Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 21 февраля 2013 г. N 22-ВП/2013
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;
|
|
Долгополовой К.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 17 Федерального закона от 21 июля 2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), рассмотрев информацию, содержащуюся в жалобе ФГУП "Челябинское ПрОП" Минтруда России на действия заказчика и проведя внеплановую проверку соблюдения законодательства о размещении заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов бедра, протезов голени, протезов верхних конечностей инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, проживающим на территории Челябинской области (изв. N 0169200000313000474), в присутствии:
- представителей Министерства социальных отношений Челябинской области от 22.11.2012N 49-ю, 13.12.2013 N 56-ю;
- представителя Главного управления материальных ресурсов Челябинской области;
- представителя ФГУП "ПроП" Минтруда России по доверенности от 09.01.2013, установила:
В Челябинское УФАС России 13 февраля 2013 года поступила жалоба ФГУП "Челябинское ПрОП" Минтруда России на действия заказчика и проведя внеплановую проверку соблюдения законодательства о размещении заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов бедра, протезов голени, протезов верхних конечностей инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, проживающим на территории Челябинской области (изв. N 0169200000313000474) (далее - Аукцион).
В соответствии с уведомлением о содержании жалобы, месте и времени ее рассмотрения от 14.02.2013 рассмотрение жалобы назначено на 19.02.2013 на 13:00.
В Челябинское УФАС России 18.02.2013 поступило ходатайство ФГУП "Челябинске ПроП" Минтруда России об отзыве жалобы на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов бедра, протезов голени, протезов верхних конечностей инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, проживающим на территории Челябинской области (изв. N 0169200000313000474), на основании чего Комиссией Челябинского УФАС России подготовлено уведомление об отзыве жалобы N 42-ж/2013 и принято решение о проведении внеплановой проверки.
Согласно представленным документам, Министерство социальных отношений Челябинской области (далее - Заказчика) и Главное управление материальных ресурсов Челябинской области (далее - Уполномоченный орган) объявили о проведении Аукциона.
В соответствии со статьей 41.5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте www. zakupki.gov.ru 06.02.2013 (в редакции N 3 от 07.02.2013).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 993 775, 00 рублей.
Размер обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме - 14 968, 88 рублей.
Размер обеспечения исполнения контракта - не требуется.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 15.02.2013 в10:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 18.02.2013.
Дата проведения открытого аукциона в электронной форме - 21.02.2013.
Состав аукционной комиссии утвержден приказом начальника Главного управления материальных ресурсов Челябинской области от 01.02.2013 N 295 (с изменениями от 18.02.2013).
Согласно доводам жалобы, заявителем направлен в адрес государственного заказчика посредством функционала электронной площадки ООО "РТС-тендер" запрос о разъяснении положений документации об аукционе, в частности положений проекта государственного контракта.
Участником размещения заказа в запросе о разъяснении положений документации об аукционе указаны вопросы, касающиеся срока выполнения работ с учетом срока изготовления товара в течение 43 дней, установления процедуры уведомления заказчика о получателях, которые не явились за заказанным изделием, при условии, что получатель уведомлен о необходимости явки подрядчику для получения изготовленного изделия, порядка оформления и оплаты изготовленного изделия, но не полученного гражданином по причине его неявки, в том числе неявки по причине смерти, отсутствия конкретных сроков подписания государственным заказчиком сводного акта выполненных работ, четко обозначенного порядка согласования реестров с РЦ "Импульс", наличия противоречия в пунктах 4.1 и 4.2 проекта государственного контракта, нарушения баланса ответственности сторон в разделе 6 проекта государственного контракта.
По мнению заявителя, указанные в проекте государственного контракта не позволяют в полном объеме определить срок и порядок выполнения работ, являющихся предметом размещаемого заказа, что может привести к нарушению порядка исполнения условий государственного контракта, появлению убытков со стороны подрядчика.
Представители заказчика с доводами, изложенным в жалобе заявителя, не согласились, пояснили, что аукционная документация соответствует требованиям статей 34, 41.6 Закона о размещении заказов и содержит требования к качеству, техническим характеристикам выполнения работ, требования к безопасности, к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
В проекте государственного контракта и информационной карте документации об аукционе заказчиком установлены существенные условия исполнения контракта, а именно: предмет контракта, место и условия выполнения работ, срок выполнения работ, ответственность сторон.
08.02.2013 в 15:57 на адрес электронной почты отдела государственных закупок Министерства социальных отношений Челябинской области от Главного управления материальных ресурсов Челябинской области поступил запрос на разъяснение положений аукционной документации, направленный ФГУП "Челябинское ПроП" Минтруда России. Разъяснение заказчика на запрос участника размещения заказа опубликовано на официальном сайте в сети "Интернет" 11.02.2013 в установленный законодательством срок.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 17 Закона о размещении заказов, Комиссия, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ФГУП "ПроП" Минтруда России и проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
Частью 6 статьи 41.1 Закона о размещении заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме какие-либо переговоры заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки с участником размещения заказа не допускаются в случае, если в результате таких переговоров создаются преимущественные условия для участия в открытом аукционе в электронной форме и (или) условия для разглашения конфиденциальных сведений.
В соответствии с частью 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.
Разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть (часть 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов).
Таким образом, на законодательном уровне предусмотрено, что при проведении открытого аукциона в электронной форме документация об аукционе должна не только содержать достоверные сведения о потребности заказчика в товарах, работах, услугах (статьи 34, 41.6 Закона о размещении заказов), но и проект контракта должен соответствовать положениям Закона о размещении заказов, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), содержать сведения, отраженные в документации об аукционе, и быть понятным неопределенному кругу лиц.
Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что ФГУП "Челябинское ПроП" Минтруда России посредством функционала электронной площадки направлен в адрес Министерства социальных отношений Челябинской области запрос о разъяснении положений документации об аукционе, в котором участник размещения заказа изложил вопросы, связанные с условиями исполнения государственного контракта.
Министерством социальных отношений Челябинской области 11.02.2013 направило письмо (исх. N 582-У от 11.02.2013) в Главное управление материальных ресурсов Челябинской области, содержащее ответ заказчика на запрос ФГУП "Челябинское ПроП" Минтруда России.
Согласно разъяснению положений документации об аукционе, данному государственным заказчиком, в проекте государственного контракта и информационной карте документации об аукционе заказчиком прописаны существенные условия исполнения контракта - предмет контракта, место и условия выполнения работ, срок выполнения работ, порядок расчетов, ответственность сторон.
Указанное разъяснение не содержит конкретных ответов на вопросы, поставленные участником размещения заказа, что и явилось основанием для подачи жалобы в Челябинское УФАС России.
Нарушений в порядке дачи разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме и размещения указанного разъяснения на официальном сайте в сети "Интернет" при проведении внеплановой проверки Комиссией Челябинского УФАС России не выявлено.
1. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о размещении заказов к документации об аукционе должен быть приложен проект контракта (в случае проведения аукциона по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
Частью 2 статьи 9 Закона о размещении заказов контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.
Проектом государственного контракта предусмотрены четыре субъекта гражданско-правовых отношений: Министерство социальных отношений Челябинской области (государственных заказчик), подрядчик (участник отрытого аукциона в электронной форме), ОГКУ ЧО РФЦ инвалидов "Импульс" (подведомственное Министерству социальных отношений Челябинской области учреждение) и граждане, нуждающиеся в технических средствах реабилитации.
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные указанным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии Законом о социальной защите инвалидов, только медико-социальная экспертиза определяет в установленном порядке потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя их комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификации и критериев, установленных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 N 1013н "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".
Федеральное учреждение медико-социальной экспертизы разрабатывает индивидуальные программы реабилитации инвалидов, содержащие перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации, необходимых инвалиду.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р. В данный перечень входит осуществление протезирования и ортезирования (реабилитационное мероприятие), предоставление протезов, ортезов, ортопедической обуви и т.д. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" (далее - Правила) и Законом о социальной защите инвалидов установлены правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Из содержания действующего законодательства следует, что инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации (далее - ТСР) на основании индивидуальных программ реабилитации инвалидов, которые оформляются по результатам проведения медико-социальной экспертизы.
Согласно пункту 2 Правил обеспечение инвалидов ТСР осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемых федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил обеспечение инвалидов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Пункт 4 Правил предусматривает, что заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства с предоставлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).
Согласно пункту 5 Правил одновременно с уведомлением о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием) уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организации, в которые выдано направление); в случае необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд (далее - именное направление), для осуществления проезда в порядке, установленном пунктом 12 настоящих Правил.
Формы уведомления, направления, специального талона и именного направления утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Таким образом, Министерством социальных отношений Челябинской области по заявке ОГКУ ЧО РФЦ инвалидов "Импульс" при участии Главного управления материальных ресурсов Челябинской области размещается заказ на выполнение работ в пользу третьих лиц - граждан, нуждающихся в технических средствах реабилитации и реабилитационных мероприятиях, и на отбор организации, которая будет осуществлять выполнение указанных работ, и, следовательно, в проекте контракта должно быть учтено, что невозможность исполнения условий государственного контракта может быть вызвана и действиями третьих лиц - граждан, нуждающихся в технических средствах реабилитации, поскольку по условиям государственного контракта подрядчик взаимодействует не только с государственным заказчиком, ОГКУ ЧО РФЦ инвалидов "Импульс", но и с гражданами.
1.1. В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения об условиях исполнения контракта, в том числе место, условия и сроки (периоды) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Разделом 6 Информационной карты документации об аукционе в электронной форме установлено, что в течение 43 календарных дней, с даты обращения получателя, подрядчик должен качественно выполнить работы по изготовлению обуви инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, проживающим на территории Челябинской области в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и направлением, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 21.08.2008 N 493 н, выдаваемым получателям Государственным учреждением - Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс".
Указанное положение о сроках выполнения работ содержится и в пункте 2.1.1 проекта государственного контракта.
В проекте государственного контракта отсутствуют сведения о действиях, которые должен совершить подрядчик и заказчик в случае, если техническое средство изготовлено, но не вручено гражданину по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в том числе и в случае смерти гражданина.
Довод заказчика о том, что Министерство социальных отношений Челябинской области не вправе оплачивать изготовленное средство реабилитации, но не врученное гражданину, нуждающемуся в техническом средстве реабилитации, в том числе и по причине его смерти, не принимается Комиссией Челябинского УФАС России во внимание по следующим основаниям.
Основанием для начала изготовления технического средства реабилитации у подрядчика является обращение гражданина с направлением, выданным ОГКУ ГУ ЧО РФЦ инвалидов "Импульс" в соответствии с условиями проекта государственного контракта и действующим законодательством.
Согласно письму Минздравсоцразвития РФ от 27.03.2006 г. N 877-18, подготовленного по результатам рассмотрения обращения Фонда социального страхования Российской Федерации по вопросу проведения взаиморасчетов с протезно-ортопедическими предприятиями за изготовленные ими, но не востребованные инвалидами и ветеранами протезы, протезно-ортопедические изделия и ортопедическую обувь, урегулирование вопросов оплаты изготовленных протезно-ортопедическими предприятиями по направлениям исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации протезов, протезно-ортопедических изделий и ортопедической обуви, но не востребованных по различным причинам инвалидами и ветеранами, должно осуществляться в рамках договоров (или дополнительных соглашений к договорам), заключаемых указанными органами с протезно-ортопедическими предприятиями.
Минздравсоцразвития РФ полагает возможным предусматривать в договорах оплату затрат протезно-ортопедических предприятий за изготовленные и невостребованные изделия в объеме стоимости изготовленного изделия и расходов по его ликвидации за вычетом стоимости узлов и деталей, которые могут быть использованы повторно.
В силу статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Частью 5 статьи 9 Закона о размещении заказов при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта, указанных в части 11 статьи 41.9, частях 10 и 14 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.7 и 8.1 статьи 9, частью 26.1 статьи 65 Закона о размещении заказов.
Частью 8 статьи 9 Закона о размещении заказов установлено, что расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно статье 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Частью 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
Таким образом, с учетом пункта 4.1 проекта государственного контракта, государственный заказчик обязан оплатить выполненные подрядчиком работы по изготовлению обуви.
В проекте государственного контракта отсутствуют сведения о том, в какие предельные сроки гражданин должен обратиться к подрядчику за изготовлением технического средства реабилитации, что может повлиять на исполнение условий государственного контракта сторонами контракта.
В случае передачи гражданином направления на предоставление технического средства реабилитации подрядчику во второй половине ноября 2013 года, подрядчик не будет обладать возможностью выполнить работы в 43-дневный срок, а неисполнение условий государственного контракта, предусмотренных в пункте 2.1.1 влечет выплату подрядчиком неустойки в размере 0,1 % от цены контракта за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств за несвоевременное исполнение обязательств по контракту.
1.2. Пунктом 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения об условиях исполнения государственного контракта, в том числе форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг.
Разделом 10 Информационной карты документации об открытом аукционе в электронной форме установлено, что оплата производится государственным заказчиком по безналичному расчету по факту выполненных работ в течение 10 рабочих дней с момента подписания государственным заказчиком сводного акта выполненных работ (Приложение N 4 проекта государственного контракта) и предоставления подрядчиком государственному заказчику счета (счета-фактуры), отчетных документов (реестра получателей, реализовавших право на обеспечение обувью, согласованного с государственным учреждением Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центра "Импульс") (Приложение N 2 проекта государственного контракта), актов выполненных работ, подписанных между подрядчиком и получателем (законным представителем) (Приложение N 3 проекта государственного контракта) и отрывных талонов к направлениям на обеспечение техническими средствами реабилитации, в соответствии с приказом Минздравоцразвития России от 21.08.2008 N 493-н, выдаваемых каждому получателю ГУ инвалидов "Импульс".
Аналогичное положение дублируется в пункте 3.5 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об открытом аукционе в электронной форме.
Пунктом 2.1.11 проекта государственного контракта установлено, что для расчетов по контракту и составления сводного акта выполненных работ, подрядчик предоставляет государственному заказчику для расчета за фактическим выполненные работы, полный комплект документов: счета (счета-фактуры), отчетные документы (реестр инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, проживающих на территории Челябинской области, реализовавших право на обеспечение обувью, согласованный с государственным учреждением - Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" (приложение N 2 проекта государственного контракта), акты выполненных работ, подписанные между подрядчиком и получателем (законным представителем (Приложение N 3) и отрывные талоны к направлениям на обеспечение техническими средствами реабилитации, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 21.08.2008 N 439-н, выдаваемые каждому получателю ГУ инвалидов "Импульс", ежемесячно не позднее 5 числа месяца.
Пунктом 2.2 проекта государственного контракта предусмотрено, что государственный заказчик обязан обеспечить проверку реестра получателей, реализовавших право на обеспечение обувью, ГУ ЧО РФЦ инвалидов "Импульс", в срок не более 10 рабочих дней с момента предоставления реестра подрядчиком.
При этом в пункте 3.5 проекта государственного контракта отсутствуют сведения о сроке подписания государственным заказчиком сводного акта выполненных работ, что делает невозможным определение сроков произведения оплаты выполненных работ государственным заказчиком.
Кроме того, фактически оплата государственным заказчиком выполненных подрядчиком работ ставится в зависимость от действий третьего лица ГУ ФО РФЦ инвалидов "Импульс", связанных с согласованием реестра инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, реализовавших право на обеспечение обувью. При этом в проекте государственного контракта отсутствуют сведения об ответственности ГУ ФО РФЦ инвалидов "Импульс" за нарушение сроков согласования указанного реестра, и государственного заказчика за неисполнение обязанности по обеспечению проверки реестра получателей подведомственным учреждением.
Отсутствие указанной информации ставит стороны государственного контракта в неравное положение, устанавливает ответственность подрядчика за нарушение сроков выполнения работ и предоставления отчетной документации в зависимости от действий третьих лиц, не являющихся стороной по проекту государственного контракта, не несущих ответственность за нарушение срок совершения действий, предусмотренных проектом государственного контракта и документацией об открытом аукционе в электронной форме, что является нарушением пункта 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и не позволяет определить сроки оплаты государственным заказчиком выполненных подрядчиком работ.
1.3. В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона о размещении заказов в контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте.
Согласно части 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии с пунктом 1.2 проекта государственного контракта работы, предусмотренные контрактом, выполняются подрядчиком с момента заключения контракта по 20 ноября 2013 года.
Согласно пункту 4 проекта государственного контракта днем исполнения обязательств по контракту по изготовлению обуви со стороны подрядчика считается день выполненных работ подрядчиком в полном объеме.
Пункт 4.2 проекта государственного контракта предусматривает, что работы считаются выполненными с момента подписания государственным заказчиком сводного акта приемки передачи выполненных работ (приложение N 3 контракта), составленного на основании счета (счета-фактуры), отчетных документов (реестра получателей, реализовавших право на обеспечение обувью) (приложение N 2 контракта), актов приемки выполненных работ, подписанных между подрядчиком и получателем (законным представителем) (Приложение N 3 контракта).
При этом в пункте 4.2 проекта государственного контракта также отсутствуют сведения о сроке подписания государственным заказчиком сводного акта выполненных работ, что не позволяет установить сроки приемки выполненных работ, а, следовательно, и сроки оплаты указанных работ, что является нарушение части 12 статьи 9 Закона о размещении заказов.
1.4. В соответствии с частью 9 статьи 9 Закона о размещении заказов в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней).
Из указанного положения следует, что контракт должен содержать не только ответственность подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий государственного контракта и за просрочку исполнения условий контракта, но и ответственность заказчика за все обязательства, предусмотренные государственным контрактов для заказчика.
Пунктом 6.1 проекта государственного контракта установлено, что виновная сторона несет ответственность за нарушение обязательств по контракту в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации - Челябинской области и контрактом.
Пунктом 6.7 проекта государственного контракта предусмотрено, что в случае просрочки оплаты поставленных товаров государственный заказчик выплачивает подрядчику неустойку в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка РФ от суммы поставленной и неоплаченной в срок продукции за каждый день просрочки.
Государственный заказчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
В разделе 6 проекта государственного контракта отсутствуют меры ответственности за действия третьих лиц, таких как ГУ ЧО РФЦ инвалидов "Импульс", действия которого могут повлиять на сроки выполнения работ в полном объеме (на сдачу отчетности подрядчиком), за несвоевременное подписание сводного акта выполненных работ и иных действий, установленных государственным контрактом.
Таким образом, проектом государственного контракта предусмотрена только ответственность государственного заказчика за просрочку оплаты поставленных товаров (пункт 4.2) и отсутствует ответственность за оплату работ по изготовлению обуви (пункт 4.1), что не соответствует части 9 статье 9 Закона о размещении заказов.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к выводу, что заказчиком при утверждении документации об аукционе, в частности проекта государственного контракта, нарушены положения частей 2, 9, 12 статьи 9, пунктов 7, 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов Закона о размещении заказов, государственный контракт по положениям, изложенным в мотивировочной части не соответствует требованиям гражданского законодательства, влечет двусмысленное понимание требований государственного заказчика, предъявленных к условиям исполнения государственного контракта.
Исходя из изложенного, информации, представленной Министерством социальных отношений, Главным управлением материальных ресурсов Челябинской области, ФГУП "Челябинское ПроП" Минтруда России, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 17 Закона о размещении заказов, решила:
1. Признать информацию, содержащуюся в жалобе ФГУП "Челябинское ПроП" Минтруда России на действия заказчика обоснованной;
2. Признать в действиях заказчика нарушение частей 2, 9, 12 статьи 9, пунктов 7, 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов Закона о размещении заказов;
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов;
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Председатель Комиссии
В.А. Ливончик
Члены Комиссии
Д.А. Воронкова
К.А. Долгополова
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов по делу N 22-ВП/2013
21 февраля 2013 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России, |
на основании решения Челябинского УФАС России от 21.02.2013, принятого по итогам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о размещении заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов бедра, протезов голени, протезов верхних конечностей инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, проживающим на территории Челябинской области (изв. N 0169200000313000474) (далее - аукцион), в целях устранения нарушений законодательства, предписывает:
1. Министерству социальных отношений Челябинской области с момента размещения на официальном сайте в сети "Интернет" и получения предписания не заключать государственный контракт по итогам проведения Аукциона (изв. N 0169200000313000474);
2. Аукционной комиссии по Аукциону (изв. N 0169200000313000474) в срок до 05.03.2013:
2.1. принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Аукциона (изв. N 0169200000313000474);
2.2. передать решение, указанное в пункте 2.1 настоящего предписания в Главное управлением материальных ресурсов Челябинской области для размещения на официальном сайте в сети "Интернет";
3. Министерству социальных отношений Челябинской области в срок до 15.03.2013:
3.1. внести изменения в документацию об аукционе в части условий исполнения государственного контракта;
3.2. передать документацию об аукционе с изменениями в Главное управление материальных ресурсов Челябинской области для размещения на официальном сайте в сети "Интернет";
3.3. продлить срок подачи заявок на участие в Аукционе (изв. N 0169200000313000474) не менее, чем на 15 дней с момента размещения на официальном сайте в сети "Интернет" документации об аукционе с изменениями;
4. Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области в течение двух рабочих дней с момента получения от Аукционной комиссии, Министерства социальных отношений Челябинской области документов, указанных в пункте 2.1, 3 настоящего предписания, разместить на официальном сайте в сети "Интернет" данное решение;
5. Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" с 28.02.2013 обеспечить Министерству социальных отношений Челябинской области, Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области, аукционной комиссии исполнение настоящего предписания.
6. Министерству социальных отношений Челябинской области в срок до 20.03.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно сведения о не заключении государственного контракта по итогам проведения Аукциона (изв. N 0169200000313000474), документацию об аукционе с изменениями, извещение о продлении срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме;
7. Аукционной комиссии по Аукциону (изв. N 0169200000313000474) в срок до 20.03.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно, решение аукционной комиссии об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Аукциона;
8. ООО "РТС-тендер" в срок до 20.03.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункт 5 настоящего предписания;
9. Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области в срок до 20.03.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно доказательства размещения на официальном сайте в сети "Интернет" решения аукционной комиссии об отмене протоколов, документации об аукционе с изменениями, извещения о продлении сроков подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Председатель Комиссии
В.А. Ливончик
Члены Комиссии
Д.А. Воронкова
К.А. Долгополов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 февраля 2013 г. N 22-ВП/2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016