Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
от 6 мая 2015 г. N 06-04/4087
Резолютивная часть решения оглашена 29 апреля 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 06 мая 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 02.03.2015 N 43 в составе:
при участии представителей:
Администрации г. Чебоксары Чувашской Республики:
"_"
ПК "ЧПАП N2":
"_"
ООО "Пилигрим"
"_"
при участии заинтересованного лица
УСТАНОВИЛА:
ПК "ЧПАП N2", ООО "Пилигрим" обратились в Чувашское УФАС России с жалобами на действия администрации г. Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация) при проведении открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Чебоксары организуемого в соответствии с постановлением Администрации г. Чебоксары от 13.04.2015 N1359.
В жалобах заявителей указывается на то, что Администрация нарушила порядок проведения конкурса и ограничила конкуренцию на рынке осуществления регулярных пассажирских перевозок, в связи с:
1) включением двух автобусных маршрутов NN30 и 36 в один лот;
2) увеличением интервала движения между автобусами до 15 минут по маршруту N36;
3) указанием срока действия договора в извещении, опубликованном в газете "Чебоксарские новости" 4 года, а в конкурсной документации (п.1.6 "Общие положения") - 3 года;
4) установлением критериев оценки без учета опыта работы, обеспечения безопасности дорожного движения, наличия медицинских работников и лицензии на медицинскую деятельность и т.п.
Представители заявителей поддержали доводы, изложенные в жалобах в полном объеме
Представитель администрации г. Чебоксары заявленные требования не признал, пояснил, что конкурсная документация разработана и утверждена в соответствии с действующим законодательством. Изменение интервала движения между автобусами на маршрутах, выставленных на конкурс, связано с результатами обследования интенсивности движения общественного транспорта и пассажиропотока на маршрутной сети города, проведенного на договорной основе ООО "Новита", показавшими не эффективность пассажирских перевозок на маршруте N36.
По информации представленной перевозчиками, за 2014 г. пассажиропоток по маршруту N30 составил 553 тыс.чел., по маршруту N36-222,3 тыс.чел.
Необходимое количество автобусов для участия в конкурсе по Лоту N1 составляет 17 единиц (19 с учетом резервного количества), и обеспечивает возможность участия в конкурсе всех лиц, заинтересованных в заключении договора.
Согласно п.1.6 раздела 1 "Общие положения" конкурсной документации установлено, что договор заключается на 3 года. В пункте 2.3 раздела 2 "Информация, содержащаяся в извещении о проведении конкурса" в части указания срока действия договора допущена техническая ошибка.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.
Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике" (далее - Закон ЧР N 48), с целью совершенствования системы управления пассажирскими перевозками в г. Чебоксары решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.06.2005 N 1644 утверждено Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в г. Чебоксары (далее - Положение об организации пассажирских перевозок).
Постановлением Администрации г. Чебоксары от 07.12.2012 N741 во исполнение Федерального закона N 196-ФЗ, Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положения об организации пассажирских перевозок утверждено Положение о порядке проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Чебоксары (далее - Положение о порядке проведения конкурса).
Постановлением Администрации г. Чебоксары от 13.04.2015 N1359 принято решение о проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Чебоксары и утверждена конкурсная.
Действующим законодательством не регламентированы порядок и условия проведения конкурса, требования к перевозчикам, составу и оформлению заявок на участие в конкурсе, критерии оценки заявок. Устанавливая требования, заказчик исходит из своей потребности определения перевозчика, предложившего лучшие условия осуществления перевозок с целью заключения договора.
Согласно извещению и положениям конкурсной документации по каждому маршруту установлены требования - интервал движения автобусов, количество подвижного состава на маршруте и режим работы автобусов на маршруте.
Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что интервал движения автобусов, количество подвижного состава на маршруте и режим работы автобусов на маршруте установлены в соответствии с научно-техническим отчетом ООО "Новита", подготовленным во исполнение договора N2 от 06.09.2013. Иных доказательств опровергающих доводы представителей администрации г.Чебоксары, Комиссии Чувашского УФАС России представлено не было.
Таким образом, доводы заявителей о неправомерном сокращении интервала движения автобусов на маршруте, Комиссия считает необоснованными.
Довод заявителей о том, что в разделе IV Порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе не учтен опыт работы в сфере пассажирских перевозок заявителя, не учтены вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, наличие медицинских работников и лицензии на медицинскую деятельность заявителя, не указан инструктор дорожного движения, Комиссия признает необоснованным в силу следующего.
Согласно статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств, требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации" при организации работы, направленной на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, субъект транспортной деятельности осуществляет выполнение и контроль соблюдения требований, установленных пунктом 5 настоящих Правил, а также мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложении N 2 к настоящему приказу.
Таким образом, вышеуказанные требования являются обязательными для перевозчиков и должны соблюдаться вне зависимости от того, установлены они в конкурсной документации или нет.
В силу того, что действующим законодательством не регламентированы порядок и условия проведения конкурса, критерии оценки заявок организатор торгов вправе самостоятельно разработать и утвердить порядок и критерии оценки заявок, исходя из потребности и целей проводимого конкурса. Критерии оценки заявок направлены на определение перевозчика, предложившего лучшие условия осуществления пассажирских перевозок.
Заявителями доказательств, свидетельствующих о создании угрозы ограничения конкуренции в связи с не установлением данных критериев не представлено.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 3.5 Положения о порядке проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары (далее - Положение) извещение о проведении конкурса содержит следующую информацию:
- наименование конкурса;
- наименование Организатора конкурса, его юридический адрес;
- предмет конкурса;
- дату время и место начала и окончания приема заявок на участие в конкурсе;
- дату вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе;
- место размещения Положения о порядке проведения конкурса и конкурсной документации;
Согласно подпункту 3 пункта 1.5 Положения, конкурсная документация - документация, содержащая требования, предъявляемые к заявителям, подвижному составу, содержанию и форме заявки на участие в конкурсе; перечень документов, прилагаемых к заявлению на участие в конкурсе; информацию, содержащуюся в извещении о проведении конкурса; основания отказа в допуске заявителя к участию в конкурсе; критерии оценки заявок на участие в конкурсе; разъяснение положений конкурсной документации и внесение в нее изменений.
Вместе с тем, Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что пункты 2.5 и 2.6 размещенной на официальном сайте Администрации города Чебоксары конкурсной документации, утвержденной Постановлением администрации г.Чебоксары от 13.04.2015 N 1359 не содержат информации о сроках подачи заявок, дате и времени вскрытия конвертов, что свидетельствует о несоответствии данной документации требованиям подпункта 3 пункта 1.5 Положения.
Кроме того, пунктом 1.6 раздела 1 конкурсной документации установлено, что по результатам конкурса договор на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах N 30 и N 36 заключается сроком на 3 года.
В пункте 2.3 раздела 2 "Информация, содержащаяся в извещении о проведении конкурса" срок действия договора указан 4 года.
Следовательно, организатором конкурса при размещении информации о конкурсе допущено наличие несоответствий положений документации и в извещении, которые не позволяют однозначно определить участникам конкурса условие заключаемого договора.
Таким образом, довод заявителя об указании различных сроков, на которые по результатам конкурса заключается договор на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Чебоксары, Комиссия признает состоятельным.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушениях части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении Администрацией города Чебоксары конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Чебоксары по маршрутам N30 и N36.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Исходя из установленных обстоятельств дела, Комиссия признает жалобы ПК "ЧПАП N2" и ООО "Пилигрим" обоснованными в части.
Учитывая, что допущенные администрацией г.Чебоксары Чувашской Республики нарушения являются обстоятельствами, влияющими на итоги аукциона, Комиссия считает необходимым выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России решила:
1. Признать жалобы ПК "ЧПАП N2" и ООО "Пилигрим" обоснованными в части.
2. Выдать организатору торгов Администрации г.Чебоксары предписание об устранении нарушений.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики в течение трех месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия от 6 мая 2015 г. N 06-04/4087
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016