Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 24 апреля 2013 г. N 25
Резолютивная часть решения оглашена 24 апреля 2013 г. г. Новосибирск
Решение в полном объёме изготовлено 24 апреля 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Камнева Н. П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е. В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Михеева Ю. А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев дело N 25, возбужденное 26.03.2013 г. по признакам нарушения администрацией Сокурского сельсовета Мошковского района Новосибирской области (633121, Новосибирская область, Мошковский район, с.Сокур, ул. Советская, 13) части 3 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии:
"_" установила:
В Новосибирское УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Системы весового контроля" на действия муниципального заказчика - администрации Сокурского сельсовета Мошковского района Новосибирской области при проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по инженерным изысканиям и проектированию системы водоотведения объекта "Защита от подтопления и затопления с.Сокур Мошковского района Новосибирской области".
Согласно поступившей жалобе аукционная документация указанного аукциона противоречит антимонопольному законодательству:
1. Пункт 4 информационной карты содержит требование о запрете привлекать субподрядчиков для выполнения работ по предмету настоящих торгов.
2. Пункт 6 информационной карты, содержащий требования о выполнении инженерных изысканий и проектных работ, противоречит пункту 8, содержащему требование о выполнении проектных работ. Объединение заказчиком в один лот проектных и изыскательных работ нарушает антимонопольное законодательство, так как к выполнению указанных работ предъявляются различные требования (наличие разных допусков саморегулируемой организации).
3. Пунктом 25 информационной карты установлено обеспечение исполнения контракта в виде договора поручительства, что противоречит действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 44, части 12 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении администрации Сокурского сельсовета Мошковского района Новосибирской области возбуждено дело N 25 (приказ N 71 от 26.03.2013 г.) по признакам нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В объяснениях по делу администрация Сокурского сельсовета Мошковского района Новосибирской области сообщила, что единой комиссией по торгам и закупкам изучено антимонопольное законодательства в части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Впредь нарушений, связанных с ограничением конкуренции допускаться не будет.
Рассмотрев материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
23.01.2013 г. на официальном сайте zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0151300050113000003 о проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по инженерным изысканиям и проектированию системы водоотведения объекта "Защита от подтопления и затопления с.Сокур Мошковского района Новосибирской области".
Согласно Извещению N 0151300050113000003 предмет контракта - выполнение работ по инженерным изысканиям и проектированию системы водоотведения объекта "Защита от подтопления и затопления с.Сокур Мошковского района Новосибирской области".
Максимальная цена контракта - 1 400 000 (один миллион четыреста тысяч) рублей 00 копеек.
В соответствии с информационной картой аукциона, участник размещения не вправе для выполнения работ привлекать субподрядчиков (пункт 4). Однако пунктом 7.3.3 проекта муниципального контракта и контракта N 3 от 15.02.2013 г., заключенного с победителем аукциона ООО "Жилсервис", предусмотрено при необходимости, с согласия Заказчика, право Исполнителя привлечь к исполнению своих обязанностей субподрядчиков. Таким образом, опечатка в информационной карте аукциона не могла повлиять на результаты аукциона или каким-либо образом повлиять на конкуренцию.
Пунктом 25 информационной карты аукционной документации установлена возможность обеспечения исполнения контракта в виде договора поручительства. Подпунктом а) пункта 10 Федерального закона от 20.06.2012 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" договор поручительства исключен из перечня способов обеспечения контракта. Однако указание в аукционной документации "договора поручительства", как одного из способов обеспечения контракта, не привело и не могло привести к ограничению, устранению конкуренции, так как документацией были предусмотрены и другие способы обеспечения исполнения контракта, ко всем претендентам на участие в аукционе были предъявлены одинаковые требования.
В документации об открытом аукционе в состав работ по предмету аукциона включены требования о выполнении работ по инженерным изысканиям, а также работ по подготовке проектной документации (пункт 6 информационной карты): подрядчик должен выполнить работы по инженерным изысканиям и проектированию собственными силами и средствами, из своего материала:
- инженерные изыскания;
- разработка ПСД - проектная и рабочая документация;
- прохождение государственной экспертизы ПСД.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень) утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполнение которых, согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, возможно только при наличии выданных саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к таким работам.
При этом саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций (статья 55.3 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).
Следовательно, для работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации требуется получение разных свидетельств о допуске к работам, выданных соответствующими саморегулируемыми организациями.
В пункте 23 информационной карты рассматриваемого аукциона установлено, что работы должны быть выполнены с соблюдением действующих норм и правил, технических условий, регламентов и иных нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации.
Таким образом, потенциальный участник аукциона для участия в аукционе должен иметь два свидетельства на осуществление двух разных видов деятельности - на проектирование и осуществление инженерных изысканий.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Кроме того, запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом торгов (часть 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
При проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по инженерным изысканиям и проектированию системы водоотведения объекта "Защита от подтопления и затопления с.Сокур Мошковского района Новосибирской области" администрацией Сокурского сельсовета Мошковского района Новосибирской области были объединены в состав одного предмета аукциона работы (инженерные изыскания и подготовка проектной документации), которые относятся к различным специфическим видам деятельности, и на выполнение которых необходимо иметь самостоятельный разрешительный документ. Указанные работы являются разными видами работ, технологически и функционально не связанными между собой, и объединение их в один лот при проведении торгов влечет ограничение конкуренции, поскольку лица, имеющие допуск к выполнению только одного из видов работ, не смогут принять участие в торгах.
Требование о наличии отдельных допусков СРО на проектные и изыскательские работы, выполнение таких работ различными специалистами, различные объемы работ и предъявление разных требований к их результатам подтверждают, что это самостоятельные виды работ, объединенные объектом строительства, но не связанные технологически.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Федерального Арбитражного Суда Западно-Сибирского Округа от 06.09.2012 г. по делу N А03-16708/2011.
Таким образом, объединив при проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по инженерным изысканиям и проектированию системы водоотведения объекта "Защита от подтопления и затопления с.Сокур Мошковского района Новосибирской области" в состав одного лота работы (инженерные изыскания и подготовка проектной документации), технологически и функционально не связанные между собой, администрация Сокурского сельсовета Мошковского района Новосибирской области нарушила части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", решила:
1. Признать администрацию Сокурского сельсовета Мошковского района Новосибирской области нарушившей часть 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в объединении в состав одного предмета аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по инженерным изысканиям и проектированию системы водоотведения объекта "Защита от подтопления и затопления с.Сокур Мошковского района Новосибирской области" работ (инженерных изысканий и подготовки проектной документации), которые являются разными видами работ, технологически и функционально не связанными между собой, и на выполнение которых необходимо иметь самостоятельный разрешительный документ, что могло привести к ограничению конкуренции, поскольку лица, имеющие допуск к выполнению только одного из видов работ, не смогли бы принять участие в торгах.
2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи администрации Сокурского сельсовета Мошковского района Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. С целью прекращения нарушения антимонопольного законодательства администрации Сокурского сельсовета Мошковского района Новосибирской области необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно размещать муниципальный заказ, руководствуясь требованиями Федерального закона от 21.06.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 24
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
24 апреля 2013 г. г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Михеева Ю.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 24.04.2013 г. по делу N 25, возбужденному 26.03.2013 г., о нарушении нарушения администрацией Сокурского сельсовета Мошковского района Новосибирской области (633121, Новосибирская область, Мошковский район, с.Сокур, ул. Советская, 13) части 3 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Администрации Сокурского сельсовета Мошковского района Новосибирской области прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившегося в объединении в состав одного предмета аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по инженерным изысканиям и проектированию системы водоотведения объекта "Защита от подтопления и затопления с.Сокур Мошковского района Новосибирской области" работ (инженерных изысканий и подготовки проектной документации), которые являются разными видами работ, технологически и функционально не связанными между собой, и на выполнение которых необходимо иметь самостоятельный разрешительный документ, что могло привести к ограничению конкуренции, поскольку лица, имеющие допуск к выполнению только одного из видов работ, не смогли бы принять участие в торгах.
С целью исполнения настоящего предписания администрации Сокурского сельсовета Мошковского района Новосибирской области необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно размещать муниципальный заказ, руководствуясь требованиями Федерального закона от 21.06.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Об исполнении настоящего предписания администрации Сокурского сельсовета Мошковского района Новосибирской области сообщить в Новосибирское УФАС России до 24.06.2013 г., с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 24 апреля 2013 г. N 25
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016