Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области
от 18 сентября 2013 г. N 220/2013-3/3
Резолютивная часть решения оглашена 17 сентября 2013 г.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, созданная приказом Рязанского УФАС России N 69 от 16.07.2013 г., (далее - Комиссия), <_> рассмотрев жалобу ООО "БЕЛЫЙ ДОМ" (далее - Заявитель) N01-11/047 от 09.09.2013 г. (вх. от 10.09.2013 г. N3107) и дополнение к ней N01-11/062 от 17.09.2013 г. на действия администрации муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад на 250 мест в г. Михайлове с поставкой необходимых материалов и оборудования (кроме технологического)", и, проведя внеплановую проверку представленных документов, установила:
Администрацией муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области была организована процедура размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад на 250 мест в г. Михайлове с поставкой необходимых материалов и оборудования (кроме технологического)" (далее - Аукцион в электронной форме).
Заказчиком и Уполномоченным органом Аукциона в электронной форме выступила администрация муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области (далее - Заказчик, Уполномоченный орган).
27 августа 2013 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет было опубликовано извещение о проведении открытого аукциона N 0159300043913000061 (в редакции N3) и документация об открытом аукционе в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 180 658 815 рубля 00 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчиком допущены следующие нарушения в документации об открытом аукционе:
- в нарушение части 5 статьи 41.7., Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Заказчик дважды опубликовав разъяснения положений документации об открытом аукционе в электронной форме, изменил суть документации, не продлив при этом, срок подачи заявок на участие в нём;
- Заказчик установил показатели товаров, которые ранее отсутствовали в документации об аукционе (сорт и класс), во-вторых изменил значения показателей товаров, ранее установленных документацией (предел прочности при изгибе через 28 суток, длина в мм., плотность полиэтилена в кг/м3 и прочее);
- в техническом задании, Заказчиком не установлены ГОСТы и ТУ на предполагаемый к поставке товар, а в проекте муниципального контракта указано, что подрядчик должен гарантировать надлежащее качество используемых материалов, конструкций, оборудования и систем, соответствие их проектным спецификациям, ГОСТам и ТУ, обеспеченность их соответствующими сертификатами, техническими паспортами и другими документами, удостоверяющими их качество.
Заявитель считает, что действия Заказчика нарушают права участников размещения заказа, не представляя им достаточного времени для формирования своего предложения, в том числе первой части заявки на участие в аукционе.
В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе и дополнении к ней.
В обоснование своих доводов Заявитель ссылается на решение ФАС России по делу К-1135/13 и на решения арбитражных судов.
В своем отзыве на жалобу от 12.09.2013 г. N 01-46/1977 Заказчик считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению в полном объеме, так как, по его мнению, суть документации не изменилась, и ссылается на решение УФАС России по Волгоградской области по делу N12-06/02-376 и решение УФАС России по Ульяновской области по делу N9143/03-2012.
На заседании Комиссии представитель Заказчика возражал против доводов, изложенных в жалобе, считая, что документация об аукционе в электронной форме полностью соответствует требованиям Закона о размещении заказов, а также в действиях Заказчика отсутствуют нарушения положений указанного закона.
Изучив представленные документы, связанные с размещением данного заказа, выслушав мнения присутствующих, а также на основании проведенной Комиссией внеплановой проверки, в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов и пунктом 3.1.2 приказа ФАС России от 24.07.2012 г. N 498 Комиссия пришла к следующим выводам.
Комиссией было установлено, что Заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 2 и 6 сентября 2013 г. были опубликованы разъяснения положений документации об открытом аукционе в электронной форме, касающиеся технических ошибок (опечаток) при описании единиц измерения материалов и оборудования (товара).
Разъяснить, согласно толковому словарю С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой - объяснить, сделать ясным, яснее, понятным.
В соответствии с частью 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять её суть.
В ходе анализа указанных разъяснений Комиссией было установлено, что они не изменяют суть аукционной документации.
Данный вывод подтверждается решением УФАС России по Волгоградской области по делу N12-06/02-376.
Таким образом, в указанной части жалоба ООО "Белый дом" является необоснованной.
Комиссией также отмечено, что согласно части 7 статьи 41.7 Заказчик, Уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме вправе принять решение о внесении изменений в документацию об открытом аукционе не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. Изменение предмета открытого аукциона в электронной форме не допускается. При этом срок подачи заявок на участие в открытом аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения таких изменений до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Установлено, что на основании решения Уполномоченного органа в извещение N 0159300043913000061 (в редакции N3) было внесено изменение, в части продления срока подачи заявок на участие в открытом аукционе на 3 дня (до 12.09.2013 г.), при этом предмет открытого аукциона в электронной форме изменен не был.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Согласно части 11 проекта муниципального контракта подрядчик должен гарантировать надлежащее качество используемых материалов, конструкций, оборудования и систем, соответствие их проектным спецификациям, ГОСТам и ТУ, обеспеченность их соответствующими сертификатами, техническими паспортами и другими документами, удостоверяющими их качество.
Техническое задание Аукциона в электронной форме содержит технические показатели (величины) товара, а также максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, но отсутствуют ссылки на конкретные ГОСТы или ТУ, которые необходимы согласно проекту муниципального контракта (который, в свою очередь является неотъемлемой частью документация об открытом аукционе в электронной форме).
Различные ГОСТы и ТУ могут содержать различные требования к товарам. Участники размещения заказа обязаны указывать в своих заявках конкретные показатели используемых товаров, соответствующих значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, которые могут противоречить действующим неустановленным Заказчиком ГОСТам либо ТУ, что дает право аукционной комиссии необоснованно допускать или отказывать в допуске к участию в аукционе участникам размещения заказа.
Некорректно составленное Техническое задание, влекущее неоднозначность толкований технических параметров (величин) товара, не дает возможность потенциальным участникам аукциона определить соответствие такого товара потребностям Заказчика при выполнении работ, что противоречит пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Таким образом, в указанной части жалоба ООО "Белый дом" является обоснованной.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закон о размещении заказов официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru.
Частями 6 и 8 статьи 16 Закона о размещении заказов информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков размещается на официальном сайте без взимания платы.
Согласно части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов порядок регистрации на официальном сайте пользователей, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о размещении заказов, в том числе сроки регистрации, а также порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа, порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России (федеральный орган исполнительной власти осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере размещения заказов) и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н утверждены Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения, размещаемая на официальном сайте информация, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Кроме того, пунктом 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 N 470, установлено, что информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя (потенциального участника размещения заказа).
На заседании Комиссии, в результате ознакомления с Техническим заданием Аукциона в электронной форме, размещенного Заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru (номер извещения 0159300043913000061) установлено, отсутствует возможность поиска копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя (потенциального участника размещения заказа), что нарушает часть 7 статьи 16 Закона о размещении заказов.
Комиссия, при вынесении решения по жалобе ООО "Белый дом", не принимала во внимание довод Заявителя, ссылающегося на решение ФАС России по делу К-1135/13, поскольку в указанном решении, разъяснениями положений документации об аукционе, установлено, что "при рассмотрении первых частей заявок данные требования к показателям товаров учитываться не будут в виду не определенности их толкования установленных техническим заданием".
Также, Комиссия не принимала во внимание ссылку Заявителя на решения арбитражных судов, поскольку представленные Заявителем судебные решения не относятся к существу рассматриваемой жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь частями 5 и 9 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов решила:
1. Признать жалобу ООО "БЕЛЫЙ ДОМ" частично обоснованной.
2. Признать администрацию муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области нарушившей часть 7 статьи 16 и пункт 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать администрацией муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4. В соответствии с письмом прокуратуры Рязанской области от 12.08.2013 г. N 7/11-1165-10 направить материалы рассмотрения жалобы в прокуратуру Рязанской области, УМВД России по Рязанской области, УФСБ России по Рязанской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
П Р Е Д П И С А Н И Е N220/2013-З/3
18 сентября 2013 г.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, созданная приказом Рязанского УФАС России N 69 от 16.07.2013 г., (далее - Комиссия), <_> на основании своего решения по делу N220/2013-З/3 от 18.09.2013 г. предписывает администрации муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области:
1. В срок до 23 сентября 2013 года внести изменения в документацию открытого аукциона в электронной форме на право заключить договор на выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад на 250 мест в г. Михайлове с поставкой необходимых материалов и оборудования (кроме технологического)", привести её в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в части Технического задания) и пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
2. Разместить документацию открытого аукциона в электронной форме в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.zakupki.gov.ru, указанном в извещении открытого аукциона в электронной форме.
3. Продлить срок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме таким образом, чтобы со дня размещения на официальном сайте изменений в документацию об открытом аукционе в электронной форме, срок подачи заявок на участие в данном открытом аукционе в электронной форме составлял не менее 15 (пятнадцати) дней.
4. Об исполнении настоящего предписания сообщить до 25 сентября 2013 года и представить доказательства его исполнения.
Невыполнение в установленный срок предписания Рязанского УФАС России влечёт за собой привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 18 сентября 2013 г. N 220/2013-3/3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016