Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
N 1-15/15 (опубликовано 26 февраля 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "09" февраля 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "18" февраля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Осипова Сергея Владимировича - заместителя руководителя Управления-начальника отдела контроля государственных закупок, председателя Комиссии;
Тихомировой Татьяны Борисовны - начальника отдела контроля органов государственной власти, члена Комиссии;
Анпилова Дениса Сергеевича - старшего государственного инспектора отдела контроля органов государственной власти, члена Комиссии;
Нестеровой Людмилы Владимировны - государственного инспектора отдела контроля органов государственной власти, члена Комиссии;
Шишкина Егора Станиславовича - специалиста-эксперта отдела контроля органов государственной власти, члена Комиссии,
рассмотрев дело N1-15/15 по признакам нарушения казенным учреждением Вологодской области "Центр занятости населения города Череповца и Череповецкого района" (Советский пр., д.66, г. Череповец, 162622) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в создании дискриминационных условий при предоставлении государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, а именно, в указании информации о необходимости предоставления счета в ОАО КБ "Севергазбанк", размещенной посредством сети Интернет на официальном сайте казенного учреждения - http://czn.cherepovets.ru/, во вкладке "Соискателям", установила:
гражданин <_> (далее - Заявитель) обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства со стороны казенного учреждения Вологодской области "Центр занятости населения города Череповца и Череповецкого района" (далее - Учреждение), выразившегося в создании дискриминационных условий при предоставлении государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, а именно, в указании информации о необходимости предоставления счета в ОАО КБ "Севергазбанк", размещенной посредством сети Интернет на официальном сайте казенного учреждения - http://czn.cherepovets.ru/, во вкладке "Соискателям".
Заявление подано гражданином в установленный законом срок, соответствует нормам Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и требованиям административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС N339 от 25 мая 2012 года.
Заявитель считает, что требование счета в конкретной кредитной организации - ОАО КБ "Севергазбанк" является незаконным и недопустимым, нарушающим нормы антимонопольного законодательства.
Учреждение считает, что информация о предоставлении счета ОАО КБ "Севергазбанк" для получения пособия по безработице является технической ошибкой, которая была устранена; данный текст был актуален в 2012 году, когда кредитный банк "Севергазбанк" по итогам публичной процедуры на право предоставления финансовых услуг для перечисления социальных выплат был признан победителем; казенное учреждение не устанавливает требования к конкретной кредитной организации, получатели социальных выплат самостоятельно определяют способ получения пособия по безработице.
Комиссией в целях объективного и всестороннего рассмотрения дела был привлечен Департамент труда и занятости населения Вологодской области (далее - Департамент труда) в качестве лица, располагающего сведениями.
По мнению Департамента труда информация о предоставлении счета в ОАО КБ "Севергазбанк" на официальном сайте Учреждения является технической ошибкой, ограничение со стороны центра занятости в выборе кредитной организации отсутствует, права граждан не ущемляются.
На заседании Комиссии представитель Учреждения заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
Представить Департамента труда поддержал позицию казенного учреждения, сослался на доводы, изложенные в письменных пояснениях.
При рассмотрении настоящего дела Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
На основании постановления Правительства Вологодской области от 01.11.2010 года N1255 путем изменения типа существующего государственного учреждения Вологодской области "Центр занятости населения города Череповца" создано казенное учреждение Вологодской области "Центр занятости населения города Череповца".
В соответствии с постановлением Правительства области от 02.07.2012 года N703 казенное учреждение реорганизовано путем присоединения к нему казенного учреждения Вологодской области "Центр занятости населения Череповецкого района".
Учреждение осуществляет деятельность на основании Устава, утвержденного приказом Департамента труда от 11.10.2012 года N489 (далее - Устав).
В соответствии с пунктом 2.1 Устава целью деятельности Учреждения является обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы.
В силу пункта 2.2 Устава для достижения указанной цели Учреждение осуществляет в том числе социальные выплаты гражданам, признанными в установленном порядке безработными (пункт 2.2.3 Устава).
Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга) определена пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N210-ФЗ) как деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 7 Закона N210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг.
Предоставление государственных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами (пункт 1 статьи 12 Закона N210-ФЗ).
Административный регламент предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 июня 2012 года N10н (далее - Регламент).
Регламент в соответствии с пунктом 1 определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Информирование о государственной услуге и порядке ее предоставления осуществляется в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 3 Регламента).
Адрес официального сайта Учреждения, содержащий информацию о государственной услуге, - http://czn.cherepovets.ru/.
Перечень документов, необходимых для получения государственной услуги, отнесен пунктом 4 Регламента к информации, размещаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и центрами занятости для информирования населения о государственной услуге.
В соответствии с пунктом 28 Регламента основанием для начала предоставления государственной услуги в виде пособия по безработице является решение о признании в установленном порядке гражданина безработным, оформленное приказом центра занятости населения.
Закон РФ от 19 апреля 1991 года N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N1032-1) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Согласно статье 3 Закона N1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина.
Пункт 30 Регламента определяет следующее: гражданин вправе получать пособие по безработице в кредитной организации и в почтовых отделениях связи; перечисление пособия по безработице через кредитную организацию возможно только после получения центром занятости населения сведений об открытом гражданином лицевом счете в кредитной организации.
Регламент не содержит требования о необходимости предоставления лицевого счета конкретной кредитной организации для перечисления пособия.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Признаки ограничения конкуренции закреплены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к ним отнесены: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, установление организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации является одним из признаков ограничения конкуренции.
Установление требования о наличии счета в конкретном коммерческом банке - ОАО КБ "Севергазбанк" противоречит нормам законодательства о труде, занятости и социальном обеспечении населения, ограничивает граждан - пользователей государственных и муниципальных услуг.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 N 8799/11 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Информация на официальном сайте Учреждения о необходимости предоставления счета в конкретной организации ограничивает неопределенный круг лиц-заявителей, а указание наименования кредитного банка создает необоснованные и незаконные преимущества и дискриминационные условия, при которых ОАО КБ "Севергазбанк" поставлен в неравные, более выгодные условия, нежели другие хозяйствующие субъекты на рынке оказываемых услуг, что противоречит нормам Закона о защите конкуренции.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, часть 1), в силу которого различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; соблюдение данного принципа, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (пункт 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П).
Принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав согласно пункту 2.2.9 Устава является одним из основных видов деятельности Учреждения.
Согласно письменным пояснениям Учреждения информация о кредитной организации ОАО КБ "Севергазбанк" удалена с официального сайта.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать казенное учреждение Вологодской области "Центр занятости населения города Череповца и Череповецкого района" нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции;
2. Дело N1-15/15 в отношении казенного учреждения Вологодской области "Центр занятости населения города Череповца и Череповецкого района" прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Председатель комиссии подпись С.В. Осипов
Члены комиссии: подпись Т.Б. Тихомирова
отсутствует Д.С. Анпилов
подпись Л.В. Нестерова
отсутствует Е.С. Шишкин
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области N 1-15/15 (опубликовано 26 февраля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016