Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 5 марта 2015 г. N 04-6/1-1-854ЛП
Резолютивная часть решения оглашена "26" февраля 2015 года г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено "05" марта 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,
Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 04-6/1-1-2015 по признакам нарушения Муниципальным учреждением Администрацией городского поселения поселок Спирово Спировского района Тверской области (далее - Администрация поселка Спирово) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
в отсутствие представителей Администрации поселка Спирово и Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Спировское" городского поселения Спирово Спировского района Тверской области (далее - МУП ЖКХ "Спировское"), надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения настоящего дела, установила:
Дело N 04-6/1-1-2015 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении Администрации поселка Спирово по факту предоставления МУП ЖКХ "Спировское" в безвозмездное пользование нежилых помещений без проведения торгов.
Согласно постановлению Администрации поселка Спирово от 12.12.2012 N 104-п "О передаче муниципального имущества, входящего в состав казны городского поселения поселок Спирово, в безвозмездное пользование МУП ЖКХ "Спировское" (далее - постановление N 104-п) МУП ЖКХ "Спировское" в безвозмездное пользование переданы нежилые помещения NN 21, 23, 25, 27 и 29 (общей площадью 75,7 кв.м.), расположенные по адресу: Тверская область, Спировский район, п. Спирово, ул. Речная, д. 4, в пристройке к жилому многоквартирному дому, сроком на пять лет с 12.12.2012 по 11.12.2017.
Договор безвозмездного пользования от 12.12.2012 N 2 заключен между Администрацией поселка Спирово и МУП ЖКХ "Спировское" на срок с 12.12.2012 по 11.12.2017.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Закона N 131 - ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Решением Совета депутатов городского поселения поселок Спирово Спировского района Тверской области от 30.09.2010 N 116 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования городского поселения поселок Спирово (далее - Положение). Согласно пункту 2.1 Положения поселку Спирово принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом, являющимся его собственностью. От имени поселка Спирово права собственника осуществляет Администрация поселка Спирово.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Устава муниципального образования городского поселения поселок Спирово Спировского района Тверской области и пункта 2.1 Положения Администрация поселка Спирово осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения поселок Спирово Спировского района Тверской области.
Согласно представленной Администрацией поселка Спирово информации от 07.11.2014 N 996 нежилые помещения, расположенные по адресу: пос. Спирово, ул. Речная, д. 4, площадью 126,2 кв.м., переданы Администрации поселка Спирово 02.02.2009 по акту приема - передачи муниципального имущества в собственность городского поселения поселок Спирово в рамках разграничения муниципального имущества между Спировским районом Тверской области и входящими в его состав поселениями.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее - договоры), может быть осуществлено только по результатам проведения торгов, за исключением установленных в частях 1, 3.1 и 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Указанный в статье 17.1 Закона о защите конкуренции перечень исключений является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование хозяйствующему субъекту, в том числе, муниципальному унитарному предприятию без проведения торгов не входит в перечень исключений, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
Из разъяснений ФАС России, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (с учетом изменений, внесенных приказами ФАС России от 20.10.2011 N 732 и от 30.03.2012 N 203), следует, что заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 по делу N А66-7056/2010, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допустимых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Передача государственного или муниципального имущества хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
Заключение договора безвозмездного пользования в нарушение порядка, установленного статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, то есть без проведения торгов и при отсутствии исключений может привести к ограничению доступа хозяйствующих субъектов к муниципальному имуществу, и, как следствие, к ограничению конкуренции, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Действия Администрации поселка Спирово, выразившиеся в принятии постановления N 104-п, предусматривающего передачу МУП ЖКХ "Спировское" в безвозмездное пользование нежилых помещений без проведения торгов, противоречат требованиям части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и свидетельствуют о предоставлении МУП ЖКХ "Спировское" особых льготных условий деятельности, соответствующих понятию муниципальной преференции, которое содержится в пункте 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции под муниципальной преференцией понимается предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
Администрация поселка Спирово письмом от 17.02.2015 N 176 пояснила, что нежилые помещения NN 21, 23, 25, 27 и 29, общей площадью 75,7 кв.м., до передачи МУП ЖКХ "Спировское" пустовали и требовали проведения ремонта.
В соответствии с пунктом 5.1 Устава МУП ЖКХ "Спировское" создано в целях выполнения работ по содержанию жилищно-коммунального хозяйства городского поселения поселок Спирово Спировского района Тверской области, а также объектов социально-культурной и коммунально-бытовой сферы, производства продукции, оказания услуг для выполнения муниципальных социально-экономических заказов, удовлетворение потребностей и получение прибыли. Основным видом деятельности МУП ЖКХ "Спировское" является управление эксплуатацией жилого фонда (70.32.1 ОКВЭД-2001), что подтверждено представленной МУП ЖКХ "Спировское" информацией Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области от 08.12.2011 N 07-21-1818/18.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона N 135-ФЗ.
Действия Администрации поселка Спирово, предоставившей муниципальную преференцию МУП ЖКХ "Спировское" путем передачи в безвозмездное пользование нежилых помещений нарушают запреты, установленные пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Тверского УФАС России решила:
Признать действия Муниципального учреждения Администрации городского поселения поселок Спирово Спировского района Тверской области, выразившиеся в предоставлении муниципальной преференции МУП ЖКХ "Спировское" путем передачи муниципального имущества (нежилые помещения NN 21, 23, 25, 27 и 29, общей площадью 75,7 кв.м.) в безвозмездное пользование без проведения торгов, нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать Муниципальному учреждению Администрации городского поселения поселок Спирово Спировского района Тверской области предписание о принятии мер, направленных на устранение нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Передать материалы дела N 04-6/1-1-2015 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 04-6/1-1-2015
05 марта 2015 г. г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,
Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
в отсутствие представителей Муниципального учреждения Администрации городского поселения поселок Спирово Спировского района Тверской области (далее - Администрация поселка Спирово) и Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Спировское" городского поселения Спирово Спировского района Тверской области (далее - МУП ЖКХ "Спировское"), надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения настоящего дела,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения (резолютивная часть решения оглашена 26.02.2015, решение изготовлено в полном объеме 05.03.2015) по делу N 04-6/1-1-2015 о нарушении Администрацией поселка Спирово части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), предписывает:
Администрации поселка Спирово:
1. В срок до 20.04.2015 принять меры, направленные на устранение нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", а именно: отменить или признать недействующим постановление Администрации поселка Спирово N 104-п "О передаче муниципального имущества, входящего в состав казны городского поселения поселок Спирово, в безвозмездное пользование МУП ЖКХ "Спировское", обеспечив передачу вышеназванного муниципального имущества с соблюдением требований Закона о защите конкуренции.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня истечения срока, установленного пунктом 1 настоящего предписания.
Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 5 марта 2015 г. N 04-6/1-1-854ЛП
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016