Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
N 3-09/04-2013 (опубликовано 11 апреля 2013 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 2 апреля 2013 года.
Решение изготовлено в полном объеме 11 апреля 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
- Белобородова М.В. - руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;
- Володина В.А. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии;
- Францевой Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии;
- Анохиной М.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы, члена Комиссии;
при участии:
со стороны общества с ограниченной ответственностью Аудиторской фирмы "ПАРТНЕР-Аудит":
- <_> - юрисконсульта общества по доверенности от 01.01.2013 N 8;
- <_> - юрисконсульта общества по доверенности от 26.03.2013 N 7;
со стороны муниципального предприятия "Горэлектросеть":
- <_> - и.о. главного экономиста предприятия по доверенности от 01.04.2013 N 168/01-08;
- <_> - начальника юридического отдела предприятия по доверенности от 10.12.2012 N 01-08/452;
рассмотрев дело N 3-09/04-2013 по признакам нарушения муниципальным предприятием "Горэлектросеть" (Пензенская область, г. Заречный, ул.Зеленая, д.4) требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО Аудиторской фирмы "ПАРТНЕР-Аудит" (г.Пенза, ул. Богданова, д.2а) в отношении муниципального предприятия "Горэлектросеть" по вопросу нарушения антимонопольного законодательства при проведении открытого конкурса: "Оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности МП "Горэлектросеть" за 2012 год, 2013 год, 2014 год" (извещение N 0555300000513000001) (далее также открытый конкурс).
В жалобе указано, что установленный МП "Горэлектросеть" в конкурсной документации по критерию "качество и квалификация участника" показатель - "наличие в штате аудиторской организации по основному месту работы аудитора, получившего квалификационный аттестат аудиторов в соответствии с нормами ст.11 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (единый аттестат) и участие этого аудитора в проверке организаций с аналогичным видом деятельности за последние 5 лет - 25 баллов" не соответствует требованиям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), а также создает преимущественные условия участникам размещения заказа.
По результатам рассмотрения вышеуказанной жалобы приказом Пензенского УФАС России от 22.03.2013 N 48 в отношении МП "Горэлектросеть" возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении действий при проведении открытого конкурса, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
В представленном в антимонопольный орган возражении на жалобу от 27.03.2013 МП "Горэлектросеть" указало, что в целях выявления лучших условий исполнения контракта комиссия в соответствии с частью 4.1. статьи 28 Закона о размещении заказов вправе оценивать, в том числе, квалификацию работников участника конкурса. Указанный показатель не являлся единственным и (или) определяющим по такому критерию как "качество и квалификация участника", значимость которого составляет 20% из совокупной значимости равной 100%.
На заседании Комиссии представитель ООО Аудиторская фирма "ПАРТНЕР-Аудит" указало, что такой показатель как "наличие в штате аудиторской организации по основному месту работы аудитора, получившего квалификационный аттестат аудиторов в соответствии с нормами ст.11 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (единый аттестат) и участие этого аудитора в проверке организаций с аналогичным видом деятельности за последние 5 лет" не может являться показателем, характеризующим условия исполнения контракта. Дополнил, что для проведения обязательного аудита муниципального предприятия наличие у аудитора единого аттестата не требуется.
На заседании Комиссии представитель МП "Горэлектросеть" пояснил, что указанный показатель, не был установлен в качестве требования к участникам открытого конкурса, а лишь учитывался на стадии оценки поданных заявок на участие в конкурсе.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" 09.01.2013 Заказчиком - МП "Горэлектросеть" на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru объявлен открытый конкурс "Оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности МП "Горэлектросеть" за 2012 год, 2013 год, 2014 год", (извещение N0555300000513000001).
В пункте 22 Информационной карты части 2 Конкурсной документации (ред. от 18.02.2013) установлены критерии, значимость и порядок оценки заявок на участие в конкурсе. Согласно указанному пункту Информационной карты значимость критерия "цена договора" составляет 50%, критерия "срок оказания услуг" - 30%, критерия "качество услуг и квалификация участника" - 20%.
Критерий "качество услуг и квалификация участника" включает в себя следующие показатели:
- наличие у участников конкурса опыта работы на рынке аудиторских услуг, максимальное количество баллов равно 20;
- опыт по проведению аудиторских проверок организаций с аналогичным видом деятельности за последние пять лет, максимальное количество баллов равно 20;
- наличие в штате аудиторской организации по основному месту работы аудитора, получившего квалификационный аттестат аудиторов в соответствии с нормами ст.11 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (единый аттестат) и участие этого аудитора в проверке организаций с аналогичным видом деятельности за последние 5 лет, максимальное количество баллов равно 25;
- наличие подтвержденных сведений о деловой репутации участника, максимальное количество баллов равно 35;
Частью 4.1. статьи 23 Закона об аудиторской деятельности установлено, что с 1 января 2012 года аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности (осуществления аудиторской деятельности), предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.
Из изложенного следует, что в рассматриваемом открытом конкурсе вправе принимать участие, также аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора соответствующего типа, выданные в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
Согласно пункту 2 статьи 28 Закона о размещении заказов оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.
Пунктами 4, 4.1, 6 статьи 28 Закона о размещении заказов установлено, что для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта. При этом критерием оценки заявок на участие в конкурсе может быть, в том числе, качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг. Конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными критерием, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Пунктом 6 статьи 28 Закона о размещении заказов установлено, что значимость критериев, указанных в пунктах 1 и 1.1. части 4 настоящей статьи, не может составлять более двадцати процентов, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи.
Исходя из изложенного, значимость критерия "качество услуг и квалификация участника", а также установленные по данному критерию показатели соответствуют требованиям действующего законодательства РФ.
Ссылки ООО Аудиторская фирма "ПАРТНЕР-Аудит" на то, что показатель - "наличие в штате аудиторской организации по основному месту работы аудитора, получившего квалификационный аттестат аудиторов в соответствии с нормами ст.11 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (единый аттестат) и участие этого аудитора в проверке организаций с аналогичным видом деятельности за последние 5 лет" с максимальным количеством баллов 25 создает преимущественные условия для соответствующих участников в данном конкурсе, Комиссией не принимается по следующим основаниям.
Из анализа конкурсной документации следует, что данный показатель не был установлен в качестве одного из требований к участникам конкурса, в связи с чем, ООО Аудиторская фирма "ПАРТНЕР-Аудит" при соответствии требованиям, установленным п.1.6. Конкурсной документации, могла принять участие в рассматриваемом конкурсе.
Значимость критерия "качество услуг и квалификация участника" составляет лишь 20 % от совокупной значимости установленных критериев оценки заявок на участие в рассматриваемом конкурсе. Кроме того, критерий "качество услуг и квалификация участника" включает в себя иные показатели, в том числе, "наличие подтвержденных сведений о деловой репутации участника", с максимальным количеством баллов 35.
Таким образом, участник размещения заказа, не соответствуя такому показателю, как "наличие в штате аудиторской организации по основному месту работы аудитора, получившего квалификационный аттестат аудиторов в соответствии с нормами ст.11 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (единый аттестат) и участие этого аудитора в проверке организаций с аналогичным видом деятельности за последние 5 лет", имеет возможность по иным показателям, а также иным критериям набрать необходимое количество баллов для признания его победителем конкурса.
Кроме того, из протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по отбору аудиторской организации для проведения обязательного ежегодного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности МП "Горэлектросеть" за 2012, 2013, 2014 годы от 22.03.2013 N 3 следует, что на участие в данном конкурсе было подано 3 заявки. Все участники конкурса имеют в штате аудитора, получившего единый аттестат.
На заседании Комиссии представитель ООО Аудиторская фирма "ПАРТНЕР-Аудит" также указал на наличие в штате общества аудитора, имеющего единый аттестат.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, что в действиях МП "Горэлектросеть", выразившихся в установлении в конкурсной документации по критерию "качество и квалификация участника" показатель - "наличие в штате аудиторской организации по основному месту работы аудитора, получившего квалификационный аттестат аудиторов в соответствии с нормами ст.11 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (единый аттестат) и участие этого аудитора в проверке организаций с аналогичным видом деятельности за последние 5 лет" с максимальным количеством баллов 25, отсутствует нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Дело N 3-09/04-2013 от 22.03.2013 о нарушении требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении МП "Горэлектросеть" прекратить, в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях нарушения антимонопольного законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области N 3-09/04-2013 (опубликовано 11 апреля 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016