Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению дела N13-11к о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: <_> - председатель Комиссии; <_> - члены Комиссии,
в присутствии представителей:
заявителя: ОАО "Хлебозавод N1" <_> <_> <_>
ответчиков: ООО "Альянс-агро" - <_> ООО "Липецкрегион" - <_> ООО "Альянс-агро" - ИП Гоцак В.П. - <_>
рассмотрев дело N13-11к, возбужденное по заявлению ОАО "Хлебозавод N1" в отношении ООО "Альянс-агро", ООО "Липецкрегион", ИП Гоцак В.П. по признакам нарушения, предусмотренного п.2 ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
20.11.2012 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступило заявление ОАО "Хлебозавод N1" (далее - заявитель) о наличии ограничивающего конкуренцию соглашения между участниками размещения заказа: ООО "Альянс-агро" (ответчик 1), ООО "Липецкрегион" (ответчик 2), ИП Гоцак В.П. (ответчик 3), которое привело к поддержанию цены при проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку хлебобулочных и мучных кондитерских изделий на 1 полугодие 2013 г. для МБДОУ Ленинского района (реестровый номер торгов - 0131300000612004076) (далее - аукцион).
Приказом <_> Воронежского УФАС России от 28.01.2013 года N 08 возбуждено дело N 13-11к в отношении ООО "Альянс-агро", ООО "Липецкрегион", ИП Гоцак В.П. по признакам нарушения, предусмотренного п.2 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции.
Определением от 28.01.2013 года рассмотрение дела N13-11к назначено на 12.02.2013 года.
12.02.2013 года, в связи с неявкой ответчиков, рассмотрение дела отложено на 19.02.2013 года.
19.02.2013 года в связи с не предоставлением ответчиками пояснений по обстоятельствам, изложенным в заявлении, рассмотрение дела отложено на 01.03.2013 года.
01.03.2013 года в связи с не предоставлением ООО "Альянс-агро" письменных объяснений по существу дела, рассмотрение дела отложено на 12.03.2013 года.
12.03.2013 года для вынесения решения объявлялся перерыв до 15.03.2013 года.
Изучив материалы дела, истребованные документы, выслушав пояснения сторон, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о наличии между ООО "Альянс-агро", ООО "Липецкрегион", ИП Гоцаком В.П. ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело к поддержанию цены при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку хлебобулочных и мучных кондитерских изделий на 1 полугодие 2013 г. для МБДОУ Ленинского района (реестровый номер торгов - 0131300000612004076) и участии в данном соглашении.
Указанный вывод следует из существующих обстоятельств и доказательств, имеющихся в материалах дела.
31.10.2012 года уполномоченным органом - Администрацией городского округа город Воронеж на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контрактов на поставку хлебобулочных и мучных кондитерских изделий на 1 полугодие 2013 г. для МБДОУ Ленинского района (совместные торги) (реестровый номер торгов - 0131300000612004076).
Начальная (минимальная) цена контрактов - 1001523, 00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 41.8 Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей.
Согласно протоколу от 16.11.2012 года рассмотрения первых частей заявок к участию в аукционе допущены участники размещения заказа с заявками: N1 (ОАО "Хлебозавод N1", N2 (ООО "Липецкрегион"), N3 (ООО "Альянс-агро"), N6 (ИП Гоцак В.П.).
19.11.2012 года состоялся аукцион. Место проведения аукциона - ОАО "Единая электронная торговая площадка".
Согласно ст. 41.10 Закона о размещении заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме участники открытого аукциона подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона" который составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта. При проведении открытого аукциона в электронной форме устанавливается время приема предложений участников открытого аукциона о цене контракта, составляющее десять минут от начала проведения открытого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта, обновляется автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих проведение открытого аукциона, после снижения начальной (максимальной) цены контракта или текущего минимального предложения о цене контракта на аукционе. В течение десяти минут с момента завершения открытого аукциона в электронной форме любой участник открытого аукциона вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта на аукционе независимо от "шага аукциона" с учетом требований, предусмотренных Законом о размещении заказов.
В соответствии с протоколом от 19.11.2012 года проведения открытого аукциона в электронной форме N 0131300000612004076 в аукционе участвовали лица с заявками NN 2,3,6 (ООО "Липецкрегион", ООО "Альянс-агро", ИП Гоцак В.П., соответственно).
Согласно сведениям, предоставленными ОАО "Единая электронная торговая площадка", ценовые предложения участников размещения заказа осуществлялись в следующем порядке:
Участники |
Ценовое предложение, рублей |
Время подачи |
Участник N 3 |
996 515,39 |
2012-11-1912:00:51.979 |
Участник N 2 |
946 439,24 |
2012-11-1912:01:13.306 |
Участник N 6 |
896 363,09 |
2012-11-1912:01:29.769 |
Участник N 2 |
846 286,94 |
2012-11-1912:01:50.806 |
Участник N 6 |
796 210,79 |
2012-11-1912:01:57.295 |
Участник N 2 |
746 134,64 |
2012-11-1912:02:11.554 |
Участник N 6 |
696 058,49 |
2012-11-1912:02:30.815 |
Участник N 2 |
645 982,34 |
2012-11-1912:02:43.356 |
Участник N 6 |
595 906,19 |
2012-11-19 12:02:56.897 |
Участник N 2 |
545 830,04 |
2012-11-1912:03:15.611 |
Участник N 6 |
495 753,89 |
2012-11-1912:03:22.326 |
Участник N 2 |
445 677,74 |
2012-11-1912:03:58.661 |
Участник N 6 |
420 000,00 |
2012-11-19 12:04:55.361 |
Таким образом, в ходе проведения аукциона от ООО "Альянс-агро" поступило единственное ценовое предложение, незначительно отличающееся от начальной (минимальной) цены контракта - 996515,39 руб., затем в течение короткого промежутка времени (четырех минут) двумя другими участниками размещения заказа: ООО "Липецкрегион", ИП Гоцак В.П. поочередно подавались предложения, в результате чего цена контракта была снижена на 58,1% (до 420 000, 00 рублей). После чего аукцион завершился.
Согласно ч. 1 ст. 41.11 Закона о размещении заказов аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
На основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме аукционной комиссией принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме (ч.2 ст. 41.11 Закона о размещении заказов).
Согласно ч.2 ст.11 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков.
Такое требованием установлено пунктом 7.5 документации об аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 41.11 Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме в случае несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона, признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с протоколом от 19.11.2012 года подведения итогов аукциона в электронной форме N0131300000612004076 заявки ООО "Липецкрегион" и ИП Гоцак В.П., в связи с нахождением данных лиц в реестре недобросовестных поставщиков, признаны несоответствующими требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме. Аукцион признан несостоявшимся.
Контракты по итогам аукциона заключены с ООО "Альянс-агро" по цене, предложенной данным участником размещения заказа - 996 515,39 руб.
Таким образом, ООО "Липецкрегион" и ИП Гоцак, не имея намерений на заключение контракта, с целью введения в заблуждение добросовестных участников аукциона, совершили заведомо спланированные действия, направленные на демпинговое снижение цены контракта, что привело к нецелесообразности подачи иными участниками аукциона ценовых предложений и тем самым обеспечило возможность заключения контракта третьему участнику соглашения - ООО "Альянс-агро" по цене, приближенной к максимальной.
Указанное поведение ООО "Альянс-агро", ООО "Липецкрегион", ИП Гоцак В.П. свидетельствует о наличии между ними договоренности, которую они реализовывали с целью выведения добросовестных участников аукциона из конкурентной борьбы.
Наличие соглашения между ООО "Альянс-агро", ООО "Липецкрегион", ИП Гоцаком В.П. подтверждается следующими фактами.
IP-адрес является персональным (цифровым) идентификатором получателя услуг доступа к интернету; выделяется клиенту IP-адреса техническим способом, на платной основе некоммерческой организацией, являющейся региональным Интернет регистратором.
Как следует из справки, предоставленной ОАО "Единая электронная торговая площадка", в период проведения аукциона ценовые предложения от ООО "Липецкрегион", ООО "Альянс-агро", ИП Гоцак В.П. поступали с одного IP адреса: 213.129.127.252.
В соответствии с письмом интернет-провайдера - ЗАО "Юго-Восток ТрансТелеКом" IP адрес: 213.129.127.252 зарегистрирован за пользователем - ООО "Альянс-агро", адрес подключения: г. Воронеж, уд. Дорожная, 24г, оф. 302.
В соответствии с договором N 29-Д-А от 01.06.2012 года ООО "Альянс-агро" пользуется на правах аренды частью помещения, расположенного по адресу: г. Воронеж, уд. Дорожная, 24г, оф. 302, 303.
В ходе подготовки к участию в аукционе ООО "Липецкрегион", ИП Гоцак В.П. преднамеренно исключили возможность положительного рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе. Так, данные лица включены в реестр недобросовестных поставщиков решениями Воронежского УФАС России от 15.08.2011 года N 262-рнп и N 263-рнп в связи с уклонением от подписания государственного контракта на поставку лекарственных средств (номер торгов - М95). Вместе с тем, торговля лекарственными средствами не относится к видам деятельности, осуществляемым данными хозяйствующими субъектами; соответствующей лицензией, предусмотренной ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" данные лица не обладают. Таким образом, ООО "Липецкрегион" и ИП Гоцак В.П. совершили заведомо запланированные однотипные действия, целью которых явилось включение их в реестр недобросовестных поставщиков.
Зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя Гоцак Виктор Петрович является единственным учредителем и директором ООО "Липецкрегион", таким образом, в соответствии с п.2 ч.1 ст.9 Закона о защите конкуренции ИП Гоцак В.П. и ООО "Липецкрегион" входят в одну группу лиц, следовательно, действуют на товарном рынке как единый хозяйствующий субъект.
Из устных пояснений <_> ООО "Альянс-агро" <_> следует, что он лично знаком с Гоцаком В.П., поскольку тот ранее являлся его деловым партнером, что указывает о наличии взаимоотношений между ответчиками.
Комиссией также принят во внимание тот факт, что Гоцак Виктор Петрович на рассмотрение дела не явился, письменных пояснений по существу дела не направил. В ходе рассмотрения дела представитель последнего - <_> на поставленные Комиссией вопросы ответить затруднился, мотивируя данный факт своей неосведомленностью в отношении обстоятельств дела.
В соответствии с имеющимися сведениями (учредительные документы, выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП) виды деятельности ОАО "Хлебозавод N1" - производство хлеба и мучных кондитерских изделий, оптовая и розничная торговля хлебом и хлебобулочными изделиями; ООО "Альянс-агро" - оптовая торговля картофелем, овощами, фруктами, прочая оптовая торговля; ООО "Липецкрегион", ИП Гоцак В.П. - оптовая торговля пищевыми продуктами.
Пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Товарные границы рынка определяются в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД).
Согласно Порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденному Приказом ФАС России от 25.04.2006 г. N 108 антимонопольный орган наделен правом определения продуктовых границ товарного рынка, географических границ, субъектов товарного рынка и др.
Предметом аукциона является закупка хлебобулочных и мучных кондитерских изделий.
Рынок услуг по оптовой торговле хлебобулочными изделиями (ОКВЭД - 51.38.24) в Воронежской области является низкоконцентрированным с развитой конкуренцией.
В соответствии с п. 2 ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Таким образом, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", указано, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.
Данный пункт постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации применим и к доказыванию соглашений. Иное применение указанных разъяснений будет являться неверным толкованием норм материального права, что подтверждается постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6977/11 от 02.11.2011 по делу N А71-992/2011 оставленному в силе определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-15592/11 от 13.02.2012.
Согласно правовой позиции, сформированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 N 9966/10 необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О защите конкуренции" последствиям.
Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.
Таким образом, из имеющихся материалов дела усматривается, что в результате достижения устного соглашения между ООО "Альянс-агро", ООО "Липецкрегион", ИП Гоцак В.П. указанные лица реализовали модель группового поведения, состоящую из действий, направленных на поддержание цены на торгах, повлекших ограничение конкуренции путем исключения из конкурентной борьбы ОАО "Хлебозавод N1".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ООО "Альянс-агро", нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем заключения и участия в ограничивающем конкуренцию соглашении с ООО "Липецкрегион", ИП Гоцаком В.П., которое привело к поддержанию цены при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку хлебобулочных и мучных кондитерских изделий на 1 полугодие 2013 г. для МБДОУ Ленинского района (реестровый номер торгов - 0131300000612004076).
2. Признать ООО "Липецкрегион" нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем заключения и участия в ограничивающем конкуренцию соглашении с ООО "Альянс-агро", ИП Гоцаком В.П., которое привело к поддержанию цены при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку хлебобулочных и мучных кондитерских изделий на 1 полугодие 2013 г. для МБДОУ Ленинского района (реестровый номер торгов - 0131300000612004076).
3. Признать ИП Гоцака В.П. нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем заключения и участия в ограничивающем конкуренцию соглашении с ООО "Альянс-агро", ООО "Липецкрегион", которое привело к поддержанию цены при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку хлебобулочных и мучных кондитерских изделий на 1 полугодие 2013 г. для МБДОУ Ленинского района (реестровый номер торгов - 0131300000612004076).
4. Выдать ООО "Альянс-агро" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
5. Выдать ООО "Липецкрегион" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
6. Выдать ИП Гоцаку В.П. предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона "О защите конкуренции" настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть объявлена 15.03.2013 г.
Решение изготовлено в полном объеме 21.03.2013 г.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 21 марта 2013 г. N 13-11К
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016