Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 18 апреля 2014 г. N 2153/02
Резолютивная часть решения оглашена 04 апреля 2014 года
В полном объеме решение изготовлено 18 апреля 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Пашкова Г.Н. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля;
Попович Л.И. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
Бунин И.В. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
рассмотрев дело N 10 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией Пролетарского городского поселения (место нахождения - ул. Школьный двор, д. 3, п. Пролетарий, Новгородский район, Новгородская обл.), Обществом с ограниченной ответственностью "Авто-Экспресс-7" (место нахождения - ул. Студенческая, д. 31, Великий Новгород) и Обществом с ограниченной ответственностью "Авто-Экспресс-8" (место нахождения - ул. Студенческая, д. 31, Великий Новгород) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2007 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Новгородское УФАС России поступили (письмом от 10.02.2014 N 7-199-2014) материалы проверки, проведенной Прокуратурой Новгородской области по обращению Общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное пассажирское автотранспортное предприятие -1" по вопросу нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Авто-Экспресс-7" (далее - ООО "Авто-Экспресс-7") и Обществом с ограниченной ответственностью "Авто-Экспресс-8" (далее - ООО "Авто-Экпресс-8") законодательства при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования. В результате рассмотрения указанных материалов Приказом Управления N 53 от 13.03.2014 было возбуждено настоящее дело N 10 о нарушении антимонопольного законодательства.
Прокурором отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Коляниченко И.В. 23.01.2014 записаны следующие объяснения Главы Пролетарского городского поселения Арниса И.И.
В конце ноября 2013 года к Главе Пролетарского городского поселения Арнису И.И. обратился исполнительный директор ООО "Авто-Экспресс 7" Рубахин Д.О., который предложил организовать перевозки граждан автомобильным транспортом по маршрутам "Пролетарий - Новгород - Поликлиника N3 - ТЦ "Лента" (ул. Великая, г. Великий Новгород)" и в обратном направлении.
Конкурс на право осуществления указанных перевозок Администрацией Пролетарского городского поселения не проводился.
01.12.2013 между Администрацией Пролетарского городского поселения в лице Главы Пролетарского городского поселения Арниса И.И. (заказчик) и ООО "Авто-Экспресс 7" в лице генерального директора Паскипарта Л.Г. (исполнитель) заключен договор N07-13/13, в соответствии с которым исполнитель обязуется перевозить сотрудников Администрации Пролетарского городского поселения и жителей поселения по посадочным талонам.
Также, прокурором отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Коляниченко И.В. 27.01.2014 записаны следующие объяснения исполнительного директора ООО "Авто-Экспресс- 7" и ООО "Авто-Экспресс-8" Рубахина Д.О. (далее - Рубахин Д.О.).
Между Администрацией Пролетарского городского поселения в лице Главы поселения и ООО "Авто-Экспресс-7" 01.12.2013 заключен договор N07-13/13, в соответствии с которым исполнитель обязуется перевозить сотрудников Администрации Пролетарского городского поселения и жителей поселения, по посадочным талонам.
Маршрут и расписание движения транспортных средств установлено Приложением N 1 к договору. Договором предусмотрено два маршрута: "ТЦ "Лента" (ул. Великая, г. В. Новгород) - ул. Гагарина - п. Пролетарий" и в обратном направлении, по 12 рейсов на каждом маршруте.
Граждане оплачивали проезд по тарифам, утвержденным Приложением N3 к договору, в размере от 10 до 50 рублей за одну поездку.
Аналогичный договор заключен между Администрацией Пролетарского городского поселения и ООО "Авто-Экспресс 8" (от 01.12.2013 N08-13/13).
Также Рубахин Д.О. в своих объяснениях от 27.01.2014 утверждает, что вышеуказанные перевозки имеют признаки заказных. Вместе с тем, Рубахин Д.О. не отрицает, что установление договорами конкретных маршрутов, времени отправления и прибытия транспортных средств, остановок, тарифов свидетельствует о регулярности перевозок.
Единственным участником ООО "Авто-Экспресс-7" и ООО "Авто-Экспресс-8" согласно уставам данных организаций, представленных по запросу Новгородского УФАС России, является физическое лицо - Савин Р.В.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признаются хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции признаются группой лиц лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку.
В силу пунктов 1, 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции ООО "Авто-Экспресс-7" и ООО "Авто-Экспресс-8" входят в одну группу лиц.
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.
Согласно части 4 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.
Таким образом, в силу частей 3, 4 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозки, осуществляемые ООО "Авто-Экспресс-7" и ООО "Авто-Экспресс-8" на основании, соответственно, договора N 07-13/13 от 01.12.2013 и договора N 08-13/13 от 01.12.2013, заключенных с Администрацией Пролетарского городского поселения и предусматривающих утвержденный маршрут и расписание перевозок, являются регулярными перевозками пассажиров и багажа, с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок.
Согласно статье 2 Областного закона Новгородской области от 03.06.2009 N 545-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в пригородном и межмуниципальном сообщении в Новгородской области" (далее - Областной закон N 545-ОЗ) регулярные перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении - регулярные перевозки пассажиров и багажа, осуществляемые между населенными пунктами двух и более муниципальных районов и (или) городским округом на расстоянии до 50 км включительно между границами населенных пунктов и (или) городского округа (за исключением регулярных перевозок в границах поселений и между поселениями в границах муниципального района).
Расстояние между городским округом Великий Новгород и Пролетарским городским поселением составляет менее 50 км, следовательно, регулярные перевозки, осуществляемые ООО "Авто-Экспресс-7" и ООО "Авто-Экспресс-8" по маршруту п. Пролетарий - Великий Новгород, являются регулярными перевозками пассажиров и багажа в пригородном сообщении.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 4 Областного закона N 545-ОЗ полномочием Правительства Новгородской области является выполнение функций заказчика перевозок по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в пригородном и межмуниципальном сообщении, привлекая перевозчиков на конкурсной основе к транспортному обслуживанию населения.
Согласно части 2 статьи 5 Областной закон N 545-ОЗ осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и межмуниципальном сообщении допускается только по маршрутам, зарегистрированным в реестре маршрутов регулярных перевозок, а также при наличии договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и межмуниципальном сообщении, заключаемом Правительством Новгородской области с перевозчиком на конкурсной основе.
Таким образом, в соответствии с требованиями Областного закона N 545-ОЗ договоры на осуществление регулярных перевозок по маршруту п. Пролетарий - Великий Новгород должны заключатся по результатам проведения конкурсов.
Администрацией Пролетарского городского поселения договор N 07-13/13 от 01.12.2013 с ООО "Авто-Экспресс-7" и договор N 08-13/13 от 01.12.2013 с ООО "Авто-Экспресс-8" были заключены без проведения конкурсов, на право заключения данных договоров.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем. Данная позиция подтверждена Постановлением Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 N 8799/11 по делу N А66-7056/2010.
Согласно части 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Договор N 07-13/13 от 01.12.2013, заключенный между Администрацией Пролетарского городского поселения и ООО "Авто-Экспресс-7", а также договор N 08-13/13 от 01.12.2013, заключенный между Администрацией Пролетарского городского поселения и ООО "Авто-Экспресс-8", являются соглашениями. При этом вследствие того, что данные соглашения были заключены не по результатам конкурсов на право их заключения, результатами этих соглашений является ограничение конкуренции на рынке регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном сообщении и, в частности, ограничение доступа иных хозяйствующих субъектов на данный товарный рынок, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку.
Согласно сведениям, представленным департаментом транспорта и связи Новгородской области (письмом от 25.12.2013 N ТС-2559-И) по запросу Управления, в 2013 году согласно заключенным договорам регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в пригородном и межмуниципальном сообщении осуществляли 20 хозяйствующих субъектов.
Таким образом, региональный рынок регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном сообщении является конкурентным, со значительным количеством хозяйствующих субъектов - потенциальных желающих на участие в конкурсах на право осуществления соответствующих перевозок.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, согласно пункту 4 данной статьи, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Таким образом, Администрация Пролетарского городского поселения и группа лиц в составе ООО "Авто-Экспресс-7", ООО "Авто-Экспресс-8", заключив и реализовав соглашения - договор N 07-13/13 от 01.12.2013 и договор N 08-13/13 от 01.12.2013, которые привели к ограничению конкуренции на рынке регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном сообщении, и в частности к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на данный рынок, нарушили статью 16 Закона о защите конкуренции, в частности пункт 4 данной статьи.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать в действиях Администрации Пролетарского городского поселения, Общества с ограниченной ответственностью "Авто-Экспресс-7", Общества с ограниченной ответственностью "Авто-Экспресс-8" нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Администрации Пролетарского городского поселения предписание о прекращении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство.
3. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью "Авто-Экспресс-7" предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения.
4. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью "Авто-Экспресс-8" предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения.
Председатель Комиссии Г.Н. Пашкова
Члены Комиссии Л.И. Попович
И.В. Бунин
Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 18 апреля 2014 г. N 2153/02
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016