Резолютивная часть решения оглашена "05" июля 2011 года
В полном объеме решение изготовлено "25" июля 2011 года
РЕШЕНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
- Семёновой Елены Григорьевны - заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
- Расторгуевой Юлии Михайловны - начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; - Никитина Павла Александровича - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России |
в присутствии представителя ОАО "Федеральный научно-производственный центр "Станкомаш" (далее - ОАО "ФНПЦ "Станкомаш") - <_> (доверенность от 01.06.2011 N 2), представителя ОАО "Челябэнергосбыт" - <_> (доверенность от 17.03.2011 N 1-69), ООО "Уралпак" - <_> (доверенность от 23.05.2011 б/н) и <_> (доверенность от 23.05.2011 б/н), ООО "Агентство "Вертикаль" - <_> (доверенность от 01.01.2011 б/н), ООО "Модерн Гласс" - <_> (доверенность от 11.11.2010 б/н)
рассмотрела дело N 7-04/11 по признакам нарушения ОАО "Челябэнергосбыт" (454091, г. Челябинск, ул. Российская, 260/2), ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" (454010, г. Челябинск, ул. Енисейская, 8) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), в том числе пункта 4 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) рассмотрело заявление (от 14.12.2010 N 14122) ООО "Компания СК" на действия ОАО "Челябэнергосбыт", выразившиеся в неправомерном ограничении подачи электроэнергии.
Указанное заявление было направлено в адрес Челябинского УФАС России Прокуратурой Ленинского района города Челябинска.
Исходя из представленных документов и информации установлено следующее.
ООО "Компания СК" (договор от 01.05.2008 N 2048), а также другие предприятия, подписавшие заявление ООО "Модерн Гласс" (договор от 01.03.2008 N 2046), ООО "Уралпромтехнология" (договор от 01.02.2009 N 1753), ООО "Уралпак" (договор от 01.08.2010 N 2689), ЗАО "НПЦ "Гидроавтоматика" (договор от 01.07.2008 N 2414), а также жилой дом по адресу г. Челябинск, ул. Барбюса, 20 (УК ООО "Агентство "Вертикаль") (далее-заявители), являются транзитными потребителями ОАО ФНПЦ "Станкомаш" по договору энергоснабжения от 01.09.2006 N 28-806-100-748.
Заявители не имеют долгов перед ОАО "Челябэнергосбытом" за потребленную электроэнергию.
ОАО ФНПЦ "Станкомаш" является потребителем электрической энергии ОАО "Челябэнергосбыт" и не оплачивает потребленную электроэнергию в полном объеме, задолженность по состоянию на 01.11.2010 составляет 87, 864 млн. рублей.
Электроснабжение ОАО "Станкомаш" осуществляется от трех источников: ПС "Гусенечная" ВЛ - 110 кВ; ЧТЭЦ - 1 ВЛ - 110 кВ; ЧТЭЦ - 1 КЛ - 10 кВ ф. N 5 (далее - ГПП "ЗСО"), что подтверждено соответствующими актами разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности между ЦЭС ОАО "Челябэнерго" и ОАО "ФНПЦ "Станкомаш", и между ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" и ОАО "Фортум".
Электроснабжение транзитных потребителей ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" осуществляется от РП-6 (распределительного пункта) ООО "Модерн Гласс", подключенного в свою очередь к ячейкам N 7 и N 21 ЗРУ-10 кВ ГПП-110/10кВ, принадлежащей ОАО "ФНПЦ "Станкомаш", что подтверждается соответствующими актами разграничения балансовой и эксплуатационной принадлежности, а также письмом Ростехнадзора от 19.05.2011 вх. N 5795.
10.06.2010 ОАО "Челябэнергосбыт" была начата процедура введения частичного ограничения в связи с задолженностью ООО ФНПЦ "Станкомаш". С указанной даты по август 2010 года (телетайпограмма N 23/004 от 02.06.2010) вводилось частичное ограничение энергопотребления отдельного электрооборудования должника до величины технологической брони. По данным, представленным лицами участвующими в деле, при данных ограничениях электроснабжение транзитных потребителей не было затронуто.
В сентябре 2010 года руководство ОАО ФНПЦ "Станкомаш" отказалось произвести ограничение в отдельных собственных электроустановках (Акт от 01.09.2010 N 2004 - 251). ОАО "Челябэнергосбыт" ограничило подачу электроэнергии ОАО ФНПЦ "Станкомаш" путем отключения линии 10 кВ с ЧТЭЦ-1 с 13.09.2010. Перебоев в электроснабжении транзитных потребителей в связи с отключением указанной линии не было допущено (Акт от 13.09.2010 N 2004-260, телетайпограмма от 02.09.10 N 23/699).
16.09.2010 в адрес ОАО ФНПЦ "Станкомаш" направлена телетайпограмма N 23/805 о предстоящем введении частичного ограничения до величины аварийной брони с 23.09.2010 (перенесено на 28.09.2010 - телетайпограмма от 23.09.2010 N 23/876). В связи с отказом руководства ОАО ФНПЦ "Станкомаш" произвести ограничение в собственных электроустановках (Акт от 28.09.2010 N 2004-274) ОАО "Челябэнергосбыт" направило телетайпограмму о ежедневном отключении ГПП "ЗСО" с 10-00 до 12-00 часов, начиная с 07.10.2010 (начало ограничения перенесено на 12.10.2010 телетайпограммой от 06.10.2010 N 23/954).
Однако, отключения ГПП "ЗСО" были произведены 13.10.2010 с 11-07 до 12-06 (Акт от 13.10.2010 N 2010-150) и 13.11.2010 с 10-08 до 12-00 (Акт от 13.11.2010 N 2004-323). При этом было ограничено электроснабжение транзитных потребителей. ОАО "Челябэнергосбыт" в целях обеспечения электроснабжения транзитных потребителей на период запланированных отключений разрешило ОАО ФНПЦ "Станкомаш" оставить включенным фидер N 33 в РУ-10кВ ЦРП-2. Однако, питание по данной линии использовалось заводом для электроснабжения собственных цехов N 66 и 67 (Акт от 15.11.2010 N 2004-324).
Данное утверждение подтверждается заявлением ООО "Компания СК".
С 18.11.2010 по настоящее время в отношении ОАО ФНПЦ "Станкомаш" введено частичное ограничение потребления электроэнергии путем отключения линии 10 кВ с ЧТЭЦ-
1. При действии данного ограничения перебоев в электроснабжении транзитных потребителей не было.
Периоды ограничения ОАО "ФНПЦ "Станкомаш", при которых пострадали транзитные потребители, составили: 13.10.2010 с 11-07 до 12-06 и 13.11.2010 с 10-08 до 12-00.
На заседаниях Комиссии 05.04.2011, 24.05.2011 и 05.07.2011 представители заявителей поддержали свои доводы, указанные в заявлении от 14.12.2010 N 14122 и пояснили следующее.
ООО "Компания СК", ООО "Модерн Гласс", ООО "Уралпромтехнология", ООО "Уралпак", ЗАО "НПЦ "Гидроавтоматика", а также жилой дом по адресу г. Челябинск, ул. Барбюса, 20 (УК ООО "Агентство "Вертикаль") получают электроснабжение согласно прямым договорам, заключенным с ОАО "Челябэнергосбыт", через электросетевое хозяйство ОАО "ФНПЦ "Станкомаш".
ОАО "Челябэнергосбыт", в ходе работы пол взыскания задолженности за поставленную электроэнергию начало вводить ограничения по ее поставке в адрес ОАО "ФНПЦ "Станкомаш".
01 октября 2010 года заявителями были получены телетайпограммы от ОАО "Челябэнергосбыт", согласно которым, начиная с 07 октября 2010 года ежедневно с 10-00 до 12-00 будет прекращаться электроснабжение.
Прекращение электроснабжения обуславливается тем, что ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" будет ограничено не с распределительного пункта ОАО "ФНПЦ "Станкомаш", а с питающих центров, что приведет к ограничению электроснабжения транзитных потребителей.
Возможность ограничить электроснабжение ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" есть со стороны распределительного пункта ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" путем отключения электрооборудования ОАО "ФНПЦ "Станкомаш".
В результате ежедневных перерывов в подаче электроэнергии заявители будут нести большие убытки, связанные с нарушением циклов производства, невозможностью отгрузки готовой продукции своим клиентам, порчей товара, отключением систем водоснабжения и отопления. Вынужденный простой в связи с отсутствием электроэнергии отрицательно сказывается и на деловой репутации наших предприятий. Отсутствие электроэнергии скажется и на заработной плате работников наших предприятий, так как в это время они не смогут выполнять свои трудовые обязанности.
Представители подтвердили, что периоды ограничения ОАО "ФНПЦ "Станкомаш", при которых пострадали заявители, составили: 13.10.2010 с 11-07 до 12-06 и 13.11.2010 с 10-08 до 12-00. При этом, фактические потери понесенные в результате указанных периодов отключения ООО "Модерн Гласс" составили 138 278,08 рублей, а ООО "Уралпромтехнология" - 1 184 970 рублей.
Несмотря на то, что на момент вынесения данного решения электроснабжение заявителей восстановлено представители заявителей ходатайствовали перед Комиссией, о выдаче в отношении ОАО "Челябэнергосбыт" и ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" предписаний о недопущении в будущем действий по их снабжению электроэнергией.
На заседаниях Комиссии 05.04.2011, 24.05.2011 и 05.07.2011 представитель ОАО "Челябэнергосбыт" поддержал свои доводы, указанные в письмах от 31.01.2011 вх. N 966, от 25.03.2011 вх. 3233, 20.05.2011 вх. N 5866, 24.05.2011 вх. 5965, 20.06.2011 вх. N 2011 и пояснил следующее.
Процедура введения частичного ограничения в связи с задолженностью ООО "ФНПЦ "Станкомаш" была начата ОАО "Челябэнергосбыт" 10.06.2010. С указанной даты по август 2010 года (телетайпограмма от 02.06.2010 N 23/004) вводилось частичное ограничение должника до величины технологической брони. Электроснабжение транзитных потребителей не затрагивалось.
01.09.2010 ОАО "Челябэнергосбыт" в связи с отказом ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" произвести ограничение в отдельных собственных электроустановках был составлен акт N 2004-251.
В связи с отказом ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" произвести ограничение собственных электроустановок до уровня аварийной брони ОАО "Челябэнергосбыт" уведомило ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" о ежедневном отключении ГПП "ЗСО" с 10 - 00 до 12 - 00 начиная с 07.10.2010.
Отключение ГПП "ЗСО" были произведено 13.10.2010 с 11-07 до 12-06 (Акт от 13.10.2010 N 2011 - 150) и 13.11.2010 с 10-08 до 12-00 (Акт от 13.11.2010 N 2004-323), при этом было ограничено электроснабжение транзитных потребителей, в том числе жилого дома по улице Барбюса, 20.
При этом, транзитные потребители были уведомлены о предстоящих ограничениях электропотребления.
По мнению ОАО "Челябэнергосбыт", в действиях ОАО "ФНПЦ "Станкомаш", являющегося сетевой организацией, выразившихся в отказе добровольно ограничить электропотребление, при этом не обеспечив электроснабжение всех транзитных потребителей, следует квалифицировать как нарушение части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
На заседаниях Комиссии 05.04.2011, 24.05.2011 и 05.07.2011 представитель ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" поддержал свои доводы, указанные в письмах от 28.01.2011 вх. N 906, от 22.03.2011 вх. N 2990, 21.03.2011 исх. N 806/110 и пояснил следующее.
ОАО ФНПЦ "Станкомаш" является потребителем электроэнергии ОАО "Челябэнергосбыт", который не оплачивает потребленную электроэнергию в полном объеме, задолженность по состоянию на 01.11.2010 года составляет 87, 864 млн. рублей.
01.01.2008 между ОАО "Челябэнергосбыт" и ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" заключен договор N 646-806-27-342 об оказании услуг по передаче электрической энергии и компенсации технологического расхода электрической энергии в сетях сетевой организации.
Заявители являются транзитными потребителями ОАО "ФНПЦ "Станкомаш".
Пунктом 173 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530) (далее - Правила) не исполнен ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" по следующим основаниям.
При отключении электропитания по напряжению 110 кВ в работе остается один ввод 10 кВ с пропускной способностью 4 мВт (кабельная линия проложена в 1954 году и ее износ составляет 100 %). Разрешенная мощность транзитных потребителей (заявителей), имеющих прямые договоры с ОАО "Челябэнергосбыт", составляет более 5 мВт.
Таким образом, существующий кабельный ввод не позволяет пропустить требуемую мощность для электропотребления транзитных потребителей и не может быть использован по причине своего износа.
При этом, ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" своими письмами от 05.10.2010 N 806/418, от 08.11.2010 N 806-448 уведомило ОАО "Челябэнергосбыт" о том, что в случае ежедневных отключений ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" будут обесточены и транзитные потребители, которые запитаны от сетей ОАО "ФНПЦ "Станкомаш".
Своим письмом от 01.06.2011 вх. N 6383 ОАО "Фортум" сообщило, что ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" имеет две точки присоединения к распределительным устройствам ОАО "Фортум" (ЧТЭЦ - 1).
Своим письмом от 20.06.2011 вх. N 7122 ОАО "МРСК - Урала" сообщило, что в Производственное объединение Центральные электрические сети Филиала ОАО "МРСК - Урала" - "Челябэнерго" неоднократно поступали заявки ОАО "Челябэнергосбыт" на введение ограничения режима электроэнергии ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" путем отключения ВЛ 110 кВ "ЧТЭЦ 1 - ЗСО", ВЛ 110 кВ "Гусеничная - ЗСО".
При этом, к сетям ОАО "МРСК - Урала" опосредовано присоединены транзитные потребители, поэтому отключение 110 кВ, от которых запитаны энергопринимающие устройства ОАО "ФНПЦ "Станкомаш", повлечет за собой прекращение энергоснабжения данных потребителей.
Таким образом, без ограничения прав и свободных интересов третьих лиц, возможно только самостоятельное ограничение ограничение ОАО "ФНПЦ "Станкомаш".
Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении ОАО "Челябэнергосбыт" пункта 4 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" и о нарушении ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" по следующим основаниям.
1. Приказом руководителя Челябинского УФАС России от 01.09.2008 N 71 ОАО "Челябэнергосбыт" внесено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более, чем 35 процентов, как занимающее долю на рынке розничной продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области более 65 процентов.
Таким образом, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО "Челябэнергосбыт" на рынке продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области признается доминирующим.
В силу своего доминирующего положения на рынке продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области ОАО "Челябэнергосбыт" обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
2. Правила устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики, а также определяют условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией.
Согласно пункту 161 Правил ограничение режима потребления электроэнергии может вводиться в том числе в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем.
Однако, право энергоснабжающей организации на ограничение режима потребления электроэнергии ограничивается необходимостью соблюдения следующих положений законодательства.
Согласно статье 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Согласно статье 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35 - ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате за потребление электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
В соответствии с пунктом 170 Правил ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 05.01.1998 N 1 "О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданых им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов", в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно - энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Действительно, согласно пункту 173 Правил, в случае, если ограничение режима потребления, инициированного в соответствии с пунктом 171 указанных Правил, применяется по отношению к лицам, владеющими объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей, надлежащим образом исполняющих свои обязательства по оплате электрической энергии (далее - Организация-неплательщик), указанные лица обязаны предпринять все необходимые действия для поставки электрической энергии таким потребителям в установленном договором энергоснабжения (договором купли - продажи (поставки) электрической энергии) объеме.
Однако, обязанность Организации-неплательщика предпринять соответствующие меры для соблюдения прав и законных интересов других потребителей не снимает с энергоснабжающей организации (гарантирующего поставщика) возложенной на нее ст.38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35 - ФЗ "Об электроэнергетике", пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 05.01.1998 N 1 "О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданых им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов", пунктом 170 Правил обязанности по надежному и качественному обеспечению потребителей, надлежащим образом исполняющих свои обязательства по договору, электрической энергией в соответствии с условиями заключенного договора.
В условиях функциональной и технологической связанности процессов выработки, передачи, сбыта и потребления электроэнергии, высокой степени монополизации рынка электроэнергии в Российской Федерации, в случае отсутствия у участников спорных отношений реальных механизмов, обеспечивающих индивидуальное ограничение режима потребления неплательщиков, реализация сбытовыми и сетевыми организациями права на прекращение или ограничение подачи электроэнергии организации - неплательщику не должна приводить к ущемлению прав и законных интересов иных лиц и влечь социально опасные последствия (Постановление Шестнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 05.10.2010 N А15-2274/2009).
ОАО "Челябэнергосбыт", инициировав ограничение режима электропотребления ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" в периоды 13.10.2010 с 11-07 до 12-06 и 13.11.2010 с 10-08 до 12-00 путем отключения ГПП "ЗСО", ограничило электроснабжение транзитных потребителей, том числе жилого дома по адресу: г. Челябинск, ул. Барбюса, 20, в полном объеме и в установленный срок производящях оплату за потребленную электроэнергию, чем нарушило их права и законные интересы.
Кроме того указанные действия ОАО "Челябэнергосбыт" привели не только к прекращению энергоснабжения заявителей, но к экономическому ущербу предприятий, а также, в силу того, что было ограничено энергоснабжение жилого дома по адресу: г. Челябинск, ул. Барбюса, 20, к реальной угрозе жизни и здоровья людей.
Таким образом, восстановление имущественного интереса поставщика электроэнергии - ОАО "Челябэнергосбыт" могло привести к причинению добросовестным плательщикам материального ущерба и морального вреда (в результате отключения могли пострадать права и законные интересы не только заявителей, но и населения города Челябинска), размер которого несоизмерим с потерями электроснабжающей организации в рамках обязательственных отношений с организацией - неплательщиком - ОАО "ФНПЦ "Станкомаш".
Жизнь и здоровье граждан являются приоритетными над экономическими результатами хозяйственной деятельности энергоснабжающей организации.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 год N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указано, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона "О защите конкуренции" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Таким образом, Комиссия расценивает действия ОАО "Челябэнергосбыт", выразившиеся в введении ограничения режима потребления электроэнергии ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" путем отключения ГПП "ЗСО", обеспечивающей электроснабжение заявителей через сети ОАО "ФНПЦ "Станкомаш", в периоды 13.10.2010 с 11-07 до 12-06 и 13.11.2010 с 10-08 до 12-00, как нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
3. Постановлением от 25.12.2008 N 43/221 Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" введен в действие тариф на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО "ФНПЦ "Станкомаш".
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, ОАО "ФНПЦ "Станкомаш", как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Таким образом в силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" на данном товарном рынке признается доминирующим.
4. Согласно пункту 173 Правил в случае, если ограничение режима потребления, инициированного в соответствии с пунктом 171 настоящих Правил, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии потребителям, надлежащим образом исполняющим свои обязательства по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, либо повлечь за собой возникновение аварий в работе Единой энергетической системы России (технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем) или отдельных объектов электроэнергетики, сетевая организация или иной собственник (владелец) объектов электросетевого хозяйства, к чьим сетям присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, обязаны:
незамедлительно уведомить об этом инициатора введения ограничения;
разработать в срок, не превышающий 3 рабочих дней, дополнительные организационно-технические меры по обеспечению введения ограничения режима потребления, предусматривающие в том числе соблюдение прав и законных интересов 3-х лиц (других потребителей).
Согласно пункту 161 Правил предусмотрено право Продавца электрической энергии на введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии и мощности за неоднократное нарушение Покупателем сроков оплаты приобретенной им электрической энергии.
В связи с образовавшейся задолженностью ОАО "Челябэнергосбыт" реализовало свое право на введение частичного ограничения электропотребления ОАО "ФНПЦ "Станкомаш".
16.09.2010 в адрес ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" была направлена телетайпограмма N 23/805 о предстоящем введении частичного ограничения электроснабжения до величины аварийной брони с 23.09.2010.
Телетайпограммой от 23.09.2010 N 23/876 введение частичного ограничения электроснабжения до величины аварийной брони перенесено на 28.09.2010.
Таким образом, ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" был предоставлен более длительный срок для разработки и принятия необходимых организационно-технических мер по недопущению нарушения прав и законных интересов третьих лиц. Руководство ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" отказалось от произведения отключения собственных электроустановок, что подтверждается актом ОАО "Челябэнергосбыт" от 28.09.2010 N 2004-274.
Однако, отключение ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" от ГПП "ЗСО" было произведено в периоды 13.10.2010 с 11-07 до 12-06 и 13.11.2010 с 10-08 до 12-00, при этом было ограничено электроснабжение заявителей. Следовательно, ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" не были осуществлены организационно-технические меры по обеспечению введения ограничения режима потребления, предусматривающие в том числе соблюдение прав и законных интересов третьих лиц (других потребителей), предусмотренные пунктом 173 Правил.
Таким образом, Комиссия расценивает действия ОАО "ФНПЦ "Станкомаш", выразившиеся невыполнении предусмотренных пунктом 173 Правил организационно-технических мер по обеспечению введения ограничения режима потребления, предусматривающие в том числе соблюдение прав и законных интересов третьих лиц (других потребителей), в периоды 13.10.2010 с 11-07 до 12-06 и 13.11.2010 с 10-08 до 12-00, как нарушение части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Комиссия удовлетворяет поступившее ходатайство заявителей, о выдаче ОАО "Челябэнергосбыт" и ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" предписаний о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать действия ОАО "Челябэнергосбыт", выразившиеся в введении ограничения режима потребления электроэнергии ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" путем отключения ГПП "ЗСО", обеспечивающей электроснабжение заявителей через сети ОАО "ФНПЦ "Станкомаш", в периоды 13.10.2010 с 11-07 до 12-06 и 13.11.2010 с 10-08 до 12-00, как нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
В связи с восстановлением энергоснабжения ООО "Компания СК" (договор от 01.05.2008 N 2048), ООО "Модерн Гласс" (договор от 01.03.2008 N 2046), ООО "Уралпромтехнология" (договор от 01.02.2009 N 1753), ООО "Уралпак" (договор от 01.08.2010 N 2689), ЗАО "НПЦ "Гидроавтоматика" (договор от 01.07.2008 N 2414), а также жилого дома по адресу г. Челябинск, ул. Барбюса, 20 (УК ООО "Агентство "Вертикаль") в соответствии с условиями соответствующих договоров энергоснабжения предписание об устранении нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ОАО "Челябэнергосбыт" не выдавать.
Признать действия ОАО "ФНПЦ "Станкомаш", выразившиеся невыполнении предусмотренных пунктом 173 Правил организационно-технических мер по обеспечению введения ограничения режима потребления, предусматривающие в том числе соблюдение прав и законных интересов третьих лиц (других потребителей), в периоды 13.10.2010 с 11-07 до 12-06 и 13.11.2010 с 10-08 до 12-00, как нарушение части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
В связи с восстановлением энергоснабжения ООО "Компания СК" (договор от 01.05.2008 N 2048), ООО "Модерн Гласс" (договор от 01.03.2008 N 2046), ООО "Уралпромтехнология" (договор от 01.02.2009 N 1753), ООО "Уралпак" (договор от 01.08.2010 N 2689), ЗАО "НПЦ "Гидроавтоматика" (договор от 01.07.2008 N 2414), а также жилого дома по адресу г. Челябинск, ул. Барбюса, 20 (УК ООО "Агентство "Вертикаль") в соответствии с условиями соответствующих договоров энергоснабжения предписание об устранении нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" не выдавать.
Выдать ОАО "Челябэнергосбыт" и ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
6. Материалы дела N 7 - 04/11 передать должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии Е.Г. Семенова
Члены Комиссии Ю.М. Расторгуева
П.А. Никитин
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 июля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016