Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
N 95 (опубликовано 20 марта 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "13" марта 2015 г.
Полный текст решения изготовлен "18" марта 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - /___/; члены Комиссии: /___/, /___/, при участии представителя ответчика - Думы МО "город Черемхово" по доверенности /___/, рассмотрев дело N 41 от 10.02.2015 г., возбужденное в отношении Думы МО "город Черемхово", по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Приказом N 41 от 10.02.2015 г. возбуждено дело в отношении Думы МО "город Черемхово" о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", в связи с бездействием, выразившемся в неприведении в соответствие с действующим законодательством абзаца 2 подпункта "б" пункта 2.1 раздела 2 "Порядок предоставления в аренду объектов муниципальной собственности" Положения о порядке предоставления в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города Черемхово, утвержденного Решением N 30/3-ДГ от 28.02.2013 г., которым предусмотрена возможность заключения договора аренды без проведения торгов, в нарушение действующего законодательства, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку создает определенной категории арендаторов преимущества перед другими хозяйствующими субъектами в виде предоставления права аренды муниципального имущества на внеконкурсной основе.
Согласно письменным пояснениям представителя ответчика - Думы МО "город Черемхово" по доверенности выявленные признаки нарушения, в связи с бездействием, выразившемся в непривидении в соответствие с действующим законодательством текста Положения о порядке предоставления в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города Черемхово, утвержденного решением Думы города Черемхово от 28.02.2013 N 30/3-ДГ, ответчиком устранены.
Комиссия, оценив доказательства и доводы, представленные лицом, приходит к следующим выводам.
Пунктом 1.3 раздела 1 "Общие положения" Решения Думы МО "город Черемхово" N 30/3-ДГ от 28.02.2013 г. "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города Черемхово" (далее - Положение) предусмотрено, что настоящее положение регулирует правоотношения, возникающие в связи с предоставлением в аренду объектов недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города Черемхова.
Абзацем 2 подпункта "б" пункта 2.1 раздела 2 "Порядок предоставления в аренду объектов муниципальной собственности" Решения Думы МО "город Черемхово" N 30/3-ДГ от 28.02.2013 г. "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города Черемхово" предусмотрено, что передача в аренду объектов, находящихся в муниципальной казне, в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных организаций, осуществляется без проведения торгов (конкурса или аукциона) при заключении договора аренды, заключенного до 1 июля 2008 г., на новый срок предельные размеры которого устанавливаются в соответствии с действующим законодательством, с арендатором - субъектом малого и среднего предпринимательства, при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в случаях, предусмотренных законом, договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
Порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества регламентированы федеральным законодательством "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции).
Частью 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции определено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных законом случаях, а равно заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, которое закреплено на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления, соответственно.
Таким образом, заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции. При этом исключения, установленные частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, распространяются на заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Заключение договора аренды заключенного до 1 июля 2008 г., на новый срок предельные размеры которого устанавливаются в соответствии с действующим законодательством, с арендатором - субъектом малого и среднего предпринимательства, при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством, не является исключением, установленным частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, на основании которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а равно закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, можно осуществлять без проведения торгов.
Необходимо отметить, что частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции (ред. от 30.12.2012) разрешалось заключать на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоры аренды, указанные в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.
В связи с вступлением 1 июля 2013 г. в силу Федерального закона от 02.07.2013 N 144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства", часть 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции утратила силу.
Кроме того, в соответствии с частями 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям статей 2, 8, 18, 46, 55 Конституции Российской Федерации, правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 07.02.2000 N 16-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, следует, что деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, а также право частной собственности.
Закрепленный, приведенной нормой, запрет распространяется, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
Заключение договора аренды, заключенного до 1 июля 2008 г., на новый срок, предельные размеры которого устанавливаются в соответствии с действующим законодательством, с арендатором - субъектом малого и среднего предпринимательства, при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством, без проведения торгов, приводит к предоставлению данной категории арендаторов преимущества перед другими хозяйствующими субъектами, в виде предоставления права аренды муниципального имущества на внеконкурсной основе.
Стоит отметить, что в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением законодательно установленных случаев, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Вместе с тем, Комиссия Иркутского УФАС на рассмотрение дела установила, что Думой МО "город Черемхово" внесено изменение в Положение о порядке предоставления в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города Черемхово, утвержденное решением Думы города Черемхово от 28.02.2013 г. N 30/3-ДГ, и исключен дефис 2 подпункта "б" пункта 2.1 раздела 2 "порядок предоставления в аренду объектов муниципальной собственности" (решение Думы МО "город Черемхово" от 26.02.2015 г. N 46/7-ДГ "О внесении изменений в муниципальный правовой акт"). Решение Думы МО "город Черемхово" от 26.02.2015 г. N 46/7-ДГ "О внесении изменений в муниципальный правовой акт" опубликовано в официальном печатном издании - газете "Официальное Черемхово" N 8 от 04.03.2015 г. и вступило в силу с момента его официального опубликования.
Подобные действия Думы МО "город Черемхово" Комиссия расценивает как добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что имеется основание для прекращения дела о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий Думой МО "город Черемхово".
Оснований для выдачи ответчику предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не имеется.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
1. Признать факт нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" Думой МО "город Черемхово", в связи с бездействием, выразившемся в неприведении в соответствие с действующим законодательством абзаца 2 подпункта "б" пункта 2.1 раздела 2 "Порядок предоставления в аренду объектов муниципальной собственности" Положения о порядке предоставления в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города Черемхово, утвержденного Решением N 30/3-ДГ от 28.02.2013 г., которым предусмотрена возможность заключения договора аренды без проведения торгов, в нарушение действующего законодательства, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку создает определенной категории арендаторов преимущества перед другими хозяйствующими субъектами в виде предоставления права аренды муниципального имущества на внеконкурсной основе.
2. Прекратить рассмотрение дела N 41 от 10.02.2015 г., возбужденного в отношении Думы МО "город Черемхово" по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
3. Копию решения направить в адрес Думы МО "город Черемхово".
Председатель Комиссии /___/
Члены Комиссии /___/
/___/
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 95 (опубликовано 20 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016