Резолютивная часть решения оглашена "17" февраля 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено "18" февраля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Коренченко К.А. - зам. руководителя - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии: Частников В.Л. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Кочарян - старший специалист 3-го разряда отдела контроля органов власти;
Рабаев В.Р. - специалист -эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства
рассмотрев дело N 1382/04 по признакам нарушения Мэром гор. Ростова-на-Дону(344007, гор. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 47) ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), в присутствии:
- представителя Мэра гор. Ростова-на-Дону: <_>
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России 02.12.2010 г. (вх. N 16266) поступило поручение Прокуратуры Ростовской области с приложением материалов проверки деятельности Администрации гор. Ростова-на-Дону при организации пассажирских перевозок, с целью установления признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Из материалов проверки следует, что 17.06.2005 г. Мэром гор. Ростова-на-Дону принято распоряжение N 121 "О формировании заказа на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах гор. Ростова-на-Дону" (далее по тексту - Распоряжение N 121).
П. 1 Распоряжения N 121 сформирован заказ на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах г. Ростова-на-Дону согласно Приложениям NN 1, 2, 3 к Распоряжению N 121.
Приложением N 1 к Распоряжению N 121 определен перечень маршрутов, обслуживаемых автобусами муниципальных унитарных предприятий.
Приложением N 2 к Распоряжению N 121 определен перечень маршрутов, обслуживаемых автобусами пассажирского транспорта немуниципальной формы собственности.
Таким образом, маршрутная сеть г. Ростова-на-Дону распределена между хозяйствующими субъектами по принципу их принадлежности к той или иной форме собственности.
В соответствии с п. 2.2.1 Распоряжения N 121 МУ "Городское управление транспорта" поручено при заключении договоров на осуществление пассажирских перевозок предусмотреть условие о том, что в случае не обеспечения перевозчиком в рамках договора, соответствующих маршрутов, данные маршруты в установленном порядке передаются одному из предприятий - победителей конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах города либо муниципальному предприятию решением заказчика.
Таким образом, названный пункт предусматривает возможность передачи маршрутов в обслуживание хозяйствующим субъектам без проведения публичных процедур.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения настоящего дела.
В ответ на определение о возбуждении дела ответчик представил пояснения МУ "Департамент транспорта" по существу поставленных перед ним вопросов. Согласно данным пояснениям: организация транспортного обслуживания населения относится к компетенции органов местного самоуправления; обязательность проведения публичных процедур при передаче маршрутов действующим законодательством не предусмотрена; оспариваемое распоряжение было издано до принятия ФЗ "О защите конкуренции". Также в пояснениях указано, что маршруты, указанные в Приложении N 1 к Распоряжению N 121 были переданы без проведения торгов в обслуживание МУП "МТК "Ростовпассажиртранс"; впоследствии часть данных маршрутов была передана на основании п. 2.2.1 Распоряжения N 121 без проведения торгов в обслуживание предприятиям немуниципальной формы собственности. В отзыве ответчик заявил ходатайство о привлечении к рассмотрению дела МУ "Департамент транспорта" и о приостановлении рассмотрения дела в связи с тем, что на рассмотрении Арбитражного суда Ростовской области находится дело N А53-21860/2010, принятое к производству, в т.ч., по основаниям, изложенным в определении о назначении настоящего дела.
16.02.2011 г. выступивший на заседании Комиссии представитель ответчика поддержал заявленные ходатайства, а также указал, что представленные в материалы дела пояснения МУ "Департамент транспорта" следует рассматривать как пояснения самого ответчика по существу рассматриваемого дела. Также представитель ответчика пояснил, что Распоряжение N 121 до настоящего времени не отменено.
Комиссия, рассмотрев ходатайства ответчика, считает их подлежащими отклонению, т.к. согласно ч.ч. 1, 3 ст. 47 ФЗ "О защите конкуренции" отложение и приостановление рассмотрения дела является правом, но не обязанностью Комиссии, при этом позиция МУ "Департамента транспорта" по рассматриваемому делу выражена в его пояснениях, имеющихся в материалах дела, а предметом рассмотрения дела N А53-21860/2010 является бездействие Администрации г. Ростова-на-Дону, выраженное в не проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок в г. Ростове-на-Дону, но не Распоряжение N 121.
16.02.2011 г. Комиссией на основании ст. 46 ФЗ "О защите конкуренции" объявлен перерыв в заседании Комиссии до 17.02.2011 г. в 14 час. 30 мин.
17.02.2011 г. выступивший на заседании Комиссии представитель ответчика поддержал доводы, изложенные ранее.
Комиссия, изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ") к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам.
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
При этом:
Согласно ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ, ГК РФ и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов.
В силу ч. 1 ст. 1 ФЗ "О защите конкуренции" настоящий закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение случаев недопущения, ограничения, устранения конкуренции.
В силу ч. 2 ст. 1 ФЗ "О защите конкуренции" целями настоящего закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии со ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм закона, органы местного самоуправления, осуществляя полномочия по организации транспортного обслуживания населения, обязаны создать равные условия доступа к обслуживанию муниципальных маршрутов для всех перевозчиков (в т.ч. вне зависимости от их организационно-правовой формы), и обеспечить возможность для их соперничества при распределении маршрутной сети.
В тоже время, установление Распоряжением N 121 перечня маршрутов, обслуживаемых муниципальными транспортными предприятиями (предприятиями немуниципальной формы собственности), ограничивает доступ к обслуживанию данных маршрутов для предприятий немуниципальной формы собственности (муниципальных транспортных предприятий). Также, предусмотренная Распоряжением N 121 возможность передачи маршрутов одному из победителей ранее проведенного конкурса или муниципальному предприятию без проведения публичных процедур необоснованно ограничивает число возможных претендентов на данные маршруты и возможность получить их в обслуживание на заранее известных и равных для всех условиях.
Как следует из материалов дела, МУ "Департамент транспорта" на основании п. 2.2.1 Распоряжения N 121 передавал в течение 2005 г. - 2010 г. без проведения публичных процедур маршруты, указанные в Приложении N 1 к Распоряжению N 121, в обслуживание перевозчиков немуниципальной формы собственности. При этом согласно данному пункту Распоряжения N 121 допуск предприятий частной формы собственности к обслуживанию маршрутов, закрепленных за муниципальным предприятием, производился по причине не обеспечения данным предприятием передаваемых маршрутов.
В силу ч. 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов, договор заключается с лицом, выигравшим торги.
При этом конкурс на право осуществления пассажирских перевозок, по своей юридической природе, направлен на стимулирование добросовестной конкуренции, расширение равных возможностей для участия физических и юридических лиц в данной сфере деятельности (определение Верховного Суда РФ от 13.08.2008 г. N 67-Г08-8). Передача же маршрута транспортному предприятию без проведения конкурса создает для него преимущественное положение, исключающее какую-либо возможность конкуренции иных перевозчиков, и ограничивает для них свободный доступ на равных условиях к осуществлению перевозок (определения Верховного Суда РФ: от 24.11.2010 N 78-Г10-25; от 16.12.2009 N 78-Г09-40).
Кроме того, на момент издания Распоряжения N 121 действовало Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.02.2004 г. N 285 "Об утверждении "Программы развития пассажирского транспорта общего пользования в городе Ростове-на-Дону на 2004-2006 годы", которым было предусмотрено, что муниципальные маршруты передаются на обслуживание перевозчикам на конкурсной основе. Аналогичные положения содержались в решении Ростовской-на-Дону городской Думы от 14.12.2006 г. N 215 "О принятии "Программы развития городского пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры в городе Ростове-на-Дону на 2007-2010 годы" и содержатся в Постановлении Администрации г. Ростова-на-Дону от 30.07.2009 г. N 555 "Об утверждении долгосрочной городской целевой программы развития городского пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры в городе Ростове-на-Дону на 2007-2010 годы в новой редакции".
Как следует из материалов дела, оспариваемое распоряжение было принято 17.06.2005 г., до вступления в силу ФЗ "О защите конкуренции". Вместе с тем, на момент его принятия действовал Закон РСФСР от 22.03.1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ст. 7 которого содержала запрет, аналогичный установленному в ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", а именно: на принятие органами местного самоуправления актов, совершения ими действий (бездействий), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Таким образом, в действиях Мэра г. Ростова-на-Дону, выразившихся во включении в Распоряжение N 121 положений, разделяющих заказ на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом в г.Ростове-на-Дону на маршруты, обслуживаемые муниципальными унитарными предприятиями и маршруты, обслуживаемые автобусами пассажирского транспорта немуниципальной формы собственности; положений, предусматривающих возможность передачи маршрутов без проведения публичных процедур (конкурса); а также в допущенном впоследствии бездействии, выраженном в не исключении данных положений из Распоряжения N 121 - содержится нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать Мэра гор. Ростова-на-Дону нарушившим ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Мэру гор. Ростова-на-Дону предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство, а именно, исключить из Распоряжения N 121 положения:
- разделяющих заказ на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом в г. Ростове-на-Дону на маршруты, обслуживаемые муниципальными унитарными предприятиями и маршруты, обслуживаемые автобусами пассажирского транспорта немуниципальной формы собственности;
- предусматривающих возможность передачи маршрутов без проведения публичных процедур (конкурса).
Председатель Комиссии: К.А. Коренченко
Члены Комиссии: В.Л. Частников, О.С. Кочарян, В.Р. Рабаев
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N 63/04
об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство
"17" февраля 2011 г.
г. Ростов-на-Дону
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Коренченко К.А. - зам. руководителя - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии: Частников В.Л. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Кочарян - старший специалист 3-го разряда отдела контроля органов власти;
Рабаев В.Р. - специалист -эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства,
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ"О защите конкуренции" (далее по тексту - ФЗ "О защите конкуренции") на основании своего решения от 17.02.2011 г. по делу N 1382/04 о нарушении Мэром гор. Ростова-на-Дону (344007, гор. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 47) ч.1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Мэру гор. Ростова-на-Дону в срок до 31.03.2011 г. прекратить нарушение ч.1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся во включении в Распоряжение Мэра гор. Ростова-на-Дону от 17.06.2005 г. N 121 "О формировании заказа на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах гор. Ростова-на-Дону" (далее по тексту - Распоряжение N 121) положений, разделяющих заказ на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом в г.Ростове-на-Дону на маршруты, обслуживаемые муниципальными унитарными предприятиями и маршруты, обслуживаемые автобусами пассажирского транспорта немуниципальной формы собственности; положений, предусматривающих возможность передачи маршрутов без проведения публичных процедур (конкурса); а также в допущенном впоследствии бездействии, выраженном в не исключении данных положений из Распоряжения N 121, а именно исключить из Распоряжения N 121 положения:
- разделяющих заказ на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом в г. Ростове-на-Дону на маршруты, обслуживаемые муниципальными унитарными предприятиями и маршруты, обслуживаемые автобусами пассажирского транспорта немуниципальной формы собственности;
- предусматривающих возможность передачи маршрутов без проведения публичных процедур (конкурса).
О выполнении настоящего предписания сообщить в Ростовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии: К.А. Коренченко
Члены Комиссии: В.Л. Частников, О.С. Кочарян, В.Р. Рабаев
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 18 февраля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016