Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 5 августа 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: <_>
в присутствии представителей:
Департамента здравоохранения Ивановской области (далее - Заказчик): <_>
ООО "Ирист 2000" (далее - Заявитель): <_> установила:
25 июля 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Ирист 2000" на действия Заказчика - Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении запроса котировок на поставку лечебного питания, не содержащего фенилаланин (извещение N 0133200003113000091).
Заявитель считает, что Заказчиком при размещении заказа были нарушены нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Из жалобы ООО "Ирист 2000" следует, что требованиям к качеству товара, прописанным в извещении о проведении запроса котировок, соответствует препарат только одного производителя - фирмы "HERO" Испания, что ограничивает конкуренцию и число участников размещения заказа.
В требуемом Заказчику питании отсутствуют такие составляющие, как хром, молибден и марганец. Указанные элементы отсутствуют только в препаратах компании "HERO" Испания. Заявитель указывает, что это необходимые для больных детей вещества и присутствие их в детском питании предусмотрено Методическим письмом Министерства Здравоохранения Российской Федерации N 15-1/10/2-836 от 24.07.2012 "Специализированные продукты лечебного питания для детей с фенилкетонурией" (далее - Методическое письмо).
Кроме того, Заявитель указывает, что требуемое Заказчику питание должно иметь фасовку в объеме 400 грамм, только питание фирмы "HERO" имеет указанную фасовку.
Ивановское УФАС России отмечает, что Заявитель не представил документальных доказательств, имеющих юридическую силу, подтверждающих указанные в жалобе доводы.
Представители Заказчика в своих возражениях указали, что не согласны с доводами Заявителя, так как нарушений при проведении запроса котировок допущено не было. Исходя из письменных пояснений Заказчика, а также из пояснений представителей Заказчика, данных на заседании Комиссии по рассмотрению указанной жалобы, следует, что требование об отсутствии в продукте микроэлементов хрома, молибдена и марганца, обозначенных в извещении о проведении запроса котировок, связано с тем, что физиологическая потребность в этих микроэлементах мала. Ребенок в возрасте старше года, употребляющий, кроме лечебного питания, натуральные продукты, получает их с ними. Кроме того, избыток этих микроэлементов может негативно влиять на уже нарушенные обменные процессы у больных фенилкетонурией.
Требования к показателю энергетической ценности продукта, содержанию белков и углеводов, отсутствию жира, соответствуют всем продуктам диетического питания без фенилаланина, зарегистрированным в России и предназначенным для детей в возрасте старше 10 лет. Однако Заказчик выставляет также требование наличия в продукте натрия не более 500 мг, хлоридов не более 1000 мг на 100 г сухой смеси, т.к. большее содержание этих минералов, с одной стороны, ухудшает органолептические качества продукта, а с другой стороны, увеличивает нагрузку на почки (уязвимый орган у ребенка с наследственным дефектом обмена веществ). Требование наличия в продукте аминокислоты цистеина, а не L-цистина, заявленное Заказчиком, продиктовано необходимостью профилактировать нарушение функций почек, т.к. он может способствовать образованию почечных конкрементов.
В настоящее время под наблюдением медико-генетической консультации находится 11 детей, больных фенилкетонурией, в возрасте старше 7 лет, получающих продукты диетического питания, соответствующие заявленным в извещении о проведении запроса котировок требованиям. Использование данных препаратов не вызывало осложнений в течение всего периода наблюдения. Дети употребляли смесь с заявленными в извещении о проведении запроса котировок характеристиками охотно, аппетит был сохранен, не отмечалось нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта, удовлетворительными были весовые прибавки, уровень фенилаланина поддерживался в пределах допустимого.
Нецелесообразно заменять препарат для диетического питания, к которому привык ребенок, т. к. это небезразлично для больного: перевод с одного препарата на другой займет определенное время (от 1 недели до месяца), во время которого сложно поддерживать нормальный уровень фенилаланина. Кроме того, в случае отказа ребенка от нового препарата, привыкание может быть еще более длительным, не исключено, что ребенок не сможет переносить новый препарат. Использование препаратов, отличающихся по составу от заявленных в документации, значительно хуже переносится больными. Опыт использования таких смесей, как: "Афенилак", "Тетрафен" (новое название "Нутриген") получил отрицательный результат. Применение препаратов "Афенилак", "Тетрафен" вызвало аллергические реакции у 40% больных, а у одного ребенка провоцировало обострение бронхиальной астмы, у трети получавших лечение "Тетрафеном" отмечались диспептические явления (понос, рвота). Кроме того, за счет низких органолептических качеств препаратов (имеют неприятный посторонний запах и вкус разлагающегося белка) почти все дети отказывались их принимать, что приводило к невозможности поддержания нормального уровня фенилаланина в крови, т. е. применение препаратов не позволяло достигнуть необходимого эффекта. Родители детей, больных фенилкетонурией, настояли на замене препаратов марки "Тетрафен" в связи с их низкими органолептическими качествами, отказом детей от приема и непереносимости. В результате "Тетрафен" оказался неиспользованным, а деньги на его приобретение потраченными впустую. Необходимо отметить, что производители препаратов "Афенилак", "Тетрафен", "Нутриген" в их характеристике не отмечали низкие органолептические качества, наличие постороннего запаха и вкуса и возможные побочные действия.
Относительно довода о фасовке продукта по 400 грамм, Заказчик указал, что указанная фасовка продиктована требованием санитарно-эпидемиологического режима, в связи с тем, что открытая банка пригодна к употреблению в течение недели (при более длительном хранении открытой банки аминокислоты разлагаются), а также соображениями экономии, т. к. 400 грамм является оптимальной расфасовкой, позволяющей полностью использовать продукт, не утилизируя неиспользованный в течение недели остаток.
Данные возражения по жалобе были подтверждены заключением заведующей медико-генетической консультации консультативно-диагностической поликлиники ФГБУ "Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова" Министерства здравоохранения Российской Федерации, главного внештатного специалиста по медицинской генетике Департамента здравоохранения Ивановской области <_>
Рассмотрев представленные Заявителем и Заказчиком документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
22.07.2013 на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) в сети "Интернет" было размещено извещение N 0133200003113000091 о проведении запроса котировок на поставку лечебного питания, не содержащего фенилаланин.
В соответствии со ст. 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать следующие сведения:
1) наименование заказчика, его почтовый адрес, адрес электронной почты заказчика (при его наличии);
2) источник финансирования заказа;
3) форма котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа;
4) наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с ч. 2.1 - 3.4 ст. 34 Закона о размещении заказов;
4.1) требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара. Указанные требования устанавливаются заказчиком, уполномоченным органом при необходимости, за исключением случаев размещения заказов на поставки машин и оборудования;
5) место доставки поставляемых товаров, место выполнения работ, место оказания услуг;
6) сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
7) сведения о включенных (невключенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;
8) максимальная цена контракта и обоснование максимальной цены контракта в соответствии с положениями ст. 19.1 Закона о размещении заказов;
9) место подачи котировочных заявок, срок их подачи, в том числе дата и время окончания срока подачи котировочных заявок;
10) срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
11) срок подписания победителем в проведении запроса котировок контракта со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок;
12) требование, предусмотренное п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона о размещении заказов, в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено такое требование.
На основании данной нормы Заказчик в извещении о проведении запроса котировок установил предмет контракта: поставка лечебного питания, не содержащего фенилаланин, а также указал наименование товара, его количество, параметры для определения соответствия товара, предлагаемого участником размещения заказа, товару, требуемому Заказчику.
Специфика каждого заказа определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, правомочия на их установление Законом о размещении заказов предоставлены Заказчику. В связи с объективными причинами, в целях обеспечения потребностей (нужд), Заказчиком могут быть установлены более детальные требования, характеристики к товару, работам, услугам.
В извещении о проведении запроса котировок определены характеристики товара с указанием значений показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара.
Установление Заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в размещении заказа, ограничить число участников размещения заказа, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям извещения о проведении запроса котировок.
Материалами дела, пояснениями лиц, участвующих в деле, установлено, что вышеуказанные характеристики к товару установлены Заказчиком не произвольно, а связаны с необходимостью приобретения лечебного питания, не содержащего фенилаланин, для детей, больных фенилкетонурией с определенными параметрами.
Установление жестких требований к лечебному питанию обусловлено тем, что в настоящее время под наблюдением медико-генетической консультации находится 11 детей, больных фенилкетонурией, в возрасте старше 7 лет, получающих продукты диетического питания, соответствующие заявленным в извещении о проведении запроса котировок требованиям. Использование данных препаратов не вызывало осложнений. Нецелесообразно заменять препарат для диетического питания, к которому привык ребенок, т. к. перевод с одного препарата на другой займет определенное время, во время которого сложно поддерживать нормальный уровень фенилаланина. Кроме того, в случае отказа ребенка от нового препарата невозможность его использования может привести либо к голоданию детей, либо, в случае расширения диеты, к непоправимым нарушениям здоровья, умственной отсталости.
Принимая во внимание право Заказчика устанавливать требования к товару, исходя из действительных потребностей Заказчика, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о том, что требования к лечебному питанию, установленные Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок, не противоречат требованиям законодательства о размещении заказов.
Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к запрашиваемому товару. На основании указанных норм Заказчик установил в извещении о проведении запроса котировок качественные характеристики лечебного питания, не содержащего фенилаланин, для детей, больных фенилкетонурией.
Таким образом, довод Заявителя относительно установления Заказчиком требования, влекущего за собой ограничение количества участников размещения заказа, является необоснованным.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников размещения заказа.
Относительно довода об отсутствии в необходимом Заказчику питании таких элементов, как хром, молибден и марганец, а также ссылки на Методическое письмо, которым предусмотрены указанные элементы в питании.
Показатели к продуктам без фенилаланина или с низким его содержанием для питания детей старше года содержатся в Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требованиях к товарам, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (далее - Единые санитарные требования), утвержденным Решением Комиссии таможенного союза N 299 от 28.05.2010. Согласно указанным Единым санитарным требованиям продукты без фенилаланина или с низким его содержанием, предназначенные для питания детей старше года, должны содержать белка (экв.) не менее 20 г/л, а по показателям безопасности должны соответствовать требованиям к продуктам без фенилаланина или с низким его содержанием для детей 1-го года жизни. Содержание жира и углеводов в таких продуктах не регламентируется, а содержание витаминов, минеральных солей и микроэлементов должно соответствовать возрастным физиологическим потребностям. Иных характеристик к лечебному питанию без фенилаланина или с низким его содержанием Единые санитарные требования не содержат.
Единые санитарные требования имеют статус международного договора.
В силу п. "а" ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" "международный договор Российской Федерации" означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее - иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Следовательно, Единые санитарные требования, являющиеся составной частью правовой системы Российской Федерации, имеют приоритет над законодательством Российской Федерации.
Таким образом, требования к качеству товаров установлены Заказчиком правомерно и довод Заявителя относительно установления требований к качеству товара, не соответствующих Методическому письму, не состоятелен.
Довод Заявителя о том, что только питание "HERO" имеет фасовку 400 грамм, не был подтвержден документально. Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России сообщили, что данное требование установлено не произвольно. Оно обусловлено тем, что открытая банка пригодна к употреблению в течение недели (при более длительном хранении открытой банки аминокислоты разлагаются), а также соображениями экономии, 400 грамм является оптимальной расфасовкой, позволяющей полностью использовать продукт, не утилизируя неиспользованный в течение недели остаток. Таким образом, довод Заявителя о том, что требования к упаковке товара сформированы Заказчиком только под питание "HERO" не состоятелен.
Довод Заявителя о том, что имеется нарушение ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не может быть предметом рассмотрения настоящей жалобы, т.к. свидетельствует о предполагаемом нарушении антимонопольного законодательства, а не законодательства о размещении заказов.
При рассмотренных обстоятельствах, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм законодательства о размещении заказов, в том числе, незаконного ограничения количества участников размещения заказа.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 17, 60 Закона о размещении заказов Комиссия Ивановского УФАС России, решила:
Признать жалобу ООО "Ирист 2000" на действия Заказчика - Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении запроса котировок на поставку лечебного питания, не содержащего фенилаланин (извещение N 0133200003113000091) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 5 августа 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016