Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 10 февраля 2014 г. N 82-07/13
Резолютивная часть решения оглашена "28" января 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "10" февраля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Сапрыкина Н.В. |
- |
заместитель руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
Соболевская Т.М. |
- |
начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; |
|
Заводская М.А. |
- |
главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 82-07/13 по признакам нарушения Правительством Челябинской области (ул. Цвиллинга, 27, г. Челябинск, 454089) и Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области (ул. Елькина, 77, г. Челябинск, 454048) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Челябинским УФАС России по поручению ФАС России и Правительства Российской Федерации проводилась проверка органов государственной власти Челябинской области на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов.
В ходе указанной проверки в действиях Правительства Челябинской области в лице Комиссии Правительства Челябинской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС) по принятию решений о даче Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области рекомендаций об организации размещения заказов на выполнение комплекса работ по строительству жилых домов в г. Копейске и г. Коркино и выносу сетей инженерной инфраструктуры, подпадающих в зону развития оползневых процессов, у единственного поставщика, а также в действиях Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области по принятию протоколов о размещении заказов у единственного поставщика и заключению соответствующих государственных контрактов с нарушением положений законодательства о размещении заказов выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Правительством Челябинской области представлены следующие письменные пояснения и документы (от 19.11.2013 исх. N 09/6123, от 14.01.2014 исх. N 09/94).
Границы зон отселения определены на основании отчета от 30 июня 2011 года НИИ горной геомеханики и маркшейдерского дела - межотраслевого научного центра ВНИМИ (Уральский филиал). Письмом от 31 мая 2012 года до Правительства Челябинской области доведено заключение ВНИМИ о положении границ прибортовых зон Коркинского угольного разреза, опасных для проживания, в котором представлены рекомендации по первоочередному расселению и сносу жилых домов, находящихся в зоне накопления деформаций, превышающих предельно допустимые. Дотация в размере 2 млрд. рублей выделена в 2012 году бюджету Челябинской области из федерального бюджета. Пунктом 1.3 протокола от 26.02.2013 N 8 заседания межведомственной рабочей группы при Правительственной комиссии Правительству Челябинской области в связи с возможной угрозой схода оползневого тела на восточном борту угольного разреза "Коркинский" рекомендовано выполнить работы по расселению жителей из опасной зоны в сроки, установленные областной целевой программой.
Строительные организации ООО "СК НИКС", ООО "ПроектЭнергоСтройМонтаж", ООО "ГРАНД-ТРЕЙД", ООО "Альфа-Строй" выбраны в качестве генеральных подрядчиков по строительству жилых домов в городах Копейске и Коркино по причине соответствия требованиям, установленным в извещениях об отборе генеральных подрядчиков. Указанные извещения размещены на официальном сайте Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в соответствии с решениями КЧС и на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). Поступившие в срок коммерческие предложения строительных организаций рассмотрены на заседаниях комиссии по размещению заказа Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области. По результатам заседаний комиссии подписаны протоколы размещения заказа у единственного поставщика.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
Постановлением Правительства Челябинской области от 17 июня 2004 г. N 54-п утверждены Положение о КЧС и состав КЧС.
В соответствии с пунктом 9 указанного Положения решения КЧС являются обязательными для всех ее членов, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Челябинской области, предприятий и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
1). 12.05.2012 КЧС принято решение N 12-2012, в соответствии которым в целях предотвращения чрезвычайной ситуации, связанной с непреодолимой силой по активизированию оползневых процессов бортов угольного разреза "Коркинский", и возникающей в связи с этим необходимостью проведения в кратчайшие сроки мер по переселению жилого фонда, рекомендовано Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области организовать в соответствии с Законом о размещении заказов размещение заказа на выполнение комплекса работ по строительству четырех жилых домов в г. Копейске, одного жилого дома в г. Коркино и выносу сетей инженерной инфраструктуры, подпадающих в зону развития оползневых процессов, у единственного поставщика.
Основанием для принятия решения КЧС N 12-2012 послужило образование напряженной и неустойчивой системы "разрез-отвал" в результате многолетней эксплуатации угольного разреза "Коркинский", что является источником техногенной опасности в регионе и может привести к чрезвычайной ситуации федерального характера. На основании результатов отчета НИИ горной геомеханики и маркшейдерского дела - межотраслевого научного центра ВНИМИ (Уральский филиал) от 30.06.2011 из зоны развития оползневых процессов в районе угольного разреза "Коркинский" подлежат неотложному отселению жители домов, расположенных на прибортовой территории разреза до ул. 50 лет Октября и Второго участка Розинского городского поселения, и признанных аварийными и подлежащими сносу в соответствии с пунктом 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Кроме того, указано на необходимость срочного выноса сетей инженерной инфраструктуры, обеспечивающих жизнедеятельность поселка Роза и подпадающих в зону развития оползневых процессов. Актом комиссионного обследования оползневой зоны N 3.4 от 18.04.2012 установлено резкое увеличение движения оползневой зоны в сторону дна разреза.
В целях предупреждения возникновения и развития чрезвычайной ситуации федерального характера, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 239-р в 2012 году бюджету Челябинской области предусмотрена дотация за счет средств федерального бюджета в размере 2 млрд. рублей для финансирования мероприятий, связанных с переселением граждан, в том числе на строительство одного многоквартирного жилого дома в г. Коркино (срок до 01.10.2012) и четырех многоквартирных жилых домов в г. Копейске (срок до 01.03.2013).
Постановлением Правительства Челябинской области от 15.05.2012 N 202-П утверждена Областная целевая програма "Переселение граждан из зоны развития оползневых процессов, строительство социальной и инженерной инфраструктуры, рекультивация земель в районе угольного разреза Коркинский" на 2012-2013 годы".
На основании решения КЧС N 12-2012 от 12.05.2012:
1.1) Комиссией Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области составлен протокол от 16.05.2012 N 1, в соответствии с которым принято решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя) на выполнение работ на объекте: "5-этажный жилой дом на пересечении улиц 9 Января - Полевая в городе Коркино" на общую сумму 174 560 492, 85 рублей, в том числе:
- инженерно-геодезические и геологические изыскания - ООО изыскательская фирма "ЮжУралТИСИз", г. Челябинск - 915 749, 00 рублей;
- разработка проектно-сметной документации - ООО "ДЭФА - Проект", г. Челябинск - 3 237 717, 00 рублей;
- выполнение строительно-монтажных работ - ООО "ГРАНД-ТРЕЙД", г. Челябинск - 165 340 560, 00 рублей;
- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации - ОГУП "Челябоблинвестстрой", Челябинск - 5 066 466, 85 рублей.
На основании указанного протокола между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и ООО изыскательская фирма "ЮжУралТИСИз", ООО "ДЭФА-ПРОЕКТ", ООО "ГРАНД-ТРЕЙД", ОГУП "Челябоблинвестстрой" заключен государственный контракт от 16.05.2012 N 24 с, срок окончания выполнения работ:
- инженерно-геодезические и геологические изыскания - 20 мая 2012 года;
- разработка проектно-сметной документации - 25 июня 2012 года;
- выполнение строительно-монтажных работ - 15 сентября 2012 года;
- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации - 1 ноября 2012 года.
1.2) Комиссией Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области составлен протокол от 16.05.2012 N 2, в соответствии с которым принято решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя) на выполнение работ на объекте: "5-этажный жилой дом по ул. Международная, 74 в городе Копейске" на общую сумму 200 051 266, 65 рублей, в том числе:
- инженерно-геодезические и геологические изыскания - ООО изыскательская фирма "ЮжУралТИСИз" г. Челябинск - 561 360, 00 рублей;
- разработка проектно-сметной документации - ПК "Головной проектный институт Челябинскгражданпроект", г. Челябинск - 2 345 630, 00 рублей;
- выполнение строительно-монтажных работ - ООО "ГРАНД-ТРЕЙД", г. Челябинск - 191 006 640, 00 рублей;
- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации - МУ Копейского городского округа "Управление строительства", г. Копейск - 6 137 636, 65 рублей.
На основании указанного протокола между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и ООО изыскательская фирма "ЮжУралТИСИз", ПК "Головной проектный институт Челябинскгражданпроект", ООО "ГРАНД-ТРЕЙД", МУ Копейского городского округа "Управление строительства" заключен государственный контракт от 16.05.2012 N 25с, срок окончания выполнения работ:
- инженерно-геодезические и геологические изыскания - 20 мая 2012 года;
- разработка проектно-сметной документации - 25 июня 2012 года;
- выполнение строительно-монтажных работ - 15 сентября 2012 года;
- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации - 1 ноября 2012 года.
1.3) Комиссией Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области составлен протокол от 23.05.2012 N 3, в соответствии с которым принято решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя) на выполнение работ на объекте: "10-этажный жилой дом по ул. Международная, 76 в городе Копейске" на общую сумму 225 132 036, 85 рублей, в том числе:
- инженерно-геодезические и геологические изыскания - ООО изыскательская фирма "ЮжУралТИСИз" г. Челябинск - 402 700, 00 рублей;
- разработка проектно-сметной документации - ПК "Головной проектный институт Челябинскгражданпроект" г. Челябинск - 2 523 760, 00 рублей;
- выполнение строительно-монтажных работ - ООО "Строительная компания НИКС", г. Челябинск - 215 318 400, 00 рублей;
- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации - МУ Копейского городского округа "Управление строительства", г. Копейск - 6 887 176, 85 рублей.
На основании указанного протокола между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и ООО изыскательская фирма "ЮжУралТИСИз", ПК "Головной проектный институт Челябинскгражданпроект", ООО "Строительная компания НИКС", МУ Копейского городского округа "Управление строительства" заключен государственный контракт от 24.05.2012 N 25/1с, срок окончания выполнения работ:
- инженерно-геодезические и геологические изыскания - 8 июня 2012 года;
- разработка проектно-сметной документации - 25 июня 2012 года;
- выполнение строительно-монтажных работ - 30 ноября 2012 года;
- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации - 1 ноября 2012 года.
1.4) Комиссией Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области составлен протокол от 23.05.2012 N 4, в соответствии с которым принято решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя) на выполнение работ на объекте: "10-этажный жилой дом по ул. Короленко, 2 в городе Копейске" на общую сумму 161 795 053, 03 рубля, в том числе:
- инженерно-геодезические и геологические изыскания - ООО изыскательская фирма "ЮжУралТИСИз" г. Челябинск - 363 138, 00 рублей;
- разработка проектно-сметной документации - ПК "Головной проектный институт Челябинскгражданпроект" г. Челябинск - 2 243 600, 00 рублей;
- выполнение строительно-монтажных работ - ООО "НИКС", г. Челябинск - 153 838 080, 00 рублей;
- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации - МУ Копейского городского округа "Управление строительства", г. Копейск - 5 350 235, 03 рублей.
На основании указанного протокола между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и ООО изыскательская фирма "ЮжУралТИСИз", ПК "Головной проектный институт Челябинскгражданпроект", ООО "Строительная компания НИКС", МУ Копейского городского округа "Управление строительства" заключен государственный контракт от 24.05.2012 N 25/2с, срок окончания выполнения работ:
- инженерно-геодезические и геологические изыскания - 8 июня 2012 года;
- разработка проектно-сметной документации - 25 июня 2012 года;
- выполнение строительно-монтажных работ - 28 декабря 2012 года;
- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации - 28 декабря 2012 года.
1.5) Комиссией Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области составлен протокол от 23.05.2012 N 5, в соответствии с которым принято решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя) на выполнение работ на объекте: "10-этажный жилой дом по ул. Международная, 74А в городе Копейске" на общую сумму 240 921 479, 86 рублей, в том числе:
- инженерно-геодезические и геологические изыскания - ООО изыскательская фирма "ЮжУралТИСИз" г. Челябинск - 372 545, 00 рублей;
- разработка проектно-сметной документации - ПК "Головной проектный институт Челябинскгражданпроект" г. Челябинск - 2 465 938, 00 рублей;
- выполнение строительно-монтажных работ - ООО "ГРАНД-ТРЕЙД", г. Челябинск - 230 757 120, 00 рублей;
- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации - МУ Копейского городского округа "Управление строительства", г. Копейск - 7 325 876, 86 рублей.
На основании указанного протокола между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и ООО изыскательская фирма "ЮжУралТИСИз", ПК "Головной проектный институт Челябинскгражданпроект", ООО "ГРАНД-ТРЕЙД", МУ Копейского городского округа "Управление строительства" заключен государственный контракт от 14.06.2012 N 34с, срок окончания выполнения работ:
- инженерно-геодезические и геологические изыскания - 29 июня 2012 года;
- разработка проектно-сметной документации - 16 июля 2012 года;
- выполнение строительно-монтажных работ - 30 ноября 2012 года;
- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации - 28 декабря 2012 года.
Распоряжением Правительства Челябинской области от 24.05.2012 N 105-рп поручено довести лимиты бюджетных обязательств до Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в сумме 774 367, 31 тыс. рублей на реализацию мероприятий областной целевой программы "Переселение граждан из зоны развития активных оползневых процессов, строительство социальной и инженерной инфраструктуры, рекультивация земель в районе угольного разреза "Коркинский" на 2012-2013 годы", утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 15.05.2012 N 202-П "Об областной целевой программе "Переселение граждан из зоны развития оползневых процессов, строительство социальной и инженерной инфраструктуры, рекультивация земель в районе угольного разреза Коркинский" на 2012-2013 годы".
2). 23.08.2012 КЧС принято решение N 21-2012, в соответствии которым в целях дальнейшего предотвращения чрезвычайной ситуации, связанной с непреодолимой силой по активизированию оползневых процессов бортов угольного разреза "Коркинский", и возникающей в связи с этим необходимостью проведения в кратчайшие сроки мер по переселению жилого фонда, рекомендовано Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области организовать в соответствии с Законом о размещении заказов размещение заказа на выполнение комплекса работ по строительству трех жилых домов в г. Копейске и двух жилых домов в Коркинском муниципальном районе с учетом обеспеченности объектов социальной и инженерной инфраструктурой у единственного поставщика (исполнителя).
На основании решения КЧС N 21-2012 от 23.08.2012:
2.1). Комиссией Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области составлен протокол от 04.09.2012 N 12, в соответствии с которым принято решение о размещении заказа на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя) на выполнение работ на объекте: "10-этажный жилой дом на по улице Короленко, 4 в городе Копейске" на общую сумму 235 633 257, 56 рублей, в том числе:
- инженерно-геодезические и геологические изыскания и разработка проектно-сметной документации - ПК "Головной проектный институт Челябинскгражданпроект" г. Челябинск - 3 203 846, 00 рублей;
- выполнение строительно-монтажных работ - ООО "ПроектЭнергоСтройМонтаж", г. Екатеринбург - 225 623 640, 00 рублей;
- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации - МУ Копейского городского округа "Управление строительства", г. Копейск - 6 805 771, 56 рублей.
На основании указанного протокола между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и ПК "Головной проектный институт Челябинскгражданпроект", ООО "ПроектЭнергоСтройМонтаж", МУ Копейского городского округа "Управление строительства" заключен государственный контракт от 11.09.2012 N 89с, срок окончания выполнения работ:
- инженерно-геодезические и геологические изыскания - 17 сентября 2012 года;
- разработка проектно-сметной документации - 28 сентября 2012 года;
- выполнение строительно-монтажных работ - 15 февраля 2013 года;
- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации - 15 марта 2013 года.
2.2). Комиссией Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области составлен протокол от 04.09.2012 N 13, в соответствии с которым принято решение о размещении заказа на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя) на выполнение работ на объекте: "10-этажный жилой дом на по улице Короленко, 4 "б" в городе Копейске" на общую сумму 233 449 019, 32 рублей, в том числе:
- инженерно-геодезические и геологические изыскания и разработка проектно-сметной документации - ПК "Головной проектный институт Челябинскгражданпроект" г. Челябинск - 3 190 342, 00 рублей;
- выполнение строительно-монтажных работ - ООО "ПроектЭнергоСтройМонтаж", г. Екатеринбург - 223 502 400, 00 рублей;
- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации - МУ Копейского городского округа "Управление строительства", г. Копейск - 6 756 277, 32 рублей.
На основании указанного протокола между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и ПК "Головной проектный институт Челябинскгражданпроект", ООО "ПроектЭнергоСтройМонтаж", МУ Копейского городского округа "Управление строительства" заключен государственный контракт от 11.09.2012 N 87с, срок окончания выполнения работ:
- инженерно-геодезические и геологические изыскания - 14 сентября 2012 года;
- разработка проектно-сметной документации - 31 октября 2012 года;
- выполнение строительно-монтажных работ - 30 апреля 2013 года;
- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации - 31 мая 2013 года.
3). Распоряжением Правительства Челябинской области от 11.02.2013 N 18-рп поручено довести лимиты бюджетных обязательств до Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в сумме 400 000 тыс. рублей на реализацию областной целевой программы "Переселение граждан из зоны развития активных оползневых процессов, строительство социальной и инженерной инфраструктуры, рекультивация земель в районе угольного разреза "Коркинский" на 2012-2013 годы", утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 15.05.2012 N 202-П "Об областной целевой программе "Переселение граждан из зоны развития оползневых процессов, строительство социальной и инженерной инфраструктуры, рекультивация земель в районе угольного разреза Коркинский" на 2012-2013 годы".
19.03.2013 КЧС принято решение N 5-2013, в соответствии с которым рекомендовано Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области организовать в соответствии с Законом о размещении заказов размещение заказа на выполнение комплекса работ по строительству четырех жилых домов в г. Копейске, с учетом их обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, а также строительно-монтажных работ по выносу магистральных инженерных сетей от края борта разреза "Коркинский" у единственного поставщика (исполнителя).
На основании решения КЧС N 5-2013 от 19.03.2013:
3.1). Комиссией Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области составлен протокол от 29.04.2013 N 16, в соответствии с которым принято решение о размещении заказа на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя) на выполнение работ на объекте: "10-этажный жилой дом на по улице Короленко, 4 "а" в городе Копейске" на общую сумму 322 604 709, 17 рублей, в том числе:
- инженерные изыскания и разработка проектно-сметной документации - ПК "Головной проектный институт Челябинскгражданпроект" г. Челябинск - 5 116 880, 00 рублей;
- выполнение строительно-монтажных работ - ООО "Строительная компания "НИКС", г. Челябинск - 306 160 800, 00 рублей;
- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации - МУ Копейского городского округа "Управление строительства", г. Копейск - 11 327 029, 17 рублей.
На основании указанного протокола между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и ПК "Головной проектный институт Челябинскгражданпроект", ООО "Строительная компания "НИКС", МУ Копейского городского округа "Управление строительства" заключен государственный контракт от 08.05.2013 N 1с, срок окончания выполнения работ:
- инженерно-геодезические и геологические изыскания - 14 календарных дней с момента заключения контракта;
- разработка проектно-сметной документации - 30 календарных дней с момента заключения контракта;
- выполнение строительно-монтажных работ - 25 сентября 2013 года;
- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации - 25 декабря 2013 года.
3.2). Комиссией Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области составлен протокол от 29.04.2013 N 17, в соответствии с которым принято решение о размещении заказа на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя) на выполнение работ на объекте: "10-этажный жилой дом на по улице Короленко, 6 в городе Копейске" на общую сумму 321 973 782, 86 рублей, в том числе:
- инженерные изыскания и разработка проектно-сметной документации - ПК "Головной проектный институт Челябинскгражданпроект" г. Челябинск - 4 739 550, 00 рублей;
- выполнение строительно-монтажных работ - ООО "Строительная компания "НИКС", г. Челябинск - 305 923 200, 00 рублей;
- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации - ОГУП "Челябоблинвестстрой", г. Челябинск - 11 311 032, 86 рублей.
На основании указанного протокола между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и ПК "Головной проектный институт Челябинскгражданпроект", ООО "Строительная компания "НИКС", ОГУП "Челябоблинвестстрой" заключен государственный контракт от 08.05.2013 N 2с, срок окончания выполнения работ:
- инженерно-геодезические и геологические изыскания - 14 календарных дней с момента заключения контракта;
- разработка проектно-сметной документации - 30 календарных дней с момента заключения контракта;
- выполнение строительно-монтажных работ - 25 сентября 2013 года;
- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации - 25 декабря 2013 года.
3.3). Комиссией Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области составлен протокол от 29.04.2013 N 18, в соответствии с которым принято решение о размещении заказа на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя) на выполнение работ на объекте: "10-этажный жилой дом на по улице Короленко, 6 "а" в городе Копейске" на общую сумму 270 033 673, 59 рублей, в том числе:
- инженерные изыскания и разработка проектно-сметной документации - ПК "Головной проектный институт Челябинскгражданпроект" г. Челябинск - 4 234 054, 00 рублей;
- выполнение строительно-монтажных работ - ООО "АльфаСтрой", г. Челябинск - 256 317 600, 00 рублей;
- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации - ОГУП "Челябоблинвестстрой", г. Челябинск - 9 482 019, 59 рублей.
На основании указанного протокола между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и ПК "Головной проектный институт Челябинскгражданпроект", ООО "АльфаСтрой", ОГУП "Челябоблинвестстрой" заключен государственный контракт от 08.05.2013 N 4с, срок окончания выполнения работ:
- инженерно-геодезические и геологические изыскания - 14 календарных дней с момента заключения контракта;
- разработка проектно-сметной документации - 30 календарных дней с момента заключения контракта;
- выполнение строительно-монтажных работ - 25 сентября 2013 года;
- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации - 25 декабря 2013 года.
3.4). Комиссией Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области составлен протокол от 29.04.2013 N 19, в соответствии с которым принято решение о размещении заказа на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя) на выполнение работ на объекте: "10-этажный жилой дом на по улице Короленко, 8 в городе Копейске" на общую сумму 163 128 057, 52 рублей, в том числе:
- инженерные изыскания и разработка проектно-сметной документации - ПК "Головной проектный институт Челябинскгражданпроект" г. Челябинск - 3 298 268, 00 рублей;
- выполнение строительно-монтажных работ - ООО "АльфаСтрой", г. Челябинск - 153 790 560, 00 рублей;
- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации - МУ Копейского городского округа "Управление строительства", г. Копейск - 6 039 229, 52 рублей.
На основании указанного протокола между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и ПК "Головной проектный институт Челябинскгражданпроект", ООО "АльфаСтрой", МУ Копейского городского округа "Управление строительства" заключен государственный контракт от 08.05.2013 N 3с, срок окончания выполнения работ:
- инженерно-геодезические и геологические изыскания - 14 календарных дней с момента заключения контракта;
- разработка проектно-сметной документации - 30 календарных дней с момента заключения контракта;
- выполнение строительно-монтажных работ - 25 сентября 2013 года;
- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации - 25 декабря 2013 года.
Распоряжением Правительства Челябинской области от 29.04.2013 N 104-рп поручено довести лимиты бюджетных обязательств до Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в сумме 1 761 076, 25 тыс. рублей на реализацию областной целевой программы "Переселение граждан из зоны развития активных оползневых процессов, строительство социальной и инженерной инфраструктуры, рекультивация земель в районе угольного разреза "Коркинский" на 2012-2013 годы", утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 15.05.2012 N 202-П "Об областной целевой программе "Переселение граждан из зоны развития оползневых процессов, строительство социальной и инженерной инфраструктуры, рекультивация земель в районе угольного разреза Коркинский" на 2012-2013 годы".
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о размещении заказов государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом с учетом положений законодательства о размещении заказов.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о размещении заказов, размещение заказа может осуществляться:
1) путём проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона о размещении заказов, во всех случаях размещение заказа осуществляется путём проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о размещении заказов.
Кроме того, частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов предусмотрено, что основной из целей размещения заказов является, помимо прочего, эффективность использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Частью 4.1 статьи 10 Закона о размещении заказов предусмотрено, что размещение заказа на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства для нужд заказчиков осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов предусмотрено, что размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) может осуществляться без проведения торгов в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить контракт на выполнение работ в объёме, необходимом для ликвидации последствий непреодолимой силы.
Исходя из анализа части 1 статьи 202, части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что под обстоятельством непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.06.2012 N 3352/12 по делу N А40-25926/2011-13-230 юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости. Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.
Таким образом, квалифицирующим признаком понятия "непреодолимая сила является чрезвычайность обстоятельств, то есть невозможность предвидения наступления соответствующих обстоятельств, делающих невозможным размещение заказа иным способом, чем заключение контракта с единственным подрядчиком.
Как следует из материалов дела, развитие оползневых процессов в районе угольного разреза "Коркинский" может привести к чрезвычайной ситуации, тогда как исходя из содержания диспозиции пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, позволяющей заключить контракт с единственным поставщиком (исполнителем), следует, что необходимо наступление реальных негативных последствий в виду наступления обстоятельств непреодолимой силы к моменту заключения контракта, тогда как угроза наступления указанных обстоятельств не может являться основанием для заключения контракта по указанному основанию.
Кроме того, факт развития оползневых процессов в угольном разрезе зафиксирован еще 30.06.2011 в отчете НИИ горной геомеханики и маркшейдерского дела - межотраслевого научного центра ВНИМИ (Уральский филиал). Однако рассматриваемые государственные контракты заключены в мае, июне, сентябре 2012 года и мае 2013 года. Следовательно, у заказчика имелось время для проведения торгов либо запроса котировок и исполнения требований закона.
Указанные обстоятельства также свидетельствуют о длительном периоде развития оползневых процессов в угольном разрезе, что исключают возможность отнесения указанной ситуации к категории чрезвычайных.
Таким образом, обстоятельства непреодолимой силы, явившиеся основанием для принятия КЧС решений от 12.05.2012 N 12-2012, от 23.08.2012 N 21-2012 и от19.03.2013 N 5-2013 и заключения Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области государственных контрактов от 16.05.2012 N 24с и N 25с, от 24.05.2012 N 25/1с и N 25/2с от 14.06.2012 N 34с, от 11.09.2012 N 89с и N 87с, от 08.05.2013 N 1с, N 2с, N 3с и N 4с в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, отсутствовали.
Соответственно, рассматриваемые муниципальные заказы не могут быть размещены на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, т.е. без процедуры проведения торгов либо запроса котировок.
Так, например, при выборе способа размещения заказа на выполнение строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями части 4.1 статьи 10 Закона о размещении заказов заказчик должен был провести процедуру в форме открытого аукциона в электронной форме.
Следует отметить, что согласно части 3 статьи 10 Закона о размещении заказов, решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями данного закона.
КЧС не является органом, в полномочия которого входит принятие решения о способе размещения заказа (статья 4 и часть 3 статьи 10 Закона о размещении заказов). В связи с чем КЧС не вправе принимать решения о заключении заказчиком государственных контрактов путем размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя).
Кроме того, в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство капитальных объектов осуществляется на основании проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, в отношении которых проведена экспертиза. Поскольку в рассматриваемых случаях не было проведено инженерных изысканий и работ по разработке проектной документации, проведение которых требует определенных временных затрат, у органов власти отсутствовала необходимость принятия срочного решения о размещении заказов на выполнение строительно-монтажных работ.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам государственной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Действия Правительства Челябинской области в лице КЧС по принятию решений от 12.05.2012 N 12-2012, от 23.08.2012 N 21-2012 и от 19.03.2013 N 5-2013 о даче рекомендаций об организации размещения государственного заказа у единственного поставщика (исполнителя), а также действия Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области по принятию протоколов от 16.05.2012 N 1 и N 2, от 23.05.2012 N 3, N 4 и N 5, от 04.09.2012 N 12 и N 13, от 29.04.2013 N 16, N 17, N 18 и N 19 и заключению государственных контрактов от 16.05.2012 N 24с и N 25с, от 24.05.2012 N 25/1с и N 25/2с от 14.06.2012 N 34с, от 11.09.2012 N 89с и N 87с, от 08.05.2013 N 1с, N 2с, N 3с и N 4с с нарушением положений законодательства о размещении заказов привели или могли привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции при размещении государственных заказов, созданию отдельным хозяйствующим субъектам необоснованных преимуществ при осуществлении деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими с ними деятельность на одном товарном рынке, поскольку такие лица лишаются доступа к выполнению рассматриваемых работ.
Учитывая изложенное, указанные действия Правительства Челябинской области в лице КЧС и Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области противоречат требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Следует отметить, что в результате совершения указанных действий ООО изыскательская фирма "ЮжУралТИСИз" в отсутствие конкурентных процедур получило право на выполнение работ на общую сумму более 2 миллионов рублей, ООО "ДЭФА - Проект" - на сумму более 3 миллионов рублей, ОГУП "Челябоблинвестстрой" - на сумму более 25 миллионов рублей, ПК "Головной проектный институт Челябинскгражданпроект" - на сумму более 33 миллионов рублей, МУ Копейского городского округа "Управление строительства" - на сумму более 56 миллионов рублей, ООО "АльфаСтрой" - на сумму более 410 миллионов рублей, ООО "ПроектЭнергоСтройМонтаж" - на сумму более 449 миллиона рублей, ООО "ГРАНД-ТРЕЙД" - на сумму более 587 миллиона рублей, ООО "Строительная компания НИКС" - на сумму более 981 миллиона.
Поскольку на момент рассмотрения дела рекомендации, указанные в решениях КЧС от 12.05.2012 N 12-2012, от 23.08.2012 N 21-2012 и от 19.03.2013 N 5-2013 выполнены, государственные контракты заключены, Комиссия считает возможным предписания, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Правительству Челябинской области в лице КЧС и Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области не выдавать.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Правительства Челябинской области в лице КЧС по принятию решений от 12.05.2012 N 12-2012, от 23.08.2012 N 21-2012 и от 19.03.2013 N 5-2013 о даче рекомендаций Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области об организации размещения государственного заказа у единственного поставщика (исполнителя), без учета положений законодательства о размещении заказов, что привело или могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции при размещении государственных заказов.
2. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области по принятию протоколов от 16.05.2012 N 1 и N 2, от 23.05.2012 N 3, N 4 и N 5, от 04.09.2012 N 12 и N 13, от 29.04.2013 N 16, N 17, N 18 и N 19 и заключению государственных контрактов от 16.05.2012 N 24с и N 25с, от 24.05.2012 N 25/1с и N 25/2с от 14.06.2012 N 34с, от 11.09.2012 N 89с и N 87с, от 08.05.2013 N 1с, N 2с, N 3с и N 4с), без учета положений законодательства о размещении заказов, что привело или могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции при размещении государственных заказов.
3. Предписания Правительству Челябинской области в лице КЧС и Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.
5. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.
Председатель Комиссии
Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии
Т.М. Соболевская
М.А. Заводская
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Заводская М.А.
(351) 265-93-79
10.02.2014
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10 февраля 2014 г. N 82-07/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016