Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
N 05-11/11-2013 (опубликовано 25 июля 2013 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2013 года
Полный текст решения изготовлен 24 июля 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии:
<_>- руководителя управления,
Членов Комиссии:
<_>- начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы;
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы,
рассмотрев в заседании 16.07.2013 дело N 05-11/11-2013 от 13.05.2013, возбужденное по заявлению Третьего отдельного авиационного отряда Федеральной службы безопасности РФ по признакам нарушения ООО "Аэропорт Байкал" (670018, г. Улан-Удэ, п. Аэропорт, 10) части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
при участии:
от ответчика ООО "Аэропорт Байкал" - представителей по доверенности <_> <_>
в отсутствие надлежаще извещенных заявителя Третьего отдельного авиационного отряда Федеральной службы безопасности РФ, лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия. установила:
Из заявления Третьего отдельного авиационного отряда Федеральной службы безопасности РФ следует, что для обеспечения основных направлений деятельности органов федеральной службы безопасности, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности", Третий отдельный авиационный отряд ФСБ России выполняет полеты с использованием услуг ООО "Аэропорт Байкал". В нарушение пункта 22 части 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ ООО "Аэропорт Байкал" начисляет налог на добавленную стоимость на услуги по обслуживанию воздушных судов в аэропорту.
В 2012 году в адрес ООО "Аэропорт Байкал" направлено письмо (исх. от 25.09.2012 N 10/1580, от 27.12.2012 N 10/2079) с просьбой о корректировке счетов с необоснованно выставленным НДС за услуги по наземному обслуживанию воздушных судов в 2010 году.
30.01.2013 в адрес Третьего отдельного авиационного отряда ФСБ России поступил ответ N 1.12-02/74 с отказом в просьбе.
Заявитель считает, что действия ООО "Аэропорт Байкал" ущемляют интересы Третьего отдельного авиационного отряда ФСБ России, который вынужден оплачивать счет-фактуры, выставляемые ООО "Аэропорт Байкал" за услуги по наземному обслуживанию воздушных судов с включенной суммой налога по ставке 18%.
ООО "Аэропорт Байкал" пояснило, что счет-фактура N 1759 от 10.09.2010 на сумму 1119,82 руб. в том числе НДС 170,82 руб. была выставлена в соответствии с пунктом 3 статьи 169 Налогового кодекса РФ с последующим ее отражением в журнале учета полученных и выставленных счет-фактур, и в книге продаж. Третий отдельный авиационный отряд ФСБ России 18.10.2010 на основании платежного поручения N 439 оплатил оказанные услуги. В последующие годы ООО "Аэропорт Байкал" услуги по обслуживанию воздушных судов Третьего отдельного авиационного отряда ФСБ России не оказывало.
В 2010 году во избежание налоговых рисков, связанных с применением подпункта 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ, ОАО "Аэропорт Байкал" к услугам по обслуживанию воздушных судов, не облагаемых НДС, относило следующее: взлет-посадка, обеспечение авиабезопасности, пользование аэровокзалом, сверхнормативная стоянка; остальные услуги по обслуживанию воздушных судов облагались НДС по ставке 18%. Данный факт отражен в учетной политике организации. В 2010 году не было нормативных документов в отношении видов услуг аэропортов, облагаемых НДС.
В 2010 году такие же услуги ОАО "Аэропорт Байкал" оказывало и другим контрагентам, счет-фактуры также выставлялись с выделением НДС. Услуга по обеспечению приемки-выпуска, оказанная Третьему отдельному авиационному отряду ФСБ России, не связана с обслуживанием воздушного судна.
Рекомендации по применению подпункта 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ даны в конце 2010 года в письме Минфина России от 30.11.2010 N 03-07-08/341. С 01.01.2013 в ООО "Аэропорт Байкал" на основании внутреннего распоряжения от 09.01.2013 N А1 "Об освобождении от налогообложения НДС" услуги по обслуживанию воздушных судов и услуги, входящие в стоимостную основу тарифов за обслуживание воздушных судов, НДС не облагает, что отражено в учетной политике общества на 2013 год.
Комиссией установлено, что согласно акту N 7024 от 04.09.2010 ОАО "Аэропорт Байкал" оказало заявителю услугу по обеспечению приемки-выпуска. 10.09.2010 ОАО "Аэропорт Байкал" выставило счет-фактуру N 00001759 на сумму 1119,82 руб., в том числе НДС 170,82 руб., которая была оплачена Третьим отдельным авиационным отрядом ФСБ России.
25.09.2012, 27.12.2012 Третий отдельный авиационный отряд ФСБ России направил письма в адрес ОАО "Аэропорт Байкал" с просьбой о возврате излишне уплаченных денежных средств в размере 170,82 руб.
30.01.2013 ООО "Аэропорт Байкал" отказало в возврате денежных средств в связи с тем, что услуга по обеспечению приемки-выпуска воздушного судна, оказываемая ОАО "Аэропорт Байкал" в 2010 году, облагалась НДС по ставке 18%, что отражено в учетной политике общества. Счет-фактура за услуги по наземному обслуживанию воздушного судна N 1759 от 10.09.2010 выставлена ОАО "Аэропорт Байкал" в соответствии со статьей 168 НК РФ, при этом сумма налога уплачена в бюджет (пункт 5 статьи 173 НК РФ).
ОАО "Аэропорт Байкал" в 2010-2012 для целей обложения налогом на добавленную стоимость применяло освобождение от налогообложения по подпункту 22 пункту 2 статьи 149 НК РФ по аэропортовым сборам за взлет-посадку, обеспечение авиабезопасности, пользование аэровокзалом, сверхнормативную стоянку, метеообеспечение (выписки из приказов N 354 от 30.12.2009 "Об учетной политике ОАО "Аэропорт Байкал" на 2010 год", N 346 от 31.12.2010 "Об учетной политике ОАО "Аэропорт Байкал" на 2011 год", N 352 от 31.12.2011 "Об учетной политике ОАО "Аэропорт Байкал" на 2012 год").
Согласно выписки из приказа N 160 от 29.12.2012 "Об учетной политике ООО "Аэропорт Байкал" на 2013 год" для целей обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 22 пунктом 2 статьи 149 НК РФ, приказом Минтранса РФ от 02.10.2000 N 110, приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 15.05.2000 N 125 ООО "Аэропорт Байкал" освободило от налогообложения услуги по обслуживанию воздушных судов, оказываемых ООО "Аэропорт Байкал", и услуги, входящие в стоимостную основу тарифов за обслуживание воздушных судов.
Согласно распоряжению N А1 от 09.01.2013 "Об освобождении от налогообложения НДС" с 01.01.2013 освобождены от налогообложения следующие услуги, оказываемые ООО "Аэропорт Байкал" по обслуживанию воздушных судов, а также услуги, входящие в стоимостную основу тарифов за обслуживание воздушного судна: буксировка ВС, водило, временная стоянка, обслуживание по форме А-1 (А-транзитной), обслуживание по формам обеспечение вылета и встречи, доставка аккумуляторов, заправка водой ВС, заправка кислородом, лидирование ВС, МАЗ 2001, вышка, медосмотр экипажа, обеспечение приемки-выпуска, уборка салона, уборка мусора ВС, уборка грузового отсека, очистка поддонов, паллет, обслуживание санузлов, отказ от МАЗ-вышка, заправки водой, отказ от предоставления АПА-50, УМП-350, очистка ВС от снега и льда, предоставление АПА-50 (эл.энергия), предоставление стационарного преобразователя SFC-120-OUT, предоставление жидкости "Арктика", предоставление УВЗ, предоставление УМП-350/подогрев/, персональная охрана, обливка колес ВС, антиобледенительная жидкость, предоставление стремянок, заправка ВС технической водой.
В материалы дела ответчиком представлены счет-фактуры с выделением НДС по ставке 18% за оказанные аэропортом услуги по обеспечению приемки-выпуска воздушных судов ФГУАП МЧС России, ЗАО "Авиакомпания "Иркутскавиа", ОАО ЦУГА "РусАэро", ОАО "Авиационная компания "Трансаэро".
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия привлечено Комиссией к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, определением от 10.06.2013. Из письменных пояснений УФНС по РБ следует, что НК РФ не содержит понятия, а также перечня тех услуг, которые могут оказываться именно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание. Вместе с тем, письмом ФНС РФ от 02.11.2007 N ШТ-6-03/861@ "О направлении письма Минтранса России от 09.10.2007 N 01-01-02/2675" установлено, что услугами по обслуживанию воздушных судов являются услуги, входящие в стоимостную основу тарифов, приведенных в главах "Тарифы за обслуживание воздушного судна" (п.п. 4.11-4.13) и "Тарифы за техническое обслуживание воздушного судна" (п.п.4.14-4.17) раздела 4 приложения 1 приказа Минтранса России от 02.10.2000 N 110.
Комиссия, рассмотрев дело в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к следующим выводам:
ООО "Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)" создано путем преобразования ОАО "Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)" (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 03 N 001258184 зарегистрировано Межрайонной инспекцией МНС России N 2 по Республике Бурятия 20.01.2003 за ОГРН 10303029552602, местонахождение: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, пос. Аэропорт, дом 10, ИНН 0326013044, ОКПО 65647800) на основании Решения единственного акционера ОАО "Аэропорт Байкал" компании ФАРНАЛ ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД от 02.04.2012.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.
ООО "Аэропорт Байкал" (бывшее ОАО "Аэропорт Байкал"г.Улан-Удэ) Приказом Федеральной службы по тарифам 04.11.2003 N 90-т/2 (внесены изменения 09.04.2008 N 105-т, изм. 16.11.2012 N742-т) включено в Реестр субъектов естественных монополий, в раздел 2 "Услуги аэропортов".
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ООО "Аэропорт "Байкал" является субъектом естественных монополий и занимает доминирующее положение на рынке услуг аэропортов - на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
В силу подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание.
Глава 21 Налогового кодекса не содержит ни определения понятия "услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов" ни перечня таких услуг.
В статье 50 Воздушного кодекса Российской Федерации услуги по обслуживанию воздушных судов также не поименованы.
Согласно пункту 1 статьи 11 Налогового кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В силу статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно части 3 статьи 40 ВК РФ аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
Таким образом, под услугами, освобождаемыми от обложения налогом на добавленную стоимость, следует понимать любые услуги, если они связаны с обслуживанием воздушных судов непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации.
Согласно Приказу Министерства транспорта РФ от 02.10.2000 N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" услуги по обеспечению приемки и выпуска воздушного судна (подраздел N 4.15.1 Перечня аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов) относятся к услугам по наземному обслуживанию воздушного судна.
Тарифы за обеспечение приемки и выпуска устанавливается за предоставление услуг по обеспечению приемки и выпуска воздушного судна, включая:
подготовку места стоянки и приемку воздушного судна на место стоянки;
установку стояночных колодок под колеса шасси;
уборку стояночных колодок;
заземление воздушного судна;
установление связи с экипажем по СПУ или радиосвязи между перроном и кабиной экипажа;
контроль за запуском двигателей;
разрешение движения;
контроль за выруливанием воздушного судна с места стоянки.
Приказ Минтранса РФ от 02.10.2000 N 110 действовал до 30.04.2013, с 01.05.2013 года введен в действие Приказ Минтранса от 17 июля 2012 г. N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации". Аналогично Приказу Минтранса РФ от 02.10.2000 N 110 рассматриваемые услуги относятся к услугам по наземному обслуживанию воздушных судов.
В соответствии с письмом ФНС от 02.11.2007 N ШТ-6-03/861 "О направлении письма Минтранса РФ от 09.10.2007 N 01-01-02/2675" услуги, входящие в стоимостную основу тарифов, приведенных в главах "Тарифы за обслуживание воздушного судна" (п.п.4.11.-4.13) и "Тарифы за техническое обслуживание воздушного судна" (п.п.4.14.-4.17.) раздела 4 приложения 1 приказа N 110, являются услугами по обслуживанию воздушных судов, и, соответственно, освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Ответчик оказал Третьему отдельному авиационному отряду ФСБ России услугу по обеспечению приемки-выпуска согласно акту N 7024 от 04.09.2010. Такая услуга предусмотрена пунктом 4.15.1 главы IV "Тарифы за наземное обслуживание" Перечня аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 02.10.2000 N 110.
Следовательно, ООО "Аэропорт Байкал", являясь субъектом естественной монополии, занимая доминирующее положение на рынке услуг аэропортов, необоснованно начислило налог на добавленную стоимость на оказанную заявителю услугу по обеспечению приемки и выпуска воздушного судна в размере 170,82 рублей согласно счет-фактуре N 1759 от 10.09.2010, тем самым нарушив права заявителя.
Кроме того, ООО "Аэропорт Байкал" в нарушение действующего законодательства РФ в 2010-2012 г.г. применяло освобождение от налогообложения по подпункту 22 пункту 2 статьи 149 НК РФ по аэропортовым сборам за взлет-посадку, обеспечение авиабезопасности, пользование аэровокзалом, сверхнормативную стоянку, метеообеспечение.
Согласно же учетной политике общества на 2013 год ООО "Аэропорт Байкал" освободило от налогообложения услуги по обслуживанию воздушных судов, оказываемых ООО "Аэропорт Байкал", и услуги, входящие в стоимостную основу тарифов за обслуживание воздушных судов, для целей обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 22 пунктом 2 статьи 149 НК РФ, приказом Минтранса РФ от 02.10.2000 N 110, приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 15.05.2000 N 125.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия ООО "Аэропорт Байкал", выразившиеся в необоснованном начислении налога на добавленную стоимость в 2010-2012г.г. на услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
3. Основания для выдачи предписания отсутствуют.
4. Направить настоящее решение Комиссии уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31. КоАП РФ.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия N 05-11/11-2013 (опубликовано 25 июля 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016