Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
N 08.04.2015 Р/02/236 (опубликовано 16 апреля 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена: 30.03.2015
Решение изготовлено в полном объеме: 08.04.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Коннова Г.Н. - заместителя руководителя Ленинградского УФАС России, председатель Комиссии;
Мурашко Н.П. - старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля, член Комиссии;
Шапошникова А.Ю. - государственного инспектора отдела антимонопольного контроля, член Комиссии,
рассмотрев дело N 85-02-А/15 признакам нарушения ООО "Ашан" (ИНН: 7703270067, Осташковское шоссе, д. 1, г. Мытищи, Московская область, 141031, торговый объект - "Ашан - "Мега-Парнас") пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В прокуратуру Ленинградской области из Генеральной прокуратуры Российской Федерации поступило задание от 15.01.2015 о проведении в период с 20.01.2015 по 22.01.2015 проверочных мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере ценообразования на внутреннем продовольственном рынке, в магазинах крупнейших компаний розничной сетевой торговли, расположенных на территории Ленинградской области, а также по вопросу контроля качества, безопасности, карантинного, фитосанитарного состояния сельскохозяйственной продукции, в том числе животного происхождения, сырья и продовольствия, ввозимых с территории Республики Беларусь и Республики Казахстан, в том числе поступивших из третьих стран по реэкспорту.
В ходе проверки торговой сети "Ашан", проводимой прокуратурой Всеволожского района 20.01.2015 с участием представителей Ленинградского УФАС России, установлено следующее.
На территории торгового зала "Ашан "Мега-Парнас" (секция продажи овощей) над товарными лотками с овощной продукцией на высоте двух метров размещены информационные таблички размером А4, на которых размещена следующая информация о товаре:
- цена за один килограмм или за упаковку;
- общее наименование или вид товара;
- изображение флагов стран (Российская Федерация, Израиль и т.д.), а на отдельных табличках изображение символики Ленинградской области (герб и флаг);
- на некоторых информация о производителе;
- номер для взвешивания на весах.
На одной из информационных табличек крупным шрифтом была указана информация о наименовании и цене - "Капуста белокочанная 25.00", в правом верхнем углу изображен флаг и герб Ленинградской области, а информация о производителе отсутствовала. Информационная табличка располагалась над товарными лотками с капустой, а на товарных лотках приклеена бирка, с информацией о производителе данной капусты - ООО "Фрут Сэт" (Краснодарский Край, пос. "Садовод").
В ходе проведения проверки сотрудником Ленинградского УФАС России проводилась фото-фиксация отдельных информационных табличек. В материалах дела присутствуют фотографии вышеуказанной информационной таблички (листы NN 1-3, том N 1).
На основании вышеуказанного Ленинградским УФАС России сделан вывод о том, что в действиях ООО "АШАН", выразившихся в размещении изображений герба и флага Ленинградской области на информационных табличках, содержатся признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Приказом Ленинградского УФАС России N 15 от 04.02.2015 в отношении ООО "АШАН" возбуждено дело N 85-02-А/15 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Определением Ленинградского УФАС России N О/02/77 от 13.02.2015 рассмотрение дела N 85-02-А/15 назначено на 17.02.2015 в 13:30. Представители ООО "АШАН" явились на заседание Комиссии.
Определением Ленинградского УФАС России N О/02/89 от 19.02.2015 рассмотрение дела N 85-02-А/15 отложено. Дело назначено к рассмотрению на 11.03.2015 в 15:30. Представители ООО "АШАН" явились на заседание Комиссии.
Определением Ленинградского УФАС России N О/02/142 от 13.03.2015 рассмотрение дела N 85-02-А/15 отложено. Дело назначено к рассмотрению на 30.03.2015 в 15:00. Представители ООО "АШАН" явились на заседание Комиссии.
В ходе заседаний Комиссии 17.02.2015, 11.03.2015, 30.03.2015, а также проведения иных проверочных мероприятий установлено следующее:
1. Информационные таблички
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) определено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Частью 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей определено, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях.
Пунктом 19 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" определено, что продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
В ходе рассмотрения материалов дела (фотографий информационных табличек, а также информационной таблички, продемонстрированной Комиссии представителями ООО "АШАН") установлено, что на информационных табличках в левом верхнем углу предусмотрено размещение информации о цене товара, заверенной печатью и подписью должностного лица - ценник, в правом верхнем углу крепится изображение символики страны (региона) происхождения товара. Вместе с тем, на заседаниях Комиссии 17.02.2015, 11.03.2015, 30.03.2015 представителями ООО "АШАН" подтверждено, что не на всех информационных табличках размещены ценники ввиду технической ошибки сотрудника торгового объекта "Ашан "Мега-Парнас", на которого возложена данная обязанность, что подтверждается протоколами заседаний.
Таким образом, рассматриваемая информационная табличка по составу размещаемой информации на ней не является ценником, поскольку не содержит подписи материально ответственного лица или печати организации.
Вместе с тем, представителями ООО "АШАН" заявлено, что основной целью размещения информационных табличек над товарными лотками является информирование покупателей о цене товара, а также о стране (регионе) происхождения товара (путем размещения в левом верхнем углу символики (флага, герба) страны или региона, а также надписи с наименованием страны или региона).
Из пояснений ООО "АШАН" (исх. N 237-15/ЮР от 25.03.2015) к Определению Ленинградского УФАС России N О/02/142 от 13.03.2015 следует, что размещение символики стран и регионов на информационных табличках является требованием статьи 10 Закона о защите прав потребителей: информация о реализуемом товаре, доводимая до сведения потребителя, в обязательном порядке должна содержать сведения об изготовителе продукции.
2. Опросы организаций и общественного мнения
Ленинградским УФАС России в рамках проведения дополнительных проверочных мероприятий по рассмотрению дела N 85-02-А/15 направлены запросы о предоставлении официального мнения в адрес следующих организаций:
- Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области (исх. N 02/697 от 26.02.2015, далее - Комитет АПК);
- крупные производители сельскохозяйственной продукции (в том числе капусты), осуществляющих деятельность на территории Ленинградской области: ЗАО "Предпортовый", ЗАО "Племенной Завод "Приневское", ЗАО "Победа", ЗАО "Агрохника" (исх. N 02/693 от 26.02.2015, далее - производители);
- продовольственные розничные сети, осуществляющие деятельность на территории Ленинградской области: ЗАО "Тандер", ЗАО "Дикси-Юг", ООО "ТД Интерторг", ООО "Лента", ООО "О'КЕЙ", ООО "Любавушка Ритейл Груп", ООО "Икс 5 Ритейл Групп" (исх. N 02/694 от 26.02.2015, далее - продовольственные розничные сети).
Указанные запросы информации содержали анкеты, состоящие из трех вопросов (с вариантами ответа: да/нет), а также указание на возможность комментирования рассматриваемых вопросов:
Может ли информационная табличка, на которой содержится информация о наименовании товара, его цене, флаг и герб Ленинградской области, создать у покупателей впечатление, что соответствующий товар произведен на территории Ленинградской области
а) да;
б) нет.
Может ли в данная табличка повлиять на выбор покупателей в пользу местного производителя
а) да;
б) нет.
Созданы ли дискриминационные условия в отношении тех поставщиков и производителей, продукция которых реализуется с использованием информационной таблички с флагом другого региона (страны)
а) да;
б) нет.
Представленные Комитетом АПК сведения (вх. N 1593 от 11.03.2015) содержат ответы на поставленные вопросы: 1 - да, 2 - да, 3 - да. Дополнительно в представленных сведениях Комитетом АПК выражена позиция по рассматриваемому вопросу следующим образом:
"Агропромышленный комплекс Ленинградской области - это более 519 организаций различных форм собственности, в том числе, сельскохозяйственные предприятия, предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности, предприятия рыбохозяйственного комплекса.
Продукция областных предприятий уже многие годы высоко ценится огромным числом покупателей. На протяжении многих лет продукция предприятий Ленинградской области представлена во многих федеральных и локальных розничных сетях Ленинградской области и Санкт-Петербурга как премиального (Азбука вкуса, Глобус Гурмэ, Лайм, Лэнд, Супер Бабилон), таки массового сегмента (О'КЕЙ, Х5 Ритейл Груп-Перекресток, Карусель, Призма, Лента).
Сегодня в предприятия сетевой и розничной торговли от предприятий агропромышленного комплекса, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности поставляется: молоко и молочная продукция, хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, безалкогольные напитки, мясо и мясопродукты, картофель, овощи открытого и закрытого грунта, рыба охлажденная, консервы рыбные, мясные, плодоовощные и плодоягодные.
К сожалению, сегодня на прилавках сетевых предприятий можно увидеть еще в достаточном объеме импортную продукцию. Считаем необходимым отметить, что агропромышленный комплекс Ленинградской области имеет объективные конкурентные преимущества в части производства высококачественной, полезной для здоровья продукцией перед импортным продовольствием".
Представленные производителями сведения содержат ответы на поставленные вопросы:
1) ЗАО "Племенной Завод "Приневское": 1 - да, 2 - да, 3 - да;
2) ЗАО "Агротехника": 1 - да, 2 - да, 3 - нет;
3) ЗАО "Предпортовый": 1 - да, 2 - да, 3 - да.
4) ЗАО "Победа": сведения не получены.
Представленные продовольственными розничными сетями сведения содержат ответы на поставленные вопросы:
1) ЗАО "Дикси-ЮГ": 1 - да, 2 - да, 3 - нет;
2) ООО "Любавушка Ритейл Груп": 1 - да, 2 - нет;
3) ООО "ТД Интерторг": представители уклонились от ответа, мотивиров данный факт тем, что в штате организации отсутствует "лицо, обладающее специальными познаниями, которые бы позволили юридическому лицу выразить свое неодушевленное мнение, содержащее в себе признаки компетентности и объективности";
4) ЗАО "Тандер": представители уклонились от ответа, мотивировав данный факт тем, что "не представляется возможным достоверно установить дислокацию информационной таблички по отношению к спорному товару, наличие в непосредственной близости иных товаров, произведенных в Ленинградской области, и информационных табличках с иными флагами/гербами/информацией о месте происхождения товара";
5) ООО "Лента": 1 - нет. Отрицательный ответ связан с невозможностью представления обоснованного положительного ответа без ознакомления с внешним видом информационных табличк. 2 - нет. Отрицательный ответ связан с невозможностью представления обоснованного положительного ответа без оценки внешнего вида секции овощей и фруктов. 3 - нет. Отрицательный ответ связан с невозможностью представления обоснованного положительного ответа без оценки условий сотрудничества ООО "АШАН" с поставщиками;
6) ООО "О'КЕЙ", ООО "Икс 5 Ритейл Групп": сведения не получены.
Дополнительно Ленинградским УФАС России проведен опрос общественного мнения совместно с Интернет-газетой "47News" (свидетельство о регистрации: Эл N ФС 77-39848, учредитель: ООО "47 новостей") на странице Интернет-сайта газеты по адресу: http://47news.ru/polls/279/.
В указанном опросе посетители Интернет-сайта газеты отвечали на следующий вопрос (с вариантами ответов):
Может ли ложная госсимволика (флаг, герб) страны (региона) на ценнике сельхозпродукции, выращенной в другой стране (регионе), причинить убытки местным производителям или иным продавцам (представлены результаты ответов по состоянию на дату оглашения резолютивной части Решения - 30.03.2015):
1) Да, за их счет будут наживаться другие (60,68% - 250 голосов);
2) Нет, кто вообще смотрит на эту маркировку (13,11% - 54 голоса);
3) Не знаю, главное ведь - качество (24,76% - 102 голоса);
4) Другое (1,46% - 6 голосов).
3. Сведения о поставщиках
Определением Ленинградского УФАС России N О/02/89 от 19.02.2015 на ООО "АШАН" возложена обязанность представить в Ленинградское УФАС России сведения о поставщиках и производителях следующей продукции: моркови, картофеля, капусты, свеклы, реализуемой на территории торгового объекта "Ашан "Мега-Парнас".
Из представленных сведений (исх. N 156-15/ЮР) следует, что общество не имеет каких-либо договорных отношений с поставщиками либо производителями указанной продукции, осуществляющими деятельность на территории Ленинградской области.
Определением Ленинградского УФАС России N О/02/142 от 13.03.2015 на ООО "АШАН" возложена обязанность представить в Ленинградское УФАС России информацию о том, поступали ли в адрес ООО "АШАН" коммерческие предложения на поставку капусты, моркови, картофеля от производителей (поставщиков), зарегистрированных на территории Ленинградской области, а также направляло ли ООО "АШАН" коммерческие предложения на поставку капусты, моркови, картофеля производителям (поставщикам), зарегистрированным на территории Ленинградской области.
Из представленных сведений (исх. N 237-15/ЮР от 25.03.2015) следует, что "в настоящее время ведется переговорная сессия относительно условий заключения договоров с Совхозом "Детскосельский", Союзом фермеров Ленинградской области".
Вместе с тем, из ответа следует, что ООО "АШАН" не направляло коммерческие предложения на поставку капусты, моркови, картофеля производителям (поставщикам), зарегистрированным на территории Ленинградской области.
На заседаниях Комиссии представителями ООО "АШАН" также отмечалось, что у общества организованы договорные отношения с несколькими крупными поставщиками сельскохозяйственной продукции, в том числе с ООО "Фрукт-Сервис" (пр. Непокоренных, д. 63, Санкт-Петербург) При этом поставщики самостоятельно принимают решение о том, в каком регионе (стране) закупать ту или иную продукцию.
Со слов представителей, поставки капусты белокочанной осуществляются организациями, зарегистрированными в ином регионе, однако капуста белокочанная, закупаемая поставщиками, может быть произведена (выращена) на территории Ленинградской области.
При поставках капусты белокочанной на транспортировочной таре наклеены бирки, содержащие информацию непосредственно о производителе товара. Данные бирки могут быть переклеены на информационные таблички, расположенные над товаром. Однако во многих случаях данные бирки не переклеиваются на информационные таблички, а остаются на транспортировочной таре, которая изначально использовалась для перевозки продукции, а после была перемещена непосредственно на территорию торгового зала и стала использоваться в качестве товарного лотка.
Дополнительно в ходе обсуждения поставленных вопросов представителями ООО "АШАН" заявлено, что в структуре логистической деятельности магазина имеет место так называемый "переходящий остаток": в случае когда на товарных лотках остается небольшое количество товара, то эти лотки заполняются вновь прибывшей продукцией. При этом представителями не отрицалось, что новая партия товара, "добавляемого" к "переходящему остатку", может быть получена от другого поставщика и(или) товар из новой партии может быть иного региона (страны) происхождения и по другой цене.
В данных условиях товар "добавляется" к "переходящему остатку", находящемуся в товарном лотке, на который наклеена бирка, содержащая информацию об "условной первой" партии товара, который был поставлен в ООО "АШАН" с использованием именно этого товарного лотка в качестве транспортировочной тары.
Заключение
1. Из части 1 (информационные таблички) Решения следует, что на территории торгового объекта "Ашан "Мега-Парнас" установлены информационные таблички над каждым реализуемым товаром. Основная цель данных информационных табличек - информирование покупателей о цене и месте происхождения товара.
Представителями ООО "АШАН" отмечено, что размещение на информационных табличках государственной символики соответствует требованиям статьи 10 Закона о защите прав потребителей - обязательность доведения до сведения потребителя информации об изготовителе продукции.
Однако указанная норма, равно как и Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, не обязывают продавца доводить до сведения потребителя информацию о наименовании, изготовителе товара и местонахождении изготовителя иными способами. Изображение символики страны (региона) происхождения не соответствуют данным требованиям.
Из содержания норм Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" следует вывод об исчерпывающем перечне мест, где может быть использован государственный флаг РФ. В данный перечень не входят информационные таблички, используемые продовольственными розничными сетями (в том числе ООО "АШАН"). Вместе с тем, статьей 9.1 данного закона определено, что использование Государственного флага Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом.
Из содержания норм Областного закона от 31.12.1997 N 74-оз "Об Официальных символах Ленинградской области", принятого Законодательным собранием Ленинградской области 09.12.1997, следует вывод об исчерпывающем перечне мест, где может быть использован государственный флаг РФ. В данный перечень не входят информационные таблички, используемые продовольственными розничными сетями (в том числе ООО "АШАН"). Вместе с тем, статьей 8 данного закона определено, что иные случаи воспроизведения герба Ленинградской области, а также порядок использования изображения герба юридическими и физическими лицами в коммерческих, представительских целях устанавливаются Губернатором Ленинградской области.
Представителями ООО "АШАН" не отрицалось отсутствие у общества соответсвующих прав на использование государственной символики.
Учитывая изложенное, размещение флага Российской Федерации (фотографии табличек с изображениями флага РФ и герба Ленинградской области представлены ООО "АШАН" в качестве приложения к пояснениям (исх. N 156-15/ЮР) к определению Ленинградского УФАС России N О/02/89 от 19.02.2015) и герба Ленинградской области на информационных табличках, размещенных над товарными лотками с капустой белокочанной, не является обязательным в соответствии с требованиями, установленными законодательством в сфере защиты прав потребителей, предназначено для дополнительного привлечения внимания потребителей и получения преимуществ при выборе продукции в пользу местных производителей.
Вместе с тем, возле изображений государственной символики на информационных табличках также указывается страна (регион) происхождения в виде текста. То есть наличие именно изображения государственной символики является необязательным дополнением к сведениям об изготовителе продукции, указанным в виде текста.
Таким образом, размещение на информационных табличках флага и герба Ленинградской области является инициативой ООО "АШАН", исполненной с нарушением требований Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" и Областного закона от 31.12.1997 N 74-оз "Об Официальных символах Ленинградской области", принятого Законодательным собранием Ленинградской области 09.12.1997, соответственно. Изображение флага и герба Ленинградской области направлено на привлечение внимания покупателя.
2. Проведя анализы сведений, представленных в ходе проведения опросов организаций и общественного мнения, Комиссия пришла к следующим выводам:
- информационные таблички, на котором содержится информация о наименовании товара, его цене, флаг и герб Ленинградской области, может создать у покупателей впечатление, что соответствующий товар произведен на территории Ленинградской области;
- указанная информационная табличка может повлиять на выбор покупателей в пользу местного производителя.
Данные выводы подтверждаются тем, что участвующие в опросе производители сельскохозяйственной продукции, а также Комитет по АПК ответили на данные вопросы утвердительно.
При этом, Комитетом по АПК выражена позиция, заключающаяся в слеюдующем: на территории Ленинградской области широко развита пищевая промышленность, в том числе производство овощей открытого и закрытого грунта. На протяжении многих лет продукция предприятий Ленинградской области представлена во многих федеральных и локальных продовольственных розничных сетях Ленинградской области.
Вместе с тем, результаты опроса общественного мнения свидетельствуют о негативном отношении граждан к размещению ложной информации в виде государственной символики на ценнике (информационной табличке), не соответствующей региону происхождения товара.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что представители данных организации, являясь прямыми конкурентами ООО "АШАН", постарались максимально уклониться от прямого ответа на поставленные вопросы (за исключением ЗАО "Дикси-Юг" и ООО "Любавушка Ритейл Груп").
Ни одним из представителей продовольственных розничных сетей при этом не указано, что размещение символики Ленинградской области категорически не может создать у покупателей впечатление, что соответствующий товар произведен на территории Ленинградской области (за исключением представителей ООО "Лента", которые ответили отрицательно, сославшись на невозможность представления обоснованного положительного ответа без ознакомления с внешним видом информационных табличек).
Из отмеченного следует, что многие прямые конкуренты ООО "АШАН" не захотели подвергнуть критике действия ООО "АШАН" (что может порочить деловую репутацию конкурента).
3. Из части 3 Решения (сведения о поставщиках) следует, что ООО "АШАН" не имеет каких-либо договорных отношений с производителями капусты белокоченной, осуществляющими деятельность на территории Ленинградской области. При этом ООО "АШАН" не направляло коммерческие предложения на поставку капусты производителям, зарегистрированным на территории Ленинградской области.
В части 3 Решения также установлено, что на территории торгового объекта "Ашан "Мега-Парнас" могут присутствовать товарные лотки с капустой белокоченной, на которые наклеена бирка с указанием конкретного производителя, при этом сама капуста может быть выращена другим производителем в другом регионе (стране), либо в товарном лотке может одновременно находиться капуста, поставленная разными партиями, в том числе выращенная в разных регионах (странах).
При этом на информационных табличках, расположенном над товарным лотком с капустой белокочанной, указывается символика Ленинградской области, надпись "Ленинградская область". Однако представителями ООО "АШАН" не представлено ни одного доказательства того, что в данном магазине вообще когда-либо продавалась капуста белокочанная, выращенная именно на территории Ленинградской области.
4. Ленинградским УФАС России 27.08.2014 проведено рабочее совещание, на которое были приглашены представители продовольственных розничных сетей, осуществляющих деятельность на территории Ленинградской области.
В рамках данного совещания Руководителем Ленинградского УФАС России, А.Н. Плетешковым, поднимался в том числе вопрос о важности оперативного импортозамещения социально значимых продовольственных товаров в совокупности с удержанием роста цен путем налаживания договорных отношений с местными производителями.
Комитетом по АПК 02.09.2014 под руководством вице-губернатора Ленинградской области, С.В. Яхнюка, проведено рабочее совещание, на которое также были приглашены представители продовольственных розничных сетей, осуществляющих деятельность на территории Ленинградской области, среди которых также присутствовали представители ООО "АШАН".
В ходе данного совещания было обращено внимание на недопустимость заключения картельных соглашений, а также отмечено о важности налаживания договорных отношений с местными производителями.
Вместе с тем, в средствах массовой информации также неоднократно освещалась сиутация, связанная с увеличением розничных цен на продовольственные товары социальной значимости, обсуждались механизмы импортозамещения, поддержки отечественного производителя, в том числе регионального.
При этом, представителями ООО "АШАН" заявлено, что решение о введении в эксплуатацию информационных табличек принято и реализовано в 2014 году, то есть в период начала кризисной ситуации в стране.
5. На основании изложенного, Комиссия пришла к следующим выводам:
- изображение флага и герба РФ и Ленинградской области на информационных табличках, размещенных над товарными лотками с капустой белокочанной, не является соблюдением требований, установленных законодательством в сфере защиты прав потребителей, а является инициативой ООО "АШАН", осуществленной в нарушение требований Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" и Областного закона от 31.12.1997 N 74-оз "Об Официальных символах Ленинградской области", соответственно;
- информационная табличка, на которой содержится информация о наименовании товара, его цене, изображение флага и герба Ленинградской области, может создать у покупателей впечатление, что соответствующий товар произведен на территории Ленинградской области;
- указанная табличка может повлиять на выбор покупателей в пользу местного производителя;
- изображение флага и герба Ленинградской области на информационной табличке, размещенной над товарными лотками с капустой белокочанной, вводит в заблуждение потребителей, поскольку в материалах дела нет доказательств, что на территории торгового объекта "Ашан "Мега-Парнас" вообще когда-либо продавалась капуста белокочанная, выращенная именно на территории Ленинградской области. В ходе заседаний Комиссии 17.02.2015 11.03.2015, 30.03.2015 представителями ООО "АШАН" был подтвержден факт введения в заблуждения потребителей, что отражено в протоколах заседаний в виде аудиозаписей.
Учитывая экономическую и политическую ситуацию в стране, представители ООО "АШАН", будучи информированы о популярности и важности (в т.ч. за счет СМИ) тематики поддержки отечественного ит регионального производителя, намеренно ввели в эксплуатацию информационные таблички в 2014 году.
На данных табличках размещается государственная символика, которая на волне происходящих событий вокруг продовольственных товаров, поддерживаемого, в том числе, и СМИ, вызывает у потребителя патриотические чувства, а также выбор в пользу торговой сети, которая поддерживает отечественных и региональных производителей.
Таким образом, у потребителя, единожды увидевшего в магазине "Ашан" продукцию местного производителя, может возникнуть желание посетить повторно данный магазин в том числе в целях поддержки местного производителя.
При этом, у потребителя может сложиться мнение, что местная продукция должна быть более качественной в силу небольших временных затрат на транспортировку, и одновременно менее дорогой в силу небольших финансовых затрат на транспортировку.
Более того, потребители могут передавать друг другу информацию по цепочке, то есть количество потребителей, у которых может возникнуть желание приобрести именно в магазине "Ашан" более качественную и дешевую местную продукцию, одновременно поддержав местного производителя, может расти в геометрической прогрессии.
Таким образом, сопоставив все представленные сведения и информацию, результаты проведенных опросов конкурентов, производителей сельскохозяйственной продукции, органа власти и граждан, заявления и комментарии представителей ООО "АШАН", учитывая нынешнюю экономическую политику, Комиссия пришла к выводу, что размещая государственную символику на информационных табличках, ООО "АШАН" получает конкурентное преимущество перед другими продовольственными розничными сетями.
Разместив на информационной табличке, располагающейся над товарными лотками с капустой белокочанной, герб Ленинградской области, в то время как данная продукция произведена в ином регионе (стране), ООО "АШАН" нарушило пункт 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, поскольку данные действия вводят в заблуждение потребителей в отношении места производства товара.
При этом, Комиссией установлено, что в действиях ООО "АШАН" имеют место систематические нарушения законодательства Российской Федерации, что подтверждается выявленными иными ведомствами и государственными органами нарушениями со стороны ООО "АШАН", в т.ч. Роспотребнадзором, Россельхознадзором и др.
Ростовским УФАС России решением по делу N 1261/04 ООО "АШАН" признано нарушившим статью 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части создания препятствий для доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что действия ООО "АШАН" носят систематический недобросовестный характер на территории различных регионов РФ.
Статьей 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности определено, что недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
Абзацем 1 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 30) определено, что согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Абзацем 2 пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 30 определено, что к нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.
Разместив государственную символику на информационных табличках в нарушение требований, установленных Федеральным конституционного законом от 25.12.2000 N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" и Областного закона от 31.12.1997 N 74-оз "Об Официальных символах Ленинградской области", принятого Законодательным собранием Ленинградской области 09.12.1997, ООО "АШАН" превысило гражданские права в соответствии со статьей 10 ГК РФ, что привело к ограничению конкурентных преимуществ иных продовольственных розничных сетей.
Пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Из пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции следует, что не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Принимая во внимание установленные обстоятельства и руководствуясь частью 1 статьи 14, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона о от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Ленинградского УФАС России решила:
Признать в действиях ООО "АШАН", выразившихся в размещении официальной символики Ленинградской области на информационных табличках на территории торгового объекта "Ашан "Мега-Парнас", нарушение пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона о от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать ООО "АШАН" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ООО "АШАН".
Решение может быть обжаловано в суде или в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.Н. Коннов
Члены Комиссии: Н.П. Мурашко
А.Ю. Шапошников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 08.04.2015 Р/02/236 (опубликовано 16 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016