Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 12 февраля 2014 г. N 04/69-13
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: (_),
при участии:
представителя заявителя - (М_) (доверенность);
представителя ответчика (ОАО "Омскэлектро") - (Г_) (доверенность),
рассмотрев дело N 04/69-13 по признакам нарушения ОАО "Омскэлектро" (ул. Лизы Чайкиной, 8, г. Омск, 644027) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Омское УФАС России поступило заявление гражданки (С_), которым обжалованы действия Муниципального производственно-эксплуатационного предприятия города Омска "Омскэлектро" (далее - МПЭП г. Омска "Омскэлектро") при осуществлении мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства административно-торгового здания, расположенного в 42 метрах относительно многоквартирного дома N 88 по проспекту Мира (далее - пр. Мира, 88 корп. 2).
Из заявления следует, что в процессе осуществления технологического присоединения указанного объекта к электрическим сетям МПЭП г. Омска "Омскэлектро" необоснованно обязало (С_) получить технические условия СНО 7654/2012 от 25.07.2012 г. на строительство электрических сетей протяженностью около 300 метров для внутриквартального наружного освещения.
По мнению заявителя, требование МПЭП г. Омска "Омскэлектро" о наружном освещении за пределами земельного участка, на котором осуществлялось строительство административно-торгового здания, не соответствует законодательным и нормативным правовым актам, действующим в сфере градостроительной деятельности и в сфере электроэнергетики.
На просьбу (С_) о сокращении строительства линии наружного освещения до 30 метров, со стороны МПЭП г. Омска "Омскэлектро" последовал отказ от внесения изменений в технические условия на наружное освещение, в связи с чем (С_) вынуждена была выполнить технические условия СНО 7654/2012 от 25.07.2012 г. (далее - ТУ СНО 7654/2012) в полном объеме, поскольку от выполнения данных технических условий зависела возможность сдачи построенного административно-торгового здания в эксплуатацию.
В процессе проверки заявления (С_) было установлено, что МПЭП г. Омска "Омскэлектро" реорганизовано в форме преобразования в ОАО "Омскэлектро", которое по всем обязательствам является правопреемником реорганизованного предприятия.
На запрошенную от ОАО "Омскэлектро" информацию поступило пояснение от 14.10.2013 г. N 06-09/11912, из которого следует, что ТУ СНО 7654/2012 от 25.07.2012 года на наружное освещение (С_) получены в добровольном порядке и предусмотренные в них мероприятия выполнены в полном объеме. ОАО "Омскэлектро" считает, что не имеет правового механизма к понуждению заявителя к выполнению выданных технических условий СНО 7654/2012.
Однако по результатам проведенной по заявлению (С_) проверки были установлены признаки нарушения со стороны МПЭП г. Омска "Омскэлектро" антимонопольного законодательства, в связи с чем приказом Омского УФАС России от 04.12.2013 г. N 329 в отношении правопреемника МПЭП г. Омска "Омскэлектро" - ОАО "Омскэлектро" возбуждено дело N 04/69-13 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
На заседаниях Комиссии представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении и дополнениях к заявлению. Обратил внимание на то, что у (С_) не было каких-либо личных мотивов, а также правовых оснований для добровольного обращения в МПЭП г. Омска "Омскэлектро" за получением технических условий на наружное освещение административно-торгового здания по проспекту Мира, 88 в том объеме, который определен в ТУ СНО 7654/2012. Такое освещение не было предусмотрено в выданном Департаментом архитектуры и градостроительства разрешении на строительство указанного административно-торгового здания, а также в проектно-сметной документации на его строительство. Причиной обращения МПЭП г. Омска "Омскэлектро" за получением ТУ СНО 7654/2012 явилось необоснованное условие, предусмотренное в пункте 15 технических условий N 02-0650/2010 от 02.09.2010 г. (далее - ТУ N 02-0650/2010) на технологическое присоединение указанного выше объекта по пр. Мира к электрическим сетям, которое предусматривало необходимость получения технических условий по наружному освещению прилегающей территории в СНО (служба наружного освещения) МПЭП г. Омска "Омскэлектро". После получения ТУ СНО 7654/2012 (С_) вынуждена была их выполнить: осуществить проектирование и строительство за пределами земельного участка, отведенного под строительство административно-торгового здания, линии наружного освещения внутриквартальной дороги протяженностью около 300 метров, поскольку без выполнения ТУ СНО 7654/2012 в МПЭП г. Омска "Омскэлектро" невозможно было получить акт (справку) о выполнении ТУ N 02-0650/2010 на технологическое присоединение административно-торгового здания по пр. Мира, 88, корп. 2 к электрическим сетям. При отсутствии указанного акта невозможно было получить разрешение в Департаменте строительства на ввод в эксплуатацию построенного административно-торгового здания.
Считает, что указанными действиями со стороны МПЭП г. Омска "Омскэлектро" было допущено нарушение антимонопольного законодательства, результатом чего является ущемление интересов (С_), поскольку на выполнение ТУ СНО 7654/2012, предусматривающих строительство линии наружного освещения, (С_) были потрачены собственные финансовые средства в размере 650940 руб. 73 коп.
Представители ответчика - ОАО "Омскэлектро" на заседаниях Комиссии не признали нарушением антимонопольного законодательства действия МПЭП г. Омска "Омскэлектро" по включению в пункт 15 технических условий N 02-0650/2010 обязанности заказчика о получении технических условий по наружному освещению прилегающей территории в СНО МПЭП г. Омска "Омскэлектро", а также по выдаче технических условий СНО 7654/2012 на наружное освещение административно-торгового здания по проспекту Мира, 88.
В письменных пояснениях от 14.10.2013 N 06-09/11912 и от 24.12 2013 N 06-09/14851 ОАО "Омскэлектро" утверждает, что пункт 15 ТУ N 02-0650/2010 в части получения технических условий на наружное освещение носит информационный характер и не являлся для (С.) обязательным для исполнения.
По мнению ответчика, вопрос о выдаче технических условий на наружное освещение нормативно не урегулирован, поскольку к подключению сетей наружного освещения не применимы положения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). В связи с этим МПЭП г. Омска "Омскэлектро" при выдаче Суворовой ТУ СНО 7654/2012 руководствовалось техническими нормами, закрепленными в Правилах устройства электроустановок (утв. Приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 06.10.1999 г.), в частности пунктами 6.5.19, 6.5.24, согласно которым система управления наружным освещением должна быть централизованной и осуществляться из диспетчерского пункта наружного освещения с возможностью отключения в аварийных ситуациях в течение 3 минут. Все мероприятия в выданных технических условиях указаны в целях соблюдения технических норм организации наружного освещения.
ОАО "Омскэлектро" считает, что (С.) в добровольном порядке получила технические условия на наружное освещение, о чем свидетельствует ее заявление, а также тот факт, что у ОАО "Омскэлектро" отсутствует заинтересованность в понуждении застройщика к строительству линий наружного освещения, поскольку организация наружного освещения, строительство и ремонт линий наружного освещения является обязанностью Администрации города Омска. ОАО "Омскэлектро, как специализированная организация, осуществляет лишь техническое обслуживание и ремонт линий наружного освещения на основании соглашения, подписанного между ОАО "Омскэлектро" и Департаментом городского хозяйства Администрации города Омска.
При рассмотрении дела, на основании полученных в процессе проверки материалов, а также представленных заявителем и ОАО "Омскэлектро" письменных пояснений и документов, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с распоряжением Администрации города Омска от 27.12.2012 г. N 452-р было принято решение о приватизации Муниципального производственно-эксплуатационного предприятия города Омска "Омскэлектро" путем преобразования в открытое акционерное общество "Омскэлектро".
Процедура реорганизации в форме преобразования МПЭП г. Омска "Омскэлектро" в ОАО "Омскэлектро" была завершена 29.03.2013 г. путем внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности МПЭП г. Омска "Омскэлектро" и о регистрации в качестве юридического лица ОАО "Омскэлектро".
В передаточном акте от 12.03.2013 г. указано, что ОАО "Омскэлектро" является правопреемником реорганизованного МПЭП г. Омска "Омскэлектро" по всем его обязательствам в отношении всех его кредиторов.
В соответствии с п. 5 статьи 58 Гражданского кодекса РФ созданное в процессе реорганизации в форме преобразования ОАО "Омсклектро" является универсальным правопреемником реорганизованного МПЭП г. Омска "Омскэлектро".
Указанная выше реорганизация подтверждена следующими документами:
распоряжением Администрации города Омска от 27.12.2012 г. N 452-р;
свидетельством о прекращении деятельности МПЭП г. Омска "Омскэлектро" от 29.03.2013 г. серия 55 N 003725680;
свидетельством о государственной регистрации ОАО "Омскэлектро" от 29.03.2013 года серия 55 N 003725678;
постановлением Омского городского Совета от 12.12.2012 г. N 325 "Об утверждении Устава ОАО "Омскэлектро";
Уставом ОАО "Омскэлектро.
На основании представленных документов Комиссия признает, что при реорганизации МПЭП г. Омска "Омскэлектро" в форме преобразования правопреемство по всем обязательствам данного предприятия возникло у ОАО "Омскэлектро" в силу закона, на основании передаточного акта, включая права и обязанности, которые не признаются и (или) оспариваются, либо те, которые на момент реорганизации не отражены в соответствующих документах или не выявлены на момент реорганизации.
В соответствии с Уставом открытого акционерного общества "Омскэлектро", утвержденного постановлением Омского городского Совета от 12.12.2012 г. N 325 общество осуществляет основные виды деятельности, в числе которых предусмотрены:
- передача электроэнергии;
- распределение электроэнергии;
- деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей и другие виды деятельности.
В силу уставных положений на деятельность ОАО "Омскэлектро" распространяются нормы Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) и других нормативных правовых актов, действующих в сфере электроэнергетики.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" оказание услуг по передаче электрической энергии отнесено к числу сфер деятельности субъектов естественной монополии, следовательно, в силу указанного Закона ОАО "Омскэлектро" является субъектом естественной монополии на рынке услуг по передаче электрической энергии.
В силу с части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Кроме того в процессе рассмотрения дела N 04/69-13 на основании положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05. 2012 г. N 345, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, аналитическим отделом Омского УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по обеспечению работоспособности электрических сетей наружного освещения города Омска, эксплуатируемых МПЭП города Омска "Омскэлектро"/ОАО "Омскэлектро".
По результатам проведенного анализа подготовлен Аналитический отчет от 27.01.2014 г. "О состоянии конкуренции на товарном рынке услуг по обеспечению работоспособности электрических сетей наружного освещения города Омска в границах эксплуатируемых инженерных сетей МПЭП города Омска "Омскэлектро"/ОАО "Омскэлектро", в котором содержится вывод о том, что хозяйствующие субъекты МПЭП города Омска "Омскэлектро" за период с января 2012 г. по 28.03.2013 г. и ОАО "Омскэлектро" за период с 29.03.2013 г. по ноябрь 2013 г. занимают доминирующее положение с долей 100 процентов на рынке услуг по обеспечению работоспособности электрических сетей наружного освещения города Омска в границах эксплуатируемых инженерных сетей.
Комиссией также установлено следующее.
В 2009 году (С.) приобрела по договору купли-продажи земельный участок с кадастровым номером 55:36:05 02 06:3037 на проспекте Мира в 42 метрах относительно многоквартирного дома N 88 по проспекту Мира.
02.09.2010 г. (С.) обратилась в МПЭП г. Омска "Омскэлектро" с заявкой на получение технических условий на присоединение к электрическим сетям энергопринимающего устройства планируемого к строительству указанного административно-торгового здания.
В соответствии с пунктом 18 Правил N 861, мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями и другие мероприятия, предусмотренные данным пунктом.
На основании поступившей заявки между МПЭП г. Омска "Омскэлектро" и (С.) был заключен договор N 10896/10 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 06.09.2010 г., приложением к которому являются технические условия на присоединение энергопринимающих устройств к распределительным сетям МУПЭП "Омскэлектро" N 02-0650/2010 от 02.09.2010 г. на технологическое присоединение указанного выше объекта по пр. Мира к электрическим сетям.
Пунктом 25 Правил N 861 предусмотрены мероприятия, которые включаются в технические условия, в том числе:
а(2)) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией);
б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети сетевых организаций, а также смежных сетевых организаций (такое требование распространяется на лиц, технические условия для которых в соответствии с настоящими Правилами согласовывались с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроснабжения), а также обоснованные требования к строительству (реконструкции) объектов по производству электрической энергии в связи с присоединением новых мощностей, обязательные для выполнения сетевой организацией, в том числе путем урегулирования отношений с иными лицами и другие мероприятия.
Указанные нормы Правил N 861 не предусматривают для застройщика осуществления мероприятий, связанных с технологическим присоединением объекта к электрическим сетям, за пределами земельного участка заявителя.
Указанное подтверждает пояснение от 23.01.2014 г. N 02/622, представленное Департаментом архитектуры и строительства Администрации города Омска, привлеченным в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.
В пояснении, с учетом норм Градостроительного кодекса РФ, сообщается о том, что коммуникации инженерной инфраструктуры, в том числе электрические линии наружного освещения, являются объектами капитального строительства, для строительства которых предусмотрена процедура оформления и получения необходимых документов. Кроме того, с учетом изложенных обстоятельств, сделан вывод: обязанность строительства линии наружного освещения за пределами предоставленного земельного участка для строительства объекта капитального строительства нормативно правовыми актами не предусмотрена.
Согласно пункту 19 Правил N 861 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные данными правилами.
На основе анализа положений Правил N 861 и представленных заявителем материалов Комиссией установлено, что при выдаче МПЭП г. Омска "Омскэлектро" ТУ N 02-0650/2010 на технологическое присоединение объекта по пр. Мира, 88, корп. 2 в пункт 15 данных ТУ было включено необоснованное требование о получении в СНО МПЭП г. Омска "Омскэлектро" технических условий по наружному освещению прилегающей территории.
Для исполнения пункта 15 ТУ N 02-0650/2010 (С.) 02.07.2012 г. обратилась с заявкой в СНО МПЭП г. Омска "Омскэлектро" за получением технических условий на строительство сетей наружного освещения, которая выдала технические условия СНО 7654/2012 от 25.07.2012 г. на наружное освещение административно-торгового здания по пр. Мира, 88, корп. 2 в Советском административном округе.
Пунктом 1 технических условий СНО 7654/2012 предусмотрено наружное освещение внутриквартальной дороги от пр. Мира до ул. Магистральной на железобетонных опорах (длина линии около 300 метров).
После получения указанных технических условий (С.) направила в МУПЭП г. Омска "Омскэлектро" письмо от 08.11.2012 г., в котором содержится просьба об изменении пункта 1 ТУ СНО 7654/2012 на формулировку: "проектом предусмотреть наружное освещение подходов и подъездов к объекту".
Просьба (С.) об изменении технических условий СНО 7654/2012 позволяла сократить длину строительства сетей наружного освещения с 300 метров до 30 метров для освещения построенного здания, что могло существенно сократить расходы (С.) на указанное строительство.
Однако письмом МПЭП г. Омска "Омскэлектро" от 15.11.2012 г. N 23-09/8229. данная просьба (С.) была отклонена.
В указанном письме МПЭП г. Омска "Омскэлектро" содержится следующий мотив отказа: "В соответствии с Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 года и Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. N 83 развитие территорий направлено на обеспечение, при осуществлении градостроительной деятельности безопасности, благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Как показывает практика смонтированное непосредственно на фасадах зданий и сооружений наружное освещение не работает, у службы наружного освещения отсутствует техническая возможность его управления. На основании вышеизложенного внести изменения в ТУ СНО 7654/2012 на наружное освещение административно-торгового здания по пр. Мира, 88 не представляется возможным".
Изложенные выше обстоятельства получения (С.) технических условий СНО 7654/2012 от 25.07.2012 г. и последующее строительство линии наружного освещения в соответствии с указанными техническими условиями, опровергает довод ОАО "Омскэлектро" о добровольном желании (С.) на получение технических условий и строительства указанной линии наружного освещения, а факт отказа МПЭП г. Омска "Омскэлектро" от сокращения длины строительства линии наружного освещения с 300 метров до 30 метров, свидетельствует о навязывании ее строительства на основе полученных (С.) технических условий СНО 7654/2012.
Комиссия также признает обоснованными доводы заявителя о том, что без строительства линии наружного освещения (С.) не могла получить от МПЭП г. Омска "Омскэлектро" акт (справку) о выполнении технических условий N 02-0650/2010 от 02.09.2010 г. на технологическое присоединение к электрическим сетям строящегося административно-торгового здания N 88, корп. 2 по проспекту Мира в связи с тем, что условия пункта 15 данных технических условий в части получения ТУ СНО 7654/2012 от 25.07.2012 г., считались бы в таком случае не выполненными до окончания строительства линии наружного освещения.
В свою очередь от получения указанного акта (справки) зависело получение в Департаменте строительства Администрации города Омска разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, прилагаются в том числе, документы, подтверждающие соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. Согласно части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ непредставление всех документов, указанных в части 3 статьи 55 настоящего кодекса, является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Из заявления (С.) и дополнений к нему, а также пояснений представителя (С.) следует, что с целью своевременного ввода построенного административно-торгового здания по ул. Мира, 88,корп. 2 в эксплуатацию она вынуждена была осуществить строительство линии наружного освещения за счет собственных финансовых средств в размере 650940 руб. 73 коп.
Следовательно, внесением в пункт 15 технических условий N 02-0650/2010 от 02.09.2010 г. на технологическое присоединение к электрическим условия о получении технических условий по наружному освещению в СНО МПЭП г. Омска "Омскэлектро", а также выдачей технических условий СНО 7654/2012 от 25.07.2012 г. на строительство линии наружного освещения и отказом от внесения изменений в данные технические условия со стороны МПЭП г. Омска "Омскэлектро" было допущено нарушение положений Правил N 861, которые не предусматривают включение в технические условия осуществления заявителем мероприятий за пределами земельного, на котором осуществлялось строительство административно-торгового здания по проспекту Мира, 88, корп. 2.
Из представленных (С.) материалов следует, что строительство объектов наружного освещения за пределами земельного участка не было предусмотрено проектно-сметной документацией на строительство указанного административно-торгового здания и понесенные ею финансовые затраты в размере 650940 руб. 73 коп. на строительство линии наружного освещения ущемляют интересы заявителя.
Комиссией также установлено, что в сфере градостроительной деятельности и в сфере электроэнергетики отсутствуют законодательные и нормативные правовые акты, обязывающие застройщика, осуществляющего строительство объекта капитального строительства на определенном земельном участке, строить линии наружного освещения за пределами данного земельного участка.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц) относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункта 9-4 части 1 статьи 22 Устава города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 г. N 92, освещение улиц организует Администрация города Омска.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 г. N 45 "О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска" (далее - Правила благоустройства) освещение и осветительное оборудование являются элементами благоустройства территории, а в соответствии с пунктом 9 той же статьи под устройствами наружного освещения понимаются технические сооружения и приборы, предназначенные для освещения улиц, площадей, дворов, тоннелей, пешеходных переходов, подъездов зданий, номерных знаков домов.
К работам по содержанию и эксплуатации устройств наружного освещения на территории города Омска относятся:
- содержание сетей уличного освещения в исправном состоянии;
- включение и отключение наружного освещения улиц, дорог, площадей, территорий микрорайонов и других освещаемых объектов в соответствии с графиком включения и отключения наружного освещения;
- устранение неисправностей в работе наружных осветительных, связанных с обрывом электрических проводов или повреждением опор и т.п.
Пунктом 160.1 Правил благоустройства предусмотрено, что обязанность по организации освещения нежилых зданий, сооружений, объектов с кратковременным сроком эксплуатации возлагается на собственников и лиц, которым данное имущество передано в хозяйственное ведение, оперативное управление либо в аренду.
По информации Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 18.12.2013 г. N 01-11/5707 и от 22.01.2014 г. N 700 электрические сети наружного освещения, являющиеся объектами муниципальной собственности города Омск, были закреплены на праве хозяйственного ведения за МПЭП г. Омска "Омскэлектро" и тем самым являлись частью электросетевого хозяйства предприятия.
Следовательно, все вопросы, связанные с эксплуатацией электрических сетей наружного освещения, в том числе выдача технических условий на подключение новых линий наружного освещения, до реорганизации МПЭП г. Омска "Омскэлектро" находились в ведении данного предприятия (до 29.03.2013 г.).
Комиссия считает необоснованным довод ОАО "Омскэлектро" о том, что на подключение новых объектов к сетям наружного освещения не распространяются положения Правил N 861.
Пунктом 1 Правил N 861 предусмотрено, что Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
Следовательно, подключение любых энергопринимающих устройств к электрическим сетям должно осуществляться с соблюдением порядка, установленного указанными Правилами.
Однако при выдаче (С.) технических условий СНО 7654/2012 со стороны МПЭП г. Омска "Омскэлектро" было допущено нарушение положений подпункта "а"(2) пункта 25 Правил N 861, которым предусмотрено распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий: мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией.
На основе анализа положений Правил N 861, Правил благоустройства Комиссия пришла к выводу о том, что у МПЭП г. Омска "Омскэлектро" не было правовых оснований на выдачу (С.) технических условий СНО 7654/2012 на наружное освещение административно-торгового здания по проспекту Мира, 88 за пределами земельного участка, на котором был построен данный объект.
С учетом указанного необоснованной является ссылка ОАО "Омскэлектро" на пункты Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства топлива и энергетики РФ от 06.10.1999 г., поскольку данные Правила относятся к нормативно-техническим актам и их положения должны учитываться, если имеются законные основания для выдачи технических условий на строительство линий наружного освещения. Для выдачи технических условий на наружное освещение эти Правила, в качестве основания на их выдачу, не имеют самостоятельного значения.
На основании изложенных обстоятельств Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" содержится разъяснение о том, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Комиссия также учитывает разъяснение Пленума ВАС РФ N 30 относительно того, что пунктом 2 статьи 11 ГК РФ и главой 9 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случаях, установленных законом. Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции.
С учетом изложенного в действиях МПЭП г. Омска "Омскэлектро" - правопредшественника ОАО "Омскэлектро" Комиссией установлено нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в необоснованном включении в пункт 15 ТУ N 02-0650/2010 условия о получении в СНО МУПЭП "Омскэлектро" технических условий по наружному освещению прилегающей территории, а также в необоснованной выдаче МПЭП г. Омска "Омскэлектро" гражданке (С.) технических условий СНО 7654/2012 от 25.07.2012 г., предусматривающих, в нарушение положений Правил N 861, строительство линии (сетей) наружного освещения за пределами земельного участка, на котором осуществлялось строительство административно-торгового здания, и отказа ей во внесение изменений в данные технические условия в части сокращения длины строительства линии (сетей) наружного освещения с 300 метров до 30 метров, результатом чего является ущемление интересов гражданки (С.), выразившееся в финансовых расходах на строительство указанной линии (сетей) наружного освещения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. На основании статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с пунктами 3.2.4, 3.6.5, 3.8 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 года N 345, установить доминирующее положение МПЭП города Омска "Омскэлектро" за период с января 2010 г. по 28.03.2013 г. и ОАО "Омскэлектро" за период с 29.03.2013 г. по день принятия настоящего решения на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в границах эксплуатируемых электрических сетей на территории г. Омска.
2. На основании части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05. 2012 г. N 345, на основании аналитического отчета о состоянии конкуренции на товарном рынке услуг по обеспечению работоспособности электрических сетей наружного освещения города Омска в границах эксплуатируемых инженерных сетей МПЭП города Омска "Омскэлектро"/ОАО "Омскэлектро" от 27.01.2014 г., установить доминирующее положение МПЭП города Омска "Омскэлектро" за период с января 2012 г. по 28.03.2013 г. и ОАО "Омскэлектро" за период с 29.03.2013 г. по ноябрь 2013 г. с долей 100 процентов на рынке услуг по обеспечению работоспособности электрических сетей наружного освещения города Омска в границах эксплуатируемых инженерных сетей.
3. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" действия МПЭП г. Омска "Омскэлектро" - правопредшественника ОАО "Омскэлектро", выразившиеся:
- в необоснованном включении в пункт 15 технических условий N 02-0650/2010 от 02.09.2010 года, выданных гражданке (С.), условия о получении в СНО МПЭП "Омскэлектро" технических условий по наружному освещению прилегающей территории;
- в необоснованной выдаче МПЭП г. Омска "Омскэлектро" гражданке (С.) технических условий СНО 7654/2012 от 25.07.2012 г., предусматривающих, в нарушение положений Правил N 861, строительство линии (сетей) наружного освещения за пределами земельного участка, на котором осуществлялось строительство административно-торгового здания, и отказа ей во внесение изменений в данные технические условия в части сокращения длины строительства линии (сетей) наружного освещения с 300 метров до 30 метров, результатом чего является ущемление интересов гражданки (С.), выразившееся в финансовых расходах на строительство указанной линии (сетей) наружного освещения.
4. Выдать ОАО "Омскэлектро" - правопреемнику МПЭП г. Омска "Омскэлектро" предписание, в которое включить мероприятия, направленные на устранение установленного нарушения антимонопольного законодательства.
5. Материалы дела N 04/69-13 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии (ф.и.о., подпись)
Члены Комиссии (ф.и.о., подписи)
ПРЕДПИСАНИЕ N04/69-13
12 февраля 2014 года
г. Омск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: (_),
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 12.02.2014 г. по делу N 04/69-13 о нарушении ОАО "Омскэлектро" (ул. Лизы Чайкиной, 8, г. Омск, 644027) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ОАО "Омскэлектро" со дня получения предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при выдаче технических условий на присоединение энергопринимающих устройств к распределительным электрическим сетям ОАО "Омскэлектро", для чего при выдаче технических условий физическим и юридическим лицам не допускать нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, в части необоснованного включения в технические условия требования о получении технических условий на наружное освещение прилегающей территории, а также не допускать необоснованную выдачу физическим и юридическим лицам технических условий на строительство линий (сетей) наружного освещения за пределами земельного участка, на котором осуществляется строительство объекта капитального строительства.
2. О принятых мерах по исполнению предписания ОАО "Омскэлектро" необходимо представить информацию в Омское УФАС России в десятидневный срок со дня получения предписания с приложением подтверждающих документов.
Председатель Комиссии (ф.и.о., подпись)
Члены Комиссии (ф.и.о., подписи)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 12 февраля 2014 г. N 04/69-13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016