Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
от 3 июня 2015 г. N РНП-03-31
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<_>
при участии:
законного представителя ООО "Ориент" <_> выписка из ЕГРЮЛ от 20.03.2015, представителя ООО "Ориент" <_> доверенность от 22.05.2015 N 2015-1,
представителя ГКУ "Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия" <_> доверенность от 12.01.2015,
рассмотрев обращение ГКУ "Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия" (далее - Заказчик, Учреждение) (вх. от 20.05.2015 N 2790) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Ориент" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта от 12.11.2014 N 114-р, заключенного по результатам проведенного электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на ремонт автомобильной дороги Улан-Удэ-Заиграево-Кижинга-Хоринск, км 62-км 65 в Заиграевском районе Республики Бурятия (0102200001614004127 (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом б части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), установила:
Дата размещения на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru извещения о проведении Аукциона - 13.10.2014.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 609 050,00 рублей.
Из обращения Учреждения следует, что 12.11.2014 между Заказчиком и ООО "Ориент" по результатам Аукциона заключен государственный контракт N 114-р на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на ремонт автомобильной дороги Улан-Удэ-Заиграево-Кижинга-Хоринск, км 62-км 65 в Заиграевском районе Республики Бурятия на общую сумму 811 218,74 рублей.
В период действия государственного контракта ООО "Ориент" постоянно нарушались сроки выполнения отдельных видов работ, установленные в календарном плане.
05.12.2014 и 11.12.2014 в адрес ООО "Ориент" выставлены претензии об устранении нарушений в части исполнения обязательств по контракту, в установленный срок обязательства не исполнены. По состоянию на 20.02.2015 (окончание срока выполнения работ) работы не выполнены.
Руководствуясь частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктом 3 статьи 450 ГК РФ, условиями государственного контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое размещено в единой информационной системе.
03.03.2015 в адрес ООО "Ориент" направлено уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта.
05.03.2015 указанное уведомление получено ООО "Ориент", что подтверждается уведомлением о вручении.
В соответствии с частями 12, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
По состоянию на 16.03.2015 ООО "Ориент" нарушения условий контракта не устранены, Заказчику проектная и рабочая документация не передана.
Частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме того, представитель Заказчика указывает, что ООО "Ориент" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Бурятия к Учреждению о признании недействительным решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Вместе с тем, 26.05.2015 Общество отказалось от исковых требований. Начисленные Заказчиком штрафные санкции оплачены ООО "Ориент" в полном объеме. Права и законные интересы Заказчика не нарушены, ущерб отсутствует. На внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не настаивает.
На заседании Комиссии Бурятского УФАС России представитель ООО "Ориент" просил не включать сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков, ссылаясь на то, что им были предприняты все необходимые действия по исполнению государственного контракта, в частности проектные работы проведены, отчеты представлены Заказчику, но позже установленного срока. Нарушение сроков выполнения работ обусловлено тем, что до того, как приступить к выполнению работ ООО "Ориент" обращалось к ООО "Мостдорпроект" (проектировщик, выполнивший проектную документацию по благоустройству указанной дороги) и к Заказчику о представлении сведений о ранее выполненных работах по автомобильной дороге 62-65 км Улан-Удэ-Заиграево-Кижинга-Хоринск, в частности работы по освещению и благоустройству для сопряжения проектных элементов: дорожного полотна, заездов, съездов, организации дорожного движения, установки новых дорожных знаков, такие материалы не представлены (переписка велась с 26.11.2014 по 17.12.2014).
Кроме того, поясняет, что ООО "Ориент" при выполнении проектных работ были взяты пробы асфальта, для проведения лабораторных исследований, данные пробы направлены ООО "Икат-плюс", с которым заключен договор субподряда. В связи с тем, что ООО "Икат-плюс" является единственной организацией на территории Республики Бурятия, которая выполняет такие исследования, выполнение данных работ были затянуты и работы были выполнены лишь 12.03.2015, о чем свидетельствует платежный документ (акт от 12.03.2015 N 9), а также договор на оказание услуг от 01.12.2014 заключенный между ООО "Ориент" и ООО "Икат-плюс".
ООО "Ориент" считает, что признаки недобросовестного поведения отсутствуют, фактически работы были выполнены, но позже предусмотренного контрактом срока. Имелись внешние факторы, которые помешали выполнить работы в установленный срок.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта и проведения на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частями 6, 7 статьи 104 настоящего закона предусмотрено, что в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном уклонении от заключения контракта.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом неисполнения контракта, должно быть установлено, что участник закупки не исполнил заключенный контракт немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения ООО "Ориент", выраженного в умышленном неисполнении контракта.
Бесспорных доказательств, подтверждающих намеренное неисполнение заключенного контракта ООО "Ориент", в материалах дела не имеется.
ООО "Ориент" предпринял меры для исполнения контракта, фактически проектные работы выполнены, но позже установленного срока. Общество представило в качестве доказательств добросовестного поведения следующие документы: технический отчет по инженерно-геологическим изысканиям Ор-001-2014, технический отчет по инженерно-геологическим изысканиям Ор-001-14.ИГИ, договор на оказание услуг от 01.12.2014, заключенный между ООО "Ориент" и ООО "Икат-плюс", акт от 2.03.2015 N 9 об оплате работ, переписка между ООО "Ориент", Заказчиком и ООО "Мостдорпроект".
Следовательно, ООО "Ориент" выразил свое намерение исполнить заключенный контракт.
Принимая во внимание вышесказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение ООО "Ориент" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения такого реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является явно несоразмерным характеру допущенного ОООО "Ориент" нарушения.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", решила:
1. Сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Ориент" (ИНН 0323031006, место нахождения: 670047, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 3), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 3 июня 2015 г. N РНП-03-31
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016