Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 5 апреля 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 29.03.2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 05.04.2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
<_>
рассмотрев дело N 198-11-а в отношении Администрации Лобановского сельского поселения по признакам нарушения ч. 1 статьи 15 и 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13.10.2010 г. N691-п была проведена проверка в отношении: Администрации Лобановского сельского поселения Пермского муниципального района (614532, Пермский край, Пермский район, с. Лобаново, ул. Культуры, д.15-а) с 18.10.2010 г. по 28.10.2010 г.
Предметом проводимой проверки явилось соблюдение требований Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в частности ст. 17.1 Администрацией Лобановского сельского поселения (далее также - Администрация).
Инспекцией Пермского УФАС России установлено, что 10.01.2007 г. Администрацией и ОАО "Райтеплоэнерго-Сервис" (далее также - Общество) заключен договор Nб/н аренды муниципального имущества (приложение N1) для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства Лобановского сельского поселения (теплоснабжение).
Срок действия договора аренды с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г.
Аналогичный договор N2 на данное муниципальное имущество заключен Администрацией и ОАО "Райтеплоэнерго-Сервис" 14.01.2008 г. сроком действия с 01.01.2008 г. по 30.12.2008 г.
Аналогичный договор Nб/н на данное муниципальное имущество заключен Администрацией и ОАО "Райтеплоэнерго-Сервис" 20.02.2009 г. сроком действия с 01.01.2009 г. по 30.12.2009 г.
Аналогичный договор Nб/н на данное муниципальное имущество заключен Администрацией и ОАО "Райтеплоэнерго-Сервис" 01.03.2009 г. сроком действия с 01.01.2010 г. по 30.12.2010 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Доказательства заключения данного договора аренды муниципального недвижимого имущества по итогам торгов Администрацией представлены не были. ОАО "Райтеплоэнерго-Сервис" не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Представитель Администрации пояснила, что, заключение договора аренды муниципального имущества с ОАО "Райтеплоэнерго-Сервис" подпадает под исключение, предусмотренное п.8 ч.1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, который допускает без проведения торгов передавать в аренду имущество лицу, обладающему правом владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети и сеть являются технологически связанными. А здания, сооружения и оборудование, переданное в аренду ОАО "Райтеплоэнетрго-Сервис" таковыми и являются.
Также представитель Администрации пояснила, что договор аренды данного имущества на 2011 г. с ОАО "Райтеплоэнерго-Сервис" не заключался. Администрация готова провести торги на право аренды имущества.
Представители ОАО "Райтеплоэнерго-Сервис"" изложили письменную позицию Общества, согласившись с доводами Администрации.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения представителя Администрации Лобановского сельского поселения, представителей ОАО "Райтеплоэнергосервис", Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Федеральным законом от 17.07.2009 N 173-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон N 173-ФЗ) внесены существенные изменения в положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), регулирующие особенности заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (введена в действие с 02.07.2008 г.) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за рядом исключений.
Кроме того, частью 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции (введена в действие Федеральным законом от 08.11.2008 г. N195-ФЗ и вступила в силу с 10.11.2008 г.) установлено, что до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.
Пункт 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции допускает возможность заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. N83, технологически связанные сети - это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, положения п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции распространяются на случаи передачи участков сетей инженерно-технического обеспечения, без которых технологически невозможно обеспечить электро-, тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение соответствующих потребителей (объектов капитального строительства).
Также, по мнению Пермского УФАС России, следует руководствоваться следующим принципом: протяженность передаваемой части сети не должна превышать пяти процентов от протяженности соответствующей сети инженерно-технического обеспечения.
При этом действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных обладателей имущественных прав по передаче без торгов лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, прав на участки сетей инженерно-технического обеспечения, технологически не связанных с данной сетью, будут являться нарушениям ст.ст.15, 17.1 Закона о защите конкуренции, что повлечет за собой последствия, установленные ст. 21 Закона о защите конкуренции, в том числе, возврат данного имущества.
Согласно ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
Статья 20 этого же Закона устанавливает правило о предоставлении муниципальной преференции с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
При этом под муниципальной преференцией понимается предоставление органами местного самоуправления преимуществ, которые обеспечивают отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности путем передачи имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот (статья 4 названного Закона).
Статьей 19 Закона о защите конкуренции устанавливается перечень случаев допустимости предоставления муниципальной преференции, что не исключает признания муниципальной преференцией иных действий органов местного самоуправления, если они обладают признаками, указанными в п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции.
Несоблюдение такого запрета, а равно несоблюдение целей и порядка предоставления муниципальной помощи приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, при этом установление факта нарушения конкуренции либо признаков конкретных запрещенных действий органа местного самоуправления, исходя из содержания части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, не требуется.
2. 10.01.2006 г. между Комитетом имущественных отношений администрации пермского муниципального района (далее - Комитет) и ОАО "Райтеплоэнерго-сервис" был заключен договор аренды котельных (приложение N3) для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства Пермского района со сроком действия по 31.12.2030 г.
На основании Закона Пермского края от 11.12.2006 г. "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Пермского муниципального района", часть имущества района была передана в муниципальную собственность сельских поселений, в т.ч. Двуреченского сельского поселения.
С 01.01.2007 г. Комитет передал здания котельных администрациям сельских поселений, включая Администрацию Лобановского сельского поселения (1 котельная).
В связи со сменой арендодателя были подписаны дополнительные соглашения к договору N256 от 10.01.2006 г., в т.ч. от 10.01.2007 г. между ОАО "Райтеплоэнерго-Сервис" и Администрацией Лобановского сельского поселения со сроком действия с 01.01.2007 г. по 31.12.2030 г.
Вместе с тем, дополнительное соглашение не изменяло состав и количество арендованного муниципального имущества - 1-этажное здание котельной, 1967 г. постройки, расположенное в с. Лобаново.
10.01.2007 г. между Администрацией и обществом был заключен договор аренды имущества для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства Лобановского сельского поселения (приложение N1) со сроком действия с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г.
Согласно перечня передаваемого в аренду имущества (приложение N1) в состав имущества вошло здание бойлерной, теплопровод, теплосети (6 сетей) различной протяженностью, деаратор, компрессор, котел ДКВР (3 шт.) насосы (4 шт.), экономайзер, т.е. как недвижимое, так и движимое муниципальное имущество.
Согласно протокола разногласий к данному договору п.2.1.5 дополнен следующим содержанием: "В случае, когда арендатор вкладывает инвестиции и на собственные средства производит замену оборудования или передающих устройств (теплосети) по согласованию а Арендодателем, то данное оборудование считается собственностью Арендатора и изымается от Арендодателя при расторжении договора аренды. Стоимость имущества, которое невозможно изъять, Арендодатель возвращает Арендатору в денежном эквиваленте".
Аналогичный договор N2 на данное муниципальное имущество заключен Администрацией и ОАО "Райтеплоэнерго-Сервис" 14.01.2008 г. сроком действия с 01.01.2008 г. по 30.12.2008 г.
Аналогичный договор Nб/н на данное муниципальное имущество заключен Администрацией и ОАО "Райтеплоэнерго-Сервис" 20.02.2009 г. сроком действия с 01.01.2009 г. по 30.12.2009 г.
Аналогичный договор Nб/н на данное муниципальное имущество заключен Администрацией и ОАО "Райтеплоэнерго-Сервис" 01.03.2009 г. сроком действия с 01.01.2010 г. по 30.12.2010 г.
При заключении договора на новый срок, в том числе при продлении срока действия договора путем пролонгации, у сторон возникают новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент их возникновения.
С момента вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение (продление) договоров на новый срок без проведения торгов, увеличивающих срок договоров, является нарушением требований, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
Доказательств проведения Администрацией публичных процедур, либо мероприятий, которые были бы направлены на информирование иных потенциальных участников рынка о муниципальном объекте для обслуживания ЖКХ и о возможности претендовать, на равных условиях с третьим лицом, на предоставление его в аренду, в материалы дела не представлено.
ОАО "Райтеплоэнерго-Сервис" не является субъектом малого и среднего предпринимательства, на которое распространялось бы установленное ч.4 ст. 53 Закона о защите конкуренции преимущество по заключению договора аренды без торгов.
Комиссией Пермского УФАС России не установлено исключительных случаев, предусмотренных ч.1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, позволяющих Администрации ежегодно перезаключать договоры аренды с Обществом, минуя установленную Федеральным законом обязанность по проведению торгов.
Кроме того, Администрацией в данном случае, нарушены требования п.7 ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции путем предоставления муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона в виде передачи муниципального имущества без торгов ОАО "Райтеплоэнерго-Сервис".
Довод Администрации и ОАО "Райтеплоэнерго-Сервис" о том, что данное муниципальное имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения, несостоятелен, поскольку на рассмотрение дела не представлено подтверждающих доказательств.
Вместе с тем, проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание государственным или муниципальным имуществом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к государственному и муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.
Комиссия Пермского УФАС России отмечает тот факт, что Акт проверки N73 от 28.10.2010 г., в котором Инспекцией Пермского УФАС России были установлены признаки нарушения Администрацией ст.ст. 15 и 17.1 Закона о защите конкуренции, был получен Администрацией 06.12.2010 г.
Однако, несмотря на реальную угрозу привлечения Администрации и должностных лиц органа местного самоуправления к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, Администрацией не принято мер по соблюдению требований ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
3. В ходе рассмотрения настоящего дела представитель Администрации пояснила причину заключения краткосрочных договоров аренды с Обществом - имущество не зарегистрировано в установленном законом порядке.
Комиссия Пермского УФАС России полагает, что данное бездействие Администрации не позволит заключить договор аренды движимого и недвижимого имущества для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства Лобановского сельского поселения на более длительный срок по результатам торгов, что будет являться ущемлением интересов хозяйствующего субъекта - арендатора данного имущества.
Основания для прекращения рассмотрения дела N 198-11-а, предусмотренные ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссией Пермского УФАС России не установлены.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать факт нарушения Администрацией Лобановского сельского поселения требований п.7 ч.1 ст. 15 и ч.1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в ограничении конкуренции на рынке теплоснабжения, в т.ч. путем несоблюдения органом местного самоуправления порядка заключения договора аренды муниципального имущества, предусмотренного ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, а также предоставления ОАО "Райтеплоэнерго-Сервис" муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции путем заключения на новый срок в 2008-2011г.г. договоров аренды движимого и недвижимого имущества для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства Лобановского сельского поселения без проведения торгов.
2. Выдать Администрации Лобановского сельского поселения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, и принятию мер по обеспечению конкуренции при передаче муниципального имущества в аренду для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства Лобановского сельского поселения.
3. Рекомендовать Администрации Лобановского сельского поселения ускорить процедуру государственной регистрации муниципального имущества, предназначенного для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства Лобановского сельского поселения.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 198-11-а
29.03.2011 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
<_>
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 29 марта 2011 г. по делу N 198-11-а о нарушении Администрацией Лобановского сельского поселения (ул. Культуры, д. 15-а, с. Лобаново, Пермский район, Пермский край, 614532) части 1 статьи 15 и ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Администрации Лобановского сельского поселения:
В срок до 01.05.2011 г. прекратить нарушение п.7 ч.1 ст. 15 и ч.1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в ограничении конкуренции на рынке теплоснабжения, в т.ч. путем несоблюдения органом местного самоуправления порядка заключения договора аренды муниципального имущества, предусмотренного ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, а также предоставления ОАО "Райтеплоэнерго-Сервис" муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции путем заключения на новый срок в 2008-2011г.г. договоров аренды движимого и недвижимого имущества для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства Лобановского сельского поселения без проведения торгов,
а именно:
в срок до 01.05.2011 г. принять меры по обеспечению конкуренции в сфере аренды муниципального имущества для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства Лобановского сельского поселения путем организации и проведения торгов по продаже права аренды вышеуказанного муниципального имущества (при отсутствии намерения использовать для собственных нужд).
Об исполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 5 апреля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016