Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 29 декабря 2014 г. N 501-10691-14/8
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Б. А. Р., рассмотрев протокол и материалы дела N 501-10691-14/8 об административном правонарушении, возбужденном в отношении НОУ ДПО "Специалист", по факту недобросовестной конкуренции, что является нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". установил:
Самарским УФАС России рассмотрено заявление Государственной инспекции труда в Самарской области (исх. N 10-7547-14-ИСХ от 09.07.2014) на действия НОУ ДПО "Специалист", выразившиеся, по мнению Государственной инспекции труда в Самарской области, в нарушении правил оказания услуг в области охраны труда, при оказании услуг в области охраны труда по обучению руководителей и специалистов организаций по вопросам охраны труда, не имея обязательной аккредитации в области охраны труда, в нарушение требований статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и пункта 3 приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 N 205-н.
Таким образом, Государственная инспекция труда в Самарской области посчитала, что действия НОУ ДПО "Специалист" по оказанию услуг в области охраны труда по обучению руководителей и специалистов организаций по вопросам охраны труда, не имея обязательной аккредитации, содержат признаки недобросовестной конкуренции, что нарушает часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно письменным объяснениям НОУ ДПО "Специалист", данным в рамках рассмотрения дела N 35-10691-14/8 (исх. N 171/14 от 26.09.2014 г.), действительно НОУ ДПО "Специалист" была оказана разовая услуга по обучению охране труда, что подтверждается договором N 248 от 31.12.2013 г. Стоимость обучения составляет 2 500 рублей. Указанные денежные средства были возвращены МБУ "Дом Молодежных Организаций г.о. Похвистнево Самарской области" (далее - МБУ "ДМО"), что подтверждается платежным поручением N 74 от 07.08.2004 г.
Решением по делу N 35-10691-14/8 установлено, что 31.12.2013 г. между НОУ ДПО "Специалист" и МБУ "ДМО г.о. Похвистнево Самарской области" заключен договор N 248 на выполнение услуг по обучению по КЦН "Охрана труда".
Согласно счету на оплату N 248 от 02.02.2014 г. МБУ "ДМО" г.о. Похвистнево Самарской области оплатило НОУ ДПО "Специалист" сумму в размере 2 500 рублей за обучение по КЦН "Охрана труда".
Протоколом N 1403 от 24.01.2014 г. заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда специалистов подтвержден факт обучения гр. К. О.А. - специалиста по работе с молодежью МБУ "ДМО" г.о. Похвистнево Самарской области.
Кроме того, данный факт подтвержден копией удостоверения N 04840 на имя К. О.А. - специалиста МБУ "ДМО", согласно которому проведена проверка знания требований охраны труда по программе обучения для руководителей и специалистов.
Также, согласно записи в протоколе заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда специалистов аттестационная комиссия НОУ ДПО "Специалист" от 24.01.2014 г. N 1403 провела первичную проверку знаний требований охраны труда у руководителя и специалистов ООО "ЭнергоТехСтрой".
В соответствии с требованием статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 N 205-н утвержден Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Услуга по обучению работодателей и работников по вопросам охраны труда включена в пункт 3 данного Перечня.
В соответствии с п. 3 Приказа, с 01.12.2010 г. оказание данной услуги организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается.
Министерство труда и социальной защиты ведет Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Реестр размещен на сайте: http//:rao.rosminzdrav.ru. Свидетельством о прохождении аккредитации служат сведения включения организации в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Учреждение НОУ ДПО "Специалист" не включено в данный Реестр (по состоянию с 01.07.2010 по 09.07.2014).
Соответственно, НОУ ДПО "Специалист", оказывающее услуги в области охраны труда, а именно обучение руководителей и специалистов организаций вопросам охраны труда, не имеет обязательной аккредитации.
Данный факт также подтвержден письмом Минтруда России (исх. N 15-2-1753 от 24.06.2013) в адрес НОУ ДПО "Специалист" из которого следует, что Учреждением нарушен абзац 10 пункта 5 Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 г. N 205н, поскольку не представлены сведения наличия в уставе организации вида деятельности "обучение работодателей и работников вопросам охраны труда", на основании чего отказано в аккредитации.
Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда в Самарской области, по состоянию с 01.01.2013 г. по 24.07.2014 г. содержит более 50 организаций, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников по вопросам труда, в том числе 1 организацию, оказывающую услуги по обучению работодателей и работников по вопросам охраны труда на территории Красноярского района Самарской области (НОУ ДПО "Мастер", 446377, Самарская область, Красноярский район, пгт Мирный, ул. Нагорная, д. 2).
Пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции" установлено, что не допускается недобросовестная конкуренция, которая вводит в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качеств и количества товара или его производителя.
Такое введение в заблуждение представляет собой действие хозяйствующего субъекта, направленное на формирование у участника рынка товаров, работ и услуг представлений, не соответствующих действительности. Эти действия направлены на получение преимуществ и способны причинить убытки другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под недобросовестной конкуренцией понимает действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Статья 14 Федерального закона "О защите конкуренции" не допускает недобросовестную конкуренцию.
Действия НОУ ДПО "Специалист" по оказанию услуг в области охраны труда по обучению руководителей и специалистов организаций по вопросам охраны труда, не имея обязательной аккредитации, направлены на формирование у потребителей услуг представлений, не соответствующих действительности. Эти представления могли подвигнуть потребителей сделать свой выбор в пользу НОУ ДПО "Специалист".
Следовательно, действия НОУ ДПО "Специалист" по оказанию услуг в области охраны труда по обучению руководителей и специалистов организаций по вопросам охраны труда, не имея обязательной аккредитации, содержат все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о наличии нарушения в действиях НОУ ДПО "Специалист" пункта 2 части 1 статьи 14 ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того директору НОУ ДПО "Специалист" выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
За данное административное правонарушение частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Исходя из оценки конкретных обстоятельств дела, а именно: признание лицом нарушения в полном объеме; исполнение предписания Государственной инспекции труда по Самарской области о прекращении ведения деятельности по обучению охране труда; исполнение предписания Самарского УФАС России по делу N 35-10691-14/8, а также небольшое количество заключенных договоров на оказание услуг по обучению охране труд (1 договор на сумму 2500 рублей), возврат денежных средств уплаченных по договору, отсутствие заявлений от участников рынка - конкурентов устанавливается факт отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Руководствуясь статьями 2.9, 23.48, 28.9 частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях, постановил:
НОУ ДПО "Специалист" освободить от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд либо вышестоящему должностному лицу в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Заместитель руководителя Управления А.Р. Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 29 декабря 2014 г. N 501-10691-14/8
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016