Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 13 апреля 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России):
председателя Комиссии <_> - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: <_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, <_> - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок; <_> - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок.
при участии представителей:
ООО Клининговая компания "ЛИНИЯ ЧИСТОТЫ" (далее - Заявитель, Общество) <_> (протокол N 7 внеочередного общего собрания участников от 16.06.2014 года о продлении полномочий генерального директора Общества),
ОБУЗ "Ивановская областная клиническая больница" (далее - Заказчик) <_> (доверенность N 254/1 от 31.03.2015),
в отсутствие представителей:
Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее - Уполномоченный орган) уведомлены надлежащим образом, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области 03.06.2014 поступило обращение ОБУЗ "Ивановская областная клиническая больница", в котором содержались сведения об уклонении ООО Клининговая компания "ЛИНИЯ ЧИСТОТЫ" от заключения контракта на поставку набора дезинфицирующих средств в ОБУЗ "Ивановская областная клиническая больница" согласно документации о закупке (электронный аукцион N 0233100000215000178) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области на основании ст. 99, 104 Закона о контрактной системе и ч. 11 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление), было решено провести проверку факта уклонения ООО Клининговая компания "ЛИНИЯ ЧИСТОТЫ" от заключения государственного контракта.
Рассмотрев представленные ОБУЗ "Ивановская областная клиническая больница", Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области и ООО Клининговая компания "ЛИНИЯ ЧИСТОТЫ" документы, заслушав лиц, участвующих в заседании Комиссии Ивановского УФАС России было установлено следующее.
13.02.2015 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о закупках (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение N 0133200001715000178 о проведении электронного аукциона на поставку набора дезинфицирующих средств в ОБУЗ "Ивановская областная клиническая больница" согласно документации о закупке. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 081 253 руб. 33 коп.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 27.02.2015 для участия в электронном аукционе были поданы и допущены к участию в аукционе 2 заявки участников закупки.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0133200001715000178-3/287.1 от 02.03.2015, победителем указанного электронного аукциона признано ООО Клининговая компания "ЛИНИЯ ЧИСТОТЫ".
Согласно части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 данного Федерального закона протокола, заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На момент рассмотрения обращения ОБУЗ "Ивановская областная клиническая больница" единая информационная система не введена в эксплуатацию.
Таким образом, информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, до ввода ее в эксплуатацию размещается на официальном сайте РФ, по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru.
Протокол подведения итогов электронного аукциона N 0133200001715000178-3/287.1 от 02.03.2015 был размещен на официальном сайте РФ 03.03.2015 в соответствии со сведениями официального сайта РФ.
Таким образом, проект контракта должен быть размещен заказчиком на официальном сайте РФ не позднее 08.03.2015. В соответствии с распечаткой с личного кабинета заказчика на ООО "РТС-тендер", представленной Заказчиком в Ивановское УФАС России, проект контракта без подписи заказчика был размещен 05.03.2015.
В соответствии с ч. 3 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица либо проект разногласий, в соответствии с ч. 4 ст. 70 Закона о контрактной системе.
Таким образом, проект контракта должен быть подписан победителем, с предоставлением документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, либо направлен протокол разногласий, в соответствии с ч. 4 ст. 70 Закона о контрактной системе, не позднее 10.03.2015.
Из анализа документов и сведений, представленных Заказчиком и Обществом следует, что ООО Клининговая компания "ЛИНИЯ ЧИСТОТЫ" направило подписанный проект государственного контракта заказчику 10.03.2015, в качестве обеспечения исполнения контракта Обществом была представлена банковская гарантия от 06.03.2015 N 010-2015-0056 на сумму в размере 54 062 рублей 67 коп., оформленная ОАО "БИНБАНК" согласно договора о выдаче банковской гарантии от 06.03.2015 N 010-2015-0056. Однако при проверке ОБУЗ "Ивановская областная клиническая больница" содержания данной банковской гарантии в реестре банковских гарантий было обнаружено, что данная банковская гарантия в указанном реестре отсутствует.
Из пояснений представителя ООО Клининговая компания "ЛИНИЯ ЧИСТОТЫ", данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России следовало, что указанную банковскую гарантию ООО Клининговая компания "ЛИНИЯ ЧИСТОТЫ" оформляло через посредническую организацию - ООО "ТРОСТ" по договору об оказании консультационных услуг (договор N 9092-ББ/2015 от 06.03.2015), при этом Обществом были оплачены денежные средства за оказание услуг по оформлению банковской гарантии в размере 10 000 рублей 00 коп. Однако, после того, как Заказчиком было сообщено об отсутствии банковской гарантии в реестре банковских гарантий, ООО Клининговая компания "ЛИНИЯ ЧИСТОТЫ" направило запрос в банк. Согласно ответу ОАО "БИНБАНК" N 01/63 от 17.03.2015 указанная банковская гарантия не выдавалась. Таким образом, Обществом была представлена ненадлежащая банковская гарантия из-за виновных действий третий лиц - ООО "ТРОСТ".
В подтверждение указанных обстоятельств ООО Клининговая компания "ЛИНИЯ ЧИСТОТЫ" представлены копия банковской гарантии N 010-2015-0056 от 06.03.2015, копия договора о выдаче банковской гарантии N 010-2015-0056 от 06.03.2015, копия договора об оказании консультационных услуг N 9092-ББ/2015 от 06.03.2015, ответ ОАО "БИНБАНК" N 01/63 от 17.03.2015. Также представитель ООО Клининговая компания "ЛИНИЯ ЧИСТОТЫ" сообщил, что Общество не имело намерений уклоняться от заключения контракта.
На основании ч. 8 ст. 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. При выдаче банковской гарантии банк предоставляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.
В соответствии с ч. 11 ст. 45 Закона о контрактной системе, банк, выдавший банковскую гарантию, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, или дня внесения изменений в условия банковской гарантии включает указанные в части 9 данной статьи информацию и документы в реестр банковских гарантий.
В нарушение вышеуказанных норм ООО Клининговая компания "ЛИНИЯ ЧИСТОТЫ" не представило доказательств, подтверждающих наличие банковской гарантии N 010-2015-0056 от 06.03.2015, выданной Обществу ОАО "БИНБАНК" в реестре банковских гарантий.
Между тем, Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что по состоянию на 06 апреля 2015 года, банковская гарантия N 010-2015-0056 от 06.03.2015 отсутствует в реестре банковских гарантий на официальном сайте РФ.
В связи с вышеизложенным, у Комиссии Ивановского УФАС России отсутствуют доказательства, подтверждающие выдачу надлежащего обеспечения исполнения контракта.
Порядок проведения закупок в качестве важной составляющей предусматривает относительную скорость и четкую последовательность действий участников процесса, осуществления закупки в интересах своевременного и полного удовлетворения государственных (муниципальных) нужд.
Обществом не принято должных мер по надлежащему исполнению обязанности по подписанию и представлению Заказчику в установленный законом срок государственного контракта, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению данного государственного контракта.
Доводы Общества Комиссия Ивановского УФАС России признает несостоятельными, ввиду того, что в силу ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, осуществляют ее самостоятельно, на свой риск, связанный, в том числе, со свободой выбора контрагента по сделке. Общество обратилось за выдачей банковской гарантии к посреднической организации. Приняв решение об участии в электронном аукционе, участник закупки, действуя разумно и осмотрительно, должен осознавать все связанные с таким участием риски, в том числе ответственность за подлинность представляемых государственному заказчику документов, их соответствие действующему законодательству. (Указанная позиция подтверждена, в том числе, судебной практикой, например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.03.2014 по делу N А53-13510/2013).
Порядок включения лиц в реестр недобросовестных поставщиков регулируется ст. 104 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение лица.
Предоставление ненадлежащей банковской гарантии не способно обеспечить исполнение государственного контракта, и действия Общества по предоставлению такой банковской гарантии не могут быть признаны добросовестными.
Кроме того, доказательств принятия Обществом всех необходимых и достаточных мер для проверки надлежащего оформления и подлинности полученной от посредника банковской гарантии ООО Клининговая компания "ЛИНИЯ ЧИСТОТЫ" представлено не было.
При указанных обстоятельствах, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что ООО Клининговая компания "ЛИНИЯ ЧИСТОТЫ" не было совершено действий, по результатам которых можно сделать вывод о принятии Обществом всех необходимых мер к заключению государственного контракта.
Следовательно, бездействия ООО Клининговая компания "ЛИНИЯ ЧИСТОТЫ" не могут рассматриваться Комиссией Ивановского УФАС России как добросовестные.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России считает, что Заказчик, установив факт отсутствия надлежащего обеспечения исполнения контракта, обязанность по представлению которого возложена на Победителя, правомерно признал Общество уклонившимся от заключения государственного контракта и в соответствии с ч. 5 ст. 104 Закона о контрактной системе направил соответствующие документы и сведения в Ивановское УФАС России.
Исходя из изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что признание ООО Клининговая компания "ЛИНИЯ ЧИСТОТЫ" уклонившимся от заключения государственного контракта является обоснованным.
Руководствуясь ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России, решила:
Сведения, представленные ОБУЗ "Ивановская областная клиническая больница", в отношении ООО Клининговая компания "ЛИНИЯ ЧИСТОТЫ" (<_>) в связи с уклонением от заключения контракта, включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении ООО Клининговая компания "ЛИНИЯ ЧИСТОТЫ" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом.
Подписи Председателя и членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 13 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016