Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
от 3 июля 2013 г. N К-28/13
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС) в составе: председателя Комиссии -заместителя руководителя Управления Женетля А. Ш., членов Комиссии: начальника отдела Управления - Точиева Б. Б., ведущих специалистов - экспертов Управления Вдовиной О. Ю., Кошко Г.Ю. и Хачемизовой З. К. в присутствии представителей: муниципального заказчика - <_> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N1 пос. Тульского <_> отдела муниципального заказа администрации МО Майкопский район" (далее - Уполномоченный орган) <_> рассмотрев в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498 (далее - Административный регламент) жалобу ООО "Лаго-Наки" (далее - Заявитель) от 26.06.2013 N91 на действия Заказчика -- муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N1 пос. Тульского при проведении открытого аукциона в электронной форме N0176300001813000033 на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции мягкой кровли на шатровую зданий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N1" в поселке Тульском Майкопского района" (далее - аукцион), в связи с нарушениями законодательства о размещении заказов, а также проведя внеплановую проверку размещения заказа в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) установила:
Заказчиком - муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа N1 пос. Тульского (далее - СОШ N1) объявлен аукцион (реестровый номер закупки N0176300001813000033). Начальная (максимальная) цена контракта 9 000 000 (девять миллионов) рублей. Источник финансирования - федеральный бюджет - 8 000 000 руб., средства бюджета МО Майкопский район" - 1 000 000 руб. Извещение о проведении аукциона размещено на официальном сайте zakupki.gov.ru (далее - сайт) - 05.06.2013 г.
Документация аукциона утверждена <_>
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Адыгейское УФАС России) 26.06.2013 г. поступила жалоба Заявителя.
Заявитель для участия в рассмотрении жалобы в Адыгейское УФАС России не явился, при этом уведомлен Адыгейским УФАС России о времени и месте рассмотрения жалобы в установленном порядке (уведомление от 27.06.2013 N1193 отправлено почтой и передана телефонограмма).
В жалобе Заявителя указано, что согласно извещению о проведении аукциона N0176300001813000033 начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 000 000 рублей, а локальный сметный расчет, прикрепленный на сайте в качестве обоснования цены контракта, составлен на 1 560 008 рублей, при этом сводный сметный расчет - на 13 424 270 рублей. В жалобе также отмечается, что документация об аукционе содержит "Требования к товарам, применяемым при выполнении работ", в которых указано, что указанная в п. 37 "Лента бутиловая ПСУЛ" должна отвечать параметрам, указанным в таблице, но при этом таблицу невозможно прочитать, даже при увеличении шрифта на экране.
Заявитель отметил в жалобе, что "Заказчик по некоторым материалам, раскрыв технические параметры СНиПов и ГОСТов самовольно заменил некоторые из них", и, по его мнению, указанные действия нацелены на то, чтобы ввести участников размещения заказа в заблуждение и устранить конкуренцию, отказав "неугодным" участникам размещения заказа при рассмотрении первых частей заявок, что противоречит части 1 статьи 15 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой запрещается принимать акты (или)) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Заявитель в жалобе просит на основании Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" провести проверку в отношении муниципального заказчика и Уполномоченного органа, в связи с нарушением действующего законодательства, а также коррупционной составляющей, а, кроме того, на основании Закона о размещении заказов отменить размещение данного заказа и обязать заказчика привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями Закона о размещении заказов, при этом лиц, виновных в нарушении законодательства, привлечь к ответственности.
Изучив доводы жалобы Заявителя, представленные документы, проведя внеплановую проверку размещения заказа в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, Комиссия УФАС установила:
В части 1 статьи 2 Закона о размещении заказов указано, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о размещении заказов и иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о размещении заказов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов.
Согласно части 3 статьи 2 Закона о размещении заказов Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 16 Закона о размещении заказов к информации о размещении заказов относятся в том числе предусмотренная настоящим Федеральным законом информация и сведения, содержащиеся в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе размещения заказа, а также информация о поступлении жалоб участников размещения заказа и об их содержании, о решениях, принятых по результатам рассмотрения таких жалоб, предписаниях, выданных уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления", а в соответствии частью 7 указанной статьи: "Порядок регистрации на официальном сайте пользователей, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о размещении заказов, в том числе сроки регистрации, а также порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа, порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Во исполнение части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N 147 утверждено "Положение о пользовании официальными сайтами в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами" (далее - Постановление).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 N 187 "Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд является Минэкономразвития России.
Пунктом 3 требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 16.11.2009 N470, установлено, что информация в виде текста размещается на официальных сайтах в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя.
Комиссией УФАС в ходе проверки размещения заказа установлено, что Заказчиком при размещении документации об аукционе на сайте, использован формат, позволяющем копировать отдельные фрагменты документации об аукционе, читать текст, в том числе п. 37 в таблице "Требования к товарам, применяемым при выполнении работ", увеличить его и.т.д., в связи с чем довод жалобы Заявителя о том, что невозможно прочитать характеристики товаров, указанные в "Требованиях к товарам, применяемым при выполнении работ" является необоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов: "Документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта:
1) требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться".
В техническом задании документации об аукционе, а также в "Требованиях к товарам, используемым при выполнении работ" Заказчиком указаны требования к выполняемым работам, товарам, которые отвечают его потребностям. В соответствии требованиями части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе содержит инструкцию по заполнению заявки.
Согласно части 2 статьи 58 Закона о размещении заказов: "Участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.", при этом Заявителем в жалобе указано, что "Заказчиком по некоторым материалам, раскрыв технические параметры СНиПов и ГОСТов, самовольно заменили некоторые из них", однако, он не указал какие конкретно товары он имеет ввиду, а также не приложил материалы, подтверждающие доводы его жалобы, в связи с чем Комиссия УФАС считает, что указанные доводы жалобы Заявителя не обоснованны.
Между тем, Комиссия УФАС в ходе внеплановой проверки размещения заказа установила, что в техническом задании документации об аукционе установлены требования к выполнению работ, при этом указаны ссылки на СНиПы: 33-06-2009 "Общественные здания и сооружения", 3.03.10-87 "Деревянные конструкции", 12-03-2001 ч.1 "Техника безопасности строительства при производстве работ", 2.01.08-85 "Нагрузки и воздействия", а также указаны ссылки на Сан ПиН 2.4.1.1249-03, СП 17.1330.2011 "Строительные правила", которые также утратили силу.
Комиссия УФАС также установила, что в п.п.9-12,17,20,23-25 "Требований к товарам, применяемым при выполнении работ" (далее - Требования к товарам) содержится ссылка на то, что указанные в них товары должны соответствовать ГОСТу 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры.", при этом часть указанных в них характеристик товаров содержится в другом ГОСТе 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород и.т.п.
Вместе с тем, характеристики, указанные в Требованиях к товарам, используемым при выполнении работ" позволяют определить потребности Заказчика в соответствующих товарах, используемых при выполнении работ.
Согласно пункту 6.1 части 3 статья 41.6 Закона о размещении заказов документации об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
Заказчик 05.06.2013 на сайте в извещении указал начальную (максимальную) цену контракта 9 000 000 рублей, при этом в составе документации об аукционе разместил локальный сметный расчет на 1 560 008 рублей (составлена в текущих ценах на 01.01.2001 г.), а также сводный сметный расчет на 13 424 270 рублей (составлен в базовых ценах 2001 года с переводом в текущие цены 4 квартала 2012 года), при этом обоснование начальной максимальной цены контракта в размере 9 000 000 рублей, указанной в извещении, в документации об аукционе отсутствует, что не соответствует требованиям части 2 статьи 19.1. Закона о размещении заказов, согласно которой: "В конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания".
Комиссия УФАС установила, что 26.06.2013 года в 16.30 час. (окончание срока подачи заявок - 27.06.2013 г. в 9.00) на сайте размещено обоснование начальной (максимальной) цены договора по реконструкции мягкой кровли на шатровую зданий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N1" в поселке Тульском Майкопского района в форме сметного расчета на сумму, указанную в извещении о проведении аукциона - 9 000 000 млн. рублей в качестве разъяснений документации об аукционе, хотя запроса на разъяснение документации об аукционе Заказчику и Уполномоченному органу в установленном порядке не поступало, что подтверждено также оператором электронной площадки при ответе на запрос Адыгейского УФАС России, при этом виды работ, их объемы, товары, указанные в указанном сметном расчете не в полной мере соответствуют содержащимся в документации об аукционе "Ведомостям объемов работ" и "Требованиям к товарам, используемых при выполнении работ".
В связи с вышеизложенным, довод жалобы Заявителя о несоответствии начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о размещении заказов (9 000 000 рублей), локальному сметному расчету на 1 560 008 рублей (в ценах 2001 г.) и сводному сметному расчету 13 424 270 рублей (в ценах 2012 г.), размещенным на сайте в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта, является обоснованным.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 01.07.2012 г. (далее - протокол) на участие в аукционе подали заявки 6 участников размещения заказа. По итогам рассмотрения первых частей заявок единая комиссия Уполномоченного органа - отдела муниципального заказа администрации муниципального образования "Майкопский район" (далее - единая комиссия) отказала в допуске к участию в аукционе 4 участникам размещения заказа с номерами заявок 1,3,5,6, при этом 2 участника размещения заказа с номерами заявок 2 и 4 допущены к участию в аукционе.
В ходе внеплановой проверки Комиссией Адыгейского УФАС было установлено, что единая комиссия обосновано отказала участникам размещения заказа с номерами заявок 1,3,5,6 и правомерно допустила к участию в аукционе участников размещения заказа с номерами заявок 2 и 4, которые соответствуют требованиям, установленным документацией об аукционе.
Вместе с тем, в протоколе присутствуют технические ошибки: указана дата подписания договора ("01" июля 2012 г.), при отражении результатов голосования в таблице частично не заполнены графы (в пунктах 3 - 6).
В п. 13.4 Проекта договора указано: "Настоящий договор составлен в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон", что не соответствует положениям статьи 41.12 Закона о размещении заказов (части 4,6,7, 8), поскольку по результатам аукциона в электронной форме договор заключается в электронной форме, а не на бумажном носителе.
Руководствуясь главой 8, статьей 17 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, Комиссия УФАС решила:
1. Признать жалобу ООО "Лаго - Наки" от 26.06.2013 N91 частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - СОШ N1 нарушение статей 19.1, 41.12 (части 4,6,7, 8) Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона размещении заказов, в т.ч. о внесении изменений в документацию об аукционе, отмене протокола комиссии, размещении извещения и документации об аукционе с изменениями на сайте в соответствии с установленными требованиями, продолжении процедуры размещения заказа согласно требованиям законодательства о размещении заказов и с учетом настоящего решения Комиссии УФАС.
4. Передать руководителю Адыгейского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел по выявленным признакам административных правонарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 3 июля 2013 г. N К-28/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016