Резолютивная часть оглашена 27.09.2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 08.10.2010 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
- в присутствии <_>, <_> <_> представителей Открытого акционерного общества АКБ "Урал ФД" (далее также - ОАО АКБ "Урал ФД", Заявитель, Общество) по доверенностям N354 от 21.09.2010 г., N355 от 21.09.2010 г., N262 от 21.10.2009 г., соответственно;
- в присутствии <_> представителя Общества с ограниченной ответственностью "Спорткомплекс "Олимпия-Пермь" (далее также - ООО "СК "Олимпия-Пермь", Ответчик) по доверенности Nб/н от 09.09.2010 г.
рассмотрев дело N549-10-а по признакам нарушения ООО "Спорткомплекс "Олимпия-Пермь" (ул. Мира, 41, г. Пермь, 614036) ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило заявление (исх. N13220/19-3 от 05.08.2010 г., вх. N9712-10 от 05.08.2010 г.) ОАО АКБ "Урал ФД" с жалобой на действия ООО "Спорткомплекс "Олимпия-Пермь", выразившиеся в отказе (уклонении) от заключения договора с ОАО АКБ "Урал ФД" на пользование электрической и тепловой энергией, питьевой водой и водоотведение.
Заявитель считает действия Ответчика неправомерными, нарушающими его права и законные интересы.
В ходе рассмотрения дела ОАО АКБ "Урал ФД" было заявлено ходатайство о выдаче ООО "Спорткомплекс "Олимпия-Пермь" предписания о понуждении последнего заключить договор на снабжение здания, принадлежащего ОАО АКБ "Урал ФД", электрической, тепловой энергией, водоснабжением и водотведением.
Ответчик полагает, что у него отсутствует обязанность по заключению договора с ОАО АКБ "Урал ФД" на снабжение последнего электрической и тепловой энергией, на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению. В соответствии с гражданским законодательством бремя содержания имущества несет его собственник. Помимо наличия у собственника прав на него возлагаются и обязанности по содержанию, принадлежащего ему имущества. В число таких обязанностей входит снабжение имущества коммунальными ресурсами.
Поскольку здания спорткомплекса и дополнительного офиса не связаны между собой и принадлежат на праве собственности разным лицам, бремя содержания имущества несет каждый собственник самостоятельно.
Рассмотрев представленные заявителем и полученные в ходе проведения расследования документы и материалы, а также заслушав доводы сторон, комиссия установила следующее.
В соответствии с Уставом ООО "Спорткомплекс "Олимпия-Пермь" является юридическим лицом, целью создания которого является получение прибыли в интересах участников Общества путем оказания услуг для удовлетворения общественных потребностей.
Согласно Свидетельствам о государственной регистрации права серия 59 БА N449713 от 27.12.2006 г., серия 59 ББ N565222 от 12.03.2010 г., серия 59ББ N565223 от 12.03.2010 г., серия 59 ББ N565221 от 12.03.2010 г., серия 59 ББ N565651 от 23.03.2010 г., ООО "СК "Олимпия-Пермь" принадлежит на праве собственности:
- водопроводная сеть, состоящая из водопроводной сети (лит.2В) протяженностью 596,2п.м., водовод (лит.2-1В) протяженностью 1697п.м.;
- канализационная сеть протяженностью 645,58п.м., лит.3В, расположенная по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Мира, 41;
- канализационная сеть протяженностью 375,81п.м., лит.3-1В, расположенная по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Мира, 41;
- канализационная сеть протяженностью 639,38п.м., лит.3-2В, протяженность 75,00п.м., лит.3-3В, расположенная по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Мира, 41;
- кабельная линия электропередачи 6кВ протяженностью 930,00п.м., лит.Сэ2, расположенная по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Мира, 41,
соответственно.
ОАО АКБ "Урал ФД" по договору купли-продажи имущества от 14.03.2006 г. приобрело незавершенный строительством 2-х этажный пристрой, лит.5В общей площадью 141,6м2, а также навес литера 1Г (часть фундамента, несущие конструкции - колонны, часть крыши) общей площадью 147,6м2, по договору купли продажи имущества от 14.02.2007 г. (Свидетельство о государственной регистрации права от 27.01.2010 г. серия 59ББ N494841). Указанное имущество было приобретено Заявителем для использования в качестве дополнительного офиса.
ОАО АКБ "Урал ФД" были исполнены технические условия в целях полного обеспечения потребностей дополнительного офиса, а именно: Заявителем была профинансирована модернизация теплового пункта (стоимость - 235 300 рублей), произведена корректировка рабочего проекта и вынос кабельной линии 0,4 кВ из зоны застройки по проекту, согласованному с ОАО СК "Олимпия-Пермь", стоимостью 1 010 000 рублей (ТУ от 16.10.2006 г. NN730, 731, 754).
01.12.2006 г., после выполнения всех мероприятий, согласно выданным ОАО СК "Олимпия-Пермь" техническим условиям, между ОАО АКБ "Урал ФД" и ООО "СК "Олимпия- Пермь" был заключен договор на возмещение расходов на коммунальные услуги (теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение) N184-14-3 от 01.12.2006 г. (далее также - Договор). Неотъемлемой частью указанного Договора является акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 28.12.2006 г., составленный между ООО "СК "Олимпия-Пермь" и ГСК "Мегаполис". Согласно данному акту Стороны составили настоящий акт на разграничение балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических кабельных сетей для электропитания строительных нужд дополнительного офиса "Индустриальный ОАО АКБ "Урал ФД", расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Мира, 41.
В соответствии с п.1.1. Договора Потребитель (ОАО АКБ "Урал ФД") возмещает Исполнителю (ООО "СК "Олимпия-Пермь") расходы на оплату коммунальных услуг для нежилых помещений, расположенных по ул. Мира, 41. Под расходами на оплату коммунальных услуг в указанном договоре понимаются расходы на оплату тепловой энергии, электрической энергии, водоснабжения, водоотведения на период строительства по временным схемам энергоснабжения, согласованным сторонами.
Согласно п.п.4.1.,8.1. Договора, срок его действия установлен с 01.12.2006 г. до окончания строительства двухэтажного пристроя - ввода его в эксплуатацию. После завершения Потребителем строительства объекта, стороны обязуются заключить новый долгосрочный договор на возмещение расходов на коммунальные услуги.
Департаментом планирования и развития территории г. Перми 25.12.2009 г. ОАО АКБ "Урал ФД" было выдано разрешение N192/2009 на ввод объекта, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Мира, 41, в эксплуатацию.
24.06.2010 г. ОАО "СК "Олимпия-Пермь" письмом (исх. N236 от 24.06.2010 г.) уведомило ОАО АКБ "Урал ФД", что в связи с вводом указанного выше здания в эксплуатацию действие Договора прекращается. В связи с этим оказание Заявителю коммунальных услуг с 01.07.2010 г. будет прекращено.
25.06.2010 г. Заявитель на основании п.8.1. Договора обратился (исх. N10729/19 от 25.06.2010 г.) в ОАО "СК "Олимпия-Пермь" с просьбой о заключении нового долгосрочного договора о возмещении расходов на коммунальные услуги.
29.06.2010 г. ОАО "СК "Олимпия-Пермь" сообщило (исх. N242 от 29.06.2010 г.), что с 01.09.2010 г. Ответчиком планируется начало реконструкции ООО "СК "Олимпия-Пермь". В связи с этим, Заявителю было предложено заключить прямые договоры с поставщиками соответствующих услуг.
05.07.2010 г. ОАО АКБ "Урал ФД" обратилось в ООО "Новогор-Прикамье" с просьбой о заключении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод в отношении здания, принадлежащего Обществу на праве собственности, расположенному по адресу: г. Пермь, ул. Мира, 41.
Письмом (исх. N07550 от 15.07.2010 г.,вх. N20664 от 19.07.2010 г.) ООО "Новогор-Прикамье) сообщило, что ОАО АКБ "Урал ФД", согласно договору заключенному между ОАО "СК "Олимпия-Пермь" и ООО "Новогор-Прикамье" N105021от 27.05.2010 г., является субабонентом. Учитывая данные обстоятельства, заключение договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод непосредственно между ООО "Новогор-Прикамье" и ОАО АКБ "Урал ФД" не представляется возможным.
Кроме того, в указанном ответе ООО "Новогор-Прикамье" было указано, что заключение соответствующего договора возможно только после изменения схемы водоснабжения и водоотведения. При этом были указаны ближайшие точки подключения здания ОАО АКБ "Урал ФД" к сетям водоснабжения ООО "Новогор-Прикамье", а именно: к сетям водопровода - d300мм по ул. Мира (примерная протяженность - 150-м), к сетям водоотведения - d500мм по ул. Комбайнеров (примерная протяженность - 200-м). Указанное присоединение обойдется ОАО АКБ "Урал ФД" примерно в 4 600 000 рублей.
Также Заявитель обратился (исх. N11585/19-3 от 07.07.2010 г.) в ООО "Пермская сетевая компания" с просьбой оказать содействие в заключении договора снабжения тепловой энергией в сетевой воде.
20.07.2010 г. в адрес ОАО АКБ "Урал ФД" был направлен ответ (исх. N0311/7230 от 20.07.2010 г., вх. N20957 от 22.07.2010 г.), в котором ООО "Пермская сетевая компания" сообщило о невозможности заключения указанного договора в связи с отсутствием непосредственного присоединения здания, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Мира, 41, к сетям Энергоснабжающей организации. При этом Заявителю было предложено обратиться за заключением договора на передачу тепловой энергии к владельцу тепловых сетей, которые имеют непосредственное присоединение к сетям ООО "Пермская сетевая компания", а именно в ООО СК "Олимпия-Пермь".
Кроме того, ОАО АКБ "Урал ФД" было направлено обращение и.о. председателя Региональной энергетической комиссии Пермского края П. Б. Ивашкину с просьбой дать правовую оценку действиям ООО СК "Олимпия-Пермь".
Из ответа РЭК Пермского края (исх. NСЭД-46-03-08-158 от 10.08.2010 г.) следует, что в действиях ООО "СК "Олимпия-Пермь" прослеживаются признаки нарушения антимонопольного законодательства. Однако, в полномочия РЭК Пермского края не входит правовая оценка действий хозяйствующих субъектов.
В целях заключения договора снабжения электрической энергией здания по адресу: г. Пермь, ул. Мира, 41, ОАО АКБ "Урал ФД" обратилось в ОАО "Пермэнергосбыт.
28.06.2010 г. инженером ОАО Пермэнергосбыт" Петровым А. О. в присутствии начальника дополнительного офиса Давыдова Д. А. был проведен осмотр приборов учета, о чем соответствующим образом был составлен акт осмотра приборов учета N607 от 28.06.2010 г. В результате проведенной проверки было установлено, что учет Банка находится под расчетным счетчиком ОАО "СК "Олимпия-Пермь".
Также в указанном акте были указаны документы, необходимые для заключения договора энергоснабжения с ОАО "Пермэнергосбыт", в том числе акт на предмет установления границы ответственности за состояние и обслуживание электроустановки. Вместе с этим ОАО АКБ "Урал ФД" было дано заключение о необходимости присоединения здания, принадлежащего на праве собственности Заявителю к сетям ОАО СК "Олимпия-Пермь", посредством подключения питающего кабеля 0,4 кВ.
09.07.2010 г. Заявитель обратился в ОАО "СК "Олимпия-Пермь" с просьбой согласовать выдачу Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ОАО "МРСК Урала" и ОАО АКБ "Урал ФД", взамен Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ОАО "СК "Олимпия-Пермь" и ОАО АКБ "Урал ФД", а также о согласовании подключения питающего кабеля 0,4 кВ к сетям Ответчика.
Однако, ответа ОАО "СК "Олимпия-Пермь" на данное обращение не последовало.
В ходе рассмотрения дела Ответчик пояснил следующее. Договоры, заключенные ОАО СК "Олимпия-Пермь" с энергоснабжающими организациями, содержат лимиты потребления коммунальных услуг.
Так в соответствии с договором N10521 от 27.05.2005 г. на отпуск питьевой воды и прием сточных вод для ОАО СК "Олимпия-Пермь" установлен лимит потребления в количестве: водоснабжение - 11261м3, водоотведение - 11261м3. В соответствии с п.6.5 указнного договора сверхлимитное водопотребление оплачивается по повышенному в пятикратном размере тарифу.
Согласно п.8.2 договора электроснабжения N333 от 01.07.2009 г., заключенному между ОАО СК "Олимпия-Пермь" и ОАО "Пермэнергосбыт", Ответчик может подключать энергопринимающие устройства Субпотребителей только после согласия Энергоснабжающей организации. Разрешенная присоединенная мощность составляет 3200кВа.
Количество потребляемой тепловой энергии в сетевой воде установлено п.2.1 Договора N1743 от 18.04.2005 г., заключенного между ОАО "ТГК-9" и Ответчиком При этом максимальный размер тепловой нагрузки рассчитан ОАО "ТГК-9" в соответствии с общей кубатурой здания площадью 109130м3, то есть здания спорткомплекса, принадлежащего Ответчику на праве собственности, без учета площадей в настоящее время, принадлежащих ОАО АКБ "Урал ФД".
Таким образом, в процессе осуществления ОАО "СК "Олимпия-Пермь" реконструкции лимитов, выделенных Ответчику при заключении договоров, будет хватать только на снабжение коммунальными ресурсами своего здания.
При принятии решения Комиссия руководствовалась следующим.
Злоупотребление правом и доминирующим положением на рынке запрещено статьей 10 ГК РФ. Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции наложен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности, экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии с п.1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N167 (далее также - Правила N167):
- "абонент" - юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод;
- "субабонент" - лицо, названное в понятии "абонент" Правил N167, получающее по договору с абонентом питьевую воду из водопроводных сетей и (или) сбрасывающее сточные воды в канализационные сети абонента организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно п.17 Правил N167 абонент может передавать (принимать) субабоненту (от субабонента) воду (сточные воды), принятую им от организации водопроводно-канализационного хозяйства через присоединенные водопроводные и канализационные устройства и сооружения, только с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Следовательно, в силу указанных выше положений нормативно-правовых актов, при существующей схеме водоснабжения и водоотведения ООО "СК "Олимпия-Пермь" является Абонентом в связи с наличием в собственности последнего систем водоснабжения и канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения ООО "Новогор-Прикамье". В свою очередь, ОАО АКБ "Урал ФД" является юридическим лицом, получающим по договору с ООО "СК "Олимпия-Пермь" питьевую воду и осуществляющее сброс сточных вод в канализационные системы Ответчика.
При существующей схеме водоснабжения и водоотведения ОАО АКБ "Урал ФД", являясь субабонентом, не может заключить договор водоснабжения напрямую с ООО "Новогор-Прикамье". В связи с этим осуществлять водоснабжение здания, принадлежащего на праве собственности ОАО АКБ "Урал ФД", может только ООО "СК "Олимпия-Пермь".
Таким образом, ООО "СК "Олимпия-Пермь" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в границах сетей, находящихся у Ответчика на праве собственности (является монополистом).
При наличии согласия энергоснабжающей организации абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу - субабоненту (ст. 545 ГК РФ). В этом случае возникает сложная структура договорных связей: отношения между энергоснабжающей организацией и абонентом опосредуются договором энергоснабжения, а отношения, складывающиеся между абонентом и субабонентом, - договором на пользование электрической (тепловой энергией). При этом абонент, с одной стороны, выступает перед энергоснабжающей организацией как потребитель энергии и поэтому несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субабонента; с другой стороны, перед субабонентом он выступает в качестве энергоснабжающей организации и, следовательно, несет ответственность за нарушение последней своих обязательств. При заключении соответствующих договоров стороны не лишены права установить иной порядок исполнения обязательств и применения ответственности за их нарушение ("Договорное право. Договоры о передаче имущества" (книга 2) (4-е издание, стереотипное) (Брагинский М.И., Витрянский В.В.) ("Статут" 2002)).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" к естественной монополии относятся услуги по передаче тепловой энергии. Лицо, занятое производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии.
Согласно пункту 3 статьи 8 названного Закона субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с данным Федеральным законом, на недискриминационных условиях, согласно требованиям антимонопольного законодательства.
В соответствии с п.12 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя. Исходя из указанного определения ООО "СК "Олимпия-Пермь" фактически осуществляет услуги по передаче тепловой энергии.
В силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
ООО "СК "Олимпия-Пермь" оказывает услуги по передаче тепловой энергии, является субъектом естественной монополии, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке. В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" его положение признается доминирующим на рынке передачи тепловой энергии, как субъекта естественной монополии на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Данная позиция подтверждена Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа NФ09-3214/09-С1 по делу NА50-17921/2008-А21.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ договор заключается с потребителем при наличии у него сети и энергопринимающего устройства, присоединенных к сети энергоснабжающей организации.
Исходя из пояснений ООО "Пермская сетевая компания", договор на снабжение тепловой энергией здания, принадлежащего ОАО АКБ "Урал ФД", не может быть заключен в связи с отсутствием непосредственного технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя к сетям Энергоснабжающей организации.
Таким образом, ООО "СК "Олимпия-Пермь" является единственным поставщиком тепловой энергии для ОАО АКБ "Урал ФД". В силу указанного является монополистом.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Исходя из этого определения, ООО "Спорткомплекс "Олимпия-Пермь" фактически оказывает ОАО АКБ "Урал ФД" услуги по передаче электроэнергии.
В соответствии с п. 9 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N861(далее - Правила), договор оказания услуг по передаче электроэнергии является публичным. Более того, согласно пункту 6 Правил собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.
Под опосредованным присоединением, согласно пункту 5 указанных Правил, понимается присоединение энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии либо объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства.
ОАО АКБ "Урал ФД" имеет возможность заключить договор с Гарантирующим поставщиком. Согласно материалам дела договор электроснабжения может быть заключен в случае согласия ООО "СК "Урал ФД" на проведения ряда мероприятий, необходимых для технологического присоединения здания, принадлежащего Заявителю к сетям Сетевой организации. В целях получения согласия Ответчика на осуществление данных мероприятий, ОАО АКБ "Урал ФД" было направлено письмо о согласовании подключения. Однако, ответа на данное предложение не последовало.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к обоснованному выводу о том, что ООО "СК "Олимпия-Пермь" своими действиями препятствует заключению договора энергоснабжения между ОАО "Пермэнергосбыт" и ОАО АКБ "Урал ФД".
Таким образом, учитывая изложенную ситуацию, ООО "Спорткомплекс "Олимпия-Пермь", как собственник электрических сетей, через которые осуществляется переток электроэнергии на объект ОАО АКБ "Урал ФД", обязан обеспечивать передачу (поставку) электроэнергии даже в отсутствие соответствующего договора.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Запрет, установленный указанной нормой, распространяется на все хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 N 6787/09 по делу N А40-57765/08-22-495).
Руководствуясь вышеизложенным, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Сторонами не оспаривается и материалами дела подтверждается, что ОАО АКБ "Урал ФД" были приняты исчерпывающие меры по заключению договоров энергоснабжения напрямую с поставщиками соответствующих ресурсов. Однако, в связи с отсутствием на балансе Заявителя сетей, необходимых для снабжения объекта энергоресурсами, энергоснабжающие организации в силу действующего законодательства не имеют законных оснований для заключения соответствующих договоров.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела было установлено, что у ООО "СК "Олимпия Пермь" отсутствуют доказательства отказа ООО "Новогор-Прикамье" и ООО "Пермская сетевая компания" в даче согласия на заключение соответствующих договоров (п.17 Правил N167, ст. 545 ГК РФ).
Таким образом, Комиссией было установлено, что ООО "СК "Олимпия-Пермь" является единственным возможным поставщиком энергоресурсов для Заявителя, так как объект, принадлежащий ОАО АКБ "Урал ФД" на праве собственности, подключен к принадлежащим Ответчику сетям. Подключение объекта заявителя к сетям других возможных поставщиков приведет к существенным финансовым затратам и займет значительный период времени.
Направление Ответчиком письма (исх. N236 от 24.06.2010 г.) было расценено Комиссией как реальная угроза прекращения производства товаров (подачи энергоресурсов) и отказом от заключения (продления действия) договора на возмещение расходов на коммунальные услуги (теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение), что нарушает права и законные интересы Заявителя, ущемляет его право на беспрепятственное осуществление хозяйственной деятельности.
Таким образом, ООО "СК "Олимпия-Пермь" является единственным хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим объекты инфраструктуры электроэнергетики, тепловые сети и водопровод (канализацию) в пределах границ расположения объекта Заявителя, то есть Ответчик занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии, тепловой энергии и водоснабжения (водоотведения) в отношении объекта Заявителя.
Учитывая, что ООО "СК "Олимпия-Пермь" занимает доминирующее положение, отказ от заключения договора возмещения затрат на коммунальные услуги Комиссия расценила как злоупотребление доминирующим положением, что запрещено п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
Кроме того, у Ответчика имелась возможность для соблюдения требований п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Правил N167, Правил N861, норм гражданского законодательства, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. ООО "СК "Олимпия-Пермь", не проявив должной осмотрительности, не выполнило надлежащим образом обязательства, предусмотренные в этом случае законодательством, тем самым допустило злоупотребление своим доминирующим положением.
Таким образом, в действиях ООО "СК "Олимпия-Пермь", занимающего доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии, тепловой энергии и водоснабжения (водоотведения), в период с 24.06.2010 по настоящее время в границах отношений с ОАО АКБ "Урал ФД", установлено нарушение п. 5 ч. 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", результатом которого стало ущемление интересов ОАО АКБ "Урал ФД".
Ходатайство Заявителя о понуждении Ответчика заключить договор возмещения затрат на коммунальные услуги подлежит удовлетворению.
Основания для прекращения рассмотрения дела, а также для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
На день рассмотрения дела спор между сторонами не разрешен, угроза, направленная в адрес ОАО АКБ "Урал ФД", остается в силе, доказательства разрешения спора отсутствуют. В связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательства со стороны ООО "СК "Олимпия-Пермь" не устранено, принято решение о выдаче предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Основания для принятия антимонопольным органом других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью "Спорткомплекс "Олимпия-Пермь" нарушение части 1 ст. 10, в том числе, пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в отказе ООО "СК "Олимпия-Пермь" от заключения договора возмещения расходов на коммунальные услуги.
2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью "Спорткомплекс "Олимпия-Пермь" предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путём принятия всех необходимых мер по урегулированию отношений с ОАО АКБ "Урал ФД".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N549-10-а
08.10.2010 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от "08" октября 2010 г. по делу N549-10-а о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью "Спорткомплекс "Олимпия-Пермь" (ул. Мира, 41, г. Пермь, 614036) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Обществу с ограниченной ответственностью "Спорткомплекс "Олимпия-Пермь" (ул. Мира, 41, г. Пермь, 614036)
1) в срок до 15.11.2010 г. прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции";
3) в срок до 15.11.2010 г. заключить с ОАО АКБ "Урал ФД" договор возмещения затрат на коммунальные услуги (электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение);
4) в срок до 25.11.2010 г. уведомить Пермское УФАС России об исполнении предписания. В случае обжалования предписания исполнить его в течение 30 дней со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта по данному предписанию. Уведомить об исполнении предписания в течение 10 дней со дня его исполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 октября 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016