Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
N 02-02/28-2015 (опубликовано 1 февраля 2016 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 18 января 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено 28 января 2016 г.
Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
при участии лиц:
< --- > - представителя АО "Тульские городские электрические сети" по доверенности N 3 от 30.12.2015 г.;
< --- > - представителя АО "Тульские городские электрические сети" по доверенности N 32 от 14.01.2016 г.;
< --- > - заявителя (паспорт),
рассмотрев дело N 02-02/28-2015 по признакам нарушения АО "Тульские городские электрические сети" (далее - АО "ТГЭС") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", (далее - Закон "О защите конкуренции"), установила:
28 сентября 2015 года в Тульское УФАС России поступило обращение < --- > по вопросу незаконного отказа АО "ТГЭС" в заключении договора о технологическом присоединении к электрическим сетям объекта электросетевого хозяйства, расположенного по адресу: г. Тула, Центральный район, ул. Киреевская, д.1, СНТ "Металлург-2", участок N 168.
Пунктом 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861 (далее Правила N 861), определено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные этими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них.
Согласно пунктам 3 и 14 Правил N 861 с физическим лицом, заявившим о технологическом присоединении к электрическим сетям своих энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям должен быть заключен независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения.
Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 8(5) Правил N 861
- в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию непосредственно гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, или иными лицами.
- технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.
- садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории этого объединения.
< --- > не является членом СНТ "Металлург-2", ведет садоводческое хозяйство на его территории в индивидуальном порядке.
14.04.2015 г. < --- > в соответствии с Правилами N 861 подал заявку в АО "ТГЭС" на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью 15 кВт своего дачного участка к сетям Общества, на которую получен ответ (исх. N 06-33/3379 от 20.04.2015 г.) о необходимости обратиться по данному вопросу в СНТ "Металлург-2".
На обращение < --- > в СНТ "Металлург-2" получен ответ за подписью его председателя, из которого следует, что СНТ не имеет возможности подключить участок N 168.
На повторное заявление < --- > от 26.05.2015 г. АО "ТГЭС" вновь сообщило (исх. N 01-07/5289 от 09.06.2015 г), что СНТ "Металлург-2" уже имеет технологическое присоединение, при необходимости увеличения присоединенной мощности заявка должна быть подана СНТ.
Согласно пункту 15 Правил N 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определяемого Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16.3. Правил N 861, на сетевую организацию возложены обязанности по выполнению мероприятий по технологическому присоединению до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами.
Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
Положение АО "ТГЭС" на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности его электрооборудования и сетей признается доминирующим. Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, в связи с чем технологическое присоединение не образует самостоятельного товарного рынка.
Усмотрев в бездействии Общества, выразившемся в необоснованном уклонении от заключения с < --- > договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства, расположенного на его земельном участке в СНТ "Металлург-2", признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Управление, руководствуясь статьей 39.1 указанного закона в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, выдало 28.10.2015 г. АО "ТГЭС" предупреждение о необходимости прекращения указанного нарушения путем совершения действий, направленных на заключение с заявителем < --- > договора о технологическом присоединении к электрическим сетям объекта электросетевого хозяйства, расположенного по адресу: г. Тула, Центральный район, ул. Киреевская, д.1, СНТ "Металлург-2", участок N 168.
17.11.2015 г. от АО "ТГЭС" в адрес Управления поступил ответ о невозможности исполнения вышеуказанного предупреждения, из которого следует, что письмом от 11.09.2015 г. сетевая организация согласовала < --- > подключение принадлежащих ему энергопринимающих устройств от сетей СНТ "Металлург-2".
Из устных и письменных пояснений АО "ТГЭС" следует, что энергопринимающие устройства СНТ "Металлург-2" присоединены в установленном порядке к электрическим сетям АО "ТГЭС", разрешенная мощность учитывает мощность энергопринимающих устройств объектов владельцев земельных участков, расположенных на территории СНТ, включая объект, принадлежащий участок, принадлежащий < --- >
АО "ТГЭС" полагает, что поскольку в рассматриваемой ситуации имеет место опосредованное подключение, то СНТ "Металлург-2" в соответствии с пунктом 40.5 Правил N 861 осуществляет деятельность по технологическому присоединению, то есть является законным участником правоотношений по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя и вправе оформить и завершить процедуру технологического присоединения, предусмотренную пунктом 7 Правил N 861.
По мнению АО "ТГЭС", СНТ "Металлург-2" обладает возможностью осуществлять технологическое присоединение земельных участков к объектам инфраструктуры, соблюдая баланс интересов всех собственников.
Данные доводы АО "ТГЭС" не соответствуют требованиям пункта 3 Правил N 861, которым, как отмечено выше, установлена обязанность сетевой организации: заключить с физическим лицом, заявившим о технологическом присоединении к электрическим сетям своих энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения.
Из изложенного следует, что АО "ТГЭС" нарушило пункт 15 Правил N 861, необоснованно уклонившись от заключения с < --- > договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства, расположенного по адресу: г. Тула, Центральный район, ул. Киреевская, д.1, СНТ "Металлург-2", участок N 168.
Между тем, применить меры антимонопольного регулирования к рассматриваемым Комиссиям действиям (бездействиям) АО "ТГЭС" не представляется возможным ввиду следующего:
5 января 2016 года вступил в действие Федеральный закон от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Частью 1 статьи 10 указанного закона запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Таким образом, действие Закона N 135-ФЗ не распространяется для защиты интересов определенных лиц.
В соответствии с пунктом 3 Письма ФАС России N СП/75571/15 от 28.12.2015 г. "О направлении разъяснений" до вступления в силу рассматриваемой редакции части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции антимонопольным органам надлежало рассматривать поступающие заявления о нарушении антимонопольного законодательства от граждан и принимать по ним соответствующие решения.
После 05.01.2016 дела о нарушении антимонопольного законодательства, основанием для возбуждения которых послужило обращение гражданина, не осуществляющего предпринимательской деятельности, интересы которого ущемлены рассматриваемыми действиями (бездействием) доминирующего хозяйствующего субъекта, результатом которых не является и не может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, которые не связаны с ущемлением интересов неопределенного круга потребителей, подлежат прекращению по основанию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции в редакции 275-ФЗ.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пункта 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 г "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Прекратить рассмотрение дела в отношении АО "ТГЭС" о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения в рассматриваемых комиссией действиях
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области N 02-02/28-2015 (опубликовано 1 февраля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016