Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 20 января 2015 г. N 150-ФАС22-0В/10-14
Резолютивная часть решения оглашена 30 декабря 2014 г. г. Барнаул
В полном объеме решение изготовлено 20 января 2015 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
С<_>
Члены Комиссии:
С<_>
О<_>
рассмотрев дело N150-ФАС22-ОВ/10-14 по признакам нарушения Краевым государственным казенным учреждением "Центр государственных закупок Алтайского края" и Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Алтайская краевая клиническая детская больница" абзаца 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в утверждении и согласовании документации об электронном аукционе на поставку лекарственных средств N 0817200000314006995, предусматривающей поставку лекарственного препарата с остаточным сроком годности, установленным в процентах от срока, указанного на этикетке производителем, установила:
В УФАС по Алтайскому краю поступило заявление ООО "Медипал-Онко" (вх. N 10266 от 16.09.2014 г.) на действия Краевого государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Алтайского края" при проведении электронного аукциона N 0817200000314006995 на поставку лекарственных средств.
В ходе рассмотрения заявления было установлено, что 27.08.2014 Краевым государственным казенным учреждением "Центр государственных закупок Алтайского края" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000314006995 на поставку лекарственных средств.
Заявитель считает, что положения документации об электронном аукционе на поставку лекарственных средств относительно установления требований об указании остаточного срока годности именно в процентах, противоречат требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании приказа УФАС по Алтайскому краю от 16.10.2014 года N 417, антимонопольным органом возбуждено дело N150-ФАС22-ОВ/10-14 по признакам нарушения Краевым государственным казенным учреждением "Центр государственных закупок Алтайского края" абзаца 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 01.12.2014 N 5006/9 дело N150-ФАС22-ОВ/10-14 было отложено на 25.12.2014 и Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Алтайская краевая клиническая детская больница" привлечено в качестве ответчика.
На заседании комиссии от 25.12.2014 представитель Краевого государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Алтайского края" не признал нарушение и пояснил, что согласно пунктам 2.3.13, 2.3.14 Порядка взаимодействия органа исполнительной власти Алтайского края по регулированию контрактной системы в сфере закупок, краевого государственного казенного учреждения, уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заказчиков, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 30.12.2013 N 712. Утверждение документации о закупке и обеспечение состояния такой документации требованиям действующего законодательства отнесено к полномочиям заказчика. Документация об электронном аукционе на поставку лекарственных средств N 0817200000314006995, извещение о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств утверждены главным врачом КГБУЗ "Алтайская краевая клиническая детская больница".
Внесение изменений в утвержденную документацию до размещения на сайте в сети Интернет не возможно. Требование о постановке товара со сроком годности не менее 50 % от срока, указанного на этикетке, установлено на основании раздела 2 приложения к заявке КГБУЗ "Алтайская краевая клиническая детская больница". При этом, положения, предусматривающие поставку лекарственного препарата с остаточным сроком годности, установленным в процентах от срока, указанного на этикетке производителем обусловлены объективными потребностями заказчика.
Постановлением Госкомстата РФ от 09.03.2000 N 19 "Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за закупкой, продажей и запасами жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и фактическими ценами на них", приказом Минздрава РФ от 07.09.2000 N 340 "О введении форм федерального государственного статистического наблюдения за закупкой, продажей и запасами жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и фактическими ценами на них", методическими рекомендациями по формированию системы управления запасами лекарственных средств в рамках реализации программы обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 01.10.2008 предусмотрено предоставление сведений об остаточном сроке годности в процентах.
Представитель Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Алтайская краевая клиническая детская больница" нарушение не признала и пояснила, что при формировании описания объекта закупки заказчик указал функциональные и качественные характеристики объекта закупки, которые не влекут за собой ограничение конкуренции. У каждого производителя товара срок годности различен и указание остаточного срока годности в процентах позволит любому участнику закупки самостоятельно определить годность конкретного для своего товара, вне зависимости от того, какой срок годности определил производитель. Поэтому требование заказчика к остаточному сроку годности (не менее 50 %) обоснованно, так как "Иммуноглобулин человека нормальный", является востребованным и дорогостоящим товаром, кроме того может быть востребован не только в течение периода времени, на который осуществляется закупка, но и более. Действующее законодательство не регламентирует остаточный срок годности лекарственных средств при их поставке. Как правило, остаточный срок годности устанавливается сторонами контракта на поставку лекарственных средств по государственным и муниципальным заказам. На момент окончания срока подачи заявок и по итогам рассмотрения первых частей заявок к участию в аукционе допущено 4 участника закупки, начальная (максимальная) цена контракта снижена на 469853,50 руб.
Изучив обстоятельства дела, доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закон о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно требованиям, установленным техническим заданием остаточный срок годности продукции должен быть не менее 50% от срока, указанного на этикетке производителем.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 18 Закона об обращении лекарственных средств для государственной регистрации лекарственного препарата разработчик лекарственного препарата или уполномоченное им другое юридическое лицо представляет в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию лекарственных препаратов, заявление о государственной регистрации лекарственного препарата, а также в порядке, установленном соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, необходимые документы, из которых формируется регистрационное досье на лекарственный препарат (далее - регистрационное досье).
В регистрационное досье включается, в том числе, проект инструкции по применению лекарственного препарата, содержащего, помимо прочего, срок годности и указание на запрет применения лекарственного препарата по истечении срока годности.
В процессе регистрации лекарственного препарата доказывается его эффективность, качество и безопасность. Следовательно, факт государственной регистрации лекарственного препарата означает его соответствие требованиям эффективности, качества и безопасности в период срока его годности.
В связи с тем, что лекарственные препараты разных производителей могут иметь различные сроки годности, требование заказчика о том, чтобы лекарственные препараты имели остаточный срок годности, выраженный в процентах, устанавливает неравные условия для производителей лекарственных препаратов, и может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, хозяйствующие субъекты, предлагающие к поставке лекарственные препараты одного товарного рынка (либо один лекарственный препарат), но имеющие различные сроки годности (или различные остаточные сроки годности при зарегистрированных одинаковых сроках годности), в случае установления заказчиками требований к срокам годности, выраженных в процентах, поставлены в неравные условия.
В силу абзаца 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно требованиям, установленным техническим заданием документации об электронном аукционе на поставку лекарственных средств N 0817200000314006995 необходимо поставить иммуноглобулин человека нормальный (ОКПД: 24.42.21.137). Срок годности по указанному препарату у разных производителей различен от 1 года до 2 лет.
Таким образом, требования заказчика об остаточном сроке годности лекарственного препарата, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей и поставщиков лекарственных препаратов, ограничение конкуренции и количества участников закупок.
Вместе с тем Комиссией установлено, что государственный контракт, заключенный по результатам указанного аукциона уже исполняется поставщиком.
На основании изложенного, действия Краевого государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Алтайского края", выразившиеся в согласовании документации об электронном аукционе на поставку лекарственных средств N 0817200000314006995, предусматривающей поставку лекарственного препарата с остаточным сроком годности, установленным в процентах от срока, указанного на этикетке производителем, противоречат абзацу 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", действия Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Алтайская краевая клиническая детская больница", выразившиеся в утверждении документации об электронном аукционе на поставку лекарственных средств N 0817200000314006995, предусматривающей поставку лекарственного препарата с остаточным сроком годности, установленным в процентах от срока, указанного на этикетке производителем, противоречат абзацу 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать действия Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Алтайская краевая клиническая детская больница", выразившиеся в утверждении документации об электронном аукционе на поставку лекарственных средств N 0817200000314006995, предусматривающей поставку лекарственного препарата с остаточным сроком годности, установленным в процентах от срока, указанного на этикетке производителем, - противоречащими абзацу 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Признать действия Краевого государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Алтайского края", выразившиеся в согласовании документации об электронном аукционе на поставку лекарственных средств N 0817200000314006995, предусматривающей поставку лекарственного препарата с остаточным сроком годности, установленным в процентах от срока, указанного на этикетке производителем, - противоречащими абзацу 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Предписание не выдавать.
Председатель Комиссии С<_>
Члены Комиссии С<_>
О<_>
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 20 января 2015 г. N 150-ФАС22-0В/10-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016