Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
от 1 февраля 2011 г. N 02-352
Резолютивная часть решения оглашена "20" января 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено в "01" февраля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе: *** рассмотрев 20 января 2011 года дело N А-15/109 2010 по признакам нарушения ОГУ "Свободненская районная станция по борьбе с болезнями животных" пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее- Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем осуществления государственного ветеринарного надзора в отношении продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, и выдаче ветеринарных сопроводительных документов на указанную продукцию, УСТАНОВИЛА:
Во исполнение Поручения руководителя Федеральной антимонопольной службы И.Ю. Артемьева (исх. N ИА/22604 от 16.07.2010) Амурским УФАС России была проведена проверка государственных учреждений ветеринарии, подведомственных органам власти Амурской области, в том числе и ОГУ "Свободненская районная станция по борьбе с болезнями животных" (далее - ОГУ "Свободненская СББЖ"), на предмет выявления наличия нарушения антимонопольного законодательства, в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами при осуществлении государственного ветеринарного надзора в отношении продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, и выдаче ветеринарных сопроводительных документов на указанную продукцию.
По результатам проверки представленных документов, Амурским УФАС России в действиях ОГУ "Свободненская СББЖ" были выявлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 29 октября 2010 N 459 в соответствии со статьей 40 Закона о защите конкуренции возбуждено дело N А - 15/109 2010 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На заседании Комиссии директор ОГУ "Свободненская СББЖ" пояснил, что учреждение осуществляет государственный ветеринарный надзор в отношении продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, и выдает ветеринарные сопроводительные документы (справки формы N 2-вет.) на указанную продукцию на основании Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 N 422 "Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов". Постановление Правительства Российской Федерации N 1009 "О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля" адресовано Министерству сельского хозяйства, а не непосредственно учреждениям ветеринарии на местах. Производители и оптовые продавцы продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке обращаются сами в учреждение для получения сопроводительных документов по форме N 2-вет. Понуждения на получение указанных документов хозяйствующими субъектами ОГУ "Свободненская СББЖ" не оказывает.
Представитель ИП Романовой Т.Ю. пояснил, что выдача сопроводительных документов формы N 2-вет. производится по просьбе предпринимателя, понуждений к заключению договора на оказание ветеринарных услуг не было, следовательно, препятствия в осуществлении деятельности на рынке реализации продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, не создаются со стороны учреждения ветеринарии.
Заинтересованные лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области, ИП Гулевич В.М. представителей на рассмотрение дела не направили, извещены надлежащим образом.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области в своих письменных пояснениях указало, что в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 224 от 19.07.2007 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок" службой Роспотребнадзора выдавались санитарно-эпидемиологические заключения на продукцию животного происхождения, подвергшуюся промышленной или тепловой обработке, до 01.07.2010. В связи с вступлением в силу Соглашения Таможенного союза, Положением о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299, с 01 июля 2010 года службой Роспотребнадзора выдаются свидетельства о государственной регистрации единого образца только на специализированные пищевые продукты и пищевые продукты, полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
В соответствии с Уставом ОГУ "Свободненская СББЖ", утвержденным Приказом министерства сельского хозяйства Амурской области от 04.06.2010 N 259, одними из основных целей деятельности ОГУ "Свободненская СББЖ" являются обеспечения безопасности сырья и продуктов животного происхождения в ветеринарно-санитарном отношении, осуществление государственного ветеринарного надзора.
Процедура выдачи ветеринарных сопроводительных документов регламентируется Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 N 422 "Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов" (далее - Приказ N 422).
В соответствии с пунктом 1.2 Приказа N 422 ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (далее - грузы), подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.
Согласно пункту 1.3 Приказа N 422 партии грузов должны сопровождаться ветеринарными свидетельствами форм NN 1,2,3 - при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации; ветеринарными справками формы N 4 - при перевозке грузов в пределах района (города).
В соответствии с пунктом 1.4 Приказа N 422 ветеринарные сопроводительные документы оформляют и выдают органы и учреждения, входящие в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Таким образом, законодательством было установлено, что на все виды продукции животного происхождения для ее перевозки необходимо получать ветеринарные сопроводительные документы, выдаваемые вышеуказанными органами и учреждениями.
14 декабря 2009 года принято постановление Правительства Российской Федерации N 1009 "О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля" (далее - Постановление N 1009).
Подпункт "б" пункта 1 Постановления N 1009 установлено, что "нормативно-правовое регулирование в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и организация такого контроля осуществляются:
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с их полномочиями по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении следующих объектов ветеринарного надзора:
- продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке, в том числе мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, продукты их первичной переработки (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукты, а также пищевые продукты животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенные для реализации на розничных рынках;
- деятельность юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих заготовку, переработку, перевозку и хранение продукции животного происхождения, указанной в абзаце втором настоящего подпункта".
Таким образом, в связи с вступлением в законную силу Постановления N 1009, полномочия по проведению проверки деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хранение, перевозку и реализацию пищевых продуктов осуществляет Роспотребнадзор.
Комиссией установлено, что, несмотря на вступившее в законную силу Постановление N 1009, в 2010 году ОГУ "Свободненская СББЖ" продолжало выдавать сопроводительные документы на продовольственное сырье животного происхождения, подвергшееся промышленной или тепловой обработке, а также на готовую продукцию (колбасные изделия, копчености мясные, рыбопродукции), о чем свидетельствуют представленные в материалах дела ветеринарные свидетельства формы N 2: 228 N 0084806 от 31.01.2010; 228 N 0084991 от 19.02.2010; 228 N 0085205 от 31.03.2010; 228 N 0085204 от 01.04.2010; 228 N 0102909 от 31.05.2010; 228 N 0102675 от 21.06.2010; 228 N 0103290 от 24.07.2010; 228 N 0103360 от 30.08.2010; 228 N 0103370 от 04.09.2010; 228 N 0084863 от 27.01.2010, 228 N 0085119 от 15.02.2010; 228 N 0085136 от 11.03.2010; 228 N 0085264 от 15.04.2010; 228 N 0085315 от 17.05.2010; 228 N 0102599 от 30.06.2010; 228 N 0102506 от 21.07.2010; 228 N 0103395 от 29.08.2010, 228 N 0103392 от 05.09.2010 и другие свидетельства формы N 2; справки формы N 4: 228 N 0040451 от 25.01.2010, 228 N 0040452 от 30.03.2010, 228 N 0040457 от 20.04.2010, 228 N 0040463 от 30.06.2010, 228 N 0040469 от 29.07.2010, 228 N 0040470 от 21.08.2010.
Из представленных в материалы дела договоров оказания платных ветеринарных услуг, заключенных между ОГУ "Свободненская СББЖ" и ИП Романовой Т.Ю., ИП Гулевич В.М., а также из пояснений заинтересованных лиц фактов понуждения со стороны ОГУ "Свободненская СББЖ" к заключению указанных договоров не установлено.
В соответствии ч пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или хозяйствующим субъектам.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела не установлено фактов ограничения конкуренции на рынке реализации колбасных изделий, копченостей мясных, рыбопродукции, в связи с тем, что в ОГУ "Свободненская СББЖ" действует заявительная система выдачи сопроводительных документов, а также учитывается заинтересованность хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и оптовую реализацию продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, во избежание экономических потерь в виде штрафных санкций со стороны Россельхознадзора, о чем подтвердили указанные хозяйствующие субъекты, привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях ОГУ "Свободненская СББЖ", в части выдачи ветеринарных сопроводительных документов (ветеринарные свидетельства формы N 2, ветеринарные справки формы N 4) на продукцию животного происхождения, подвергшейся промышленной и тепловой обработке отсутствуют признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
В связи с отсутствием в действиях ОГУ "Свободненская районная станция по борьбе с болезнями животных" в части выдачи ветеринарных сопроводительных документов на продукцию животного происхождения, подвергшейся промышленной и тепловой обработке, признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", рассмотрение дела А-15/ 109 2010 прекратить.
В соответствии со статьей 52 Закона "О защите конкуренции" решение может быть обжаловано в течении 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии ***
Члены комиссии: ****
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 1 февраля 2011 г. N 02-352
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016