Кировской области (Аппарат ультразвукового исследования диагностики с датчиком и насадками для проведения биопсии) по следующим основаниям:
ООО "Дельрус-К", ЗАО "ДЕЛЬРУС" являются продавцами на рынке оптовой торговли медицинских товаров.
Географические границы рынка оптовой торговли медицинских товаров определены границами Кировской области, что обусловлено местом нахождения заказчиков (органов власти, бюджетных учреждений, коммерческих организаций и иных покупателей).
КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" является заказчиком - получателем медицинских товаров на территории Кировской области.
В соответствии с учредительными документами ООО "Дельрус-К" и ЗАО "ДЕЛЬРУС":
- единственным учредителем ООО "Дельрус-К" является ООО "Дельта" в лице генерального директора <_>
- единственным акционером ЗАО "ДЕЛЬРУС" является ООО "Дельта" в лице генерального директора <_>
В соответствии с п. 1, 3 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции ООО "Дельрус-К" и ЗАО "ДЕЛЬРУС", в силу участия ООО "Дельта" в лице генерального директора <_> в качестве единственного учредителя ООО "Дельрус-К" а так же в качестве единственного акционера ЗАО "ДЕЛЬРУС" являются группой лиц.
Из анализа правовых норм Закона о защите конкуренции следует, что группа лиц является единым целостным хозяйствующим субъектом, имеющим единый экономический интерес.
Таким образом, действия ООО "Дельрус-К" и ЗАО "ДЕЛЬРУС" подлежат рассмотрению как действия одного хозяйствующего субъекта (далее - Группа лиц, Группа лиц в составе ООО "Дельрус-К" и ЗАО "ДЕЛЬРУС", организации).
Как следует из материалов дела, техническое задание на поставку аппарата ультразвукового исследования диагностики с датчиком и насадками для проведения биопсии и заявка на размещение заказа составлены и.о. главного врача ГЛПУ "Областной гериатрический центр" <_> 14 апреля 2011 г. Ответственным лицом за подготовку технической части документации являлся врач ультразвуковой диагностики ГЛПУ "Областной гериатрический центр" <_> Обоснование начальной (максимальной) цены государственного контракта так же было произведено должностными лицами ГЛПУ "Областной гериатрический центр".
В соответствии с позицией ГЛПУ "Областной гериатрический центр", учреждение самостоятельно, силами своих сотрудников, произвело разработку технического задания на поставку аппарата УЗИ и произвело мониторинг цен на требуемое к поставке медицинское оборудование.
При этом обоснования необходимости установления в заявке технических характеристик, равно как и влияние их на потребительские свойства требуемого к поставке товара и опровержения выводов, установленных Проверкой, учреждение представить не может.
В соответствии с позицией Группы лиц, организации и их сотрудники не осуществляли ни каких взаимодействий с должностными лицами ГЛПУ "Областной гериатрический центр" на предмет помощи в разработке заявки на поставку аппарата ультразвукового исследования диагностики с датчиком и насадками для проведения биопсии. В обществах были произведены какие-то внутренние проверки, при этом материалов проведения проверок в Кировское УФАС не представлены.
В соответствии с позицией Департамента здравоохранения Кировской области представители ООО "Дельрус-К" регулярно посещают медицинские учреждения с целью предложения своего медицинского оборудования, в частности работник общества Нуреев И.Т.
Как следует из информации, послужившей основой для возбуждения дела N 62/03-11, документация по формированию заявки, в том числе техническое задание и мониторинг цен на аппарат УЗИ были подготовлены менеджерами ООО "Дельрус-К" под конкретный аппарат УЗИ. При формировании указанных документов начальная (максимальная) цена контракта значительно завышена, техническое задание сформировано в целях невозможности доступа к участию в аукционе иных коммерческих организаций с предложением реализации аналогичного аппарата УЗИ. Подготовленную информацию менеджеры ООО "Дельрус-К" передали руководству КОГБУЗ "Областной гериатрический центр", после чего она была включена в заявку, направленную в адрес Департамента здравоохранения Кировской области.
Из поступивших от УЭБиПК УМВД России по Кировской области по линии "Для служебного пользования" материалов "О результатах ОРМ" следует, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий был опрошен работник КОГБУЗ "Областной гериатрический центр", который указал, что подготовкой технического задания на закупаемый аппарат УЗИ занимался сотрудник ООО "Дельрус-К" <_>, с которым он связывался по указанию главного врача КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" <_> Готовое техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены на закупаемый аппарат УЗИ было представлено <_> на флеш-носителе и передано впоследствии заместителю главного врача КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" по организационно-методической работе <_> Данное техническое задание содержало требования к аппарату УЗИ в виде таблицы с различными параметрами аппарата. Представленные <_> коммерческие предложения были распечатаны на принтере <_> отсканированы и вновь распечатаны для имитации факсимильных предложений коммерческих организаций.
Таким образом, материалами дела подтверждается информация о том, что между должностными лицами КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" и ООО "Дельрус-К" было заключено соглашение, целью которого являлось приобретение конкретного медицинского оборудования у конкретного поставщика, в ходе исполнения которого работником ООО "Дельрус-К" <_> было подготовлено техническое задание, сделано обоснование начальной (максимальной) цены медицинского оборудования и передано по указанию главного врача КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" <_> находящегося в тот момент в отпуске, должностным лицам КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" для направления данных документов в составе заявки учреждения в Департамент здравоохранения Кировской области для проведения процедуры торгов.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Согласно пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пункта 19 статьи 4 Закона о защите конкуренции "вертикальное" соглашение это соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар. Не является "вертикальным" соглашением агентский договор.
В соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции допускаются "вертикальные" соглашения в письменной форме (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии и "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает двадцать процентов.
Как следует из материалов дела (Акт проверки), в результате достигнутого между работниками КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" и ООО "Дельрус-К" соглашения со стороны ООО "Дельрус-К" было подготовлено техническое задание, в соответствии с которым по предмету аукциона мог быть поставлен только ультразвуковой сканер Accuvix V10 (Medison, Ю. Корея).
В соответствии с итогами проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку медицинского оборудования для государственных нужд Кировской области (Аппарат ультразвукового исследования диагностики с датчиком и насадками для проведения биопсии), открытый аукцион в электронной форме был признан несостоявшимся по причине участия в процедуре размещения заказа только одного участника - ЗАО "ДЕЛЬРУС", с которым и был заключен государственный контракт по начальной (максимальной) цене.
В результате заключенного 29 августа 2011 г. между Департаментом здравоохранения Кировской области и ЗАО "ДЕЛЬРУС" государственного контракта в КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" был поставлен ультразвуковой сканер Accuvix V10 (Medison, Ю. Корея).
Частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
В соответствии с информацией, размещенной на сайте ЗАО "МЕДИЭЙС" в сети интернет по адресу http://www.medison.ru/links общество является совместным российско-корейским предприятием, официальным представительством Medison Co. Ltd. (Южная Корея) в Москве, обладающим эксклюзивными правами на использование торговой марки Medison в Российской Федерации, осуществляющим поставку и сервисное обслуживание медицинского оборудования Medison в России.
Согласно договору о создании акционерного общества от 27 октября 2003 г., протоколу N 1/2011 общего собрания учредителей ЗАО "МЕДИЭЙС" от 22 марта 2011 г., выписке из реестра акционеров по состоянию на 07 декабря 2011 г. Medison Co. Ltd. является учредителем ЗАО "МЕДИЭЙС" с долей в уставном капитале 50%.
Следовательно, публичные утверждения ЗАО "МЕДИЭЙС", размещенные на официальном сайте в сети интернет, о том, что общество обладает эксклюзивными правами на поставку медицинского оборудования Medison Co. Ltd. (Южная Корея) находят свое подтверждение.
Официальными дистрибьюторами (партнерами) ЗАО "МЕДИЭЙС" на территории Российской Федерации являются ЗАО "ДЕЛЬРУС", ООО "Изомед", ЗАО "ИнтелМед", ООО "Медтехника", ООО "Тагма Медикал".
В соответствии с информацией, размещенной на сайте ООО "Изомед" в сети интернет по адресу http://izomed.ru/izomed, общество осуществляет свою деятельность на территории города Москвы.
В соответствии с информацией, размещенной на сайте ЗАО "ИнтелМед" в сети интернет по адресу http://www.intelmed.ru, общество осуществляет свою деятельность на территории города Санкт-Петербурга.
В соответствии с информацией, размещенной на сайте ООО "Медтехника" в сети интернет по адресу http://www.med-group.ru, общество осуществляет свою деятельность на территории города Санкт-Петербурга и имеет региональные подразделения в городах Ярославль и Архангельск.
В соответствии с информацией, размещенной на сайте ООО "Тагма Медикал" в сети интернет по адресу http://www.tagma.ru/about.php общество является официальным дилером ЗАО "МЕДИСОН" по Санкт-Петербургу и Северо-Западу.
В соответствии с информацией, размещенной на сайте ЗАО "ДЕЛЬРУС" в сети интернет по адресу http://www.delrus.ru, компания "ДЕЛЬРУС" является международным научно-производственным холдингом, имеющим партнерские отношения с фирмами-производителями медицинских товаров из 30 стран мира. По количеству клиентов, продающих менеджеров, развитию собственной сбытовой и сервисной сети Дельрус является крупнейшей компанией на российском рынке медицинского оборудования и расходных материалов. Общество осуществляет свою деятельность через региональные подразделения в городах Абакан, Алматы, Архангельск, Астана, Астрахань, Баку, Барнаул, Белгород, Бишкек, Брянск, Великий Новгород, Владивосток, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Дубна, Душанбе, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Иркутск, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Калуга, Кемерово, Киев, Киров, Кострома, Краснодар, Красноярск, Курск, Кызыл, Ленинск-Кузнецкий, Липецк, Магадан, Магнитогорск, Минск, Москва, Мурманск, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Орел, Оренбург, Павлодар, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов, Сибай, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Сургут, Тамбов, Ташкент, Томск, Тула, Тюмень, Улан-Удэ, Уфа, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Чита, Южно-Сахалинск, Якутск, Ярославль.
На территории Кировской области региональным подразделением ЗАО "ДЕЛЬРУС" является ООО "Дельрус-К", осуществляющее свою деятельность как самостоятельно, так и через ряд коммерческих организаций (ООО "Новая медицина" (г. Киров), ООО "Аларис-Мед" (г. Череповец), ООО "Комимедлайн" (г. Сыктывкар) и других), с которыми общество имеет партнерские отношения. Данная позиция подтверждается, в частности, представлением интересов всех вышеуказанных обществ в Кировском УФАС, Арбитражном суде Кировской области, Втором арбитражном апелляционном суде сотрудниками ООО "Дельрус-К" <_> <_> и другими.
В соответствии с пунктом 2.2 дилерского договора ЗАО "ДЕЛЬРУС" обязано приобретать товары только у ЗАО "МЕДИЭЙС" или из других источников, указанных непосредственно ЗАО "МЕДИЭЙС".
Пункт 6.1.1 дилерского договора содержит условие, что инсталляция оборудования у пользователя осуществляется сотрудниками ЗАО "МЕДИЭЙС" лично, либо силами сервисных центров.
На основании вышеизложенного, комиссия Кировского УФАС считает, что ультразвуковые сканеры производства Medison на территорию Кировской области могут быть поставлены только ЗАО "ДЕЛЬРУС" или его региональным представительством - ООО "Дельрус-К" (лично или через коммерческие организации-партнеры), поскольку Кировская область не входит в сферу экономических интересов остальных дилеров ЗАО "МЕДИЭЙС.
Данный вывод так же подтверждается фактическими обстоятельствами проведения размещения заказа, при которых на процедуру аукциона вышел только один участник - ЗАО "ДЕЛЬРУС".
Доказательств обратного, равно как и доказательств возможности участия в процедуре размещения заказа иных организаций, кроме указанных, и не представляющих фактические интересы Группы лиц, хозяйствующими субъектами в материалы дело не представлено.
Таким образом, исходя из имеющихся в материалах дела документов и сведений, комиссия Кировского УФАС считает, что в результате заключенного между КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" и ООО "Дельрус-К" соглашения о поставке в учреждение ультразвукового сканера произошло ограничение конкуренции при размещении государственного заказа способом открытого аукциона в электронной форме на поставку медицинского оборудования для государственных нужд Кировской области (Аппарат ультразвукового исследования диагностики с датчиком и насадками для проведения биопсии) (код закупки - 0140200000811001750).
В соответствии с произведенным работником ООО "Дельрус-К" <_> обоснованием начальной (максимальной) цены, разработанным на основании якобы запрашиваемых КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" коммерческих предложений, следует, что для обоснования начальной (максимальной) цены контракта запрашивались коммерческие предложения у ООО "КРАФТ Медицинские системы" (ультразвуковая цифровая диагностическая система Logiq 7 - стоимость 169000 долларов США, по курсу ЦБ РФ + 1%), ЗАО "МЕДИЭЙС" (ультразвуковой сканер Accuvix V10 - стоимость 4600000 рублей), ООО "ВОЛГАМЕДЭКСПЕРТ" (стационарный цифровой сканер премиум класса HD 11 компании Philips - стоимость 4900000 рублей).
В соответствии с таблицей обоснования начальной (максимальной) цены контракта установлена расчетная стоимость медицинского оборудования в размере 4600000 рублей. Указана информация о стоимости медицинского оборудования по коммерческим предложениям равная: 4757350 рублей по коммерческому предложению ООО "КРАФТ Медицинские системы", 4600000 рублей по коммерческому предложению ЗАО "МЕДИЭЙС", 4900000 рублей по коммерческому предложению ООО "ВОЛГАМЕДЭКСПЕРТ".
Проверка сведений, указанных в коммерческом предложении ООО "КРАФТ Медицинские системы", показала что обществом не осуществляется продажа ультразвуковых цифровых диагностических систем Logiq 7, а осуществляется продажа ультразвуковых сканеров производства компании Medison.
Информация получена на сайте ООО "КРАФТ Медицинские системы" в сети интернет по адресу http://www.sdorovie.ru/docs.htmldoc=about.
Проверка соответствия указанной, в якобы коммерческом предложении, цены контракта в долларовом и рублевых эквивалентах (по курсу доллара США, установленного ЦБ РФ в период с 01 апреля по 13 апреля 2011 г.) показала, что сведения, указанные в рублевом эквиваленте и в долларовом эквиваленте не соответствуют друг другу, т.е. сведения, указанные в качестве обоснования начальной (максимальной) цены являются недостоверными.
Проверка сведений указанных в коммерческом предложении ООО "ВОЛГАМЕДЭКСПЕРТ" показала, что стационарный цифровой сканер премиум класса HD 11 компании Philips в комплектации с тремя датчиками стоит 44000 ЕВРО, что в период с 01 апреля по 13 апреля 2011 г. составляло сумму в пределах от 1700000 рублей до 1782000 рублей (по курсу ЕВРО, установленного ЦБ РФ).
Информация получена на сайте в сети интернет по адресу http://www.rumes-online.ru/catalog/roentgen_diagnostics/ELEMENT_ID=639&DE TAIL=Y. Проверка стоимости по иным источникам в сети интернет показала такую же стоимость цифрового сканера премиум класса HD 11 Philips, либо цену, незначительно отличающуюся.
Изучение содержания текста коммерческих предложений показало, что коммерческие предложения не содержат сведений о датах их направления, в чей адрес и на основании какого запроса были направлены данные коммерческие предложения, сведений об исходящих номерах коммерческих предложений (за исключением коммерческого предложения ООО "ВОЛГАМЕДЭКСПЕРТ"), срока действия данных коммерческих предложений, контактных данных менеджеров обществ (за исключением коммерческого предложения ЗАО "МЕДИЭЙС"), печатей и подписей организаций и их должностных лиц, а так же сведений о способе получения коммерческих предложений.
Визуальное сравнение документов (коммерческих предложений), представленных Департаментом здравоохранения Кировской области и документов, представленных КОГБУЗ "Областной гериатрический центр", подтверждает поступившую от УЭБиПК УМВД России по Кировской области информацию о том, что документы подвергались программно-технической обработке.
Согласно счету N 451-08/11 от 19 августа 2011 г., ЗАО "ДЕЛЬРУС" должно было произвести оплату ЗАО "МЕДИЭЙС" за ультразвуковой цифровой диагностический сканер Accuvix V10-RUS с принадлежностями в размере 83600 долларов США.
В соответствии со счет-фактурой N 00000714 от 12 октября 2011 г. ЗАО "ДЕЛЬРУС" произвело оплату за ультразвуковой цифровой диагностический сканер Accuvix V10-RUS в сумме 2466731 рубль 36 копеек.
В соответствии с государственным контрактом от 29 августа 2011 г., заключенным по начальной (максимальной) цене, цена контракта, обоснование которой было произведено в соответствии с соглашением между сотрудниками КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" и ООО "Дельрус-К", составляет 4600000 рублей.
Таким образом, материалами дела подтверждается информация о том, что со стороны ООО "Дельрус-К", в рамках заключенного соглашения, при формировании для КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" пакета документов по размещению заказа начальная (максимальная) цена контракта значительно завышена.
Так же находит свое подтверждение и утверждение о том, что коммерческие предложения с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта для КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" были подготовлены сотрудниками ООО "Дельрус-К".
Данные действия хозяйствующих субъектов являются противоречащими целям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона о размещении заказов (эффективное использование бюджетных денежных средств), Закона о защите конкуренции (развитие конкуренции), Гражданского кодекса Российской Федерации (злоупотребление правами).
В результате соглашения между КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" и группой лиц в составе ООО "Дельрус-К" и ЗАО "ДЕЛЬРУС":
1. Достигнута реализация соглашения о продаже со стороны Группы лиц и поставке в КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" аппарата ультразвуковой диагностики.
2. В ходе реализации данного соглашения, по согласованию между главным врачом КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" и сотрудниками ООО "Дельрус-К", со стороны ООО "Дельрус-К" было подготовлено техническое задание на медицинское оборудование, сформированное таким образом, что поставщиком данного медицинского оборудования, в рамках исполнения государственного контракта, могло быть только ЗАО "ДЕЛЬРУС" или его региональное представительство - ООО "Дельрус-К" (лично или через коммерческие организации-партнеры).
Таким образом, при реализации соглашения работниками КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" и ООО "Дельрус-К" сознательно произведено ограничение конкуренции.
3. В ходе реализации данного соглашения, по согласованию между главным врачом КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" и сотрудниками ООО "Дельрус-К", со стороны ООО "Дельрус-К" было подготовлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта, в соответствии с которым медицинское оборудование стоимостью менее 2500000 рублей было продано, по государственному контракту, за 4600000 рублей.
Таким образом, при реализации соглашения, в целях извлечения максимальной коммерческой прибыли, а так же возможного личного обогащения, работниками КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" и ООО "Дельрус-К сознательно причинен крупный ущерб государству.
В соответствии со статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации при ограничении конкуренции крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.
В соответствии со счет-фактурой N 00000714 от 12 октября 2011 г. ЗАО "ДЕЛЬРУС" приобрело ультразвуковой цифровой диагностический сканер Accuvix V10-RUS за 2466731 рубль 36 копеек.
Согласно пункту 6.2 дилерского договора, доставка товаров со склада продавца (г. Москва) на склад дилера по его письменной заявке производится транспортной компанией за счет дилера. Поставки, осуществленные с нарушением сроков, производятся за счет продавца.
Таким образом, ЗАО "ДЕЛЬРУС" помимо оплаты счета на сумму 2466731 рубль 36 копеек были произведены расходы по доставке ультразвукового цифрового диагностического сканера Accuvix V10-RUS со склада в городе Москва до склада ООО "Дельрус-К" в городе Кирове (факт нахождения медицинского оборудования на складе ООО "Дельрус-К" в городе Кирове подтверждается представленными КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" документами по исполнению государственного контракта, включающими товарные накладные юридически оформленные от имени ЗАО "ДЕЛЬРУС", но фактически оформленные работниками ООО "Дельрус-К", о чем свидетельствуют ФИО и подписи работников ООО "Дельрус-К").
В связи с отсутствием в материалах дела сведений о затратах общества на доставку данного аппарата УЗИ со склада в городе Москва до склада в городе Кирове комиссия Кировского УФАС считает, что сумма, которая была затрачена Группой лиц на доставку аппарата УЗИ не превышает суммы 15000 рублей.
Данная сумма получена, путем устного запроса, от транспортных компаний города Кирова. При этом стоимость доставки товаров со склада в городе Москва до склада в городе Киров взята с учетом того, что доставка товара осуществляется в единичном экземпляре отдельным автотранспортным средством ГАЗ-3302 "Газель".
Таким образом, в результате соглашения государству причинен крупный ущерб в размере 2118268 рублей 64 копейки.
Сведения ЗАО "ДЕЛЬРУС" о том, что обществом были понесены дополнительные расходы на предоставление расширенной гарантии медицинского оборудования с одного года до трех лет, а, следовательно, стоимость медицинского оборудования является большей на сумму в размере 420000 (четыреста двадцать тысяч) рублей не могут быть приняты комиссией Кировского УФАС, поскольку увеличение срока гарантии не предусмотрено государственным контрактом и документацией открытого аукциона, а так же по тем основаниям, что увеличение данного срока произведено обществом самостоятельно и за счет средств собственной прибыли.
Доказательств обратного со стороны общества в материалы дела не представлено.
4. Для реализации данного соглашения:
- главным врачом КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" <_> работникам учреждения, в том числе заместителю главного врача КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" по организационно-методической работе <_> были даны указания о приемке документов от работника ООО "Дельрус-К" <_> часть которых в целях фальсификации была подвергнута программно-технической обработке на офисной технике <_> Впоследствии должностными лицами КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" комплект документов, сформированный на основании документов, представленных со стороны ООО "Дельрус-К", был передан в Департамент здравоохранения Кировской области для размещения государственного заказа. На момент вышеуказанных действий главный врач КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" <_> уходил в отпуск;
- между ООО "Дельрус-К" и ЗАО "ДЕЛЬРУС" было заключено соглашение (в виду отсутствия достоверных письменных доказательств данное соглашение считается комиссией Кировского УФАС заключенным в устной форме) об участии ЗАО "ДЕЛЬРУС" в открытом аукционе, по результатам которого государственный контракт на поставку медицинского оборудования был заключен по его максимальной (начальной) цене. Действия по поставке и введению в эксплуатацию аппарата УЗИ от имени ЗАО "ДЕЛЬРУС" осуществлялись сотрудниками ООО "Дельрус-К" <_> <_> <_> <_> <_>
С учетом вышеперечисленных обстоятельств комиссия Кировского УФАС России установила, что в результате заключенного между КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" и группой лиц в составе ООО "Дельрус-К" и ЗАО "ДЕЛЬРУС" соглашения в устной форме при размещении государственного заказа способом открытого аукциона в электронной форме на поставку медицинского оборудования для государственных нужд Кировской области (Аппарат ультразвукового исследования диагностики с датчиком и насадками для проведения биопсии) (код закупки - 0140200000811001750) произошло ограничение конкуренции, результатом которого явилось причинение крупного ущерба государству, что запрещено частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции и статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в действиях должностных лиц КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" содержатся признаки нарушения статьи 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства).
В соответствии с материалами дела установлено, что КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" и ООО "Дельрус-К", в рамках рассмотрения данного дела, допущено нарушение части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в предоставлении заведомо недостоверной информации об участии работников КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" и ООО "Дельрус-К" в составлении технического задания на поставку аппарата УЗИ и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Учитывая, что у хозяйствующих субъектов отсутствует фактическая возможность для устранения допущенного нарушения антимонопольного законодательства по причине исполнения государственного контракта 17 октября 2011 г., предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектам не может быть выдано.
Вместе с тем, в полномочия Кировского УФАС входит обращение с иском в арбитражный суд о признании недействительным государственного контракта.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 4, пунктом 2 части 1, частью 4 статьи 11, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Кировского УФАС России решила:
1. Признать отсутствие в действиях КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" и группы лиц в составе ООО "Дельрус-К" и ЗАО "ДЕЛЬРУС" нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Признать в действиях КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" и группы лиц в составе ООО "Дельрус-К", ЗАО "ДЕЛЬРУС" нарушение части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в совершении запрещенного антимонопольным законодательством соглашения между хозяйствующими субъектами, приведшего к ограничению конкуренции при размещении государственного заказа способом открытого аукциона в электронной форме на поставку медицинского оборудования для государственных нужд Кировской области (Аппарат ультразвукового исследования диагностики с датчиком и насадками для проведения биопсии) (код закупки - 0140200000811001750), результатом которого явилось причинение крупного ущерба государству.
3. Возбудить административное производство в отношении КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" и ООО "Дельрус-К" по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту предоставления в территориальный антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации).
4. Возбудить административное производство в отношении ЗАО "ДЕЛЬРУС" по части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
5. Материалы дела N 62/03-11 передать в УЭБиПК УМВД России по Кировской области для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по нарушению должностными лицами КОГБУЗ "Областной гериатрический центр", ООО "Дельрус-К", ЗАО "ДЕЛЬРУС" статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, должностными лицами КОГБУЗ "Областной гериатрический центр" статьи 285 Уголовного кодекса Российской Федерации.
6. Обратиться в Арбитражный суд Кировской области с иском о признании недействительным государственного контракта N 01402000005 11 001852, заключенного между департаментом здравоохранения Кировской области и ЗАО "ДЕЛЬРУС" 29 августа 2011 г.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение или предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
Председатель Комиссии _____________ В.В. Мильчаков
Члены Комиссии: _____________ И.Н. Фуфачева
_____________ С.П. Видягин
____________ Н.В. Хлебников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области N 62/02-11 (опубликовано 12 марта 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016