Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 5 апреля 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 29.03.2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 05.04.2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
<_>
рассмотрев дело N 196-11-а в отношении Администрации Лобановского сельского поселения по признакам нарушения ч. 1 статьи 15 и 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13.10.2010 г. N691-п была проведена проверка в отношении: Администрации Лобановского сельского поселения Пермского муниципального района (614532, Пермский край, Пермский район, с. Лобаново, ул. Культуры, д.15-а) с 18.10.2010 г. по 28.10.2010 г.
Предметом проводимой проверки явилось соблюдение требований Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в частности ст. 17.1 Администрацией Лобановского сельского поселения (далее также - Администрация).
Инспекцией Пермского УФАС России установлено, что 18.01.2007 г. Администрацией и ОАО "Уралсвязьинформ" (далее также - Общество) заключен договор аренды N3/953/07 нежилого помещения по адресу: Пермская область, Пермский район, село Лобаново, ул. Культуры, 15, площадью 10,0 кв.м. для размещения оборудования сотовой связи.
Срок действия договора аренды с 01.01.2007 г. по 30.12.2007 г.
Аналогичный договор N7 на данное помещение заключен Администрацией и ОАО "Уралсвязьинформ" 28.12.2007 г. сроком действия с 01.01.2008 г. по 30.12.2008 г.
Аналогичный договор N275-09 на данное помещение заключен Администрацией и ОАО "Уралсвязьинформ" 03.02.2009 г. сроком действия с 01.01.2009 г. по 30.12.2009 г.
Аналогичный договор N924-10 на данное помещение заключен Администрацией и ОАО "Уралсвязьинформ" 10.02.2009 г. сроком действия с 31.12.2009 г. по 30.12.2010 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Представитель Администрации пояснила, что, перезаключая договор с Обществом, Администрация руководствовалась п.4 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Представитель ОАО "Уралсвязьинформ" изложила письменную позицию Общества, согласившись с доводами Администрации.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения представителя Администрации Лобановского сельского поселения, представителя ОАО "Уралсвязьнформ", Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Федеральным законом от 17.07.2009 N 173-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон N 173-ФЗ) внесены существенные изменения в положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), регулирующие особенности заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (введена в действие с 02.07.2008 г.) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за рядом исключений.
18.01.2007 г. Администрацией и ОАО "Уралсвязьинформ" (далее также - Общество) заключен договор аренды N3/953/07 нежилого помещения по адресу: Пермская область, Пермский район, село Лобаново, ул. Культуры, 15, площадью 10,0 кв.м. для размещения оборудования сотовой связи.
Срок действия договора аренды с 01.01.2007 г. по 30.12.2007 г.
Аналогичный договор N7 на данное помещение заключен Администрацией и ОАО "Уралсвязьинформ" 28.12.2007 г. сроком действия с 01.01.2008 г. по 30.12.2008 г.
Аналогичный договор N275-09 на данное помещение заключен Администрацией и ОАО "Уралсвязьинформ" 03.02.2009 г. сроком действия с 01.01.2009 г. по 30.12.2009 г.
Аналогичный договор N924-10 на данное помещение заключен Администрацией и ОАО "Уралсвязьинформ" 10.02.2009 г. сроком действия с 31.12.2009 г. по 30.12.2010 г.
01.03.2011 г. Администрацией и ОАО "Уралсвязьинформ" заключен новый договор аренды на вышеуказанное имущество со сроком действия - до 30.12.2011 г.
При заключении договора на новый срок, в том числе при продлении срока действия договора путем пролонгации, у сторон возникают новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент их возникновения.
Таким образом, с момента вступления в силу ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, по окончании срока действия договора аренды N275-09 от 28.12.2007 г. с ОАО "Уралсвязьинформ" - 30.12.2008 г., Администрация была обязана в случае передачи нежилого помещения по адресу: Пермская область, Пермский район, село Лобаново, ул. Культуры, 15, площадью 10,0 кв.м. во владение (пользование) хозяйствующим субъектам, в т.ч. для размещения оборудования сотовой связи, провести соответствующую процедуру торгов.
Комиссией Пермского УФАС России не установлено исключительных случаев, предусмотренных ч.1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, позволяющих Администрации ежегодно перезаключать договоры аренды с Обществом, минуя установленную Федеральным законом обязанность по проведению торгов.
2. Довод Администрации и Общества о том, что передача помещения без торгов подпадает под исключение, предусмотренное ч.4 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, является несостоятельным.
В соответствии с ч.4 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, лицо, которому в соответствии с частями 1 и настоящей статьи предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. При этом, общая площадь передаваемых во владение и (или) пользование третьим лицам части или частей помещения, здания, строения или сооружения не может превышать десять процентов площади помещения, здания, строения или сооружения, права на которые предоставлены в соответствии с частями 1 и 3 настоящей статьи, и составлять более чем двадцать квадратных метров.
Данная часть ст. 17.1 Закона о защите конкуренции является самостоятельной нормой и регулирует отношения, складывающиеся между лицами, которые уже получили право владения (пользования) помещением, и третьими лицами, например, с субарендаторами.
Поскольку собственником помещения является Администрация, а Общество получило данное помещение в аренду, заключив договор аренды с собственником непосредственно, минуя процедуру согласования, ОАО "Уралсвязьинформ" не является третьим лицом, которому может быть передано право владения (пользования) помещением по адресу: с. Лобаново, ул. Культуры, 15, площадью 10,0 кв.м.
Частью 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции (введена в действие Федеральным законом от 08.11.2008 г. N195-ФЗ и вступила в силу с 10.11.2008 г.) установлено, что до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.
ОАО "Уралсвязьинформ" не является субъектом малого и среднего предпринимательства, доказательства заключения новых договоров аренды данного муниципального недвижимого имущества по итогам торгов Администрацией представлены не были.
Вместе с тем, проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание государственным или муниципальным имуществом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к государственному и муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.
Комиссия Пермского УФАС России отмечает тот факт, что Акт проверки N73 от 28.10.2010 г., в котором Инспекцией Пермского УФАС России были установлены признаки нарушения Администрацией ст.ст. 15 и 17.1 Закона о защите конкуренции, был получен Администрацией 06.12.2010 г.
Однако, несмотря на реальную угрозу привлечения Администрации и должностных лиц органа местного самоуправления к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, Администрация перезаключила на новый срок договор аренды с Обществом 01.03.2011 г.
3. Согласно ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
Статья 20 этого же Закона устанавливает правило о предоставлении муниципальной преференции с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
При этом под муниципальной преференцией понимается предоставление органами местного самоуправления преимуществ, которые обеспечивают отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности путем передачи имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот (статья 4 названного Закона).
Статьей 19 Закона о защите конкуренции устанавливается перечень случаев допустимости предоставления муниципальной преференции, что не исключает признания муниципальной преференцией иных действий органов местного самоуправления, если они обладают признаками, указанными в п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции.
Несоблюдение такого запрета, а равно несоблюдение целей и порядка предоставления муниципальной помощи приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, при этом установление факта нарушения конкуренции либо признаков конкретных запрещенных действий органа местного самоуправления, исходя из содержания части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, не требуется.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 02.03.2011 г. ОАО "Уралсвязьинформ" осуществляет следующие виды деятельности: в области телефонной связи, в области документальной электросвязи, в области передачи (трансляции) и распределения программ телевидения, программ звукового радиовещания, прочая деятельность в области электросвязи.
В телекоммуникационные услуги включается: передача звуковой информации, изображений и других информационных потоков через системы кабельной, радиотрансляционной, релейной или спутниковой связи, включая телефонную, телеграфную связь и телекс; услуги по аренде и техническому обслуживанию сетей передачи звука, изображения и данных. К данному виду услуг относятся услуги провайдеров - организаций, предоставляющих доступ в сеть Интернет.
Рынок телекоммуникационных услуг в границах Пермского края, включая Лобановское сельское поселение, является открытым и конкурентным. Телекоммуникационные услуги предоставляются более чем 50 хозяйствующими субъектами.
Таким образом, Администрацией созданы более выгодные условия деятельности ОАО "Уралсвязьинформ" в лице Пермского отделения межрегионального филиала сотовой связи путем передачи муниципального имущества в аренду без торгов, что является нарушением ч.1 ст. 15 и ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" и приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Основания для прекращения рассмотрения дела N 196-11-а, предусмотренные ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссией Пермского УФАС России не установлены.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать факт нарушения Администрацией Лобановского сельского поселения требований п.7 ч.1 ст. 15 и ч.1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в ограничении конкуренции на рынке телекоммуникационных услуг, в т.ч. путем несоблюдения органом местного самоуправления порядка заключения договора аренды муниципального имущества, предусмотренного ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, а также предоставления ОАО "Уралсвязьинформ" муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции путем заключения на новый срок в 2008-2011г.г. договоров аренды нежилого помещения по адресу: Пермская область, Пермский район, село Лобаново, ул. Культуры, 15, площадью 10,0 кв.м. для размещения оборудования сотовой связи без проведения торгов.
2. Выдать Администрации Лобановского сельского поселения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, и принятию мер по обеспечению конкуренции при передаче муниципального имущества в аренду по адресу: Пермская область, Пермский район, село Лобаново, ул. Культуры, 15, площадью 10,0 кв.м.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 196-11-а
29.03.2011 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
<_>
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 29 марта 2011 г. по делу N 196-11-а о нарушении Администрацией Лобановского сельского поселения (ул. Культуры, д. 15-а, с. Лобаново, Пермский район, Пермский край, 614532) части 1 статьи 15 и ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Администрации Лобановского сельского поселения:
В срок до 01.05.2011 г. прекратить нарушение п.7 ч.1 ст. 15 и ч.1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в ограничении конкуренции на рынке телекоммуникационных услуг, в т.ч. путем несоблюдения органом местного самоуправления порядка заключения договора аренды муниципального имущества, предусмотренного ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, а также предоставления ОАО "Уралсвязьинформ" муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции путем заключения на новый срок договоров аренды нежилого помещения по адресу: Пермская область, Пермский район, село Лобаново, ул. Культуры, 15, площадью 10,0 кв.м. для размещения оборудования сотовой связи без проведения торгов,
а именно:
в срок до 01.05.2011 г. принять меры по обеспечению конкуренции в сфере аренды муниципального имущества по адресу: Пермская область, Пермский район, село Лобаново, ул. Культуры, 15, общ. пл. 10 кв.м. путем организации и проведения торгов по продаже права аренды вышеуказанного муниципального имущества (при отсутствии намерения использовать для собственных нужд);
Об исполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 5 апреля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016