Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 7 мая 2015 г. N 247-Ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя
Комиссии:
- руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии: - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Герком" (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме на капитальный ремонт здания пищеблока (извещение N 0369100010815000055) в присутствии:
- представителя ФГБУЗ МСЧ N 162 ФМБА России, действующего на основании доверенности от 26.03.2015 N 14;
- председателя аукционной комиссии, программиста ФГБУЗ МСЧ N 162 ФМБА России;
в отсутствие представителя заявителя, заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие заявителя (от 06.05.2015 вх.N 6906), установила:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба 28.04.2015 ООО "Герком" на действия аукционной комиссии при проведении аукциона в электронной форме на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме на капитальный ремонт здания пищеблока (извещение N 0369100010815000055) (далее -аукцион).
Согласно представленным документам ФГБУЗ МСЧ N 162 ФМБА России (далее - заказчик) 13.04.2015 объявлено о проведении аукциона в электронной форме путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 857 876 рублей 27 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 29.04.2015 в 09 часов 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы контракт на капитальный ремонт здания пищеблока не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком в нарушение части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в Приложении N 1 к Спецификации "Соответствие материалов стандартам и нормам" часть ГОСТов указана в неактуальной редакции, а именно:
1) ГОСТ 30494-96 заменен на ГОСТ 30494-2011;
2) ГОСТ 26602.4-99 заменен на ГОСТ 26602.4-2012;
3) ГОСТ 266602.3-99 отсутствует;
4) ГОСТ 30971-2002 заменен на ГОСТ 30971-2012;
5) ГОСТ 111-2001 утратил силу и заменен на ГОСТ 111-2014;
6) ГОСТ 30777-2001 заменен на ГОСТ 30777-2012.
Учитывая изложенное, подготовка первой части заявки не представляется возможной.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.
В первой части заявки на участие в электронном аукционе участник подтверждает свое согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также предоставляет сведения о товарном знаке (его словесное обозначение) (при его наличии), предлагаемого для использования при выполнении работ товара, и конкретные показатели этого товара согласно Спецификации (Приложение N 1 к Техническому заданию) в соответствии с инструкцией по заполнению первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
При заполнении первой части заявки согласно Спецификации на товары (блоки оконные пластиковые, трубы стальные водогазопроводные неоцинкованные, смеси сухие строительные) достаточно руководствоваться ГОСТ 30674-99 "Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей". ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные", ГОСТ 31357-2007 "Смеси сухие строительные на цементном вяжущем. Общие технические условия". Данные ГОСТы являются действующими на момент осуществления закупки. Остальные ГОСТы, указанные в Приложении N 1 к Спецификации, носят рекомендательный характер и не могут повлиять на подготовку участниками первой части заявки.
Кроме того, аукционная документация не содержит требования, обязывающего участников закупки указывать в составе заявке соответствие недействующим ГОСТам.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99,106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Как следует из содержания пункта 11.2 Информационной карты документации об аукционе в электронной форме, детальное описание объекта закупки содержится в Техническом задании.
Приложением N 1 к Техническому заданию является Спецификация товаров (материалов и оборудования), используемых при выполнении работ по капитальному ремонту здания пищеблока ФГБУЗ МСЧ N 162 ФМБА России по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, ул. Первомайская, 15.
Согласно приложению N 1 к Спецификации предлагаемые для использования при выполнении работ участником материалы, для которых в Спецификации установлено требование "Характеристики должны соответствовать требованиям ГОСТ" в столбце N 4 "Параметр", должны соответствовать требованиям, установленным в следующих нормативных документах: ГОСТ 30674-99; ГОСТ 30494-96; ГОСТ 26602.5-2001; ГОСТ 26602.4-99; ГОСТ 266602.3-99; ГОСТ Р 52749-2007; ГОСТ 30971-2002; ГОСТ 111-2001; ГОСТ 30777-2001; ГОСТ 5087-80; ГОСТ 31357-2007; ГОСТ 3262-75; ГОСТ 26602.2-99; ГОСТ 26602.1-99.
Вместе с тем, согласно доводам жалобы часть ГОСТов указаны заказчиком в неактуальной редакции, а именно: ГОСТ 30494-96, ГОСТ 26602.4-99, ГОСТ 30971-2002, ГОСТ 30777-2001, ГОСТ 111-2001 отменены в связи с принятием ГОСТ 30494-2011, ГОСТ 26602.4-2012, ГОСТ 30971-2012, ГОСТ 30777-2012, ГОСТ 111-2014.
Кроме того, согласно доводам заявителя ГОСТ 266602.3-99 отсутствует.
Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что заказчик не обязывает участников закупки при заполнении первой части заявки руководствоваться указанными ГОСТами, так как они носят рекомендательный характер.
Однако, в аукционной документации отсутствуют сведения о том, что данные ГОСТы носят рекомендательный характер. Более того, напротив в Приложении N 1 к Спецификации установлено требование о соответствии материалов указанным нормативным актам. Ко всему прочему, данное требование находит свое отражение в контракте.
Согласно пояснениям, представленным представителем заказчика на заседании Комиссии, следует, что заявителем необоснованно указывается на замену ГОСТа 111-2001 ГОСТом 111-2014. В качестве подтверждения представителем заказчика представлены сведения с сайта http://gostexpert.ru, согласно которым ГОСТ 111-2014 отсутствует.
Следует отметить, что в отношении каждого из материалов, указанных в Спецификации, не содержатся сведения о номере ГОСТа, которым должен соответствовать данный материал, что не позволяет сделать вывод о требованиях заказчика к данным материалам. Общие формулировки Спецификации, относительно соответствия ГОСТам, существенно затрудняют восприятие требований заказчика, что не соответствует пункту 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, описание объекта закупки не носит объективный характер, не позволяет членам аукционной комиссии, участникам закупки, контрольным органам, без дополнительного изучения соответствующих ГОСТов, сделать вывод о соответствии заявки участника и предлагаемого им товара требованиям заказчика.
Вместе с тем, именно документация о закупке должна давать неопределенному кругу лиц четкое представление относительно требований заказчика в целях действительного обеспечения надлежащего качества предлагаемых к выполнению работ.
Тогда как "запутанное" и непрозрачное описание объекта закупки приводит к уменьшению круга участников закупки ввиду их отказа от участия в торгах из-за длительных временных затрат, связанных с заполнением заявки, и формального отклонения заявок по причине неправильного заполнения участником заявки.
Об указанных обстоятельствах свидетельствуют основание отказа в допуске к участию в электронном аукционе участника закупки с порядковым номером заявки N 2, а именно: первая часть заявки указанного участника заполнена в соответствии с требованиями, установленными заказчиком в аукционной документации, но не соответствует ГОСТ 31357-2007.
Заказчик в аукционной документации требует соответствия значений показателей, предложенных участниками закупки в первой части заявки положениям ГОСТов. При этом, максимальные и (или) минимальные значения показателей установленные заказчиком в Спецификации, не соответствуют указанным ГОСТам.
Так, заказчиком в позиции N 3 Спецификации при диаметре условного прохода трубы 50 мм и наружном диаметре трубы не более 60 мм значения показателей "толщина стенки" и "Масса 1 метра" установлены в виде "2,8-4,7 мм" и "4,20-6,20 кг" соответственно, тогда как согласно ГОСТ 3262-75 при диаметре условного прохода трубы 50 мм и наружном диаметре трубы не более 60 мм значение показателя "толщина стенки" - "3,0-4,5", а значение показателя "Масса 1 метра" - "4,22-6,16".
Кроме того, в позиции N 4 Спецификации заказчиком установлено следующее:
Крупность зерен заполнителя для бетонных смесей* Не более 21,00 мм
Крупность зерен заполнителя для растворных смесей* Не более 6,00 мм
Водопоглощение затвердевших растворов Не более 15,0 % по массе
Водоудерживающие добавки наличие\отсутствие
Водоудерживающая способность* Не менее 89%
При этом, согласно ГОСТ 31357-2007 наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть:
- для бетонных смесей - не более 20,00 мм;
- для растворных смесей - не более 5,00 мм.
А также согласно ГОСТ 31357-2007 водоудерживающая способность смесей, готовых к применению, должна быть не менее 90 %, содержащих водоудерживающие добавки, - не менее 95 %.
Таким образом, описание объекта сформировано заказчиком в нарушение требований пунктов 1,2 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
При рассмотрении жалобы, комиссией проведена внеплановая проверка документации о закупки и извещения о закупки, в ходе которой установлено следующие:
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0369100010815000055 от 30.04.2015 одним из оснований отказа в допуске к участию в электронном аукционе участника закупки с порядковым номером заявки N 5 является отсутствия в первой части заявки указания на товарный знак, а именно: "предложение не соответствует требованиям заказчика, так как в Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе (п. 1 раздела I части I документации об открытом аукционе в электронной форме) участник закупки должен указать товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии), предлагаемого участником товара для использования при выполнении работ. Указание товарного знака (его словесное обозначение) не требуется в случае, если предлагаемый участником товар выпускается и реализуется производителем соответственно без применения к нему товарного знака (его словесного обозначения). В этом случае участник закупки вместо товарного знака, модели (марки, артикула) вправе указать в своей заявке в отношении такого товара соответственно: "товарный знак не имеется", "обозначение модели (марки, артикула) не имеется".
Вместе с тем, согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе товарный знак (его словесное обозначение) указывается в первой части заявки участника закупки при наличии.
В соответствии с пунктом 14.1 Информационной карты электронного аукциона первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе в Приложении N1 к техническому заданию "Спецификация товаров (материалов и оборудования), используемых при выполнении работ" и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Как следует из Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе (Приложение N 2 к информационной карте) участник закупки раздельно по каждому пункту каждой части Спецификации указывает в первой части заявки, в том числе товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии), предлагаемого участником товара для использования при выполнении работ. Указание товарного знака (его словесное обозначение) не требуется в случае, если предлагаемый участником товар выпускается и реализуется производителем соответственно без применения к нему товарного знака (его словесного обозначения). В этом случае участник закупки вместо товарного знака, модели (марки, артикула) вправе указать в своей заявке в отношении такого товара соответственно: "товарный знак не имеется", "обозначение модели (марки, артикула) не имеется".
Следовательно, участники закупки при заполнении первой части заявки в случае отсутствия товарного знака вправе его не указывать.
Таким образом, аукционная комиссия в нарушение частей 1, 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе неправомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе по такому основанию, как неуказание товарного знака, участнику закупки с порядковым номером заявки N 5.
Следует отметить, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0369100010815000055 от 30.04.2015 участнику закупки с порядковым номером заявки N 3 отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующе причине: "Участник закупки в первой части заявки по позиции N2 "Лифт грузовой" указал: "товарный знак не имеется". Данное предложение не соответствует требованиям заказчика, так как в Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе (Приложение N2 к информационной карте аукционной документации) участник закупки должен указать товарный знак, модель, марку, артикул".
Вместе с тем, согласно Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе (Приложение N2 к информационной карте аукционной документации) указание товарного знака (его словесное обозначение) не требуется в случае, если предлагаемый участником товар выпускается и реализуется производителем соответственно без применения к нему товарного знака (его словесного обозначения). В этом случае участник закупки вместо товарного знака, модели (марки, артикула) вправе указать в своей заявке в отношении такого товара соответственно: "товарный знак не имеется", "обозначение модели (марки, артикула) не имеется".
Следовательно, участником закупки с порядковым номером заявки N 3 при заполнении первой части заявки соблюдены требования Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе (Приложение N2 к информационной карте аукционной документации), а именно: указана фраза "товарный знак не имеется". Однако, это явилось основанием для принятия аукционной комиссией решения об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с порядковым номером заявки N 3.
На основании изложенного, аукционной комиссией при рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе допущены нарушения частей 1, 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе. Кроме того, очевиден противоречивый подход к рассмотрению заявок участников закупки.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Признать доводы жалобы ООО "Герком" на действия аукционной комиссии частично обоснованными, заявителем не доказано то обстоятельство, что ГОСТ 111-2001 заменен на ГОСТ 111-2014.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях:
- заказчика нарушения пунктов 1,2 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;
- аукционной комиссии нарушения частей 1, 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
об нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе
по делу N 247-ж/2015
07 мая 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя
Комиссии:
- руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:. - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
на основании решения Челябинского УФАС России от 07.05.2015, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Герком" на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме на капитальный ремонт здания пищеблока (извещение N 0369100010815000055) (далее - аукцион) в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе, предписывает:
1 ФГБУЗ МСЧ N 162 ФМБА России:
1.1. с даты размещения предписания на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не заключать контракт по итогам аукциона;
1.2. в срок до 29.05.2015:
- внести изменения в документацию об аукционе с учетом положений законодательства о контрактной системе и с учетом решения Челябинского УФАС России N 247-ж/2015 от 07.05.2014, в том числе путем указания актуальной редакции ГОСТов, которым должны соответствовать материалы, используемые при выполнении работ, а также путем указания реквизитов ГОСТов в позициях NN 1-4 Спецификации;
- разместить изменения в документацию об аукционе на официальном сайте, продлив срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее чем на 7 дней с момента размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru документации с внесенными изменениями;
- разместить решение, указанное в пункте 2.1 настоящего предписания, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;
- продолжить процедуру аукциона.
2. Аукционной комиссии в срок до 22.05.2015:
2.1. принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона;
2.2. передать решение, указанное в пункте 2.1. настоящего предписания, заказчику для размещения на официальном сайте;
2.3. продолжить процедуру аукциона.
3. Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" с 13.05.2015:
3.1. отменить протоколы, составленные в ходе проведения аукциона;
3.2. назначить время проведения аукциона и разместить информацию о времени проведения аукциона;
3.3. уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, в том числе заявителя, об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дате и времени проведения аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.
4. ФГБУЗ МСЧ N 162 ФМБА России до 19.06.2015 направить в Челябинское УФАС России (с сопроводительным письмом) доказательства исполнения настоящего предписания (решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, измененную документацию в соответствии с законодательством о контрактной системе и решением 247-ж/2015 от 07.05.2015, сведения о размещении указанного решения, измененной документации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru).
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 мая 2015 г. N 247-Ж/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016